ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебная кисточка»
учебно-методический материал

Дятлова Наталья Ильвировна

Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка» по обучению правополушарному рисованию имеет художественно-эстетическую  направленность, по уровню усвоения – базовая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnaya_kistochka_pravopolusharnoe.docx86.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 "Детский сад № 426 г. Челябинска"

 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ №426 г.Челябинска

Протокол №_______
«____»_________20_____г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ №426 г.Челябинска»

 ________________ Ю.В.Струкова

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Волшебная кисточка»

Составила: Дятлова  Наталья  Ильвировна –

воспитатель

Челябинск, 2021 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цель и задачи реализации Программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3. Характеристики особенностей развития детей среднего и старшего дошкольного возраста

1.2. Целевые ориентиры образования детей  среднего и старшего дошкольного возраста

1.3. Промежуточные планируемые результаты

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Особенности планирования образовательного процесса

2.2.Перспективное и календарное планирование образовательной деятельности

2.3. Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми

2.3.1. Технологии воспитания, обучения и развития детей

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Особенности организации образовательного процесса        

3.2. Материально-техническое обеспечение

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3

3

7

10

8

11

13

15

15

16

22

23

27

30

31

32

33

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка» по обучению правополушарному рисованию имеет художественно-эстетическую  направленность, по уровню усвоения – базовая.

 Правополушарное  рисование– это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Такое рисование позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка. Это возможность открыть источник  творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Режим творческого полета открывается  у детей с хорошо развитым правым полушарием и  этому способствует методика и техника правополушарного рисования.

Актуальность: Правополушарное рисование – метод, основанный на активизации работы правого полушария головного мозга. Который  не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину.

Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью тренинга

Дети, у которых развиты оба полушария, меньше устают, повышается работоспособность.

Правополушарное рисование не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов.

 Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической

теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность

увидеть мир «по-новому».

Программа дополнительной образовательной услуги – кружка  «Волшебная кисточка» является инновационным образовательным программным документом.

Инновация - приобщение детей к художественному творчеству посредством

правополушарного рисования в образовательной области «Художественное – эстетическое развитие»

 Данная программа, позволит закрепить с детьми, такие понятия как:

-композиция, передний, средний, задний планы, линия горизонта, плоскость, блик, фон, драпировка, объемное изображение, набросок.

 Новизна: методика правополушарного рисования основана на теории американского невролога, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри, доказавшего, что правое и левое полушария человеческого мозга отвечают за совершенно разные виды деятельности. Левое – за логику и аналитическое мышление, а правое – за творчество и интуицию, восприятие формы и цвета. Суть методики в том, чтобы во время рисования избавить человека от анализа своих действий, активировать способности правого полушария, раскрыть его творческий потенциал. Он не должен задумываться о том, как нарисовать какой-либо предмет, с чего начать, какие кисти и цвета подходят. В итоге он создает рисунки, на которые прежде не был способен.

Инновационные подходы,  используемые в учебном курсе, позволяют любому малышу в короткие сроки научиться рисовать. Дело в том, что в традиционных художественных школах делается упор на левополушарный режим человеческого мозга, вследствие чего и такой длительный период обучения, шаг за шагом. Благодаря специальным техникам правополушарного рисования, которые были разработаны выдающимся психологом, профессором изобразительно искусства Бетти Эдвардс левое полушарие отключается (снижается его активность), а правое полушарие активнее включается в режим творчества. Заметим, что для взрослых людей отключить левое полушарие намного сложнее, но именно оно мешает творить, напоминая нам, что "все это так сложно", "художники учатся годами, имея талант с детства" и что наверно "нужно соблюдать пропорции". А вот ребенок, особенно маленький, еще не «испорчен» подобными внушениями, он смотрит на педагога и пытается творить, и у него это получается!

Нормативно-правовую основу для разработки данной  программы составили:

Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

1.1.1.Цель и задачи реализации Программы:

Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.

Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Кружковая работа способствует самовыражению и самоутверждению своих членов. В ней ребёнок обогащает свой жизненный смысл, удовлетворяет потребность в общении, приобщается к культуре, а также реализует свои творческие возможности в социально значимой деятельности.

В среднем и старшем дошкольном возрасте у детей сохраняется устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности (конструктивная и различные виды рукоделия). Так, дети с особым интересом и желанием любят украшать новогоднюю ёлку, делают ёлочные игрушки своими руками, используя при этом самые обычные предметы, которые всегда под рукой: картон, фольга, кусочки тканей и т.д.

Этому способствует целый ряд причин, а именно:

  • у детей появляются любимые «ручные» занятия и в связи с ними широкий набор разнообразных мотивов и взаимосвязанных целей данной деятельности, которые они стремятся реализовать;
  • дети приобщаются к разнообразным умениям и навыкам, активно овладевают способностями практических действий;

В данном возрасте действительно начинает получаться достаточно качественный продукт, и ребёнок может довольно долго работать над ним, доделывать, совершенствовать, улучшать, а затем использовать по своему желанию;

ощущение успешности в продуктивных видах деятельности не только позволяет ребёнку испытывать чувство удовлетворения и гордости результатом своего труда, но и в значительной степени определяет его эмоциональное благополучие и душевный комфорт в коллективе сверстников.

Цель программы: Развитие творческих способностей детей через погружение их в мир изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования.

Задачи программы:

Обучающие:

Обучать ребенка видеть контуры, вместо фигуры, видеть перспективу и соотношение предметов, видеть работу света и тени собирать отдельные элементы в целостное восприятие;

Обучать использовать образно-выразительные средства для решения творческих задач;

Обучать использовать в работе  кисточку  в разных формах («разлохмачивание», «сплющивание», рисование концом  кисти) в зависимости от сюжета рисунка;

Закреплять знания теплых и холодных тонов;

Развивающие:

Развивать мелкую моторику  рук;

Развивать воображение, мышление, творческий потенциал, творческое самовыражение, художественный вкус;

Развивать коммуникабельные способности;

Воспитательные:

Воспитывать у детей желание к  дальнейшему самообразованию и  самосовершенствованию, умению доводить работу до конца;

Воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству.

воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;

прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы:

Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

Содержание  программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога в рамках реализации дополнительного образования.

В основу данной программы художественно-эстетической   направленности положены методические рекомендации:                                        
Давыдовой Г.Н.  Пластилинография.  Детский дизайн. – М.: Издательство «Скрипторий», 2003;  Давыдовой Г.Н.. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М. 2008, Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: Пособие для  педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит, изд. центр Владос, 2000;  Комаровой Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации: М.: Мозаика-Синтез, 2006; Никитиной А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей, - СПб.: Каро, 2007;
Лыковой  И.А.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. –М.:  Издательство «Карапуз- дидактика» творческий центр СФЕРА, 2007.

1.1.3. Характеристики особенностей развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Раннее приобщение ребенка к искусству играет ведущую роль в формировании его художественной культуры. В художественной деятельности реализуются первые творческие проявления ребенка и его потенциальные возможности. Младший, средний и  старший дошкольный  возраст - это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Различают произведения изобразительного искусства (живопись, народное декоративное искусство, графика. Выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. 

В среднем и старшем дошкольном возрасте продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины и строение предметов. Развивается образное мышление, совершенствуется обобщение, что является основой словесно - логического мышления. Достижения этого возраста характеризуются:

  • распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; 
  • дальнейшим развитием изобразительной деятельности отличающейся высокой продуктивностью.
  • Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

В жизни каждого ребенка огромное значение для развития познавательного интереса к изобразительной деятельности имеют творческие эксперименты с художественными материалами, что является основой художественно-эстетического развития личности. Нетрадиционные техники рисования очень привлекательны для детей дошкольного возраста демонстрацией необычных сочетаний художественных материалов и инструментов

1.2. Целевые ориентиры в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте

  • у ребенка формируются способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей формы, пропорций, цвета, фактуры;
  • ребенок учится находить связь между предметами и явлениями окружающего мира, учится «входить в образ»;
  • ребенок учится ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество;
  • ребенок знакомится с разнообразием пластических материалов;
  • ребенок учится отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;
  • ребёнок продолжает  овладевать основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет самостоятельность и инициативу в игре, общении, различной деятельности;
  • у ребёнка продолжает формироваться положительное отношение к миру, к разным людям, к разным видам труда;
  • у ребёнка формируется понимание, что все люди равны вне зависимости от  их социального происхождения, религиозных и других верований, этнической принадлежности;
  • у ребёнка развивается воображение, которое  реализуется в разных видах деятельности; продолжают формироваться  различные формы и виды игр;
  • у ребенка формируется устная речь,  может выражать свои мысли и желания;
  • формируется волевые способности, усидчивость, может следовать социальным нормам , может соблюдать правила личной безопасности и навыки личной гигиены;
  • продолжает развиваться крупная и мелкая моторика, ребёнок владеет основными движениями;
  • у ребёнка формируется любознательность, он задаёт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • эмоционально отзывается на красоту окружающего мира (музыку, танцы, театральную и изобразительную деятельность);
  • имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях;
  • формируется умение соблюдать элементарные общепринятые нормы, стремиться поступать хорошо.
  1. Промежуточные планируемые результаты

Согласно пункта 3.2.3. Стандарта «…при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

    2) оптимизации работы с группой детей.

Предполагаемый результат, в результате реализации задач программы.

Благодаря освоению техник рисования, предлагаемых в ходе данного курса, гарантирована гармонизация работы обоих полушарий головного мозга ребенка. Помимо этого, его творческий потенциал раскроется полностью, и он сможет легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов, с легкостью переключаться с левополушарного режима в правополушарный. Приобретая такой навык, каждый ребенок может им воспользоваться при необходимости и в первом классе и в дальнейшем. В результате снижается уровень стресса, просыпается вдохновение и желание действовать, творить и прилежно учиться в начальной школе.

• Снятие детских страхов;

• Развитие уверенности в своих силах;

• Развитие пространственного мышления;

• Умения свободно выражать свой замысел;

• Побуждение детей к творческим поискам и решениям;

• Умения детей работать с разнообразным материалом;

• Развитие мелкой моторики рук;

• Развитие творческих способностей, воображения и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

2.Содержательный раздел

2.1. Особенности планирования образовательного процесса

Образовательная деятельность осуществляется в форме занятия, в структуру которого входят:

  • организационный момент  (мотивация детей с использованием игровых моментов, художественног слова, музыкального материала);

знакомство с темой и изобразительным материалом;

  • практическая часть (самостоятельная и совместная деятельность детей);

физкультминутка (с использованием пальчиковых игр);

  • итог занятия (с использованием игрового персонажа).

Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций способствует созданию личностно значимой для ребенка для ребенка мотивации обучения, усвоению знаний, овладению навыками и умениями, развитию творчества.

Планирование  образовательной деятельности  осуществляется по принципу:  от простого к сложному. В начале дети знакомятся с новым приемом, на последующих занятиях происходит  закрепление.

В процессе планирования образовательной деятельности обеспечивается интеграция всех образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

2.2. Перспективное планирование образовательной деятельности детей

Месяц  

Неделя

Тема

Содержание

Октябрь

1

  1. Все о правополушарном рисовании
  2. «Цветные капельки»

Знакомство детей с правополушарным рисованием

Игра с красками/смешивание

Игра с кисточкой (расплющивание, сплющивание)

2

3. «Тепло-холодо»


Рисование декоративное (модульное)

4.«Небо»

Нанесение фонов (горизонтальный, вертикальный, круговой, наискосок, вразнобой)

Умение передавать свое видение картины. Развитие творческих

способностей.

3

5. «Осеннее утро»

    6."Золотая осень»

Создание осеннего фона (круговой) с восходящим солнышком

Развивать умения детей отражать в

рисунке впечатления от золотой

осени, передавать ее колорит.

Закреплять умение рисовать

разнообразные деревья, используя

разные цвета для стволов (темно

-коричневый, темно- серый, черный, зеленовато-серый) приемы работы кистью (всем ворсом и концом).

Развивать творчество

4

7. " Что нам осень принесла

8. "Деревья смотрят в озеро

Закреплять образные представления

о дарах осени, формировать

умение рисовать грибы, овощи и

фрукты, передавая их форму, цвет,

характерные особенности.

Развивать умение детей рисовать

двойные изображения (зеркально

симметричные) красками.

Ноябрь

1

1. "Воспоминание о лете»

2." Деревья»

 Развивать умение отражать в

рисунке впечатления, полученные

летом; рисовать различные деревья,

кусты, цветы.

Развивать

образное восприятие.

Развивать умение рисовать с натуры

силуэты листьев и аккуратно

закрашивать красками, переходя от одного цвета к другому.

        

2

3." «Хмурое небо»

4. " Морской пейзаж

"

Нанесение фона, рисование пальчиком тучи.

Нанесение фона, линии горизонта

3

5. " Подводный мир»

6. " Морская черепашка "

Нанесение фона, линии горизонта, камни, растения

 

Нанесение фона, рисование черепашки .

4

7. " Закат над морем»

8. " Зеркальный рисунок»

Нанесение фона, горизонта, рисование солнца с отражением в воде

Базовое упражнение

Декабрь

1

1. " Зимнее утро»

2. " Зимнее дерево»

Нанесение фона холодных тонов

Нанесение фона, изображение дерева с перевертыванием рисунка

2

3. " Зимний пейзаж»

4.  " Снегири»

Нанесение фона, линии горизонта, снежные горы, деревья

Нанесение фона, рисование снегирей на ветке рябины

3

5. " Мишка на севере»

6.  «Пингвины»

Нанесение фона под северное сияние, изображение медведя

Нанесение фона, рисование пингвина

4

7. " Рисование вслепую. Ёлка»

8. «Новогоднее настроение»

Базовое упражнение

Нанесение фона, мишура, хлопушки

Январь

2

  1. " В лесу родилась ёлочка»

  1. " Веселые Снеговики»

 Нанесение фона, горизонта, рисование елок на ближнем и дальнем плане.

Нанесение фона, горизонта, рисование снеговиков

3

3. «Ночной город»

4. " Котик»

Нанесение фона, силуэты домов

Нанесение фона, рисование кота

4

5." Зайка»

6. "Енотик"

Нанесение фона, рисование зайца

Нанесение фона, рисование енота

Февраль

1

1." Рисование двумя руками одновременно. Узор»

        

2. " Пальмы. Ночной пейзаж »

Базовое упражнение

Нанесение фона, рисование пальм

2

3. " Парусник в море»

4." Жираф в пустыне»

Нанесение фона, горизонта, рисование парусника, чаек

Нанесение фона, горизонта, рисование  сопок, жирафа

3

5." Цветные горы»

6. " Водопад в горах»

Нанесение фона, рисование гор

Нанесение фона, рисование гор, водопада

4

7.  «Перевернутый рисунок»

 8. " Пальмы на берегу»

Базовое упражнение

Нанесение фона, горизонта, рисование пальм

Март

1

  1. " Рисование в слепую»
  2. " Тюльпаны»

Базовое упражнение

Нанесение фона, рисование тюльпанов

2

3. " Совушка»

4. " Сказочная птица»

 Нанесение фона, рисование дерева, совы

Нанесение фона, рисование птицы

3

5." Бегут ручьи»

6. " Весенний пейзаж»

 Нанесение фона, горизонта, рисование ручейков, сугробов

Нанесение фона, лес на заднем плане, на переднем

4

7. " Утро» 

8 " Сосульки с крыш»

Нанесение фона, цветные брызги

Нанесение фона, рисование сосулек тающих

Апрель

1

" Цыпленок»

2." Ветка сирени»

 

Нанесение фона, рисование цыпленка в траве

Нанесение фона, рисование ветки сирени

2

3." Травка»

       

   

4. " Звездное небо»

Нанесение фона, рисование травки

Нанесение фона, рисование звезд

3

5. " Космос»

6. " Цветущее дерево»

Нанесение фона, рисование планет, космических объектов

Нанесение фона, рисование дерева (сакура)

    4

7. " Скворец на ветке»

8. " Рисование двумя руками одновременно.»

Нанесение фона, рисование ветки, птиц

Базовое упражнение

Май

1

  1. "Яблоня"

2.«Одуванчики»

Нанесение фона, рисование перевернутого дерева

Нанесение фона, рисование одуванчиков в траве

2

3." Коты"

4."Виноград»

 Нанесение фона, рисование травки

Нанесение фона, рисование травки

3

5. "Лисенок 

6."Фламинго»

Нанесение фона, рисование травки

Нанесение фона, рисование травки

4

7." Единорог"

8."Медвежонок"  

Нанесение фона, рисование травки

Нанесение фона, рисование травки

2.3.1 Перечень программ, методических пособий и технологий, используемых в работе с детьми

  1.  Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография - М.: Скрипторий 2003г, 2008;
  2. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 4-7лет с основами цветоведения. – М.: Детство-пресс, 2005.
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации: М.: Мозаика-Синтез, 2006;
  4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей, - СПб.: Каро, 2010;
  5. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике: – М.: Скрипторий 2003, 2007;

2.3.1 Технологии воспитания, обучения и развития детей.

Данные технологии обеспечивают выполнение  программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.

Технологии, опирающиеся на творческие потребности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер)

Концептуальные идеи и принципы:

  • теоретические знания - катализатор творческого решения проблем и инструмент, основа творческой интуиции;
  • взаимодействие на основе диалога всех возникающих точек зрения диалоговое взаимодействие
  • уважение самости обучающегося, его уникальной позиции в мире;
  • коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле;
  • создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

Игровые технологии

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технологии, основанные на коллективном способе обучения
(В.Дьяченко, А.Соколов, А.Ривин, Н.Суртаева и др.)

Технологии сотрудничества.

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
  • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок;  ребенок - ребенок;  ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
  • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Парацентрическая технология (Н.Суртаевой)

Концептуальные идеи и принципы:

  • целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.
  • построение образовательного процесса на основе следующих гуманных направлений: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе, учить без напряжения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся;
  • признаки: проектируемость; целостность; осознанность деятельности педагога и обучающегося; самостоятельность деятельности обучающегося в образовательном процессе (60- 90% учебного времени); индивидуализация; предоставление права выбора способа обучения; диагностичность; контролируемость; отказ от традиционной классно-урочной системы; иная функция педагога (организатор, помощник, консультант); эффективность; мобильность; валеологичность; открытость;
  •  в центре - личность ребёнка, обеспечение комфортности, бесконфликтности и безопасности условий её развития.

Данную технологию можно рассматривать как личностно ориентированную, с точки зрения реализации функции взрослого по отношению к ребёнку, её можно характеризовать как педагогику сотрудничества. Кроме того, её надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии.

Здоровьесберегающие технологии

Концептуальные идеи и принципы:

  • физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях по физическому воспитанию, а также в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;
  • обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;
  • мотивация детей к ведению здорового образа жизни,
  • предупреждение вредных привычек;
  • обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
  • конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Психолого-педагогические технологии

Концептуальные идеи и принципы:

  • обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
  • обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;
  • создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
  • в данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

Организационно-педагогические технологии

Концептуальные идеи и принципы:

  • определение структуры учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
  • организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – СанПиН;
  • организация и контроль питания детей, физического развития, закаливан организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.)

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Семья – социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Семья – первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях.

Основанием для определения форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников являются нормативные документы, закрепляющие основу взаимодействия (основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного уровня), а также современные исследования основных направлений взаимодействия ДОУ и семьи (психолого-педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания детей, защита прав ребенка, работа с семьями, требующими повышенного внимания и нуждающимися в особой помощи и др.).

В современной науке принято выделять несколько групп методов и форм работы с родителями:

– наглядно-информационные (нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др.);

– информационно-аналитические (способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения и построение грамотного общения с родителями);

– информационно-ознакомительные (нацелены на преодоление поверхностных представлений о работе дошкольного учреждения путем ознакомления родителей с самим дошкольным учреждением, с особенностями его работы и педагогами. К ним можно отнести «Дни открытых дверей» и др.).

Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьей являются педагогические беседы с родителями. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, ее особенность заключается в активном участии и педагога, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей, и педагога.

Тематические консультации помогают ответить на все вопросы, интересующие родителей. Отличие консультации от беседы в том, что беседы предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

В содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми программы дополнительного образования по изобразительной деятельности включены разнообразные формы работы с родителями воспитанников:

  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • беседы;
  • консультативные встречи;
  • открытые просмотры.

3.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Особенности организации образовательного процесса

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 5-7 лет Наполняемость групп – от 5 до10 человек.

Срок реализации программы: 1 год.

Форма и режим занятий: групповая.

Режим занятий – 2 раза в неделю.

Продолжительность: 30 мин

Общее количество часов в год – 64.

Возрастные группы (возраст)

Способ организации

Продолжительность занятия

Количество недель

Диагностика

Зимние каникулы

1 полугодие

2 полугодие

Младшая (3-4 года)

Подгруппа (5-10 детей)

30минут

9

20

3 неделя мая

01.01.20-09.01.21г.

Средняя

(4-5 лет)

Подгруппа (5-10 детей)

30 минут

9

20

4 неделя мая

01.01.20-09.01.21г.

Подготови

тельная

(6-7 лет)

Подгруппа (5-10 детей)

30 минут

9

20

4 неделя мая

01.01.20-

09.01.21г.

Состав подгрупп формируется с учетом возрастных особенностей детей, является открытой системой, меняется по усмотрению воспитателя в зависимости от посещений ребёнком детского сада.

          Базовые упражнения:

  • Перевернутый рисунок;
  • Зеркальное рисование;
  • Рисование двумя руками одновременно;
  • Упражнения вслепую;
  • Упражнения, направленные на развитие мыслительных операций, произвольного внимания, памяти, и т.д.
  • Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

Метод правополушарного рисования позволяет:

  • Проявить индивидуальность
  • Упростить творческий процесс
  • Отключить анализ деятельности
  • Обрести внутреннюю гармонию
  • Раскрыть творческие способности
  • Избавиться от внутренних преград

Стать более внимательными к людям и окружающему миру.

3.2. Материально-техническое обеспечение

Оснащение кабинета:

  • столы для детей –  10 штук
  • стулья детские –  10 штук
  • магнитная маркерная доска;
  • шкафы для пособий;
  • полки для дидактического материала;
  • коробки и папки для пособий;
  • магнитофон.

Дидактическое обеспечение:

  • гуашь 12 цв, фирмы «Луч»
  • кисточки:№1- синтетика, № 6,14- щетина
  • Простой карандаш стандартной твердости НВ
  • Влажные салфетки
  • Бумага для акварели от 180г/м.кв, формат А4
  • Фартук, нарукавники.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бетти Эдвардс «Открой в себе художника» 2-е издание Попури,2017
  2. Бетти Эдвардс «Открой в себе художника» .Рабочая тетрадь.  Минск
  3. 2015.    
  4. Источник интернета :https://www.maam.ru/detskijsad/plan-konspekt-master-klasa-ovladenie-metodikoi-pravopolusharnogo-risovanija.html
  5. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009 7.
  6. И. Лыкова «Цветная мозаика» М. ,2000.
  7. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
  8. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)

Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Волшебные бусинки" (для детей 6-7 лет)

Программа по дополнительному образованию, бисероплетение. Для использования педагогами ДО, воспитателями и учителями начальных классов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Волшебный фоамиран»

Пояснительная запискаПрограмма имеет художественно-эстетическую направленность. В процессе обучения дети получают определенные программой знания, умения, навыки, развивают внимательность, моторику рук...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебные пальчики»

Направленность программыНаправленность программы художественно-эстетическая: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и спо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Волшебные ладошки»

Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его гла...