Сказка как средство формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста
проект

Баздрева Римма Валентиновна

Что за прелесть эти сказки!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слова к презентации «Что за прелесть эти сказки!»

Слайд 1. Тема по самообразованию, по которой я работа в течение года звучит так - «Сказка как средство формирования нравственности у детей среднего дошкольного возраста». Вашему вниманию я представляю свою работу, проделанную за год, в виде презентации «Что за прелесть эти сказки!»

Слайд 2. С младенчества ребенок начинает знакомится с произведениями русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества, и как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка. Сказка - один из самых распространенных и богатых жанров устного народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их любят слушать дети, к ним прислушиваются и взрослые. Сказочные образы витают над нами от исторических времен до современности, века новых открытий и технологий. Сказку можно назвать самым древним и самым мудрым произведением устного народного творчества. Она прививает детям доброту, уважение к старшим, завещает быть достойным и смелым. В народных произведениях кроется огромный смысл, в них заложена вся мудрость и воля народа, его душа.  

Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин никогда не писал стихов и сказок специально для детей, но он умел писать их так просто и в то же время интересно, что и детям много из того, что им написано, понятно и близко. А сам он отзывался о народных сказках и авторских сказках так: «Что за прелесть эти сказки! И каждая есть поэма!» Свои сказки он заканчивал пословицей «Сказка – ложь, да в ней намек добрым молодцам урок».

 В.А. Сухомлинский считал, что «сказка не отделима от красоты и способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

  Слайд 3. Этот проект по продолжительности: долгосрочный (сентябрь – май).

 По количеству участников: коллективный. По контингенту участников: смешанный (дети, родители, воспитатель). Возраст детей, на которых рассчитан проект: от 4 – 5 х лет.  

Слайд 4. Актуальность.  Дошкольный возраст - период активного освоения норм        морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Слайд 5. Постановка проблемы. Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края.

Слайд 6. Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, добрые чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

 Чтобы достичь этой цели, нужно решить следующие задачи.
   1.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и сказками других народов.
   2. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам
   3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
   4. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
   5. Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
   6. Воспитывать бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой.

    7.Пополнение групповой библиотеки.

  Слайд 7. Этапы реализации проекта:
1 этап
 -  подготовительный (разработка проекта). Цель: создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта.
2 этап – основной (выполнение проекта). Цель: осуществление педагогической работы по нравственному воспитанию детей через сказки.
3 этап -  заключительный (аналитический). Цель: подведение итогов по реализации проекта.

Слайд 8. Подготовительный этап.

Были организованы с родителями беседа, консультации, проведено анкетирование на тему: «Сказка в жизни вашего ребенка». Анкетирование показало, что многие родители читают или рассказывают детям сказки, но не все родители обращают внимание детей на мимику героя сказки, рассматривание картинок в книжке вместе с ребенком, ведут беседу по прочитанной сказке и оценивают поступки персонажей.

Слайд 9. Основные приемы и методы работы со сказкой:

Рассказывание, чтение, беседа, рассматривание иллюстраций к сказке, анализ, разучивание слов.

 Слайд 10. В своей деятельности с детьми я использую следующие формы работы со сказкой:

             -  продуктивная деятельность;

             - выставки творческих работ родителей и детей;

             - праздничные мероприятия;

             -  игры;

             - драматизация;  

             - обыгрывание (инсценирование) произведения;

             - настольный (кукольный, пальчиковый и т.п.) театр по произведению;

             - самостоятельная театрализованная деятельность.

Слайд 11. Чтобы в группе было много разнообразных сказок, мы провели благотворительную акцию «Подари книгу!» среди родителей.

Для чтения детям я подобрала книги, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев, содержат «нравственный урок». Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение.

После прочтения я проводила беседу. Анализ произведения я организовывала так, чтобы он представлял собой интересный и полезный для детей разговор, который я проводила путем постановки вопросов. Очень важно было правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам.

 Слайд 12.   Детей желательно знакомить с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из характерных эпизодов сказки. Детям нравится рассматривать красочные иллюстрации к сказкам. Они внимательно изучают мимику героев, их одежду, пейзажи. Бывает так, что одна и та же сказка, а иллюстрации в книжках оформлены разными художниками, и дети их сравнивают. Во время рассматривания иллюстраций, рассказываю детям как правильно обращаться с книгой.

Слайд 13.  Настольный театр. Для того, чтобы дети лучше закрепляли сказки, использовала настольный театр. Настольный театр им нравится. Они часто играют самостоятельно, вспоминая ту или иную сказку. Во время постановок сказок робкие дети приобретали уверенность, а другие следили за тем, чтобы все было правильно во время показа. В нашей группе есть уже несколько настольных театров – это «Колобок», «Репка», «Коза и семеро козлят», «Два жадных медвежонка». И если дети захотели играть в него, то им не приходится ждать своей очереди, потому что это количество позволяет одновременно играть всем.

 Слайд 14. Постановка сказок с помощью кукол пальчикового театра Работая с куклой пальчикового театра, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким – то причинам не может себе позволить проявлять. Такой театр появился у нас благодаря нашим родителям, которые его связали. Это «Колобок», «Репка», «Теремок».

Слайд 15. После повторного рассказывания сказки и заучивания слов с детьми проводила инсценирование. Оно является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировании сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание и воображение. Инсценирование способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Слайд 16. Знакомство со сказкой у детей заканчивается продуктивной деятельностью как на занятиях, так и вне занятий.  Они лепят, рисуют персонажей сказок, строят новые дома для зверей, раскрашивают иллюстрации к сказкам и т. д. Дети с удовольствием конструировали Аленушку из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Но перед тем как предложить им сконструировать ее, показала картину «Аленушка», написанную художником Виктором Васнецовым. Рассказала об истории написания этой картины. Познакомила детей с великим художником, рассматривали автопортрет его. По сказке «Курочка Ряба» работали пластилинографий. Детям нужно было создать образ курочки, но некоторые из детей решили ее одну не оставлять и налепили цыплят. Для Жихарки из одноименной сказки разрисовали красивые ложки, сделали аппликации лубяной и ледяной избушек.

Слайд 17. Игра. С детьми были организованы сюжетно-ролевые игры «День рождения у Мухи-цокотухи», «Доктор Айболит» по сказкам К. И. Чуковского. Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут то на помощь приходит сказка.

Сказка стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной.

Слайд 18. Во время проекта знакомила детей и с творчеством К. И. Чуковского. С детьми отметили «День рождения Крокодила – любимого героя К. И. Чуковского». Дети читали отрывки из его стихов, где упоминается крокодил - это «Мойдодыр», «Путаница», «Краденое солнце», «Тараканище», «Телефон». Многие родители участвовали в конкурсе рисунка «Крокодил – любимый герой К. И. Чуковского». И когда мы увидели эти рисунки, то удивились, насколько они были хороши. Ведь не секрет, что родителям вечно некогда, что они всегда спешат.

Слайд 19. Одной из форм работы со сказкой является драматизация. Драматизация сказки - более сложный вид театральной деятельности. Нам (родителям, детям и воспитателю) нужно было время на подготовку. На заключительном этапе нашего проекта мы планировали приготовить с детьми развлечение по сказке «Теремок» и показать ее родителям, и детям другой группы. Что и сделали, посвятив музыкальное развлечение «Терем-теремок» ко дню 8 Марта своим мамам.

Слайд 20. Ожидаемые результаты:

*Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.

 * Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло» и т. д. в сказке и в жизни.

 * Дети делают самостоятельный нравственный выбор.

 * Дети распознают настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.

 * Дети умеют выражать чувства и переживания словами.

 *Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего          дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей. 

Слайд 21. Необходимо отметить особую роль родителей в проведении нашего проекта. Они пошили костюмы к сказке «Теремок», связали пальчиковые театры по сказкам «Репка», «Колобок». Родители приняли участие в конкурсе рисунка «Крокодил – любимый герой К. И. Чуковского». Они подарили книги в групповую библиотеку. Благодаря этому в группе пополнилась предметно-развивающая среда.

Слайд 22. Вывод.  Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в победе добра над злом. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Из этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Благодаря сказкам, дети не только учатся мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растут духовно, совершенствуются, становятся мудрее. Научите ребёнка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса они переносят в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.

Слайд 23. Используемая литература:

1. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры» - М., Изд. центр Академия, 2002;

2.Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада». – М., Мозаика – Синтез, 2012, 2013;

 3. Шорыгина Т.А. «Родные сказки // Нравственно-патриотическое воспитание». – М. Прометей, 20

С.10-17.

4. Алексеенкова Е. Г. «Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции // Вопросы психологии.» -2006. - № 6. – С. 39-47;

Слайд 24. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Консультация для родителей Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В истории педагогтки вопрос о роли  и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной кул...