программа воспитания
рабочая программа

Рабочая программа воспитания определяет содержание и организацию воспитательной работы ДОУ  и является обязательным  компонентом  основной образовательной программы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа воспитания 108.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

на заседании

Педагогического совета

« 31  » августа  2022г.

Протокол № 1    

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего МБДОУ

детский сад № 27«Сказка» __________М.А. Ильичева

от 31.08.2022 № 121

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 27 «Сказка»

г. Выкса, 2022 г.


Оглавление

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Особенности воспитательного процесса в ДОУ

3

1.3.

Цель и задачи рабочей программы воспитания

5

1.4.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы воспитания

5

1.5.

Планируемые результаты освоения рабочей программы воспитания

6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

10

2.1.1.

Патриотическое направление воспитания

10

2.1.2.

 Социальное направление воспитания

11

2.1.3.

Познавательное направление воспитания

12

2.1.4.

Физическое и оздоровительное направление воспитания

13

2.1.5.

Трудовое направление воспитания

14

2.1.6.

Этико-эстетическое направление воспитания

15

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы воспитания 

16

2.3.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации рабочей программы воспитания

21

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Описание материально-технического обеспечения рабочей программы воспитания

29

3.2.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

30

3.3.

Основные направления самоанализа воспитательной работы

30

IV.

Приложения

4.1

Приложение 1. Календарный план воспитательной работы

Раздел I. Целевой.

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 27 «Сказка» (далее-ДОУ) определяет содержание и организацию воспитательной работы ДОУ  и является обязательным  компонентом  основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Рабочая программа воспитания ДОУ разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. от 01.09.2020), Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного, образовательного стандарта дошкольного образования»,  Указом  Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Стратегией  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; с учетом «Примерной  программы воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 1 июля 2021 г. № 2/21).

В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие воспитанников ДОУ и их приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа призвана обеспечить взаимодействие воспитания в ДОУ и воспитания в  семьях детей от 1 года до 7 лет.

1.2. Особенности воспитательного процесса в ДОУ

Детский сад № 27 «Сказка»  - учреждение с многолетней историей, и в тоже время современное, динамично развивающееся образовательное учреждение, в котором сохраняются лучшие традиции прошлого, осуществляется стремление к современному и инновационному будущему. Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе организованной образовательной деятельности, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.

В ДОУ образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы ДОУ является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

        Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).

        Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

        Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими образовательный материал при фронтальной работе и т.д.

        Воспитательный процесс в ДОУ организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.

        Важным направлением в воспитательном процессе ДОУ является физическое воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.

        Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.

        Для ДОУ важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в образовательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др.

1.3. Цель и задачи рабочей программы воспитания

Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
  2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
  3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
    с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми
    в обществе.

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (1 год – 3 года, 3 года – 7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

1.4. Принципы построения программы воспитания

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

  • принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения
    к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
  • принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре
    и традициях России, включая культурные особенности региона;
  • принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
  • принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы воспитания

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны  в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возраста. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем

          Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо»
и «плохо».

Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.

Проявляющий позицию «Я сам!».

Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых.

Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру
и активность в поведении и деятельности.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать
и т. д.

Стремящийся быть опрятным.

Проявляющий интерес к физической активности.

Соблюдающий элементарные правила безопасности
в быту, в ОО, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.

Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях.

Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.

Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.


Портрет ребенка дошкольного возраста (к 7-ми годам)

Направления воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам
их деятельности, проявляющий трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся
к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.


Раздел II. Содержательный

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

  • когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
  • эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;
  • регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

Задачи патриотического воспитания:

  1. формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  2. воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  3. воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
  4. воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
  • организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
  • формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

2.1.2. Социальное направление воспитания

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.

Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Выделяются основные задачи социального направления воспитания.

  1. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
  2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
  3. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
  • воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
  •  учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
  • учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
  • организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
  • создавать доброжелательный психологический климат в группе.

2.1.3. Познавательное направление воспитания

Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.

Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

  1. развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
  2. формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
  3. приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Направления деятельности воспитателя:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
  • организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
  • организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

  • обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
  • закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
  • формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
  • организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
  • воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

Направления деятельности воспитателя:

  • организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
  • создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
  • введение оздоровительных традиций в ДОО.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
  •  формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;
  •  формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
  • включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.

2.1.5. Трудовое направление воспитания

Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания.

  1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
  2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
  3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:

  • показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
  • воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
  • предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
  • собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
  • связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.


2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.

Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:

  1. формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
  2. воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;
  3. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
  4. воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны  и других народов;
  5. развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
  6. формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

        учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;

  • воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
  • воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству;
  • не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
  • воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.

Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:

  • выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
  • уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОО;
  • организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
  • формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;
  • реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы воспитания

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.

Наиболее эффективные методы воспитания в сфере развития личности ребенка, это методы, которые обеспечивают создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним можно отнести:

  • Метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п. Детей приучают к помощи и взаимопомощи, к проявлению заботы о младших, о старших, к правдивости, скромности. Приучение осуществляется с помощью упражнения, при этом побуждение к поступку, действию связывается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание.

Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам.

Метод приучения дает наибольший эффект если он сочетается с примером взрослого или других детей. Чтобы ребенок начал действовать по примеру старшего или сверстника, необходимо желание быть похожим на того, кто затронул его чувства, направил деятельность. Желание быть похожим реализуется через деятельность подражания. Когда пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его активном влиянии на личность.

Наблюдение формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на поведение детей.

  • Метод показ действия. С его помощью формируется такое важное качество, как самостоятельность. В условиях жизни ребенка в ДОУ самостоятельность приобретает ярко выраженный нравственный, общественный аспект.
  • Метод организации деятельности, которая и в дошкольном возрасте, особенно старшем, носит общественно полезный характер. В первую очередь это совместный, коллективный труд детей.

Педагог определяет цель работы и обдумывает ее организацию в целом, а также подбор и расстановку участников вне больших объединениях. В старшей и подготовительной группах воспитатель, организуя разнообразную трудовую деятельность, формирует навыки самоорганизации: рекомендует ребятам самим обдумать, что и для чего надо делать, как спланировать и разделить работу и т. п. Педагог помогает своим воспитанникам правильно оценивать и общие результаты, и трудовые усилия каждого. Показателями нравственного развития детей этого возраста наряду с самоорганизацией являются доброжелательность, готовность к взаимопомощи, взаимовыручке, трудолюбие.

В младшем дошкольном возрасте основная задача трудового воспитания —формирование самостоятельности, ибо она—необходимая предпосылка для появления у малыша желания выполнять трудовые поручения.

Труд и игра являются и средствами, и методами воспитания.

  • игра – действенный метод воспитания в сфере личностного развития. Ценность ее как средства и действенного метода воспитания в том,что эта деятельность дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки личностного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения.

Сюжетная игра имеет два плана детских отношений: один — это отношения сверстников по игре, или так называемые реальные отношения; второй—взаимоотношения играющих, регулируемые определенным сюжетом. Педагогически ценный сюжет, отражающий положительные стороны быта, общественно-политические явления, благотворно влияет на поведение детей в игре и даже отчасти в не игры. Игра активизирует чувства и отношения ребенка, его представления об окружающем. Для овладения детьми опытом общественного поведения необходимо развивать содержательные игры и активизировать общую работу по воспитанию у детей нравственных чувств и привычек поведения. Тогда можно ожидать, что при сговоре детей по поводу игры и в процессе самой игры будет достигнуто единство между поведением ребенка в соответствии с взятой на себя ролью и реальным поведением.

Перечисленные        методы        применяются        педагогом        в        любом виде        

детской деятельности.

Следующие        методы        направлены        на        формирование        у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок:

  • беседы воспитателя на этические темы;
  • чтение художественной литературы и рассказывание;
  • рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, видеофильмов.

Эти средства и методы целесообразно применять, при организации занятий со всей группой.

На занятиях должно предусматриваться осуществление задач по воспитанию в сфере личностного развития, но особенно важно тщательно продумать содержание и ход занятий, на которых обобщаются знания и формируются представления детей о нашей Родине, ее многонациональном составе и другие общественные представления. Вне занятий, также должны использоваться методы, направленные на формирование у детей нравственных представлений, суждений и оценок.

Можно использовать также другие методы: вопросы к детям, побуждающие к ответу, картинки, на которых изображены различные ситуации, настольные игры и т.п. Такие методы используются главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения. Этому содействует сочетание занятий словесного, словесно-наглядного характера с практической деятельностью детей.

В связи с усвоением во время бесед, чтения книг первых понятий о моральных качествах (например, правдивость, справедливость, скромность, взаимопомощь, трудолюбие) рекомендуется подобрать игры, упражнения, трудовые задания, занятия, в которых дети имели бы возможность обогатить свой практический опыт, углубить знания и моральные чувства.

Используя эти методы, воспитатель может не только знакомить детей с моральными качествами и отношениями, которыми обладали герои художественных произведений, участники каких-то событий, о которых шла речь в беседе педагога, но и включать детей в обсуждение и анализ того практического опыта, участниками которого они были сами. Темы подобных бесед, должны подбираться с учетом возраста детей. В беседах с детьми среднего и старшего возраста воспитатель стремится к тому, чтобы обобщенные высказывания детей сочетались с описанием, анализом практических ситуаций. Детям младших возрастов легче вспомнить реальные ситуации и свое поведение не во время бесед, а, например, при просмотре спектаклей кукольного, настольного театров, при проведении специально подобранных игр-занятий.

  • Метод убеждения. Его используют через доброе, умное слово воспитателя, и с помощью художественных произведений, и через умело организованную деятельность.
  • Метод положительного примера. Этот метод используется в педагогическом процессе для организации детской деятельности в повседневной жизни. Важно, чтобы положительный пример становился для ребенка образцом для подражания.
  • Методы поощрения. Чаще всего используются при повседневном общении взрослого с детьми. Они могут иметь положительное воздействие. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат воспитания в сфере личностного развития. Хорошее поведение, хорошие поступки заслуживают положительной оценки взрослого, а иногда и особого одобрения с привлечением внимания группы детей. Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для близких ему людей. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребенка поступать хорошо. Важно замечать и малые достижения детей, особенно если ребенок приложил усилия, чтобы стать лучше. Не следует захваливать одних и тех же детей. В старших группах вопрос о достижениях детей, о том, достойны ли они одобрения, похвалы, целесообразно обсудить во время общей беседы. Прежде чем поощрять ребенка, нужно подумать, в какой мере он заслуживает похвалы. При этом принять во внимание его возраст, степень личных усилий, общественное значение его хорошего поведения, конкретного поступка.

        В конце года педагог в каждой возрастной группы подводит анализ достижения детьми, планируемых результатов по освоению рабочей программы воспитания ДОУ. В воспитании детей в сфере их личностного развития используются следующие вариативные формы взаимодействия:

Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитиеобщения.

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

детей

Игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры ,подвижные игры, народные игры, дидактические игры, подвижные игры,

настольно-печатные игры, чтение художественной литературы, досуги, праздники, активизирующее игру проблемное общение

воспитателей с детьми

Рассказ и показ воспитателя, беседы, поручения, использование естественно возникающих ситуаций.

Самостоятельные игры различного вида, инсценировка знакомых литературных произведений, кукольный театр, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок.

Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине.

Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, совместные с воспитателем игры, игры-драматизации, игровые задания, игры-импровизации, чтение  художественной

литературы, беседы, рисование

Рассказ и показ воспитателя, беседы, поручения, использование естественно возникающих ситуаций.

Сюжетно-ролевые, подвижные и народные игры, инсценировки, рассматривание иллюстраций, фотографий, рисование, лепка.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и

обществу.

Игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, подвижные игры, народные игры, дидактические игры, подвижные игры, настольно-печатные игры, чтение художественной литературы, досуги, праздники, активизирующее игру проблемное общение

воспитателей с детьми

Рассказ и показ воспитателя, беседы, поручения, использование естественно возникающих ситуаций.

Самостоятельные игры различного вида, инсценировка знакомых литературных произведений, кукольный театр, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок.

Формирование позитивных установок к труду и творчеству.

Разыгрывание игровых ситуаций,

Игры-занятия, игры-упражнения,

в структуре занятия, занятия по ручному труду, дежурства, экскурсии, поручения, показ, объяснение, личный пример педагога, коллективный труд:

-труд рядом, общий труд, огород на окне, труд в природе, работа в тематических уголках, праздники, досуги, экспериментальная

деятельность, экскурсииза пределы детского сада, туристические походы, трудовая мастерская

Утренний приём, завтрак, занятия, игра, одевание на прогулку, прогулка,

возвращение с прогулки, обед, подготовка ко сну, подъём после сна, полдник, игры, подготовка к вечерней прогулке, вечерняя прогулка

Дидактические игры, настольные игры ,сюжетно-ролевые игры, игры бытового характера, народные игры,

изготовление игрушек из бумаги, изготовление игрушек из природного материала, рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок, самостоятельные игры,

игры инсценировки, продуктивная деятельность,

ремонт книг

Формирование основ экологического сознания.

Занятия. Интегрированные занятия.

Беседа.Экспериментирование.Проектнаядеятельность.Проблемно-поисковыеситуации.

Конкурсы .Викторины

Труд в уголке природы, огороде.

Дидактические игры. Игры-экспериментирования Дидактические игры. Театрализованные игры. Подвижные игры.

Развивающие игры. Сюжетно-ролевые игры. Чтение. Целевые прогулки. Экскурсии Продуктивная деятельность.

Народные игры. Праздники, развлечения(в т.ч. фольклорные).

Видео просмотры Организация тематических выставок. Создание музейных уголков.

Календарь природы.

Беседа. Развивающие игры. Игровые задания.

Дидактические игры. Развивающие игры. Подвижные игры.

Игры-экспериментирования. На прогулке наблюдение за природными явлениями.

Дидактические игры. Театрализованные игры. Сюжетно-ролевые игры. Развивающие игры.

Игры-экспериментирования. Игры с природным материалом. Наблюдение в уголке природы. Труд в уголке природы, огороде. Продуктивная деятельность.

Календарь природы.

Формирование основ безопасности.

  • занятия
  • игровые упражнения
  • индивидуальная работа
  • игры-забавы
  • игры-драматизации
  • досуги
  • театрализации
  • беседы
  • разыгрывание сюжета экспериментирование –слушание и проигрывание коротких текстов (стихов, рассказов, сказок),познавательных сюжетов
  • упражнения подражательного иимитационного характера
  • активизирующее общение педагога с детьми
  • работа в книжном уголке
  • чтение литературы с рассматриванием иллюстраций и тематических картинок
  • использование информационно-компьютерных технологий и технических средство бучения (презентации, видеофильмы, мультфильмы)
  • трудовая деятельность
  • игровые тренинги
  • составление историй, рассказов
  • работа с рабочей тетрадью
  • творческое задание
  • обсуждение
  • игровые ситуации
  • пространственное моделирование
  • работа в тематических уголках
  • целевые прогулки
  • встречи с представителями ГИБДД

- во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну, дневной

сон

  • игры-забавы
  • дидактические игры
  • подвижные игры
  • сюжетно-ролевые игры
  • рассматривание иллюстраций и тематических картинок
  • настольно-печатные игры
  • творческая деятельность

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации рабочей программы воспитания

В целях педагогического просвещения родителей (законных представителей) воспитанников, воздействия на семейное воспитание используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы.

  1. Анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников. Необходимо, как для выяснения особенностей семейного воспитания, так и для установления контактов с родителями (законными представителями) воспитанников. Подробное анкетирование поможет педагогу многое понять в характере ребенка, познакомиться с обстановкой, в которой он живет, узнать о взаимоотношениях с домочадцами, поведении дома. По итогам анкетирования педагог сможет обратить внимание, на то, какие вопросы, и в какой форме можно задавать родителям, что им посоветовать, порекомендовать. Анкетирование подсказывает педагогам темы бесед с родителями (законными представителями), содержание консультаций, содержание наглядной информации на информационном стенде ДОУ и в групповых уголках.
  2. Беседа - наиболее распространенная и доступная форма индивидуальной работы с родителями (законными представителями) воспитанников. Она чаще всего возникает непроизвольно, но может быть и заранее предусмотрена. Хотя беседа обычно кратковременна и возникает в связи с вопросами родителей (законных представителей) детей или вызвана желанием педагога что-то сообщить о ребенке, она не должна вестись мимо ходом. Нельзя использовать беседу с целью пожаловаться на ребенка, так как жалоба педагога, да еще сделанная с раздражением вызывает одну реакцию родителей (законных представителей) ребенка — наказание. А в результате разрушается доверие ребенка и родителей к воспитателю. Но если возникает необходимость сообщить о плохом поведении ребенка, педагог должен проанализировать с его родителями (законными представителями), следствием чего явился проступок, посоветовать, что предпринять, чтобы предупредить его повторение. Такой деловой конкретный разговор заставляет родителей (законных представителей) задуматься над тем, как они воспитывают ребенка, что и как следует изменить.
  3. Консультации — индивидуальные и групповые. Тематика консультаций зависит от актуальных вопросов родителей (законных представителей), связанных с воспитанием их детей в сфере личностного развития.
  4. Родительские собрания. Тематика родительских собраний определяется программными задачами воспитания детей того или иного возраста в сфере их личностного развития. Успех собрания зависит от тщательности его подготовки. Предварительно педагог проводит целенаправленные наблюдения за поведением детей в коллективе сверстников, за их взаимоотношениями с родителями (законными представителями), беседует детьми, выявляя их нравственные представления, проводит анкетирование представителей родительской общественности. На собрании следует подробно обсудить один наиболее существенный вопрос, иллюстрируя его конкретными фактами из жизни детей группы. На родительских собраниях необходимо широко использовать технические средства для демонстрации жизни детей в детском саду и дома, прослушивания рассказов детей.
  5. Дни открытых дверей, открытые занятия, тематические развлечения, праздники, конкурсы, викторины, игры. Эти формы дают возможность показать родителям (законным представителям) воспитанников работу ДОУ, методы обучении и воспитания детей, которые могут быть использованы и в семье. Такое проникновение в жизнь ДОУ позволяет родителям(законным представителям) увидеть своего ребенка в детском коллективе. Педагог обращает внимание родительской общественности на характер взаимоотношений детей в играх, на занятиях, в быту.
  6. Наглядная информация, размещенная на официальном сайте МБДОУ детский сад № 27 «Сказка» и на информационных стендах для родителей (законных представителей) хорошо зарекомендовала себя как форма педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей. Здесь помещаются краткие тексты на педагогические темы, консультации, ответы на вопросы родителей, фотографии, отражающие жизнь детей в ДОУ и в семье, детские работы, списки рекомендуемой детской и педагогической литературы, нормативно правовые документы Российского законодательства, правоустанавливающие документы и распорядительные акты МБДОУ детский сад № 27 «Сказка». Очень привлекают родительскую общественность заметки о детях группы: об их достижениях во владении знаниями и умениями, рассказы детей об увиденном, о любимых книжках, игрушках, детские вопросы, суждения и т.п.

Наглядная информация для родителей (законных представителей) воспитанников должна освещать следующие вопросы: воспитание детей в труде, в игре, средствами художественной литературы; роль примера родителей, семейных традиций, семейных взаимоотношений; знакомство детей с окружающей жизнью, воспитание патриотических чувств и др.

Работа с родителями в группах раннего возраста. Первые дни посещения ребенком ДОУ особенно ответственный период в работе с семьей: от того, какие впечатления сложатся у родителей (законных представителей) ребенка, во многом зависят дальнейшие взаимоотношения дошкольного учреждения и семьи.

Педагог должен побеседовать с родителями (законными представителями) до прихода ребенка в ДОУ. Ему необходимо узнать об особенностях, ребенка, его привычках, о методах воспитания в семье. Педагогу необходимо с сочувствием отнестись к естественному беспокойству родителей (законных представителей), впервые оставляющих своего малыша на попечение не знакомых людей. Нужно заверить родителей (законных представителей), что к ребенку будут внимательны, пока им группу, спальню, кровать, где будет спать ребенок, рассказать о режиме. Соблюдение правильного режима дня, достаточный сон ребенка, выполнение гигиенических требований в семье—это не только необходимое условие полноценного физического развития ребенка, укрепления его здоровья, но и условие воспитания в сфере личностного развития. Нарушение режима ведет к переутомлению нервной системы ребенка, а это является причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых. Следует понимать, что часто повторяющиеся конфликты между ребенком и взрослыми отрицательно сказываются на формировании характера малыша, разрушают его доверие к взрослым. Причиной конфликтов между взрослыми и ребенком в семье может быть неудовлетворение естественной потребности малыша в активности, самостоятельности.

На собраниях, во время бесед педагог всегда должен подчеркивать, как важно умение отца и матери понимать и учитывать возможности и потребности ребенка, проявлять терпение и мягкость, быть настойчивыми в привитии ребенку полезных навыков и привычек.

В младшей группе продолжается работа по педагогическому просвещению родителей, приобщение их к жизни детского сада.

В этой группе часто встает вопрос о трудностях вхождения ребенка в детский коллектив. Налаживая отношение ребенка со сверстниками, педагог стремиться воздействовать и на семью, сделать ее своим союзником.

Педагог должен показать родителям (законным представителям), как не умение и не желание считаться с окружающими осложняет взаимоотношения ребенка с детьми, советует чаще расспрашивать ребенка о том, как и с кем, он играет в детском саду, хвалить за проявленное желание поделиться игрушкой, уступить, поощрять его игры с детьми. Следует помнить, что на детей благотворно действует привлечение их к труду в семье, выполнение разнообразных поручений, оказание маленьких услуг окружающим.

У детей четвертого года жизни возрастает стремление к самостоятельности, которая очень часто не удовлетворяется в семье. Поэтому вопрос о воспитании самостоятельности по-прежнему актуален и должен быть темой бесед с родителями (законными представителями) детей.

Дети данного возраста активно подражают окружающим, в связи с этим возрастает роль примера взрослых. О роли примера родителей (законных представителей) в воспитании детей, о значении так называемых мелочей быта в формировании личности ребенка нужно неоднократно напоминать на родительских собраниях, во время бесед и консультаций.

В младшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие речи ребенка, интереса к окружающему. Внимание родителей (законных представителей) к вопросам детей, умение поддержать их интерес, высказывания способствуют развитию мышления и речи детей, правильного отношения к наблюдаемому. Следует предупредить родителей (законных представителей) об опасности возникновения негативных последствий в случае их равнодушного отношения к детским вопросам и проблемам. Это гасит любознательность детей, отдаляя их от родителей. Желательно показать родителям (законным представителям) открытое занятие с детьми по развитию речи с последующим его анализом и конкретными рекомендациями о том, как беседовать с ребенком о прочитанном, на что и как обращать внимание в природе и общественной жизни, как знакомить с трудом людей, чтобы у детей уже в этом возрасте закладывалось уважение к людям и их труду.

Все эти рекомендации следует оформить и разместить на информационном стенде для родителей (законных представителей) воспитанников, на официальном сайте МБДОУ.

Работа с родителями в средней группе

В начале учебного года педагогам, необходимо выяснить, что изменилось в условиях жизни воспитанников детского сада. В беседах с родителями (законными представителями) педагоги узнают, продолжают ли приучать детей к самостоятельности в самообслуживании, привлекают ли их в помощь взрослым, какие игры и занятия предпочитают дети, как проводит дома выходные дни.

В своем сообщении на первом родительском собрании педагогам необходимо подчеркнуть возросшие возможности детей, подробно ознакомить с новыми, более сложными задачами воспитания в сфере личностного развития.

Наблюдая за детьми, педагоги могут отметить, улучшилось ли их поведение, стали ли более совершенными их культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, усложнились ли игровые интересы, каковы их отношения со сверстниками, отношение к взрослым, к трудовым поручениями т.д. Все это становится предметом разговора педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников.

Трудовая деятельность детей пятого года жизни должна быть в центре внимания семьи. Одна из задач рабочей программы воспитания-закрепление в семье навыков самообслуживания. Педагоги должны довести до сведения родителей (законных представителей) воспитанников информацию о необходимости повысить требования к уборке ребенком своих вещей после игр и занятий. Если ребенок делал это раньше вместе со взрослыми, то теперь он должен быть самостоятельным. Известно, сколько хлопот доставляют родителям занятия ребенка с клеем, краской, бумагой, поэтому взрослые часто неодобрительно относятся к подобным занятиям и даже запрещают их. Такое отношение родителей к полезной для детей деятельности неправильно. Стремление детей мастерить, конструировать надо поощрять. Более того, родителям следует принимать участие в ручном труде детей, способствуя развитию усидчивости, целеустремленности, творчества. Но при этом надо учить ребенка аккуратности: закрыть стол клеенкой или бумагой, после занятий все убрать на место, собрать обрезки с пола и т.д.

В этом возрасте расширяется круг поручений, которые ребенок может выполнять самостоятельно, например, полить цветы, накрыть на стол. Эти поручения и постепенно становится постоянными, превращаются в обязанность. Важно обращать внимание на внешний вид детей, так как они в состоянии замечать и самостоятельно устранять не порядок в одежде, прическе. Если, прививаемые в детском саду, культурно-гигиенические навыки не закрепляются в семье, если от ребенка дома не требуют, чтобы он мыл руки после туалета, перед едой, пользовался салфеткой, полоскал рот после еды, все это он будет делать лишь под контролем воспитателя в детском саду, а выполнение культурно-гигиенических правил ребенком четырех лет должно стать привычным. Родители (законные представители) воспитанников должны знать, какие требования следует предъявлять к детям, какие правила вежливости им понятны и доступны. Важно обращать внимание родителей (законных представителей) детей на содержание детских игр, на необходимость создавать в семье условия дли игр, отражающих явления общественной жизни, труд людей, расширять соответствующие знания детей.

Особый интерес проявляют дети к труду своих родителей. Однако взрослые, не зная, как доступно рассказать ребенку о своей работе, не редко создают у него искаженное представление о ней (есть дети, которые считают, что родители ходят на работу, чтобы получать деньги). Педагоги должны советовать родителям (законным представителям), как доступно познакомить детей с профессиями, подчеркнув общественную значимость любого труда.

На пятом году жизни ребенок в состоянии осознать нравственный смысл взаимоотношений людей, поступков героев художественных произведений. Поэтому родители (законные представители) при чтении книг, просмотре телевизионных передач могут подвести детей к оценке поведения персонажей («Как, по-твоему, поступил мальчик? Почему ты думаешь, что плохо?»). Однако такая беседа не должна быть слишком назидательной. Чтобы помочь родителям, (законным представителям) педагоги могут пригласить их па открытое занятие беседу, составить список книг, которые взрослые могут прочитать детям, рекомендовать примерное содержание бесед о прочитанном.

Воспитанники средний группы проживают период активного формирования отношения ребенка к окружающим. Жизнь ребенка в коллективе сверстников требует умения считаться с интересами других детей, сопереживать их успехам и неудачам, оказывать помощь, активно участвовать в общей деятельности.

Характер взаимоотношений ребенка со сверстниками должен быть предметом постоянных бесед педагога с его родителями (законными представителями). Если эти взаимоотношения носят отрицательный характер, необходимо выяснить, не является ли ребенок дома маленьким деспотом, не виноваты ли взрослые в неверной оценке ребенком своего поведения. Родителям (законным представителям) таких детей нужно посоветовать повысить требовательность к ребенку, включить его в коллективные дела семьи, давать трудовые поручения, не захваливать, интересоваться взаимоотношениями ребенка с детьми, давать им правильную оценку, поощрять добрые побуждения ребенка, использовать естественные ситуации, а иногда и создавать их, чтобы ребенок мог проявить отзывчивость.

Работа с родителями детей старшей и подготовительной к школе групп.

Переход детей в старшую группу — новый этап их развития. Наибольшее внимание родителей (законных представителей), как правило, бывает привлечено к интеллектуальному развитию детей, а игра и труд отодвигаются на второй план, как менее существенные стороны воспитания в период подготовки к школе. Такое суждение с педагогической точки зрения не является прогрессивным. Поэтому, на первом родительском собрании, посвященном в том числе и задачам воспитания в сфере личностного развития воспитанников старшей группы, необходимо подчеркнуть, что по-прежнему большое значение имеют игра и труд, но игра и труд старшего дошкольника должны быть более высокого уровня, чем на предыдущей возрастной ступени.

Следует показать родителям (законным представителям) воспитанников, как в бытовом труде формировать у детей организованность, ответственность, аккуратность. Но для этого нужно усложнить труд ребенка в семье, определить постоянные трудовые обязанности, например, уход за растениями, стирка своих носков, накрывание на стол, уборка со стола, помощь взрослым в мытье посуды.  Детей этого возраста можно привлекать и к приготовлению пищи: мыть фрукты, овощи, делать пирожки, печенье, винегрет.

Показателем правильного развития в сфере личности ребенка старшего дошкольного возраста является его активное стремление оказывать помощь окружающим.

Это стремление необходимо всячески стимулировать. Педагог должен беседовать с детьми о том, что они любят делать с мамой и папой дома, помогают ли им и как, почему помогают, подсказывает детям, в каких конкретных делах может проявляться их забота о родителях.

Игра способствует развитию воображения, творчества, в ней закрепляются нравственные представления детей. В играх находят отражения представления о труде людей, общественных явлениях. Родители (законные представители) должны проявлять интерес к играм детей, обогащать их знаниями, направлять взаимоотношения между участниками игры.

Детям старшего дошкольного возраста полезны игры, требующие усидчивости, сообразительности: настольные игры дидактического характера, разнообразные конструкторы. Многие из этих игр требуют участия двух и более человек. Участниками игр должны быть не только сверстники ребенка, но и взрослые члены семьи.

В ДОУ у детей должно воспитываться заботливое отношение к малышам: старшие дошкольники делают для них игрушки, играют с ними на прогулках. Особенно заботливо относятся к малышам дети, у которых есть маленькие братья и сестры, и которых родители (законные представители) привлекают к уходу за малышами, воспитывают любовь к ним, чувство ответственности за них. Но иногда в семье по вине взрослых складываются неправильные отношения между старшими и младшими детьми: малышу уделяют больше внимания, ему все разрешают, он ломает постройки старшего, отнимает у него игрушки, рвет рисунки. Если же между детьми возникают ссоры, родители не всегда считают нужным вникать в их причину, а сразу встают на защиту малыша, заявляя, что уступать должен тот, кто старше. У старшего ребенка зреет обида, неприязнь к маленькому брату или сестренке. Это отношение он переносит на других малышей.

Педагог может расспросить детей, у которых есть младшие братья и сестры, об их совместных играх, занятиях дома. Если ребенок недоброжелательно отзывается о брате или сестре, педагог должен провести с его родителями (законными представителями) разговор о том, как наладить взаимоотношения детей, создать в семье условия, при которых не ущемлялись бы интересы старших и младших.

Особое значение имеет совместный труд ребенка со взрослыми: дети могут участвовать в уборке квартиры, приготовлении пищи. Но ребенок при этом не предоставляется сам себе: родители наблюдают за его работой, дают советы, помогают. По окончании обязательно следует оценить работу ребенка, подчеркнуть, что трудились все вместе и в общем результате есть доля участия ребенка.

Знакомство детей с трудом взрослых и общественными явлениями, проводимое в ДОУ, должно продолжаться в семье. Этому вопросу может быть посвящена консультация, на которой педагог познакомит родителей (законных представителей) с содержанием раздела по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром в основной образовательной программе ДОУ, порекомендует художественную литературу, даст советы и рекомендации, как развивать интерес детей к природе, жизни и деятельности взрослых, как отвечать на детские вопросы.

Занятие, на котором воспитанники ДОУ расскажут о труде своих родителей, можно записать на диктофон, а затем прослушать эти рассказы на родительском собрании. Полнота представлений детей о труде своих родителей, эмоциональное к нему отношение — показатель того, что отец или мать беседуют с ребенком, воспитывают у него уважение к труду.

Семья должна знакомить детей с местами, связанными с героической историей нашего народа, что способствует воспитанию патриотических чувств. Педагоги должны рекомендовать родителям, что следует показать старшим дошкольникам в родном городе.

Рассказывая родителям (законным представителям) об особенностях труда детей шести лет, педагоги должны подчеркнуть необходимость учить детей планировать свою работу: подумать, что необходимо приготовить для труда, в какой последовательности что делать и т. д. Ребенок не должен выполнять работу кое-как, бросать дело незаконченным. Родителям (законным представителям) детей может быть показано открытое занятие, на котором педагог использует дидактическую игру, закрепляющую знания детей о правилах культурного поведения. Педагог предлагает детям различные ситуации: к вам пришли гости, вы пришли в гости, вы едете в общественном транспорте, вы пришли в магазин за покупкой, вы в театре, вы идете по улице. Дети отвечают на вопросы педагога о том, как следует вести себя в соответствующей ситуации, разыгрывают импровизированные сценки, выступая в роли ученика, пассажира трамвая, покупателя и т.п. После просмотра занятия педагог рассказывает родителям (законным представителям) ребенка о том, выполнения каких правил поведения в общественных местах, правил вежливости необходимо требовать от ребенка, как важно, чтобы родители были примером для своих детей.

Необходимо использовать возможности семьи в ознакомлении детей с окружающей действительностью. Например, педагог просит родителей (законных родителей) помочь детям собрать иллюстративные альбомы ,сделать книжки-малышки, оформить открытки, плакаты на определенную тему: «Москва — главный город России, «Мой город Выкса», «Улица, на которой я живу», «Памятники войны», «Исторические места», «История моей семьи» и т.п. Педагог рекомендует также посетить с детьми музеи, выставки, причем предупреждает родителей (законных представителей), что об этом посещении дети будут рассказывать потом на занятии, рисовать.

Расширение представлений детей об общественной жизни возбуждает их интерес к общественным явлениям, и они обращаются к родителям с разными вопросами. Помочь родителям доступно отвечать на вопросы детей: о победе нашего народа в Великой Отечественной войне, о достопримечательностях родного города, о знаменитых людях г. Выкса, помогут:

  • консультации, демонстрация соответствующих материалов на информационных стендах и официальном сайте ДОУ,
  • организация выставок книг, которые читаются в ДОУ, и тех, которые рекомендуется прочитать детям дома.

На завершающем родительском собрании в подготовительной к школе группе педагоги подводят итоги проделанной ДОУ работы, знакомят родителей (законных представителей) с результатами освоения рабочей программы воспитания детьми, подчеркивает положительное, что приобрели за дошкольные годы воспитанники ДОУ. В индивидуальном порядке, беседуя с представителями каждой семьи группы, воспитатель отмечает, чего еще не удалось достичь и что является ближайшей задачей семьи.


Раздел III. Организационный раздел

3.1.Описание материально-технического обеспечения рабочей программы воспитания 

Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ детский сад №27 «Сказка» - обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности.

Среда обеспечивает:

  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков;
  • учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды ДОУ обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации рабочей программы воспитания:

  • подбор художественной литературы;
  • подбор видео и аудиоматериалов;
  • подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.);
  • наличие демонстрационных        технических        средств (экран, телевизор, ноутбук, колонки ит.п.);
  • подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);
  • подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).

Материально-техническое оснащение развивающей предметно-пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы ДОУ на текущий учебный год.


3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) должна отражать ценности, на которых строится Программа, способствовать их принятию и раскрытию ребенком: - включать знаки и символы государства, региона, города и организации; - отражать региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится организация; - быть экологичной, природосообразной и безопасной; - обеспечивать ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности; - отражать ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей; - обеспечивать ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, понимания красоты знаний, необходимости научного познания; способствовать формированию научной картины мира; - обеспечивать ребенку возможность посильного труда, отражать ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде; - обеспечивать ребенку возможность для укрепления здоровья, раскрывать смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта; - предоставлять ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. РППС должна включать оформление помещений, оборудование, игрушки. При выборе материалов и игрушек для необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных производителей.

3.3. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ воспитательной работы в ДОУ осуществляется ежегодно старшим воспитателем и воспитателями.  Цель: выявление основных проблем воспитательного процесса и последующее их решение. Самоанализ проводится по двум направлениям:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей дошкольного возраста. Критерием данного направления является динамика личностного развития детей. Анализ осуществляется воспитателями и старшим воспитателем, затем результаты обсуждаются. Основной метод получения информации - педагогическое наблюдение. Это может быть наблюдение за поведением детей в процессе режимных моментов, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в игровой и коммуникативной деятельности. Особое внимание уделяется наблюдению за поведением ребёнка в тех ситуациях, которые побуждают его делать тот или иной ценностный выбор (ситуация конфликта, нравственного выбора и др.). Наблюдения фиксируются в «Тетради наблюдений».

2. Состояние организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является наличие в дошкольном учреждении интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Анализ осуществляется старшим воспитателем, воспитателями, специалистами и родителями, которые знакомы с воспитательной работой в ДОУ. Могут быть использованы беседы с детьми о проведенных мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации "Программы воспитания и обучения" группа общеобразовательной направленности детей 2-3 лет

Перспективное планирование с интеграцией по образовательным областям  "Социализация", "Коммуникация" и т.д....

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.

В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "от рождения до школы" программа воспитания и обучения в детском саду

программа "от рождения до школы" является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре...

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"

    Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...

РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.

Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г  № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...

Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...