Тема: «Басня ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок»" Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
методическая разработка (подготовительная группа)

Екатерина Владимировна Матвеева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №18 «Ромашка» комбинированного вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Басня ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок»"

Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

 

 

 

 

Педагог: Матвеева Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Берёзовский городской округ 2023 г

Тема: «Басня ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок»"

Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

 

Цель: продолжение знакомства детей  с литературным жанром басня.

Задачи:

Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»;

Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде; Развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом; Воспитывать нравственные качества – трудолюбие, жалость к нуждающимся стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.

 

Ход занятия:

Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

 Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: « Будет интересно!»

Наши глазки внимательно смотрят и всё видят

Наши ушки слушают и всё слышат

 

Ребята, мы с вами читали много литературных произведений. Существуют разные жанры художественных произведений. Назовите, какие вы знаете?

Сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки, поговорки.

- А ещё в литературе существует такой жанр, как басня. Что же это такое?

Басня - это короткая поучительная история, где высмеиваются не совсем хорошие черты характера и поступки. Героями басен часто бывают животные; басня помогает людям на примере животных увидеть в себе плохие поступки. Басни бывают в стихах и в прозе (в виде рассказов)

-Кто помнит имя известного баснописца? Мы с вами с ним уже знакомились.

Известный русский баснописец - Иван Андреевич Крылов.

-Давайте вспомним известные нам басни, Ивана Андреевича Крылова

 которые мы уже знаем

 

Игр/упр «Угадай басню» (Прием моделирования)

 

Сегодня мы поговорим об одной из известнейших басен И. Крылова - я сейчас загадаю вам загадки, а вы мне назовете главных героев этой басни (выставляются картинки)

Он - трудяга, не бездельник,

Строит целый муравейник.

Догадайся же скорей:

"Кто строитель?" - (Муравей)

 

Этот малый вертолёт,

Отправляется в полёт,

Зависает, не летит,

Крылышками шевелит.

Как стекло, они прозрачны,

С виду, кажутся, невзрачны,

Вот такая егоза,

Эта наша,-...(Стрекоза.)

 

-Ну что, вы догадались,как называется басня ? Правильно - " Стрекоза и Муравей " (иллюстрированная басня)

 

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

"Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!"

"Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?" -

Говорит ей Муравей.

"До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило".

"А, так ты..." - "Я без души

"Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!"

 

- Когда вы слушали басню, заметили ли в ней интересные, необычные выражения. Например Что это значит? Как сказать по-другому?   (ответы)

- «Помертвело чисто поле». Что означает слово «помертвело»? Почему так говорят?

Как сказать по-другому?     (ответы)

 

Игра «Обьяснялка»

Оглянуться не успела( Очень быстро)

Вешние дни (вессение, первые дни)

- «Злой тоской удручена». Как сказать об этом по-другому?  (ответы)(Очень расстроена, опечалена, грустная)

-зима катит в глаза» (наступила очень быстро)

 

 

Физминутка. (На ускорение)

 

Я большая стрекоза,

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела.

(Дети выполняют движения по тексту)

 

 

Беседа по басне:

- Назовите главных героев басни?

-Чем занималась Стрекоза все лето? А что делал летом Муравей?

-С какой просьбой пришла Стрекоза к Муравью?

-Почему Муравей отказал ей в помощи?

 

-Справедливо ли Муравей поступил со Стрекозой?

 Муравей поступил правильно, потому что…

Муравей всё лето трудился, заготавливал корм на зиму, ремонтировал свой дом, утеплял его. Он  трудолюбивый, его все уважают. Стрекоза всё лето, ленилась, не желала ничего делать, любит  только развлекаться (петь и танцевать) Муравей серьёзный, дисциплинированный, домовитый. Только трудом можно достичь благополучия, спокойствия  и уверенности  в завтрашнем дне.

 

- Кто считает, что муравей поступил не  правильно, что отказал Стрекозе.

Муравей поступил  неправильно, потому что…

Муравей плохой друг, он не помог Стрекозе в проблеме, и отказал в помощи, потому что осуждает её.

Муравей не дает Стрекозе шанса исправиться,. Каждый может ошибаться

Муравей – черствый Бездушный, бессердечный не имеет сострадания, не думает о том, что она может замёрзнуть не жалеет её.

 

 

 

- Ребят, давайте еще раз послушаем конец басни.

 

"Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?" -

Говорит ей Муравей.

"До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило".

"А, так ты..." - "Я без души

"Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!"

 

 В каждой басни есть мораль. Мораль -это основная мысль басни, которую хотел передать нам автор (бывает обычно в конце басни, но может быть и в начале )

 А сейчас я зачитаю вам пословицы, а вы выберите те, которые подходят к нашей басне:

-Готовь сани летом, а телегу зимой;

-Семь раз отмерь - один раз отрежь;

- Хочешь есть калачи- не сиди на печи;

-Делу - время, а потехе - час;

-Кашу маслом не испортишь;

-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

 

– Дайте совет Муравью и Стрекозе. 

– Муравью:

Будь щедрым, отзывчивым, бескорыстным, справедливым, благородным, добрым;
Помогай  другим в беде;
Дай шанс исправить ошибки; Не осуждай!
Пожалей беднягу!
Прояви милосердие;
Надо делиться!

 

 – Стрекозе:

Думай о завтрашнем дне;
Прекрати быть ленивой и начни работать;
Будь – прилежной, трудолюбивой, ответственной, самостоятельной;
Возьмись за ум!
Умей находить время для труда;

 

Нужно не только уметь гулять и резвится, но и уметь трудится. А если ты не трудишься - готовься к холоду и голоду. Нельзя жить одним днём и совсем не думать о том ,что будет завтра.

 

 

 

Итог:

-Ребят, с каким литературным жанром мы сегодня познакомились?

-Как называется басня, которую мы сегодня слушали?

Кто автор басни «стрекоза и муравей»

 

Заключительная часть:

Ребят я предлагаю вам создать книгу  басен И. А. Крылова. Нарисовать иллюстрацию к любой понравившееся Вам басни (Квартет, Мартышка и очки, Лисица и ворона, Щука, лебедь и рак)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hud_lit_ra.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №18 «Ромашка» комбинированного вида

Тема: «Басня ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок»"

Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Педагог: Матвеева Е.В.

Берёзовский городской округ 2023 г

Тема: «Басня ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок»"

Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Цель: продолжение знакомства детей  с литературным жанром басня.

Задачи:

Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»;

Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде; Развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом; Воспитывать нравственные качества – трудолюбие, жалость к нуждающимся стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.

Ход занятия:

Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

 Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: « Будет интересно!»

Наши глазки внимательно смотрят и всё видят

Наши ушки слушают и всё слышат

Ребята, мы с вами читали много литературных произведений. Существуют разные жанры художественных произведений. Назовите, какие вы знаете?

Сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки, поговорки.

- А ещё в литературе существует такой жанр, как басня. Что же это такое?

Басня - это короткая поучительная история, где высмеиваются не совсем хорошие черты характера и поступки. Героями басен часто бывают животные; басня помогает людям на примере животных увидеть в себе плохие поступки. Басни бывают в стихах и в прозе (в виде рассказов)

-Кто помнит имя известного баснописца? Мы с вами с ним уже знакомились.

Известный русский баснописец - Иван Андреевич Крылов.

-Давайте вспомним известные нам басни, Ивана Андреевича Крылова

 которые мы уже знаем

Игр/упр «Угадай басню» (Прием моделирования)

Сегодня мы поговорим об одной из известнейших басен И. Крылова - я сейчас загадаю вам загадки, а вы мне назовете главных героев этой басни (выставляются картинки)

Он - трудяга, не бездельник,

Строит целый муравейник.

Догадайся же скорей:

"Кто строитель?" - (Муравей)

Этот малый вертолёт,

Отправляется в полёт,

Зависает, не летит,

Крылышками шевелит.

Как стекло, они прозрачны,

С виду, кажутся, невзрачны,

Вот такая егоза,

Эта наша,-...(Стрекоза.)

-Ну что, вы догадались,как называется басня ? Правильно - " Стрекоза и Муравей " (иллюстрированная басня)

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

"Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!"

"Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?" -

Говорит ей Муравей.

"До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило".

"А, так ты..." - "Я без души

"Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!"

- Когда вы слушали басню, заметили ли в ней интересные, необычные выражения. Например Что это значит? Как сказать по-другому?   (ответы)

- «Помертвело чисто поле». Что означает слово «помертвело»? Почему так говорят?

Как сказать по-другому?     (ответы)

Игра «Обьяснялка»

Оглянуться не успела( Очень быстро)

Вешние дни (вессение, первые дни)

- «Злой тоской удручена». Как сказать об этом по-другому?  (ответы)(Очень расстроена, опечалена, грустная)

-зима катит в глаза» (наступила очень быстро)

Физминутка. (На ускорение)

Я большая стрекоза,

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела.

(Дети выполняют движения по тексту)

Беседа по басне:

- Назовите главных героев басни?

-Чем занималась Стрекоза все лето? А что делал летом Муравей?

-С какой просьбой пришла Стрекоза к Муравью?

-Почему Муравей отказал ей в помощи?

-Справедливо ли Муравей поступил со Стрекозой?

 Муравей поступил правильно, потому что…

Муравей всё лето трудился, заготавливал корм на зиму, ремонтировал свой дом, утеплял его. Он  трудолюбивый, его все уважают. Стрекоза всё лето, ленилась, не желала ничего делать, любит  только развлекаться (петь и танцевать) Муравей серьёзный, дисциплинированный, домовитый. Только трудом можно достичь благополучия, спокойствия  и уверенности  в завтрашнем дне.

- Кто считает, что муравей поступил не  правильно, что отказал Стрекозе.

Муравей поступил  неправильно, потому что…

Муравей плохой друг, он не помог Стрекозе в проблеме, и отказал в помощи, потому что осуждает её.

Муравей не дает Стрекозе шанса исправиться,. Каждый может ошибаться

Муравей – черствый Бездушный, бессердечный не имеет сострадания, не думает о том, что она может замёрзнуть не жалеет её.

- Ребят, давайте еще раз послушаем конец басни.

"Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?" -

Говорит ей Муравей.

"До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило".

"А, так ты..." - "Я без души

"Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!"

 В каждой басни есть мораль. Мораль -это основная мысль басни, которую хотел передать нам автор (бывает обычно в конце басни, но может быть и в начале )

 А сейчас я зачитаю вам пословицы, а вы выберите те, которые подходят к нашей басне:

-Готовь сани летом, а телегу зимой;

-Семь раз отмерь - один раз отрежь;

- Хочешь есть калачи- не сиди на печи;

-Делу - время, а потехе - час;

-Кашу маслом не испортишь;

-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

– Дайте совет Муравью и Стрекозе. 

– Муравью:

Будь щедрым, отзывчивым, бескорыстным, справедливым, благородным, добрым;
Помогай  другим в беде;
Дай шанс исправить ошибки; Не осуждай!
Пожалей беднягу!
Прояви милосердие;
Надо делиться!

 – Стрекозе:

Думай о завтрашнем дне;
Прекрати быть ленивой и начни работать;
Будь – прилежной, трудолюбивой, ответственной, самостоятельной;
Возьмись за ум!
Умей находить время для труда;

 

Нужно не только уметь гулять и резвится, но и уметь трудится. А если ты не трудишься - готовься к холоду и голоду. Нельзя жить одним днём и совсем не думать о том ,что будет завтра.

Итог:

-Ребят, с каким литературным жанром мы сегодня познакомились?

-Как называется басня, которую мы сегодня слушали?

Кто автор басни «стрекоза и муравей»

Заключительная часть:

Ребят я предлагаю вам создать книгу  басен И. А. Крылова. Нарисовать иллюстрацию к любой понравившееся Вам басни (Квартет, Мартышка и очки, Лисица и ворона, Щука, лебедь и рак)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социально – личностному развитию детей среднего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» Автор проекта: Файзуллина Н.П.Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействиячленов семьи и социальных партнеров...

«Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»

Сказка учит жить! А иначе бы, зачем наши предки тратили  драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только  дети были слушателям...

"Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"

Занятие по театрализованной деятельности в средней группе "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Занятие для ознакомления детей с понятием "доброта"....

НОД «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» с ИКТ (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация,  Безопасность, Труд,  Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Образовательная область «Познание...

ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»  (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...

Духовно-нравственное воспитание в средней группе. Тема: «Сказка- ложь, да в ней намек. Добру молодцу урок».

Конспект занятия.«Сказка- ложь, да в ней намек. Добру молодцу урок». Образовательная область: социально- коммуникативная.                ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»

Конспект занятия в старшей группе с целью уточнения и обогащения знаний детей об устном народном творчестве....