Консультация для педагогов " Игры и упражнения для формирования волевых качеств у детей с задержкой психического развития"
консультация

Воробьева Ольга Александровна

Дети с задержкой психического развития имеют особенности психических процессов, делящихся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познавательной деятельности. Положительные эмоции тесно связаны с волевыми процессами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Игры и упражнения для формирования волевых качеств у детей с задержкой психического развития

Материал подготовил:

Педагог-психолог

Воробьева О.А.

Дети с задержкой психического развития имеют особенности психических процессов, делящихся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познавательной деятельности. Положительные эмоции тесно связаны с волевыми процессами. Настроение отражается на всех этапах волевого акта : на осознании мотива, принятии решения и развертывания процесса достижения цели, завершающегося (или могущего завершиться) выполнением принятого решения. Способность к волевому усилию у детей равнодушных, находящихся в угнетенном состоянии, с тусклыми эмоциями снижена. Для психического здоровья и успешного обучения в школе необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей с задержкой психического развития важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества.

Для коррекции и воспитания у детей с ЗПР качеств, входящих в состав мотивационно-волевой готовности к обучению в школе, можно использовать знакомство с художественной литературой, упражнения в выполнении различных заданий, игры, а также эмоциональные этюды, применяемые в психогимнастике.

«Кто не умеет управлять мускулатурой, не способен и к вниманию» (Р. М. Гриновская, 1984). Для развития у детей произвольного изменения мышечного тонуса рекомендуются следующие игры и этюды.

1. «Насос и мяч». Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, шея и руки расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». с каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямляется туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надуваются щеки и даже руки отходят от боков. Мяч надут. Насос перестает накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… из мяча с силой выходит создух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.

2. «Капитан». Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие круглые волны, свистит ветер. Но капитан не боится бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.

Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда капитан подносит к глазам воображаемый бинокль.

3. «Робкий ребенок». Ребенок первый день в школе. Он робеет.

Ему кажется, что учительница им недовольна, а дети вот-вот обидят.

Выразительные движения: сидеть на кончике стула, очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голова опущена. Во время этюда звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Сидел Ваня» (русская народная песня).

4. «Смелый заяц». Заяц любил стоять на пеньке громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.

Выразительные движения, поза: положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика: уверенный взгляд.

5. Игра «Канон». Цель игры : развивать волевое внимание. Игра

идет под музыку Ф. Бургмюллера «Кавалькада» (отрывок). Дети

стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый такт музыки, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второй – второй и т. д. когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

Подвижные игры и игровые упражнения на формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации для педагогов и родителей   для организации подвижных игр по формированию волевых качеств у старших дошкольников....

Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры»

В настоящее время привлекает к себе немало внимания проблема роста количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Полноценного развития детей данной категории можно достичь, создавая специа...