Значение наблюдения как метода познания природы и экологического образования дошкольников.
учебно-методический материал по окружающему миру

Николаева Наталья Владимировна

Наблюдение является методом чувственного познания природы. Обеспечивает прямой контакт с природой, живыми предметами, окружающей средой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 МКДОУ № 468 г Новосибирска

Значение наблюдения как метода познания природы и экологического образования дошкольников.

                                                    Воспитатель:     Николаева Н. В.

                                            2019 г

В экологическом воспитании значимую роль играют способы и формы деятельности с детьми. Это, в первую очередь, систематизированные наблюдения, опытническая деятельность, труд в природе, прогнозирование, беседы.

Наблюдение является классическим способом для ознакомления ребенка с природой. В сегодняшней педагогике и психологии наблюдение рассматривается в разных аспектах: как психический процесс (А. А. Люблинская и др.); как познавательная деятельность (Б. Г. Ананьев и др.); как метод учебы (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.). Наблюдательность ранализируется как свойство личности в целом (Л. В. Занков и др.).

Наблюдение чаще определяется как целеустремленное, комплексное, более или менее продолжительное понимание человеком объектов и явлений окружающего мира. В данном случае восприятие анализируется как главный элемент наблюдения.[2;65]

Наблюдению как основному способу познания природы давали огромное значение все знаменитые педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.).

Проведены разные обследования, которые помогли обнаружить характерные черты знания дошкольниками природы посредством наблюдения (А. И. Васильева, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. И. Ветрова и др.). Авторы выявили, что при верной организации эмоциноального восприятия объектов природы вероятно развитие и формирование у детей четких представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в природе. Целеусремленные наблюдения предоставляют вероятность создать не только определенные, но и общие взгляды, обучить детей сконцснтрироваться на более значительные признаки наблюдаемых предметов и явлений.

В обледованиях, которые были проведенны в ЛГПИ им. А. И. Герцена, выявлено, что наблюдение являение нелегкий вид психической деятельности, включающий разные сенсорные и мыслительные процессы и базирующийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Так, обследования В. И. Логиновой, А. К. Матвеевой и П. Г. Саморуковой выявили, что мере формирования наблюдения дошкольника изменяется соответствие сенсорных и интеллектуальных процессов. На ранних периодах формирования наблюдения доминируют сенсорные процессы, т. е. разные виды восприятия. Идет скопление образов (представлений) предметов, явлений. Далее увеличивается смысл интеллектуальных процессов - мышления, представлений, памяти, воображения, речи. В результате ребенок может видеть видоизменения предмета, определять предпосылки этих видоизменений. Кроме того, на основании ранее принятых представлений он может воспроизвести картину целого или установить состояние предмета по воспринимаемой части либо свойству. [4;53]

На данной основе возникают разные виды наблюдения: распознающее; продолжительные наблюдения за видоизменением и формированием предметов и явлений; воссоздающее. Генетически первым и главным для ребенка дошкольного возраста считается распознающее наблюдение. На его основании развиваются иные виды наблюдения.

Возникновение новейших видов наблюдения - это выражение формирования деятельности наблюдения. Авторы подтверждают, что сформированная работа наблюдения характеризуется наличием последующих свойств: умения осознать познавательную задачу; принять проект наблюдения; способность отвечать на назначенные вопросы; самостоятельно устанавливать временные цели наблюдения; применять усвоенные методы познания в новейших ситуациях. Авторы акцентируют внимание, что лучшим условием для развития в дошкольном возрасте этой познавательной деятельности считается особая организация наблюдений и целеустремленное управление им со стороны педагога.

Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения к наблюдаемому. [1]

Виды наблюдений, их место, содержание в эколого-педагогическом процессе каждой возрастной группы.

Наблюдение является методом чувственного познания природы. Обеспечивает прямой контакт с природой, живыми предметами, окружающей средой.

 Наблюдение — это намеренно образованное воспитателем, целеустремленное, более или менее продолжительное и комплексное, интенсивное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может являться освоение различных знаний — формирование качеств и свойств, структуры и наружного строения предметов, причин видоизменения и формирования объектов (растений, животных) сезонных явлений. [3]

Этот метод считается главным методом ознакомления дошкольников с природой, т.к. - это основной метод развития у дошкольников определенных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления.

Главный резерв скопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку применять его в практической и познавательной деятельности. А для этого нужны частые прямые  встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение дает возможность продемонстрировать ребятам природу в природных условиях во всем ее разнообразии, в простыхх, четко показанных связях. Многочисленные взаимосвязи и взаимоотношения природных явлений легкодоступны прямому наблюдению, зримы.

Систематическое применение наблюдения в ознакомлении с природой приучает ребенка присматриваться, замечать ее характерные черты и приводит к формированию наблюдательности, а означает, решению одной из главных задач умственного воспитания.

Для удачного достижения назначенной цели воспитатель выодумывает и применяет особые способы, которые организуют интенсивное восприятие детей: задает вопросы, предлагает исследовать, сопоставлять предметы между собой, определять взаимосвязи между некторыми объектами и явлениями природы. [3]

Наблюдение нужно сопутствовать четкой речью воспитателя и детей, для того чтобы приобретенные знания освоились. Так как наблюдение потребует сконцентрированности произвольного внимания, педагог обязан корректировать его по времени, объему и содержанию.

Наблюдение природы считается неисчерпаемым основанием эстетических впечатлений и эмоционального влияния на детей.

Воспитатель применяет различные виды наблюдения.

Для развития у детей представлений о многообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или других объектов, их свойств, признаков, качеств применяется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает скопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Применяется и наблюдение, содействующее развитию представлений о  росте и формировании растений и животных, сезонных видоизменениях в природе.

Нередко в процессе наблюдения бывает нужно определить целое явление по некоторым его признакам. К примеру, определить согласно цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу — какое животное прошло, и т. д.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьмис малыми группами (в 3—6 человек), так и со всей группой воспитанников.

Данное находится в зависимости от цели и содержания наблюдения, а также задач, которые стоят перед воспитателем. Таким образом, на уроке можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Деятельность с детьми в данном случае организуется тотально. Во время экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с небольшими подгруппами и с некотрыми воспитанниками.

В уголке природы рационально осуществлять наблюдение с отдельными детьми или с малыми подгруппами. [5]

В зависимости от числа детей, которые участвуют в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным.

В зависимости от объекта и возраста детей, от назначеных задач наблюдения могут быть регулярными, продолжающимися несколько минут, и продолжительными, которые ведутся в течение многих дней, а временами и недель и итоговыми (обобщающими).

Наблюдения возмможно осуществлять:        

- на прогулках и в период экскурсий;

- в уголке природы;

- на земельном месте ДОУ;

- на занятиях..

На прогулках возможно, наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.), сезонные видоизменения в жизни растений и животных (возникновение листьев и цветков, листопад, прилет и отлет птиц).

Наблюдения эти обыкновенно непродолжительны, но проводятся неоднократно, за одним и тем же объектом или явлением природы. На каждодневных прогулках и экскурсиях необходимо обращать внимание на свойственные сезонные идоизменения в жизни растений и животных.

Т.к. наблюдения на экскурсиях случайны и обыкновенно весьма кратковременны, то наблюдения, начатые па прогулке либо экскурсии, продолжают в уголке природы. Приведем образец. На прогулке дети наблюдают за гусеницами, рассматривают их внешний вид и передвижение. Воспитатель пойманных гусениц сажает в банку со свежей веткой того деревца, с которого они взяты, и ее переносит в уголок природы. Детям дают задание: «Взгляните завтрана следующий день, то что произойдет с данной веточкой». На инойдень они раскрывают , что листья у веточки обглоданы гусеницами, и, следственно, устанавливают приносимый ими убыток.

На участке ДОУ можно наблюдать, как совершается рост растений, их цветение и плодоношение.

Также на земельном участкеместе ДОУ можно продолжить наблюдения, которые начаты на экскурсии или прогулке. Таким образом, к примеру, возможно сформировать уголочек из дикорастущих растений, перенесенных из леса и с луга, за ними ухаживать, наблюдать за ростом растений, и потом сопоставлять эти растения с оставшиеся, к примеру, в парке. [1]

Обобщав наблюдения, можно сделать заключение: растения, за которыми ухаживали, растут быстрее, стали крупнее, красивее.

На занятиях с натуральными объектами детей учат рассматривать и верно наименовать части растений и животных. На отдельных упражнениях дети наблюдают, как питаются, передвигаются животные.

Таким образом, на занятиях в группах раннего возраста дети второго года жизни могут наблюдать за котенком, щенком, цыпленка, птичку в клетке, плавающую в тазу рыбку, летом ― лягушку, жука.

Главным методом воспитателя на занятии является показ с такими пояснениями, которые приближают объект к детям («Поплыла рыбка к Нине, а теперь к Тане» и т.п.). Данное поднимает интерес у маленьких детей к наблюдениям. Тот же смысл имеет пересадка рыб из аквариума в таз, а потом назад в аквариум.

С целью фиксацииподкрепления того, что дети наблюдают, имеют все шансы для зарисовки и лепки объектов, рассказы о виденном, игры, игрушки.

По «Программе воспитания в детском саду» дети подготовительной к школе группы круглый год ведут наблюдения погоды и сезонных перемен в жизни растений и животных и их фиксируют в рисунках на отдельных листах (74 или/е листа), из которых оформляют календарь природы.

2. Применение иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми.

Знакомя детей с природой, педагог применяет многообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы. [4]

Список литературы

  1. Николаева Н.С. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.,   АКАДЕМА, 2015.
  2. Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологические подходы, виды, формы и методы деятельности. – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. – М., Просвещение, 2014.
  4. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М., АКАДЕМА, 2013.
  5. Газина О.М., Фокина В.Г. Экологическое образование детей дошкольного возраста. – М., 2013
  6. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического  образования детей. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность    Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, пр...

Наблюдение как ведущий метод экологического образования дошкольников.

В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие ...

Наблюдение как метод экологического образования дошкольников

В основу организационно-педагогической системы наблюдений для старших дошкольников положены основные компоненты деятельности, они и явились компонентами системы: мотивационно-целевой, содержательный, ...

Консультация для педагогов ДОУ "Моделирование, наблюдение и дидактические игры в экологическом образовании дошкольников"

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы вос...

Консультация для воспитателей «Значение труда в природе в системе экологического образования дошкольников»

Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического образования дошкольников. В процессе труда у детей формируется бережное и заботливое отношение к природе....

Значение природы в экологическом образовании дошкольников.

Экологическое образование дошкольников создает формирует таких ценности как: связная речь, достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описыв...