Проект по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет "Юные финанситсты"
проект (старшая, подготовительная группа)

Прозднякова Евгения Алексеевна

Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект разработан с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 128 «Гвоздичка»

Г.о. Тольятти

Проект по формированию основ финансовой грамотности

детей дошкольного возраста 5-7 лет

«Юные финансисты»

Разработали воспитатели:

Е. А. Прозднякова

Е. П. Ризаева

Тольятти, 2023 г.

Актуальность проекта. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в

элементарных экономических отношениях. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического

воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Содержание данного проекта, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект разработан с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е.. Цель и задачи проекта

Цель: формирование у старших дошкольников основ финансовой грамотности.

Задачи:

  1. Сформировать у детей экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.).
  2. Развивать представления у дошкольников о профессиях, связанных с экономикой.
  3. Формировать на доступном для старших дошкольников уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества.
  4. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного

финансового поведения).

Принципы построения проекта

Дифференциации. Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний финансовой

грамотности с учетом возраста детей, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Наглядности. Используются наглядные средства (пособия, иллюстрации, технические средства), которые создают

развернутую картину действий и результатов.

Доступности. Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности дошкольников. Целостности. Принцип позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостное понимание современной проблемы формирования основ финансовой грамотности.

Сроки реализации проекта

Тип проекта: проект краткосрочный.

Срок реализации проекта: март - май 2023 г.

Участники проекта: дошкольники 5-7 лет, воспитатели.

Формы и методы работы

Формы работы:

  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • непрерывная образовательная деятельность;
  • самостоятельная деятельность детей.

Методы работы:

Наглядные:

  • наблюдение;
  • иллюстративно-дидактический материал в качестве демонстрационного материала для проведения образовательной деятельности;
  • просмотр презентаций.

Практические:

  • игровой метод (разнообразные игры, направленные на закрепление основ финансовой грамотности).

Словесные:

  • рассказы воспитателя;
  • чтение и беседы с детьми по теме проекта.

Планируемые результаты освоения проекта

У дошкольников будут:

  • сформированы первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • развито экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.);
  • развиты представления о профессиях, связанных с экономикой;
  • сформирована на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт- деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества;
  • воспитаны социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Проект реализуется в три этапа (табл.1)

Этапы реализации проекта        Таблица 1

Этапы реализации проекта

Содержание

Сроки

1. Организационный

Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели

проекта. Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике; подбор необходимого оборудования и пособий для

практического обогащения проекта.

Создание дидактической игры «Потрать деньги с пользой. Семейный бюджет».

Март

2023 г.

2. Практический

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного

материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для образовательной деятельности; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

Апрель

2023 г

3.Заключительный

Обобщение результатов работы по проекту. Продукт проекта - создание дидактического пособия  «Потрать деньги с пользой. Семейный бюджет».

Май 2023г

План реализации проекта        Таблица 2

Сроки

План реализации (содержание)

Исполнители

Март

1 -2 неделя

  1. Беседа «Почему взрослые работают?», «Труд и продукт труда».
  2. Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
  3. Просмотр презентации «История денег».
  4. Игровая ситуация «Рекламная компания».

Воспитатели, дошкольники

Воспитатель

Март

3-4  неделя

  1. Беседа «Что такое деньги?», Как правильно делать покупки?
  2. Просмотр презентации «История денег».
  3. Деловая игра «Купи другу подарок».
  4. Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для сюжетно-ролевой игры

«Супермаркет».

Воспитатели, дошкольники Воспитатель

Апрель

1-2 неделя

  1. Беседа: Беседа с детьми «Потребности семьи», Тратим разумно, сберегаем и экономим.
  2. Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
  3. НОД «Весенняя ярмарка».

Воспитатели, дошкольники

Воспитатель

Апрель

3-4 неделя

  1. Беседа «Источники дохода семьи»
  2. Рассматривание иллюстраций по теме «Деньги разных стран»
  3. Деловая игра «Азбука финансов».
  4. Презентация «Путешествие денежки».

Воспитатели, дошкольники,

Май

1-2 неделя

  1. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке».
  2. Интерактивная игра: «Юные финансисты».
  3. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».

Воспитатели, дошкольники

Май

3 -4 неделя

  1. Беседа «Моя копилка».
  2. Просмотр презентации «Семейный бюджет».
  3. Дидактическая игра «Что быстрее купят?»

4Беседа «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара».

5Викторина: «Путешествие в денежную страну».

6.Беседа «Как сберечь семейный бюджет?»

Воспитатели, дошкольники

Воспитатель

В соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и принципами проекта педагогам предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, а также с учетом индивидуальных особенностей старших дошкольников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов. При организации образовательной деятельности необходимо следовать принципам проекта, в частности принципам наглядности, доступности, целостности и др.

Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с данными принципами, необходимо принимать во внимание разнообразие

интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка.

Для обеспечения эффективности работы по формированию у детей основ финансовой грамотности является тесное взаимодействие с семьей.

Взаимодействие с родителями - одно из важнейших направлений

воспитательно-образовательной работы в ДОО. Родители являются первыми педагогами, дошкольная организация оказывает им лишь помощь в воспитании и развитии детей. Именно родители играют главную роль в сообществе педагог- родитель-ребенок.

Цель - повышение педагогической компетентности родителей в формировании у детей основ финансовой грамотности.

Задачи работы с родителями:

  • повышение педагогической культуры родителей по вопросам развития у детей основ финансовой грамотности;
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  • вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через беседы, консультации, семинары и т.д.;
  • включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Формы работы с родителями:

  • беседы с родителями о важности финансового образования детей;
  • групповые и индивидуальные консультации с родителями на

темы: «Воспитание разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с

деньгами, насущными потребностями семьи», «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» и др.

  • совместный с детьми конкурс рисунков и поделок по теме проекта;
  • совместное создание фотоальбома «Маленькие финансисты»;
  • конкурсы, досуги, развлечения;
  • экскурсии.

Система организации контроля над реализацией проекта

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • начальный контроль (март 2023 г.);
  • текущий контроль (март - май 2023 г.);
  • итоговый контроль (май 2023 г.).

Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребенком проекта по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках проекта. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольной организации по основам финансовой грамотности старших дошкольников.

Уровень освоения ребенком проекта по основам финансовой грамотности:

Низкий уровень – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представление о деятельности людей некоторых профессий. Отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представление, что такое семейный бюджет. Не ориентируется в экономических понятиях и терминах. Отсутствует системное видение

окружающего мира.

Средний уровень – ребенок ориентируется и имеет представление с помощью воспитателя о профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С помощью воспитателя разбирается в экономических понятиях и терминах.

Высокий уровень – ребенок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, четко выделяет, что такое семейный бюджет. Имеет четкое

представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение проекта

Материальные ресурсы:

  • дидактический материал;
  • наглядные пособия, иллюстрации;
  • литературные произведения;
  • настольно-печатные, дидактические игры;
  • мультимедийное оборудование;
  • материалы для продуктивной деятельности.

Информационные ресурсы:научная и методическая литература.

Список литературы:

  1. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений,

обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2012. – 48с.

  1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и

дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 169с.

  1. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. - М.: Вита-пресс, 2016. - 336с.
  2. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. - № 8. - С. 349-351.
  3. Формирование основ экономической культуры старших дошкольников: Методическое пособие для работников ДОУ и родителей / Под ред. М.Ю. Стожаровой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 60с.
  4. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 39- 41.
  5. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. - М.: «Вентана-Граф», 2015. - 176с.
  6. Экономическое воспитание дошкольников: Пример. программа, перспектив. планирование, конспекты занятий / Авт.-сост. Е. А. Курак и др. - М.: Сфера, 2012. – 77с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей 5-6-7 лет

«Путешествие в страну Экономика»

Цель: формирование у детей финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения детей выделять главное направление использования денег людьми;
  • упражнять детей в решении экономических задач.

Развивающие:

  • развивать представления детей о семейных доходах, семейном бюджете;
  • развивать представления детей о производителях товаров и услуг.

Воспитывающие: воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.

Материал: , корзинка с задачками, монетки-денежки, атрибуты к игре «Магазин» (игрушки, ценники), карточки с изображением профессий, иллюстрации к игре «Что продается и не продается», большой нарисованный

кошелек; Крокодил Гена, Чебурашка, Крыса Лариска, Шапокляк (игрушки или картинки), музыкальное сопровождение, мультимедийное оборудование.

Предварительная работа: беседа на тему «Не все покупается и продается»;

сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и др.; чтение художественной литературы В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта», А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.; заучивание пословиц по теме. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое развитие, познавательное развитие.

Основные понятия: деньги, монета, банкнота, накопления, наличные и безналичные деньги, банковская карта.

Ход работы:

Организационный момент.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться ни лень:

Всем Привет! и Добрый день! Если каждый улыбнется – Утро доброе начнется.

Доброе утро!

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по стране «Экономика». Там очень интересно. Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?

Дети: перечисляют виды транспорта.

Воспитатель: Скажите, а на чем путешествовал всем известный Старик- Хоттабыч?

Дети: на ковре-самолете.

Воспитатель: Давайте сегодня отправимся в путешествие на «ковре –

самолете» (Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку). Воспитатель: Мы летим над полями, над лугами, над широкими реками,

лесами. Прилетели на поляну. Смотрите, на ней растет волшебное дерево. Давайте посмотрим, что оно нам приготовило. Под деревом конверт, а в нем письмо. Сейчас прочтем его.

«Здравствуйте, ребята! Обращается к Вам гном Эконом. В стране экономика Вас ждут нелегкие испытания. Чтобы пройти по ней надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться. Под моим волшебным деревом Вы найдете задания. Желаю удачи! Гном Эконом»

Воспитатель: Ребята, вы не испугаетесь трудностей? А где же здесь могут быть задания? Вот и корзинка, а в ней лежат воздушные шарики, а задания находятся внутри шаров. Мы будем лопать шарик с соответствующей цифрой, и доставать задание. (Называем цифру - лопаем шар).

Воспитатель: Первая остановка называется «Бюджетная». На ней мы с вами поговорим о бюджете. Ребята, скажите, а что же такое бюджет семьи?

Дети: Это все деньги, которые заработали все члены семьи. Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене.

Воспитатель: Давайте мы с вами поговорим о бюджете семьи крокодила Гены.

«Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска и стали жить вместе. И все у них получалось. Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это…?

Дети: Крокодил Гена получал зарплату.

Воспитатель: Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?

Дети: папа, мама, бабушка…

Воспитатель: За что они получают зарплату?

Дети: за выполненную работу(дети читают стихи).

  1. Вот и месяц пролетел Чему я очень рада

Ведь родителям моим Положена зарплата.

  1. День зарплаты наступил Папа в магазин сходил.

Мамин пополнился гардероб, А я получил самолет.

Воспитатель: Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать пилотом. За учебу ему платили, как вы думаете что?

Дети: стипендию (дети читают стихи).

  1. Сегодня первое число, Чему я очень рад:

Ведь получает в этот день Стипендию мой брат…

  1. Я объяснил своим друзьям, Пусть знают все ребята,

Что, в сущности, стипендия – Студенческая зарплата.

  1. Студентам за учебный труд Стипендия положена.

Брат купит много книг себе, А мне мороженое!

Воспитатель: Правильно, молодцы. Старуха Шапокляк уже не работала, сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала от Государства…. Что?

Дети: Старуха Шапокляк получает пенсию (дети читают стихи)

1. Дед и бабушка мои Потрудились от души. Много лет они старались, Вот и пенсии дождались. С пенсии конечно дед

Купит вкусненьких конфет. В гости к ним всегда хожу, Помогаю, как могу.

Воспитатель: Правильно. Однажды крыса Лариска тоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решено продавать цветы на рынке. От продажи цветов она получала…что?

Дети: продавая цветы, старуха Шапокляк получала деньги.

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Крокодила Гены, если Лариска будет продавать цветы?

Дети: доход будет больше.

Воспитатель: Все заработанные деньги семьи Крокодила Гены – это доход его семьи. Давайте посчитаем, сколько составляет доход его семьи. (Дети считают до 10; весь рассказ сопровождается показом картинок и выкладыванием

монеток в общий «кошелек»).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю отправиться дальше. (Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

Воспитатель: Лопнем шар под цифрой 2. Остановка «Денежная». На ней мы поговорим о деньгах. Скажите, за что люди получают деньги?

Дети: люди получают деньги за свой труд.

Воспитатель: Для чего нужны деньги?

Дети: купить продукты, заплатить за квартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр, сходить в кафе, оплатить в транспорте проезд.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Вы все знаете, для чего нужны деньги. А сейчас отгадайте загадку:

Угадай, как это зовется, Что за деньги продается. Это не чудесный дар,

А просто–напросто ….(товар)

Воспитатель: ребята, скажите мне всё ли на свете можно купить и продать?

Дети: Нет.

Игра «Что продается, что не продается».

Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием, отправляемся

дальше. (Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку). Воспитатель: Третья остановка называется «Трудовая». Хочу вас обрадовать, что на этой остановке за свой труд вы будете получать монетки, которые вам еще пригодятся. В этой стране живут трудолюбивые люди. И гном Эконом просят, чтобы вы назвали пословицы о труде, которые они придумали? (за правильные ответы дети получают монетки).

Дети:

  • Каков работник, такова ему и плата.
  • Дело мастера боится.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
  • Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Кто сидит на печи, тот не ест калачи.

Воспитатель: Молодцы, много назвали пословиц. Ребята, а давайте вспомним, какие профессии бывают. А для этого мы поиграем в игру

«Загадки». (Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и получают монетки).

  • Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы стать?
  • Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?
  • Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок?
  • Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?
  • Кто шьет из ткани сарафан для Тани?
  • Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?
  • Кто границы охраняет и наш сон оберегает?
  • Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?
  • Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус? Воспитатель: Молодцы ребята. Предлагаю поиграть в игру «Кто, что производит?» (Дети подбирают к картинке профессии - его результат труда). Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку. Открывают ее, а в ней находятся экономические задачки. (Дети решают задачки и получают монетки за правильные ответы).

Воспитатель: Молодцы, славно потрудились. Все загадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились, да еще и заработали денег. И пора нам возвращаться в детский сад. Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку. Открывают ее, а в ней находятся письмо, зачитывает его:

«Ребята! Я вас всех поздравляю! Я рад, что вы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. А в награду за это я Вам

приготовил этот необычный сундучок с призами». Поощрение детей. Дети под музыку улетают на «ковре-самолете». Воспитатель предлагает детям

пересчитать свои деньги и потратить их в «Магазине».

Приложение 2

Консультация для родителей

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы:

  1. Что такое деньги.
  2. Где их взять.
  3. Как ими правильно распоряжаться.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.

Когда ребенок пойдет в школу, он уже должен уметь совершать покупки.

Местом для обучения может послужить школьная столовая, так

как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться

самостоятельность принятия решений.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются.

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

  • для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
  • когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку

купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

  • ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
  • чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую

пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и

показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

  • никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные

средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми;

  • чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка, не надо сразу бежать в магазин и покупать новую игрушку. Пусть он поймет, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей

  • Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
  • Возьмите ребенка в банк.
  • Поговорите с детьми о вложении денег.
  • Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
  • Научите детей зарабатывать деньги.
  • Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
  • Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
  • Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
  • Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
  • Будьте для ребенка примером.

Приложение 3 Игры с экономическим содержанием для детей 5-6-7 лет

Игра «Хочу - надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию - «хочу» или «надо», - относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

Материал и оборудование: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое,

автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

Материал и оборудование: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

Игра «Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

Материал и оборудование: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

Игра «Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

Материал и оборудование: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

«Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые. Материал и оборудование: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста "Юные финансисты"

Грамотное отношение к собственным деньгам  и  опыт  пользования  финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благопо...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности дошкольного возраста

Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкол...

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет "Юные финанситсты"

Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относите...