Нетрадиционные методы коррекционно-развивающей работы в игре со стеклянными камушками "Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций
картотека

Вся  жизнь  ребенка - игра.  И  потому  процесс  обучения  ребенка  не  может  проходить  без  нее.  Тактильные  ощущения,  мелкая  моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_metody.docx209.25 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы коррекционно-развивающей работы в игре со

стеклянными камушками "Марблс» для развития мелкой моторики и

мыслительных операций

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В.А.Сухомлинский

C:\Users\рбт\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20230119_164530.jpgВся  жизнь  ребенка - игра.  И  потому  процесс  обучения  ребенка  не  может  проходить  без  нее.  Тактильные  ощущения,  мелкая  моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

М.М.Кольцова  пришла  к  заключению,  что  "морфологическое  и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических  импульсов  от  рук".  Она  особо  подчеркивает,  что  влияние импульсов  мышц  руки  очень  значительно  в  детском  возрасте,  пока  идет формирование  речевой  моторной  области.  Это  относится  к  детям  и  с нормальным,  и  с  нарушенным  речевым  развитием.  Систематические

упражнения  для  пальцев  не  только  стимулируют  развитие  речи,  но  и являются,  по  мнению  М.М.Кольцовой,  "мощным  средством  повышения работоспособности головного мозга".

Логопедические дети и дети ЗПР с речевыми нарушениями имеют ряд особенностей  (нарушение  звукопроизношения,  трудности  в  различении акустико-  и  артикуляторно  сходных  звуков,  недоразвитие  лексико-грамматического строя речи, слабая мелкая моторика, нарушение сенсорного восприятия)  и  конечно  нарушения   со  стороны  графомоторного  навыка и эмоциональной  сферы.   Наряду  с  этим  отмечаются  дефицит  зрительной  и

слуховой  памяти;  недостаточный  уровень  процессов  внимания,  нарушение формирования  самоконтроля  и  произвольной  регуляции  поведения.  И  это далеко неполный перечень возможных расстройств. Движения  пальцев  рук  стимулируют  деятельность  ЦНС  и  ускоряют  развитие  речи  ребенка.  Постоянная  стимуляция  зон  коры  головного  мозга,

отвечающих  за  мелкую  моторику, - необходимый  элемент  в  коррекционно-развивающей работе психолога и дефектолога. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это  универсальное  пособие  представляет  собой  готовые  наборы  стеклянных  камушков  разного  цвета  и  различные  задания  с  ними.  Задания  предназначены  для  детей  от  3-х  лет  и  до  7-8 летнего  возраста,  а  также  для  детей с отклонениями в развитии (ДЦП, ЗПР, ОНР, ФФНР - это те диагнозы с  которыми  бала  апробация).  Для  детей  имеющих  нарушения  в  опорно-двигательной  сфере  предлагается  оснастить  пособие  дополнительной  устойчивостью,  т.  е.  на обратную  сторону  стеклянного  камушка  приклеит  липучку  игольчатой  стороной  вниз  и  организовать  шершавую  поверхность  для  работы  с  ними  (ковролин,  драп  т  и  т.д.).  Все  упражнения  могут  варьироваться  в  зависимости  от  возраста  ребенка,  его  умственной  и  моторной способности,  а  также  заинтересованности  в  игре.  В  ходе  упражнений  предусмотрено  с  одной  стороны,  решение  сенсорных  задач  с

учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми  новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах  деятельности.

Работу  с  камешками  Марблс,  я  сравниваю  с  праздником,  потому  что  радует детей великолепием ярких красок. Работа с разноцветными камнями  так  же  по  силе  воздействия  на  ребенка  вызывает  положительную  реакцию:  радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны  по возрасту, тогда у нас в кабинете праздник. На  своих  занятиях  я  использую  разные  виды  работ,  в  зависимости  от  поставленных  целей  и  задач,  а  также  от  возраста,  речевого  дефекта  и  интеллектуального развития.

Цель: развитие  тактильных  ощущений,  мелкой  моторики,  мыслительных  операций

Задачи

1. формировать и закреплять правильный захват камешка;

2. упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка;

3. упражнять в ориентировке на плоскости листа;

4. расширять словарный запас;

5. закреплять зрительный образ букв и цифр;

6. упражнять и закреплять знание основных цветов.

В  занятие,  проводимое  педагогом,  может  включаться  одно  или  несколько  видов  упражнений.  Каждое  упражнение  проводят  несколько  раз, постепенно  их  усложняя.  Комплектование,  загруженность  и продолжительность занятия варьируется педагогом.

I.  Сенсорное развитие.

Упражнение "Знакомство"

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: емкость с камушками "Марблс".

Задание: педагог  обращает  внимание  на  камушки  и  предлагает  по  перебирать камушки руками. Выкладывать  их  из  емкости,  двигать  в  ней  руками  по  очереди  и

одновременно.  При  этом  педагог  знакомит  с  текстурой -  стеклянные,  гладкие;  качеством  -  хрупкое,  прозрачное;  цветом  -  красный,  синий,  зеленый,..

Затем дается время для самостоятельного манипулирования. Для  разминки  мелкой  моторики,  берем  с  детьми  круглый  камушек  и катаем  между  ладонями,  между  пальчиками,  катаем  по  каждому  пальчику начиная с мизинца каждой руки.

Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка"

Цель: развитие  тактильных  ощущений;  развитие  умения  выбирать  предметы,  отличающиеся  от  камушков  "Марблс"  (Например:  небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость  глубокая,  камушки  "Марблс",  игрушки  из киндер-сюрпризов, мелкие цифры, буквы или игрушки животных.Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

Упражнение "Змейка"

Цель: учить  складывать  камушки,  прикладывая  один  к  другому;  развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки  "Марблс".  Для  детей  с  низкой  моторной ловкость: специально заготовленные камушки на липучке.Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки  лежали  друг  за  другом  без  промежутка.  Можно  использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог  предлагает  выложить  змейку,  используя  один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному  обозначению;  стимулирование  зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки  "Марблс",  карточки  с  эталонами  цвета,

емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых  цветов).

Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов  перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Предъявляется  эталон  цвета  и  предлагается  отсортировать  сначала предъявленный  цвет.  Дети  называют  цвет  -  зеленый  и  отбирают,  и складывают  в  свои  баночки  только  зеленые  камушки.  При  повторении

упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

Упражнение "Выложи по заданию"

Цель: развитие  умения  различать  цвета,  называть  их,  развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: Педагог  предлагает  разложить  камушки  накладывая  их  на образец -карточку, на которой нанесен рисунок. Усложнение: Выкладывание  камушков,  ориентируясь  на  образец  на  свободном пространстве.

Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Примечание: для  детей  с  низкой  моторной  ловкостью  применяется  шершавая  поверхность  для  выкладывания  и  специально  заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.

Упражнение "Графический диктант"

Цель: учить  ориентироваться  на  плоскости.  Профилактика  оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: плоскость  (лист  бумаги,  шершавая  поверхность)

разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камушки "Марблс".

Задание: Педагог дает устные задания типа:

Положите  красный  камушек  в  центр  листа.  Синий - в  левый  верхний  угол,  зеленый - в  правый  верхний  угол,  синий - в  правый  нижний;  зеленый - в левый  нижний.  Проверку  задания  можно  выполнить  через  предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог  предлагает  эталон  разложенных  камушков  на  плоскости,  ребенку необходимо повторить рисунок.

Игра «Крестики– нолики»

Как  обычные  крестики -  нолики,  только  фигурами  одного  размера,  но разного цвета; разного размера; разной формы.

Игра «Золушка»

А). Разбери по цвету. общей  емкости  большого  объема  находятся  цветные  камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

Б). Разбери по форме. Так  же,  как  и  предыдущая,  только  камешки  разной  формы – овальные, круглые.

В). Разбери по размеру.Так же, как и предыдущие, только камешки разных  размеров – большие и маленькие.

Игра«Четвертый лишний»

Убрать не подходящую фигуру по: размеру, цвету, форме.

II. Овладение звуковым анализом

Цель:

- воспитание  слуховой  дифференциации  звуков  речи  путем  различения  на  слух сходных по артикуляторно- акустическим признакам звуков.

- развитие  фонематического  восприятия  путем  выделения  на  слух  места  звука  в  слове,  определения,  с  какого  звука  начинается  слово  (гласного  или  согласного)

- развитие звукового анализа и синтеза путем умения делить слова на звуки.

- знакомство с буквой.

Игра "Знакомство с буквой", «Знакомство с цифрой»

Цель: закрепить  зрительный  образ  изучаемой  буквы  или  цифры  развитие  мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс", карточки с образцами букв или цифр для  наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально  подготовленные камушки и образцы (с липучками)

Задание: Педагог уточняет название букв или цифры и закрепляет ее образ  путем наложения камушков на ее контур.

Игра «Зеркало».

Детям  рассказывается  история  о  буквах-  модницах,  которые  так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения.  Детям предлагается  помочь  буквам,  убрать  их  неправильные отражения.

Игра «Сосчитай».

Игра  очень  похожа  на  игру  С.  Хаустовой  «Игровая  таблица».

Расчерченное  поле  заполняется  камешками  разной  формы,  размера  и  цвета произвольно. Потом детям предлагается сосчитать (устное задание) сколько например,  красных  камешков  всего,  или  сколько  больших  и  маленьких камешков,  или  всего  камешков  всех  цветов  в  определенных  рядах  или  на поле.

Упражнение« Математический диктант».

Так же похожа на игру С. Хаустовой с таблицей – закрепление понятий «лево – право», «верх – низ».

Упражнение «Придумай картинку по теме…»C:\Users\рбт\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20230119_164606.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков "Марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операций

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре....

Использование стеклянных камушков "Марблс" для развития мелкой моторики и мыслительных операций

Камешками МАРБЛС можно не только украсить интерьер гостиной или наполнить аквариум, их с успехом можно применить в логопедической работе с детьми, т. к. они приятны на ощупь и малыши от них просто в в...

«Методическая разработка по использованию стеклянных камушков "Марблс" и камешков– кабошонов для развития мелкой моторики и мыслительных операций детей с ОВЗ дошкольного возраста»

Игры с камешками "Марблс" предназначены для детей  от 3-х лет и до 7 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии. Данная разработка адресована воспитателям, учителям-логопедам, ...

Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков "Марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операций.

Учебно-методическая разработкапо использованию стеклянных камушков "Марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операци....

Консультация для родителей.«Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций».

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре....

Консультация для воспитателей "Использование камней "Марблс" для развития мелкой моторики и мыслительных операций с дошкольниками""

Вся жизнь ребенка - игра. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс&qu...

Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций.

Камешки Марблс -хороший дидактический материал для работы коррекционного педагога. При помощи них можно работать над многими "западающими" у ребенка сторонами. В публикации приводятся пример...