Создание предметно-развивающей среды в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет «Кузнечик»
материал (подготовительная группа)

Горбунова Ольга Михайловна

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС представляет собой часть образовательной среды, которая включает совокупность материальных, предметных и социальных средств, способствующих развитию дошкольника в соответствии с возрастными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predm._raz._sreda.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Создание предметно-развивающей среды

в группе общеразвивающей направленности

детей 6-7 лет «Кузнечик»

Подготовила

воспитатель

Горбунова О.М.

г. Покачи 2020

«Предметно-развивающая среда в группе «Кузнечик»

        В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно- пространственной среды.

        Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.                   

     

     Наша работа начинается с утреннего приема детей в группу. Прием детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации, советы родителям.

      Групповое помещение позволяет нам выделить учебную, игровую и бытовую зоны.      

   В учебной зоне размещаются: уголок изодеятельности, уголок природы, книжный уголок, уголок музыкального развития, уголок дорожного движения, уголок ручного труда.  Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья  позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

        Целью уголка изодеятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Здесь используются такие материалы как доски для лепки, пластилин, стеки,  шаблоны, трафареты, бумага разного цвета, ножницы, карандаши, восковые мелки, фломастеры,  и т.д.  

 В уголке изодеятельности дети обычно проводят много времени, рисуют, делают поделки из пластилина, вырезают из бумаги.

       Уголок природы расположен непосредственно у окна. Его целью является обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитании любви и бережного отношения к природе, приобщению детей к уходу за растениями. Здесь  дети наблюдают за комнатными растениями, учатся правильно за ними ухаживать, при этом пользуются таким материалом как детские лейки, палочки для рыхления, тряпочки, губки для протирания пыли и листьев, тазики, фартуки.

       Рядом с уголком природы имеется уголок ручного труда, где помещен природный материал для изготовления поделок, игрушек-самоделок (шишки, камешки, ракушки, желуди, каштаны, палочки, береста,  и т.д.).  

       Книжный уголок.  У детей формируется представление о книге как об особом предмете. Они рассматривают картинки, находят своих любимых героев, красочные иллюстрации насыщают зрительное восприятие детей, делая книгу источником положительных эмоций.  Уголок размещен  рядом с уголком изодеятельности, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой.

        В учебной зоне у нас имеются материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, дидактические игры.

       Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах.

       Имеется игровая зона. Она позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений,  замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковер – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Семья».  В игровой зоне, в шкафах, размещен крупный напольный строительный материал, так как свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек из разного строительного материала можно использовать наборы разных  игрушек (куклы, машины разной величины и др.). Настольный строительный материал хранится в коробках в закрытом виде с символикой фигур, которые в них хранятся. Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Например, для девочек есть  утюги, куклы, пупсы, для мальчиков – наборы инструментов, машины…..

      Рядом с игровой зоной имеется физкультурный уголок. Он оснащен мячами кеглями, скакалками, резиновыми мячами, на которых дети прыгают, дорожками – ребристыми и пуговичными.

      В игровой зоне располагается уголок кукольный театр,  целью которых является  стимулирование творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений детей  

     В кукольном театре развиваются артистические способности детей, коммуникативность, общительность, развивается моторика рук и пальцев, двигательная активность детей, они знакомятся с множеством детских сказок. настольно- плоскостной театр, театр игрушек, где используем обычные детские игрушки, имеющиеся в группе или дома,  театр петрушек – персонажи детских спектаклей. Сценой театра является ширма, на нее ставится декорация, где происходит действие кукол. За ширмой находятся дети-кукловоды, в играх драматизациях используем самодельные костюмы, маски, изготовленные воспитателями и самими родителями.

      В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формировать умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.  Чтобы дети могли сами определять дежурных.

      Весь игровой материал находится в стеллажах и шкафчиках, для того чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место.

      Таким образом, создавая развивающую среду, мы постарались сделать ее информационно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

 

Микро-зона, центр

Оборудование и примерные наименования

Цели

Уголок «Малень-кие строители»

1.  1.Крупный строительный конструктор.

2.Средний строительный конструктор.

3.Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали.

4.Конструкторы типа «Лего»..

6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.).

7. Игрушечный транспорт средний и крупный. Грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, лодка, самолет.

1.Развитие пространственных представлений, мелкой моторики, творческого воображения.

Уголок по правилам дорожного движения

2.  3.  1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов.

4.  2.Средний транспорт.

5.  3.Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели.

6.  4.Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

1Учить различать виды наземного транспорта, познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный, уточнить знания о назначении свотофора.

Уголок художест-венного творчества

1.Толстые восковые мелки, цветной мел, цветные карандаши (12 цветов), фломастеры (12 цветов), гуашь, пластилин.

2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани.

3.Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты.

4.Стаканчики, подставки для кистей, салфетки из ткани (15х15, 30х30), доски (20х20), розетки для клея, подносы.  

6.Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска, фланелеграф.

1.Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия и цветоразличения, творческих способностей.

Уголок дидакти-ческих игр

Уголок дидакти-ческих игр

1.Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

2.Нетрадиционный материал: прищепки  разных цветов с тематическими картинками..

3.Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.

4.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках».

5.Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

6.Блоки Дьенеша.

7.Палочки Кюизенера.

8.Доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).

9.Рамки-вкладыши «Монтессори»

10.Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

11.Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

1.Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2.Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3.Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4.Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5.Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6.Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).

7.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

1.Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое.

2.Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков.

3.Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов.

4.Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме.

5.Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один).

6.Обучение определению количества путем пересчета (1,2,3).

7.Воспитание правильного физиологического дыхания.

8.Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий.

9.Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки.

10.Обогащение активного словаря детей.

11.Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.

Книжный уголок

«Книжкин дом»

1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик.

2.Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.

3.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д.

1.Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой.

2.Формирование и расширение представлений об окружающем.

Музыкаль-ный уголок

«Веселые нотки», «Музыкальная шкатулка»

1.Звучащие инструменты: металлофон, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, бубен, молоточки.

2.Магнитофон.

3.Карточки с картинками.

1.Развитие слухового восприятия и внимания.

2.Формирование исполнительских навыков.

Спортив-ный уголок

«Озорные мячики»

1.Мячи большие, средние, малые.

2.Обручи.

3.Толстая веревка или шнур.

4.Флажки.

5.Гимнастические палки.

6.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания.

7.Ленты цветные короткие (10 шт.), платочки.

8.Кегли.

9.Мешочки с грузом малые(для бросания).

10.Скакалка.

11.Доска ребристая или дорожка ребристая.

12.Нетрадиционное спортивное

1.Развитие ловкости, координации движений.

2.Обучение согласованным действиям.

3.Формирование умения бросать и ловить мяч, проползать в обруч, перешагивать через палку или веревку, положенную на пол, ходить по прямой ограниченной дорожке.

Театраль-ная зона

«Петрушкин театр»

1.Ммаленькие ширмы для настольного театра, ковролиновое наборное полотно и картинки или фланелеграф.

2.Набор масок сказочных животных.

3.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках.

4.Различные виды театра: стержневой, кукольный (набор наручных кукол би-ба-бо: семья и сказочные персонажи).

5.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания одной-двух сказок в месяц.

1.Формирование навыков слушания.

2.Развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Уголок сюжетно-ролевой игры

1.Кукольная мебель: стол, стулья (4 шт.), кровать (2шт.), диванчик, шкафчик для кукольного белья, кухонная плита.

2.Игрущечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды (крупной и средней), миски (тазики) (2 шт.), ведерки.

3.Куклы: крупные (3 шт.), средние (7 шт.).

4.Коляска для кукол (1шт.).

5.Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад».

6.Мягкие игрушки: крупные и средние.

1.Формирование ролевых действий.

2.Стимуляция сюжетно- ролевой игры.

3.Формирование коммуникативных навыков в игре.

4.Развитие подражательности и творческих способностей.

Экологи-ческий центр

Уголок природы: «Зеленый уголок»

1.Комнатные растения: 3-4 видов с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными яркими цветами. Одно из растений должно быть в двух экземплярах, для того чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. Рекомендуемые растения: фикус – хороший очиститель воздуха, бегония вечноцветущая – борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, колеус, фуксия гибридная.

2.Растения, характерные для различных времен года:

- осенью: выставки ярких, крупных или необычной формы овощей и фруктов;

- зимний огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений;

- весной: садик для Дюймовочки: макет с комнатными цветами – для игры с маленькими куклами;

- летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.;

3.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки.

1.Расширение чувственного опыта детей, стимуляция тонких движений руки.

2.Развитие умения экспериментировать с разными материалами.

1.Формирование знаний о комнатных растениях.

2.Формирование понимания о необходимости ухода за растениями и животными.

Центр краеведе-ния

1.Альбомы: «Наша семья», «, «Мой город Покачи», «Наш детский сад», «Хмао - Югра».

2.Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды хантыйского народа.

3.Папки-передвижки с иллюстрациями: «Югра».

4.Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

5.Совместные работы из бросового и природного материала.

6.Образцы декоративно-прикладного искусства хантыйского народа.

7.Куклы в хантыйских  костюмах.

1.Развитие интереса к родному городу.

2.Формирование знаний о достопримечательностях родного города (названиях улиц, памятниках), о названии округа, города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация создания предметно - развивающей среды в ясельных группах

Воспитатель дает практические рекомендации относительно структуры  предметно - игровой среды группы детей раннего возраста и представляет собственный опыт в создании развивающей среды в группах раннег...

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе

Материал по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе.1. Неречевые процессы;2. Звукопроизношение;3. Обучение элементам грамоты;4. Словарная работа;5. Развитие грамматического строя ...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Создание предметно-развивающей среды в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения так...