Доклад «Инновационные технологии экологического образования дошкольников»
материал (младшая группа)

Саитова Галина Викторовна

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к природе – все это является основополагающими факторами успешного экологического образования в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Инновационные технологии экологического образования дошкольников»

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к природе – все это является основополагающими факторами успешного экологического образования в ДОО.

Что же такое - экология? Экология - это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры у детей; развитие экологического сознания, мышления; формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Основная задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте.

Методы работы с детьми по экологическому воспитанию.

Для работы с детьми в процессе экологического воспитания используют как традиционные, так и инновационные методы обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателей и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

К традиционным методам обучения относятся: наглядные, практические, словесные.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

Наша задача не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Традиционные технологии не позволЯЮТ В СОВЕРШЕНСТВЕ нам решить эту непростую задачу. Поэтому   необходимо разнообразить систему современных экологообразовательных технологий, которые включают три этапа:

Система современных экологообразовательных технологий

o   Непосредственный контакт с природным объектом (чувствование), задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту.

o   Ориентировка (сбор информации), задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими.

o   Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.

Приведу примеры современных экологообразовательных технологий в работе с детьми.

Игры-путешествия,

в ходе которых дети посещают интересные места и в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль взрослого. Воспитатель или позже ребенок могут быть экскурсоводом, начальником экспедиции, заведующим фермой, лесником и пр. Именно в таких играх дети знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе.

Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности, Например: «Строительство города» может осуществляться только при соблюдении экологических норм и правил. Какие это правила – дети определяют самостоятельно (завод построить подальше от жилого массива, школу – подальше от дороги и пр.). В таких играх дети учатся заботится о своем городе и осознают существенные в нем экологические проблемы. В таких играх ежедневно может присутствовать «Волшебная палочка», картины, иллюстрации. С помощью волшебной палочки дети попадают на дно океана, в лес, в Африку. Получается виртуальная экскурсия, с помощью которой дети посещают незнакомые места, знакомятся с природой разных материков, побывают на необитаемом острове и узнают мир во всем его многообразии.

Дидактические игры: «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания), «У кого какой дом?» (об экосистемах), «Что сначала, что потом?» —  о росте и развитии живых организмов заставляют ребенка мыслить, искать правильный ответ.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры- исследования, игры-медитации: Я – солнце, я –дождь, ты – ветер, Саша – облачко, Оля – березка. Такие игры дают новые впечатления о состоянии природы и ее изменениях, формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. В этих играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует. «ребенок проявляет положительное отношение к окружающему миру, людям и себе.

Соревновательные игры— КВН, конкурсы знатоков, экологические викторины, Поле чудес стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.

Мультимедийные презентации, технология ИКТ  — мотивируют к действию. С их помощью дети могут слушать голоса птиц, увидеть удивительные явления природы, узнать об экологических катастрофах.

Технология ТРИЗ, целью которой является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны- поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Она позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

 ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

Разрешение противоречий в ходе ТРИЗ – ключ к творческому мышлению, выявление противоречий в объекте, явлении. Сначала объект исследуется:

—    что – то в нем хорошо, а что- то плохо,

—    что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно

Технология поисково-исследовательской деятельности позволяет детям открывать новое, делать шаг в неизведанное, думать, пробовать, искать, а самое главное самовыражаться. Опыты с водой, почвой, растениями помогают ребенку найти самому ответы на вопросы как? и почему? Почему растение без воды и солнца погибает? Почему   им для роста и развития нужен свет? Почему дует ветер?  Здесь очень уместны проблемно-поисковые ситуации, в которых дети выстраивают гипотезы, что является основой творческого мышления. И это – одна из основных целей ФГОС ДО — умение творчески мыслить. Давайте подумаем, как птицы узнают дорогу на юг? Может по солнцу? Может по растениям? А может быть их ведут те, кто уже летал и знает дорогу? А может у птиц внутри компас?

Следующая технология — Упражнения на обстоятельства: 

Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?
Почему цветы имеют такую яркую окраску?
Почему зимой идет снег, а летом только дождь?

Кейс-технологии — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Предназначены для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности, направлены на развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях.

Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?».

Технология дискуссий:  «Почему листочек пожелтел? Почему у тополя почки большие, а у березы маленькие? Почему у  дуба листья  округлой формы, а у клена  острой? Почему  грибы прячутся под деревьями и листьями? Цель такого кейса – совместными усилиями мини-группы проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

Эффективным методом расширения знаний по экологии  является использование жемчужин народной мудрости — сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади, «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и т.д.

Вышеперечисленные технологии направлены на формирование первичных представлений детей о природе, развитие потребности в экспериментировании, развитие познавательного интереса, любознательности, творческой активности, т.е. на развитие личностных качеств ребенка

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

1 Непосредственная образовательная деятельность (НОД)

2. Экскурсии

3. Экологические праздники и досуги

4. Экологические акции

5. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни

6. Труд детей в природе

7. Участие в детских экологических конкурсах, олимпиадах

1. нод  являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

2 Экскурсии. Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, а также развитию

3. Экологические праздники и досуги. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.

4. Экологические акции. Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

6.Труд детей в природе. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания. Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются различные формы :

• Анкетирование, проведение опросов

• Родительские собрания, мастер-классы, консультации;

• Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

• Участие в тематических выставках, смотрах-конкурсах.

• Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов,

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.

Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры   —  это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее.         Хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.

А в заключение мне бы хотелось провести с вами игру, используя один из методов экологического воспитания: «Компьютерные технологии и мультимедийные презентации».                

Игра называется «Узнай по объявлению».

С экрана дают объявление от лица какого-нибудь животного, а вы должны будете отгадать, от какого животного поступило объявление?

Объявление 1

Я еще маленький, но собираюсь стать большим, как мои папа и мама. Ты знаешь, что мы самые крупные хищники на земной суше, чем очень гордимся. Живем мы только на севере. Белая шуба помогает нам подкарауливать добычу, делает нас не заметными. Я очень люблю плавать. В море мы чувствуем себя, как рыба в воде! Едим и рыбу, и яйца, и то, что выбрасывает на берег море. Очень вкусная еда водится у полярников в железных баночках — сладкое густое молоко. Иногда мы не выдерживаем и тайком съедаем часть их запасов, за что они на нас сердятся.

Прости, устал писать, да и мама зовет подкрепиться, ведь, чтобы вырасти большим, нужно много всего съесть.(Белый медведь)

Объявление 5

Живу я в лесной стране, в зимнем лесу. В лесу обитаю и летом. Только зимой все под снегом, корма не хватает, вот и прилетаю в село, к вам, людям, поближе. Может, даже иногда под твоим окном сижу, ожидая крошек хлеба или еще чего-нибудь вкусненького. Много в селе добрых ребят, они нас, птиц, зимой подкармливают, от голода спасают. Мы им очень благодарны за это. Если вдруг кто-нибудь из ребят летом в лесу заблудится, мы его тоже подкормим, от голода спасем: принесем разных ягод, семян. Птичка я заметная, яркой окраски, перышки на спине серые, на головке — черные, а грудка, как яблоко спелое, красная.(Снегирь)

Объявление 9

Мы такие красивые, яркие, мой основной окрас крылышек  – желтый. На них черные узоры, около тела и на краях крыльев. Узоры в виде полосок и пятнышек. На задних крылышках у меня есть хвостики, длиной до 10 мм. Питаюсь я цветочным нектаром. А вот моя гусеница питается морковью, тмином, диким укропом. Я почти все время в полете, даже садясь на цветок, чтобы поесть. Встретится мы можем летом. Я обитаю на цветущих лугах и могу прилететь в цветущий сад, который находится около твоего дома!(Бабочки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии экологического образования дошкольников .

Инновационные технологии экологического образования дошкольников Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социал...

Выступление на МО воспитателей на тему: "Инновационные технологии экологического образования дошкольников младшего и среднего возраста"

Указом президента РФ 2017 год объявлен годом Экологии, а потому на федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире.Дошкольные образо...

Презентация «Инновационные технологии экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Презентация «Инновационные технологии экологического образования  дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»...

Презентация на тему: Инновационные технологии экологического образования дошкольников.

В материале представлены новые технологии в экологическм образовании дошкольников: кейс-технологии, детский фоторепортаж, экологический театр, эко-квест....

Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".

Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...

Выступление на семинар Инновационные технологии экологического образования дошкольников

Выступление на семинарИнновационные технологии  экологического образования дошкольников ...