Обобщение опыта на тему "Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу"
консультация (средняя группа)

Гладышева Наталья Валерьевна

Уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

К4П2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №12 г. Красноармейска Саратовской области»

Обобщение опыта

 

 

                                                                                                                                   Воспитатель  

Гладышева Н.В.

 

г. Красноармейск

2023 г.

     

 

«Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу».

  

     Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».
Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание.
Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление.  
     Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по нравственному воспитанию начала с возрождения интереса у детей к художественной литературе.
На основании опыта работы с детьми могу сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Для этого я решила помочь родителям в воспитании гуманных чувств и отношений дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.

    Наметила план работы, я изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу.
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
    Ц
ель моей работы в нравственном воспитании детей является уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
     Задачи:
- воспитательные: воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору;
- развивающие: создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором;
- обучающие: знакомить детей с художественной литературой; расширять представления об окружающем мире; учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.
    В течение года знакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы, используя беседы, выставки, игры и упражнения;
 иллюстрации  и совместно с детьми показывали инсценировки и разные театры.

      При этом учитывала следующие требования:
- содержание должно быть интересным для детей, близким их опыту;
- дети должны иметь возможность не только отвечать, но и задавать вопросы, высказывать свое мнение;
- после беседы создавать условия для деятельности детей в соответствии с основными выводами детей.
     При восприятии произведений художественной литературы предлагала вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев. Для воспитания сочувствия к старшим, ко всему живому (растительному и животному миру), к игрушкам и разным предметам использую достаточное количество разнообразных произведений художественной литературы, перечень которых отражён в перспективном плане.    
    Включала детей в различные виды детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, детские работы оформляем в выставки детского творчества.
   Использовала воспитывающие ситуации, которые побуждают ребёнка совершить тот или иной поступок, действие.
Большое внимание уделяла использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие и др. С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка.
     Наблюдая за деятельностью детей, рассматривая продукты детского творчества, обеспечивала благоприятную эмоциональную обстановку в коллективе, оценивая работы детей с позиции пользы для другого, разделяея с детьми ощущение счастья.
В течение года проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стихи, потешки, песенки, т.е. больше внимания уделять своим детям.
Старалась работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивало положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также старалась доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дают положительные результаты.
Я строила работу таким образом, чтобы дети воспринимали сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.
В ходе изучения каждой сказки последние занятиябыли посвящены проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
Я считаю, что самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения от неожиданной идеи. Мышление заработает, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибок.
Решали проблемы в сказках при помощи схемы или наглядной модели. У детей дошкольного возраста мышление наглядное - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Чтобы не потерять нить дискуссии (и детям, и взрослому) нужна опора. Такой опорой может стать наглядная модель или схема. Так, с помощью сказки, я развивала у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы. А в жизни у нас часто встречаются противоречивые, проблемные ситуацию. И человек, у которого развиты логика, творчество, умение думать и решать задачу, всегда найдет ответ на, казалось бы, неразрешимую задачу.
Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций  -  важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения.  Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
     Могучим средством воспитания детей является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры -занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.
     Анализируя полученные данные, я пришла к выводу, что проделанная работа по нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу имеет свои положительные результаты.
Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»

Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественной литературы»

Консультация для воспитателей ДОУ об  особенностях и методах, используемых в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, применение детской литературы в данном п...

Программа саморазвития "Воспитание старших дошкольников через художественную литературу"

Программа саморазвития "Воспитание старших дошкольников через художественную литературу"...

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...

Перспективное планирование на тему: «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу».

Перспективное планирование на тему: «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу».МесяцРабота с детьмиРабота с педагогамиРабота с родителямиОснащения образ...