Значение природы в экологическом образовании дошкольников.
консультация

Баркова Екатерина Сергеевна

Экологическое образование дошкольников создает формирует таких ценности как: связная речь, достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение природы в экологическом образовании дошкольников.

Природа – самое прекрасное, что есть на Земле.

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам думается, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Воспитатель  должен уметь правильно отобрать познавательный материал и придумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них, непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями ( листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. д. Это создает благоприятные условия для развития мышления.

За время пребывания в ДОО ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, те общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями, дают детям много радостных переживаний.

Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей.

В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменения и развитие. У них развивается любознательность.

Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти – свойства сохранять в сознании воспринимаемую информацию и воспроизводить ее. Наблюдения в природе развивают образную и логическую память.

Общение с природой развивает мышление детей – процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных непосредственному чувственному восприятию.

Дошкольники овладевают разнообразными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операций помогает систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающего мира.

Природа выступает как средство нравственного воспитания. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Ответная реакция на заботу и ласку ребенка, привязанность животного к ребенку, воспитывают в детях доброту и сердечность. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам. Природа даёт возможность развивать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребёнка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно, и при соответствующей педагогической организации является значимым средством воспитания чувств и поведения.

Природа способствует эстетическому воспитанию. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и ребенка». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Знакомя детей с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всём многообразии.

Не только постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение, но и искусство содействует лучшему восприятию понимания красоты природы. Надо дать ребёнку воспринимать красоту природы через художественные картины, поэзию, музыку.

Решение задач эстетического воспитания средствами природы не проходит само по себе, а требует целенаправленной деятельности педагога: при наблюдении за объектами и явлениями природы, при отражении полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности, и прежде всего в изобразительной (лепке, рисовании, аппликации).

Создаваемые детьми изображения на темы природы способствует закреплению и уточнению знаний об объектах природы, обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.

Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом её в сказках, потешках, стихотворениях. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания.

Немаловажное значение имеет труд в природе. Из всех видов трудовой деятельности, он является наиболее ценным видом труда и природа выступает как средство трудового воспитания.

Дошкольники овладевают практическими умениями и навыками: уход за растениями и животными в зелёной зоне в помещении и на участке, экологическая забота о природных объектах в своем микрорайоне, фенологические наблюдения и фиксация их результатов, изготовление простейших коллекций, макетов. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

 На основе сочетания умственного и физического труда у детей воспитываются личностные качества: трудолюбие, добросовестное отношение к труду. Общение с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми на природе улучшают общее физическое состояние ребенка. Движение на свежем воздухе, игры в лесу и парке, труд на огороде и в цветнике, развивают мышцы и укрепляют нервную систему. В процессе знакомства со своим организмом у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым.

Получая разнообразные впечатления о природе, дети учатся видеть её красоту, сопоставляя реальные образы с образами художественными, дают им оценку. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребёнка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать её красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.

Таким образом воспитательное значение природы трудно переоценить. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель, она «единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность    Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, пр...

Труд в природе в системе экологического образования дошкольников

Содержание работы:1. Значение и место труда в природе в системе экологического образования дошкольников ………………………………………………………………….. 32. Формы организации труда детей в природе.………………………………. 43. Органи...

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей седой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и к...

Значение наблюдения как метода познания природы и экологического образования дошкольников.

Наблюдение является методом чувственного познания природы. Обеспечивает прямой контакт с природой, живыми предметами, окружающей средой....

Консультация для воспитателей «Значение труда в природе в системе экологического образования дошкольников»

Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического образования дошкольников. В процессе труда у детей формируется бережное и заботливое отношение к природе....

Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников.

Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников....