Самообразование на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредстсвом аппликации из нетрадиционных материалов.
рабочая программа (средняя группа)

Свидинская Ольга Сергеевна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска  детский сад № 150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самообразование

на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредстсвом аппликации из нетрадиционных материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Свидинская О.С.

 

 

 

 

 

 

2023-2024 учебный год

Цель: Создание условия развитие использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Овладение методами использования нетрадиционных материалов в технике аппликации, совершенствование пропаганды среди родителей;

- Осуществление систематической работы с детьми;

- Развивать познавательную активность в процессе использования нетрадиционных материалов в аппликации.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствует, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются не реализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретет положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому педагог умелым руководством должен дать каждому ребёнку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого создания.

В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку-дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала, необходимости перевода от воспроизводящей действительности к творческой. Главная задача работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня - новизна ее результата.

Рассматривая развитие творческих способностей в контексте с динамикой их приобретения, что является, на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическая практика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественной деятельности.

К сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий, а именно таких крупа, поролон, бумажные салфетки, нитки, ткань и клей ПВА. А ведь из этих материалов можно создать много интересных изделий и поделок. Увлекшись работой, ребенок обязательно закончит ее положительным результатом.

Аппликация весьма актуальна в работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, пластилин, соломка, дерево, бисер, ткань и т.д.

Техника работы с этими материалами представляет возможность творческого созидания, развитие мышления, сотворчества между педагогом и ребенком, более быстрое достижение результата - ситуация успеха в творчестве, что отражается на эмоциональном состоянии ребенка, стимулирует желание творить. Считаю работу с детьми с использованием нетрадиционных материалов интересной и доступной. Сам вид материала, простота работы с ним стимулируют творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками.

Как же правильно подойти к решению этой проблемы на практике? Первым этапом стало выбор направлений, средств, приёмов и методов, по которым решила работать. За основу развития творческих способностей детей дошкольного возраста решила взять – аппликацию. Форма моей работы – игры с использованием нетрадиционных материалов.

Перед собой я поставила цель: развивать творческие способности детей дошкольного возраста посредством аппликации из нетрадиционных материалов.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

- стремление к познанию;

- умение познавать новое;

- живость ума;

- умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

- стремление к открытиям;

- умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

- свободное воображение;

- фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое». Л.С. Выготский.

Для достижения поставленной цели мною были выбраны следующие нетрадиционные техники аппликации:

1. Аппликации из песка или соли. Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. Почему же, хотя бы изредка, не пойти им навстречу?А, если, к тому же, вы разрешите детям покрасить песок или соль вместе с вами, им это доставит несказанное удовольствие! Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от 2-2,5 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей.

2. Аппликация из салфеток. Для начала нужно дать ребёнку порвать салфетки на мелкие кусочки. После этого показать малышу, как скатать из бумаги маленькие шарики. Затем нужно нарисовать фигуру для аппликации, промазать её клеем и методично наклеивать на неё катышки из салфеток.

3. Аппликации из семян и круп. Арбузные, тыквенные и кабачковые семечки лучше не выбрасывать, а немного подсушить и в дальнейшем использовать для создания чудесных аппликаций. Кроме того, аппликации из круп подарят ребёнку массу приятных тактильных ощущений. Сначала на ватмане или картоне нужно сделать рисунок с помощью фломастеров или карандашей, потом те места рисунка, на которых должна быть крупяная аппликация нужно щедро промазать ПВА, а затем посыпать выбранной крупой.

4. С помощью аппликаций из ваты или ватных дисков и ватных палочек можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты – облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков.

5. Обрывная аппликация - это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Фон для аппликации должен быть плотнее, чем бумага, из которой она будет выполняться. Либо плотный лист бумаги (например бумага для акварели, либо картон. На него наносится рисунок после чего дети из цветных кусочков в виде мозайки выкладывают рисунок как бы закрашивая его.

6. Аппликация из ниток способствует развитию мелкой моторики ребенка, воображения, памяти, фантазии, интереса и помогает познакомиться с окружающим миром. Кроме того, аппликация из ниток делает зверей и птиц мягкими и пушистыми, что очень нравится детям.

7. Мозаика Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ — это выполнение мозаики из вырезанных или рваных частей бумаги, разноцветной яичной скорлупы.

Выполняется двумя способами: из отдельно вырезанных разноцветных мелких фигур (квадраты, треугольники, трапециевидные части, полосы) и путем прорезания нескольких слоев основы в узорной форме, меняя затем детали по цвету в прорезях фона и скрепляя их клеем.

8. Аппликация из макарон. Работа с применением макаронных изделий способствуют развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством аппликации из нетрадиционных материалов может осуществляться успешно, если будет основываться на следующих принципах:

1. Всестороннее развитие личности ребёнка - приоритетное внимание должно быть уделено игре и художественному слову в процессе художественного творчества.

2. Связь обучения с жизнью - творчество должно опираться на впечатления, полученные ребёнком от действительности.

3. Принцип наглядности - необходимо осознанное восприятие действительности и наблюдения за ней.

4. Взаимосвязь воспитания, обучения и творчества.

5. Разнообразие и вариативность - необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.

Вторым этапом стало повышение уровня собственной информированности по теме. Богатую и полную информацию получила из пособий и книг по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов.

Система работы в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, обеспечивающей детям развитие творческих способностей и ощущение незабываемых положительных эмоций.

Уникальным, на мой взгляд, видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.

Эти вопросы от своих воспитанников: «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый, каждый, кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т. д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности.

Поэтому я и решила разработать систему работы по развитию творческих способностей детей, используя в аппликации нетрадиционные материалы. Свою работу по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов я начала с детьми средней группы (4-5 года).

В 1 год обучения я поставила перед собой цель: развитие творческих способностей детей посредством аппликации, используя такой нетрадиционный материал: салфетки, крупа, природный материал, бумагу, песок, макароны, нитки.

В групповой комнате создан центр "Творческая мастерская", в котором собрали необходимые изобразительные материалы для этого возраста: клей ПВА, ножницы, кисти, краски, разные виды круп, разноцветные бумажные салфетки, кусочки поролона, цветной картон, шаблоны, ватные диски, ватные палочки, кисти, краски, нитки разных цветов, крупа, песок.

Опыт свидетельствует: аппликация из нетрадиционных материалов позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. На закрепление умений работы с нетрадиционными материалами сделали коллективную работу «Наседка», используя для этого такой нетрадиционный материал, как крупа, пластилин и ладошки

Игровая форма захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, т. к. все дети объединяются общей целью, единым положительным отношением к художественному творчеству.

Таким образом, аппликация требует от ребёнка сложных манипуляций с нетрадиционными материалами, а с другой - проявления своих творческих способностей.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Важно, всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения и навыки, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

Таким образом, аппликация из нетрадиционных материалов способствует развитию у ребёнка: художественного воображения и эстетического вкуса, конструктивного мышления – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое, мелкую моторику и тактильные ощущения.

Чтобы развитие творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов проходило успешно, необходимо одновременно с проводимой работой с детьми сотрудничать с родителями.

Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в ходе индивидуальных бесед, я постараюсь убедить родителей, чтобы у них не было боязни, что у ребёнка ничего не получится, пренебрежения, что ребенок запачкается красками, принесёт с улицы веточку, камушки или песок для будущего шедевра. Для совместного творчества дома нужно лишь найти немного времени, подготовить рабочее место и подобрать материал. Я постараюсь убедить родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к художественно-творческой деятельности в кругу семьи.

Именно помощь и поддержка родителей в развитии детского творчества, их понимание ценности этой деятельности формирует самую важную особенность одаренного ребенка, — его индивидуальность.

Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...

Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования»

Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных  видов рисования» на 2017-2018 учебный год...

Перспективный план по самообразованию Тема: Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов. (младшая группа, средняя группа)

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в о...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в работе с природным материалом»

Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней....

самообразование по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"

Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования...

План самообразования на 2019-2024 гг. на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей ...

Отчет по самообразованию на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредстсвом аппликации из нетрадиционных материалов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска  детский сад № 150              Отчет по самооб...