Доклад на тему "Метод проекта как средство экологического воспитания дошкольников"
материал (подготовительная группа)

Сафонова Анна Сергеевна

Экологическое воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад19.65 КБ

Предварительный просмотр:

 «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»

Слайд 1титульник.

Слайд 2

Экологическая проблема это одна из актуальных проблем сегодняшнего дня.Первые основы экологической культуры – конечно же закладываются в период дошкольного детства.Экологическое воспитание необходимое условие преодоления негативных последствий деятельности человечества на окружающую среду, а также является фактором формирования экологической культуры.

Именно на этапе дошкольного детства дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные элементы экологической культуры.                                                                                     Слайд  3                                                                                                                                                 Воспитателями ДОО реализуются различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры: беседы, наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и пр.Все вышеуказанные формы работы можно удачно сочетать, используя метод проектов, который на сегодняшний день, считается наиболее успешным решением задач воспитания экологической культуры дошкольников.

Слайд  4                                                                                                                                              Зарождение метода проектов произошло во второй половине 19 века на базе концепции «прагматической педагогики» американским педагогом Джоном Дьюи. Учёный выделил два наиболее важных условия для достижения эффективности метода проектов:

1. Содержание образования должно строиться «вокруг человека», поэтому темы проектов должны основываться на интересах детей (к жизни общества, к природе и т. д.).

2. Необходимость взаимодействия детей и окружающей среды, так как оно является источником возникновения идей проектов.

Слайд 5.                                                                                                                                                   Экологический проект – это способ формирования собственного опыта ребёнка, и развития его как личности.

Метод проектов используется для решения определённых задач в процессе исследования.

По длительности проекты могут быть краткосрочными (1-3 дня в младших группах,  от одной недели до одного  месяца для детей постарше; средней продолжительности (2-4 месяца) и долгосрочными (учебный год). Длительность проектов зависит от масштаба решаемых задач, от возраста и возможностей детей, а так же от содержания образовательных программ ДОО.Участники экологических проектов получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям воспитанников, вовлеченных в неё, освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании детей, а также даёт возможность общения с детьми как с равноправными партнёрами.

Слайд 6.                                                                                                                                                    Однако, для успешной проектной деятельности требуется серьёзная подготовка к организации проектирования, а также методическое, дидактическое и материальное обеспечение.

Как правило, проект, проводящийся в ДОО, включает в себя следующие этапы:

1.Подготовительный (В этот этап входят постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.)

2.Исследовательский (Этот этап заключается в поиске ответов на поставленные вопросы выбранными способами.)

3.Обобщающий, итоговый  (В этот этап входят обобщение результатов работы в различных формах, их анализ, закрепление знаний, формулировка выводов.).

Слайд 7.                                                                                                                                                      При оформлении проведённых проектов, педагоги, как правило, используют следующую примерную структуру проекта в ДОУ:

1. Постановка задач, которые мы хотим решить в результате проектной деятельности. Обоснование значимости и актуальности поставленной задачи, необходимости нестандартного поиска её решения.

2. Раскрытие замысла, описание того, каким путём мы собираемся решить поставленную задачу.

3. Поиск нового пути решения поставленной задачи.

4. Реализация проекта (подробное описание исследовательского этапа).

5. Рефлексия (сравнение целей, которых изначально пытались достичь и полученных результатов).

Слайд 8.                                                                                                                                                               В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме этого открываются большие возможности в организации совместной познавательно- практической деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

В ходе реализации экологических проектов, кроме привычных форм работы (наблюдений, рассматривания экологических объектов, дидактических игр, чтения природоведческой литературы) можно использовать такие мероприятия, как: экологические акции, путешествия по экологической тропе, экологический тренинг, экологические диспуты,  экологический букварь, выставки поделок из природного материала, экологическая почта и т. д.

Акция – это социально значимое, комплексное, событийное мероприятие, имеющее протяженность во времени. Экологическая акция проходит под определённым девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

Экологическая тропа – вид экологического проекта позволяющий сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, наличии животных и растений. Маршрут тропы должен быть определен заранее с намеченными остановками и объектами для наблюдений.

Экологический тренинг – создание модели взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм, способствует формированию экологически грамотной деятельности в природе, развитию мотивации экологического поведения.

Экологические диспут – обсуждение ситуаций, отражающих некорректное отношение человека к природе, с целью закрепления правил поведения в природе.

Экологический букварь помогает пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы. Экологический букварь может содержать загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.

Выставки поделок из природного материала позволяют сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.

Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем.

Слайд 9-25 фото.

Слайд 26.При реализации работы с экологическим проектом, прежде всего, необходимо вызвать интерес детей к исследуемой проблеме.

Для этого естественно - научные знания о природе лучше всего передавать детям в форме игры (игры - путешествия, сюжетно-ролевой игры и т. д.; обучающих ситуаций с привлечением любимых литературных персонажей. Это необходимо для создания благоприятного эмоционального фона у детей и быстрого усвоения ими нового материала.

Работа в рамках проекта должна проводиться регулярно. При этом важной задачей педагога является поддержание интереса детей к исследуемой проблеме, их любознательности.

Работа над проектом может быть осуществлена в полном объёме, только при вовлечении в неё родителей. Как показывает опыт, большинство из них оказывают педагогам помощь, исследуя выбранную проблему вместе с детьми, что делает работу над проектом более плодотворной и качественной.

Не стоит забывать и о том, что начиная работу над экологическим проектом, желательно обогатить предметную эколого-развивающую среду в группе. Например , создать уголок природы, содержащий зону цветов, с необходимыми видами комнатных растений; мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности; коллекцию семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур; библиотеку с красочными книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию и многое другое.

Слайд 27.                                                                                                                                                                                       Метод проектов –  это замечательное средство в деле экологического воспитания дошкольников, формирования у них экологической культуры. Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования данного метода  как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. Метод проектов обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры.

Слайд 28.                                                                                                                                                     Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь. Своей работой мы стараемся подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может и должен сохранять и приумножать ее красоту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Природа – главное средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад лля методического обьединения педагогических работников на тему "Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников" (из опыта работы)...

Доклад на педагогическом совете "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников".

Одним из средств экологического воспитания дошкольников является опытно-экспериментальная деятельность. В данном материале говорится об основных принципах и методах экспериментальной деятельности. При...

Презентация "Метод проектов как средство экологического воспитания дошкольников"

Материал рассказывает о том, что такое проект, и как можно разнообразить экологическое воспитание дошкольников при помощи этого метода....

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Доклад "Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад по окружающему миру рассматривает одну из  современных педагогических  технологий, внедряемых в условиях ФГОС ДО. Материал описывает проект как форму   продуктивной деятельн...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Доклад на тему: "Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад посвящен вопросам экологического воспитания дошкольников....