Образовательный проект «Валенки, валенки - красивые, да ладненькие...»
проект (старшая группа)

Галкина Елена Олеговна

    Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.    

   Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны, неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера.

    Реализация проекта «Валенки, валенки - красивые, да ладненькие...» направлена на развитие этнокультурного опыта дошкольника, его приобщение к истории, народным обычаям и достижениям культуры. А также на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению,  поддерживать у детей и родителей потребность в совместной деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей  не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_valenki_valenki_-_krasivye_da_ladnenkie.docx125.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «  Црр-детский сад № 137»

Образовательный проект

«Валенки, валенки - красивые, да ладненькие...»

Духовно - нравственное воспитание дошкольников

hello_html_e3de298.jpg

                                                                        Составители:  Галкина Е.О.                          

                                                                                                   воспитатель

2022 учебный год

                                         

                                             СОДЕРЖАНИЕ

  • Пояснительная записка

  • Описание хода реализации

- Актуальность темы

- Проблема

- Новизна проекта

- Цели и задачи

- Задачи проекта для педагогов

- Задачи проекта для родителей

- Ресурсное обеспечение проекта

- Предполагаемые результаты

  • Механизм реализации проекта

- Предварительная работа

- Работа с педагогами

- Роль родителей в организации проекта

- Продукт проектной деятельности

  • План-график работ
  • План работы по реализации проекта
  • Результат работы по проекту
  • Приложения

                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Название проекта:  «Валенки, валенки - красивые, да ладненькие...».

Участники проекта: воспитанники группы № 10, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Возраст детей: 5 - 7 лет.

Вид проекта: информационно - практико-ориентированный.

Продолжительность проекта:  краткосрочный (2 недели).

Сроки реализации проекта: с 14.02.2022г. – 25.02.2022г.

Направление развития: духовно-нравственное.

ОПИСАНИЕ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ

Актуальность

    Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.    

   Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны, неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера.

    Реализация проекта «Валенки, валенки - красивые, да ладненькие...» направлена на развитие этнокультурного опыта дошкольника, его приобщение к истории, народным обычаям и достижениям культуры. А также на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению,  поддерживать у детей и родителей потребность в совместной деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей  не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

 Анализ исходной ситуации

  Проанализировав уровень знаний и представлений детей о ремёслах и народных промыслах своего народа, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. 

Проблема

  Как заинтересовать детей в познании народных традиций своих предков, познакомить детей с историей одного из самых распространённых промыслов России – катания валенок.

Новизна проекта

         Проект способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников.

Цель: 

 Формирование знаний о народной культуре, национальных традициях русского народа через знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок.

2.Развивать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; желание             получать новые знания.

3. Воспитывать любовь к Родине, уважение к культуре, традициям и обычаям своего народа.

4.Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

Задачи проекта для педагогов:

1. Создавать условия для реализации детьми образовательного проекта.

2.  Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.

Задачи проекта для родителей:

1. Принимать активное участие в образовательном процессе. 

2. Оказать помощь в создании мини-музея "Русский валенок".

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационный ресурс –

- интернет ресурс

- Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. М., 2008 г.

-  Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.  

-   О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.    

- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Кадровый ресурс  -  воспитатели – Галкина Е.О, Назарова Е.В., Мазанова М.В., дети, родители.  

Предполагаемые результаты:

  • У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления.
  • У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
  • Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс в ДОУ.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Предварительная работа

1. Подбор методической литературы.

2. Подбор художественных произведений по теме проекта.

3. Подбор для рассматривания  с детьми иллюстраций.

4. Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

5. Составление консультации для родителей по  теме проекта.

Продукт проектной деятельности

Пополнение предметно-развивающей среды группы:  подборка иллюстраций, художественных и музыкальных произведений, мультфильмов, конспекты НОД, консультация для родителей, Мини-музей "Русский валенок".

ПЛАН-ГРАФИК РАБОТ:

Наименование этапов работ.

Сроки выполнения.

Мероприятия

Результат

Ответственные

Подготовительный этап

14.02.2022 - 15.02.2022г.

Определение цели, задач.

Изучение методической литературы.

Составление плана проекта.

Сбор материалов (подбор дидактического и методического оснащения проекта).

Выявление уровня знаний детей по теме проекта (методом беседы).

Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

Выбор форм работы с родителями.

Выбор основных мероприятий.

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

Пополнение развивающей среды

Воспитатели

 Практический этап

16.02.2022 - 23.02.2022г.

Составление консультаций, бесед, рекомендаций.

Творческие задания для родителей и детей.

Беседы, наблюдения, развлечения, чтение художественной литературы, игровая и художественно-продуктивная деятельность.

Образовательная деятельность.

Работа с родителями.

Обогащение знаний детей и родителей

Воспитатели

 Аналитический этап

24.02.2022 - 25.02.2022г.

Сбор полученного материала по проекту.

Выявление уровня знаний детей по теме проекта (методом беседы).

Анализ деятельности.

Подготовка к представлению продукта проектной деятельности.

Итоговое мероприятие  "Викторина "Русский валенок".

Применение знаний в игровой и практической деятельности

Воспитатели

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

   

Направления работы

Виды детской деятельности

Социально  - личностное развитие

Игровая

деятельность

Д/игры: 

«Найди валенку пару»,

«Разложи валенки по размеру»,

 «Что лишнее?»

«Третий лишний», 

«Скажи, какой?» 

«Скажи наоборот».

Упражнение: 

«Подскажи словечко».

Подвижные игры:

«Догони валенок»,

«Золотые ворота»

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация

Беседы с показом видео-презентаций:

«Мастера своего дела»,

«Жили-были крестьяне».

"Знакомство с шерстью – основой в изготовлении валенок",

"Лечебные свойства шерсти для здоровья человека",

Рассказы родителей, родственников:

«Как мы жили, что носили»,

«Что носили наши бабушки и дедушки»,

«Где катают валенки».

Составление детьми рассказов: 

«Как мы играем на прогулке»,

«Валенки, да валенки, эх, да не подшиты стареньки…».

Инсценировка сказки:

 «Теплые валенки»

Познание

Рассматривание иллюстраций, фотографий, разных видов валенок.

НОД:

«История мужской и женской обуви»,

Экспериментальная деятельность:

- Шерсть состоит из ворсинок.

- валенки не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод.

- валенки пропускают воду.

Решение проблемной ситуации:

"Как можно использовать валенки

не по назначению".

Создание экспозиции, посвященной истории русского валенка.

Художественная литература

Чтение художественной литературы:

Михаил Пришвин "Дедушкин валенок",

Сергей Гришунин "Дедушкины валенки",

Владимир Новиков Сказка "Теплые валенки".

Отгадывание загадок про валенки.

Заучивание стихотворений, потешек, пословиц по

 теме проекта.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-продуктивная деятельность

Лепка: « Мы обуем валенки».

Аппликация: «Валенки для скомороха Тимошки».

Декоративное рисование: «Украшение валенка».

Прослушивание песни «Валенки» в исполнении

Л. Руслановой.

Хороводная игра «Зимушка – зима» Л. Олифировой. Песня «Саночки», муз. Филиппенко.

Танец «Валенки» русская народная мелодия.

Работа с родителями

Беседа о важности совместной деятельности родителей с ребёнком.

Изготовление поделок для выставки в домашних условиях.

Чтение художественной литературы.

Итоговая работа

Итоговое мероприятие:  

Викторина "Русский валенок".

Продукт проекта:

Мини-музей "Русский валенок".

Оценка результатов проекта:

          Проанализировав работу над проектом,  мы сделали следующие выводы:  считаем  проект реализованным т.к. ,70% семей откликнулись на участие в нем.

 В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников, реализованы творческие способности взрослых и детей.

Реализация задач данного проекта проходила через разные виды деятельности, именно поэтому работа над ним позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, создав свой неповторимый валенок. Беседы, чтение художественной литературы, пение частушек,  русских народных песен, частушек, исполнение танцев в валенках, хороводов, способствовали воспитанию любви к Родине, уважения к культуре, традициям и обычаям своего народа.

ПРИЛОЖЕНИЯ

приложение 1

Частушки

         Начинаю петь частушку,

         Первую, начальную

         Я хочу развеселить

         Публику печальную.

                                             

         Раздайся, народ,

         Меня пляска берет

         Пойду, попляшу,

         На народ погляжу!

         

         Чтоб прогнать мороз и стужу,

         Мы в ладоши хлопаем,

         В валенках через сугробы

         Радостные топаем!

         

         Подарила маменька

         Беленькие валенки.

         С ними я не расстаюсь,

         Даже спать я в них ложусь!

       

       

         А я валенки надену,

         Выпью простокваши,

         Вся душа истосковалась

         По любимой Маше.

       

           Тетеньки и дяденьки,

           Все носите валенки.

           Реже станете болеть

           И начнете молодеть!

         

           Моя Милка маленькая,

           Чуть побольше валенка,

           В валенки обуется,

           Как пузырь надуется.

           

          Мы про валенки частушки

          Еще долго можем петь,

          Так что, хлопая в ладошки,

          Вы все можете вспотеть!

       

        Мы вам пели и плясали,

        Дорогая публика,

        Не держитесь за карманы,

        Не возьмем ни рублика.

приложение 2

Потешки и стихи

Баю, баю – баюньки,

Скатаем Маше валенки,

Валенки по ножкам,

Бегать по дорожкам,

К бабушке по прянички,

К дедушке по яблочки.

Как у Даши маленькой чёсаные валенки

А шуба багряная, а личико румяное.

Вот какая Даша красавица,

Красавица наша!

стихи

"Валенки"  Лидия Дунай

Пусть они и не подшиты,
Пусть они и стареньки,
Обувает наш народ
В эту зиму валенки!

Нету обуви надёжней,
Нету обуви теплей,
Без единой без застёжки
И для взрослых и детей.

И в любую, братцы, стужу
И в любые холода
Обуви другой не нужно,
Были б валенки всегда!

"Валенки"  Любовь Яшина

Купила мама Вареньке
К зиме холодной валенки,
Теплые, добротные,
Красивые и модные.
Наденет Варя валенки
И выйдет погулять
Во двор снежком заваленный,
Тропинки протоптать.
На санки сядет Варенька
И мчится с горки вниз!
Внизу сугроб не маленький -
Скорей держись! Держись!

Валенки, да, валенки,
Ой, не подшиты, стареньки!

"Валенки" Инесса Агеева

Для больших и маленьких
Есть обувка - валенки.
Чтоб по снегу мы гуляли,
Их из шерсти нам сваляли.

Не страшны теперь угрозы
И сибирского мороза.
Он пускай себе трещит,
Войлок ноги защитит.

Русский валяный сапог
Победить века все смог.
У него есть свой музей -
Сам сходи, своди друзей.

"Валенки" Елена Тихомирова

По морозу, по зиме
Взрослым или маленьким,
Чтобы быть всегда в тепле
Одеваем валенки!

Валенки-сапожки
Лёгкие, пушистые.
Снежные дорожки
Хрусткие, искристые!

Только встанешь на заре,
Выходи из спаленки.
Всё сверкает в серебре.
А на ножках - валенки

Валенки-сапожки
Лёгкие, пушистые.
Снежные дорожки
Хрусткие, искристые!

Милая бабуленька
Внученькины валенки
Вышивает бусинками,
Ленточкою аленькой.

Только встанешь на заре,
Выходи из спаленки.
Всё сверкает в серебре.
А на ножках - валенки

Валенки-сапожки
Лёгкие, пушистые.
Снежные дорожки
Хрусткие, искристые!

Милая бабуленька
Внученькины валенки
Вышивает бусинками,
Ленточкою аленькой
.

Приложение 3

Загадки

Не ботиночки, не сапожки,

 Но их тоже носят ножки,

в них мы   бегаем зимой,

утром – в садик,

Днем – домой. (Валенки)

Треплют, катают, а зиму таскают (Валенки)

Весь в шерсти, а кожи нет (Валенки)

На сапоги похожи,

Но их теплей сто

крат.

из свалянной ведь шерсти

Их мастера творят.( валенки)

Валяют нас из грубой шерсти,
И нам теплее будет вместе.
Пускай не в моде мы сейчас,
Зато есть песенка про нас.
Промокнуть можем? Ну и что же?
А ты надень на нас калоши.
Зимой мы с вами, малыши,

Теплы, удобны, хороши!
(Валенки)

Во дворе снежок кружится
И мороз не маленький…
Шубка, шапка, рукавицы
И конечно …
(Валенки)

Тёплые, удобные
Ноги согревают.
Долго, долго по сугробам
Ходить позволяют?
(Валенки)

Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть,
Надевают …
(Валенок)

От мороза и пурги
Есть из шерсти сапоги.
(Валенки)

Приложение 4

Беседа "Мастера своего дела"

Цель: Обогащение знаний детей с этапами изготовления валенок.

Последовательность беседы:

Педагог:

- Ребята, а что вы знаете о валенках?

(ответы детей)

- А вы знаете, как делают валенки?  Хотите, я вам расскажу? (Ответы детей)

Показ презентации о валенках, их свойствах,  этапах изготовления, вариантах декора (3 мин.).

(слайд 6) Валенки –  простое,  русское слово. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русской зимы. Простоваты валенки, но и прочны, надёжны, не подведут в трудную минуту! Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках нам не страшны самые лютые морозы.

Валенки – это зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти (слайд 7).  Валять валенок – это значит скатывать шерсть в определенную форму – форму валенка.

А производят валенки только в России, и традиция этого промысла передаётся из поколения в поколение.

(слайд 8) Валенки - единственная обувь, полностью  сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овец и перерабатывают - валяют.

  А валяли так: обрабатывали шерсть кипятком, паром, дымом, сбивали её в общую массу (слайд 9) – войлок - и катали - сначала на столе (слайд 10), а потом на колодке нужного размера… (слайд 11)  Из овечьей шести катали валенки разных цветов: чёрные, серые и белые (слайд 12).

(слайд 13) Сейчас очень часто мастера украшают валенки различными аппликациями, вышивкой, окрашивают валенки в разные цвета. Посмотрите, какие разные валенки, какие они необычные… 

  А кроме обычных валенок, которые мы с вами носим, мастера валяют  декоративные валенки, сувенирные.

Приложение 5

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

«Валенки, да валенки»

Цель. Обогащение  знаний детей о  русской народной зимней обуви – валенках.

Задачи:  

Образовательная.

Дать детям представление о валенках, истории их происхождения, пользе.

Развивающая.

Развивать познавательные интересы детей, их стремление к активной деятельности и творчеству, чуткость к художественному слову, обогащать словарный запас.

Воспитательная.

Воспитывать желание дарить людям добро, учить быть благодарными, воспитывать дружелюбие, чувство товарищества.

Планируемый результат: дети проявляют познавательный интерес к русской традиционной обуви  валенкам, эмоционально откликаются на произведения устного народного творчества (загадкам, потешкам, песенкам), музыкального творчества (частушкам, русской народной песне), владеют связной устной речью в общении с взрослым и сверстниками, охотно включаются в народные игры, проявляют дружелюбие, взаимовыручку в играх.

Оборудование: валенки разного размера и цвета, вязаные рукавицы, аудиозапись русской народной песни «Валенки» в исполнении Л. Руслановой, обручи.

Ход НОД

Вводная часть.

Загадывание загадки.

«Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки,

В них мы бегаем зимой,

Утром – в садик, вечером – домой». (Валенки.)

Основная часть.

Воспитатель. – Почему «валенки» так называются? (Валенки – это зимние теплые сапоги из теплой овечьей шерсти.) Из чего изготавливают валенки? (Из шерсти.)

Рассматривание валенок – разных по цвету, размеру. Обследование, сравнение с вязаными рукавицами (Те, и другие изготовлены из шерсти, они теплые, их носят зимой.)

Воспитатель. – Почему люди любят валенки? (Рассуждения детей.)

Валенки – традиционно русская обувь, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Валенки – прекрасная, удобная обувь, в них не страшны морозы и метели! Обычно валенки бывают коричневыми, черными, серыми или белыми, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов.

 Воспитатель: – А еще что-нибудь вы знаете про валенки? Тогда сейчас я вам расскажу, как появились валенки у нашего народа.

Валенки появились более 1,5 тысяч лет назад. Родина уникального русского изделия  Семёновский уезд Новгородской губернии. Именно здесь в 1799 году изобрели «шерстяной сапожок»: скатанную овечью шерсть «сварили» в кипятке и прокатили по настилу. С тех пор валенки стали непременным атрибутом русской жизни.

В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. По валенкам невесты выбирали жениха, ведь жених в валенках – богатый человек. Деревенские богатеи обзаводились мягкими «чесанками» из тонкой поярковой шерсти с начёсом. А простая семья имела только одну пару, и носить валенки приходилось по старшинству. Валенки берегли, носили по очереди, передавали их по наследству.  Когда случалось так, что валенки просто рвались, появлялись дырки, то их подшивали, ставить заплатки. 

Валенки не только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь. 

В валенках не только ходили в зимнее время года, с их помощью ещё гадали. Кидали валенок за ворота, куда нос валенка укажет, в той стороне и жених живёт.

В народе валенки называют: катанки, чесанки, пимы, самовалочки.  

В потешках, частушках валенки упоминались постоянно.

Чтение и обыгрывание песенок, потешек.

А баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

На резвые ноженьки,

Нашему Сереженьке.

Ноженьки пляшут,

А рученьки машут.

Валенки новеньки,

Сережа чернобровенький.

Частушки про валенки.

«Ах, спасибо, папеньке,

Что свалял мне валенки,

Ах, какая благодать,

В валенках-то танцевать!»

«Не хочу ботинок я,

Не хочу сапожек,

Валенки удобнее,

Нет обуви для ножек.

Подарили Вареньке

Беленькие валенки,

С ними я не расстаюсь,

Даже спать я в них ложусь.

Тётеньки и дяденьки

Все носите валенки

Реже станете болеть

И начнете молодеть.

Если кто меня обидит

Я не плачу, не реву.

Сразу валенок снимаю

Подзатыльник им даю.

Воспитатель. – Русские люди очень любят валенки, даже песни про них сочинили, вот послушайте одну из них.

Слушание русской народной песни «Валенки»

в исполнении Л. Руслановой.

Воспитатель. – Предлагаю поиграть с валенками!

Игры с валенками.

«Кто быстрее?» Дети делятся на две команды. Игроки, стоящими первыми по команде надевают валенки, бегут до ориентира и обратно, передают эстафету другому игроку и так далее.

«Метание валенка в обруч». Напротив каждой команды на расстоянии 5-6м лежит обруч. Перед обручем на расстоянии 3м стоят валенки (число валенок равно числу участников в команде). Каждый участник команды бежит до линии, на которой стоят валенки, и старается забросить один валенок в обруч. После чего бежит обратно и передаёт эстафету следующему участнику. Выигрывает команда, которая забросила в обруч большее количество валенок.

«Музыкальные валенки». Дети стоят по кругу и под музыку передают друг другу валенки. По окончании музыки игрок, у которого в руках остались валенки, обувается и танцует.

Заключительная часть.

Воспитатель. – Вот сколько интересного, ребята, сегодня мы узнали про традиционную русскую обувь – валенки. Как вы считаете, какая это обувь? (Высказывания детей.)

Приложение 6

 Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Обогащение  знаний детей о  русской народной зимней обуви – валенках,  истории  и этапах их  изготовления, вариантах декора.  

Задачи:

1.Познакомить детей с процессом изготовления валенок – способом валяния.

2.Развивать интерес к изготовлению валенок, познавательную и творческую активность;  умение доводить начатое дело до конца.

3.Воспитывать интерес и уважительное отношение к русским народным традициям и промыслам.

Интеграция областей: речевое развитие; социально -  коммуникативное развитие; художественно - эстетическое развитие.

Словарная работа: музей, валяние, пупырчатая пленка, голенище.

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая.

Формы организации совместной деятельности:  беседа, мастерская по валянию валенок.

Предварительная работа: беседа о процессе изготовления валенок – способе валяния; аппликация «Эх, валенки, малы, да удаленьки»; рисование «Мы модельеры – украшаем валенки», разучивание стихотворений, частушек, пословиц.

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный материал: сувенирные валеночки из шерсти.   

Раздаточный материал: шерсть для валяния, упаковочная пленка с пузырьками, тканевая сеточка, шаблон валеночек из поролона, мыльный раствор, ножницы, клеёнка на стол, салфетка для обтирания рук.

Ход НОД:

1. Вводная часть. Организационный момент.

- Ребята, у меня для вас есть новость. В нашем детском саду открывается музей. Кто знает,  что такое музей? (ответы детей)

- Правильно, дети. Музей – это учреждение, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные произведения искусства, предметы, которые имеют большое историческое значение для людей.

- А какие предметы  будут выставлены в нашем музее, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

1.На вид – сапожки,

Да только не из кожи.

Из шерсти их изготовляют

Не шьют, не вяжут, а валяют. (валенки)

2. Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть
Надевают (валенки).

3. Тёплые, удобные
Ноги согревают,
Долго, долго по сугробам

Ходить позволяют? (валенки)

- У нас в детском саду «Малышок» открывается музей «Русский валенок». Для музея собраны различные валенки: маленькие, большие, в виде различных зверюшек и много других.  Ребята, а вы хотите, чтобы ваши валенки вошли  в историю нашего музея? (ответы детей)

- У нас сегодня открывается мастерская по валянию валенок, под названием «Сделай сам». Я вам  предлагаю стать мастерами и  изготовить маленькие сувенирные валеночки. А затем, когда наши валеночки будут готовы, мы выставим их  в наш музей.

Рассматривание валеночек.

 А теперь пора браться за работу.

2. Валяние валенок.

Воспитатель рассказывает и показывает процесс работы. Дети выполняют за воспитателем.

- Кладем на клеенку перед собой шаблон валенка.

- Левой рукой держим кусок шерсти, а правой рукой вытягиваем шерсть, не выдергиваем и не отрываем. Вытаскиваем полупрозрачный клочок шерсти и раскладываем на шаблон, так покрывая всю поверхность. Все шерстинки  раскладываем равномерно в одном направлении. Если шерстинки оказались длиннее, чем шаблон, потом все завернется и заваляется. Итак, выложили мы с вами первый слой.

- Начинаем выкладывать второй слой, раскладываем шерстинки точно также, но уже в другом направлении. Второй слой готов.

- Выкладываем третий слой, раскладываем шерстинки в том направлении, как первый слой. Третий слой готов.

 - Смачиваем шерсть теплым мыльным раствором, не слишком сильно, чтобы вода не проливалась на пол.

- Накрываем сеточкой из ткани, кладем на сеточку ладони и слегка прижимаем несколько раз. Приподнимаем сеточку, смотрим, если в некоторых местах шерсть сухая, еще нужно намочить. Снова прижимаем, для того чтобы вся шерсть пропиталась мыльным раствором. Убираем сеточку.

- Затем аккуратно подцепляем шаблон вместе с шерстью и переворачиваем.

-Начинаем загибать шерсть, которая вышла за края шаблона. Стараемся лучше расправлять шерсть, чтобы меньше было складочек. Завернули шаблон.

- Теперь начинаем выкладывать шерсть с этой стороны также как и с прежней.

- Выкладываем  три слоя.

- Смачиваем мыльным раствором.

- Закрываем сеточкой из ткани, прижимаем. Снимаем сеточку.

- Переворачиваем шаблон и загибаем торчащие края шерсти.

- Еще раз смачиваем наши будущие валеночки теплым мыльным раствором, накрываем пупырчатой пленкой и начинаем  валять (тереть).  Валяем до тех пор, пока не увидим, что шерсть перестала отслаиваться.

- Дальше берем ножницы и разрезаем наши валенки посередине на две равные части. Удаляем поролоновый шаблон.

- Надеваем валеночки на пальцы, смачиваем теплым мыльным раствором и продолжаем тереть валенки об пленку с пузырьками, помогая в трудных местах пальцами. На этом этапе можно уже тереть посильнее.

- Чаще окунайте валенки в теплую воду, быстрее сваляются.

- Вот почти валенки готовы. Выравниваем верхнюю часть валенок, голенища. И еще потерли валенки, в тех местах, где были срезы. Проверяем, чтобы валенки были ровные, если какой – то валенок получается больше размером, поваляйте его отдельно.

- Готовые или нет валенки можно проверить: если от  валенка отделяется несколько шерстинок – то валенок свалялся, а если зацепилось больше – нужно валять дальше.

- У кого уже валенки готовы прополаскиваем их от мыла. И кладем сушиться.

3. Заключительная часть.

- Ну что, мастера, как думаете, вы справились с работой? Трудно было? Когда валеночки высохнут, мы их сделаем еще красивее, украсим их бусинками, бантиками, тесемочками. Молодцы, все потрудились от души! А сейчас можно отдохнуть. Кончил дело – гуляй смело! 

приложение 7

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по декоративному рисованию

для детей старшего дошкольного возраста

"Украшение валенка"

Цели: Формирование представлений о русской народной обуви - валенках.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей традиционной русской обуви - валенок;

учить детей рисованию расписным способом по бумаге.

2. Заинтересовать детей в сохранении традиций; развивать интерес к

народному быту.

3. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Оборудование: листы бумаги формата А4 на каждого ребенка с

нарисованными на них валенками (контуром, музыкальное

сопровождение, кисточки, стаканчики с водой, выставка валенок,

иллюстрации, настоящие валенки (образец, акварельные краски на всех детей, образцы народной росписи.

Форма: интегрированное (лекционно – практическое) занятие.

В группе расставлены столы по количеству детей.

Ход занятия:

        Присаживайтесь ребята, я расскажу вам об этом промысле.

Валенки - исконно русская обувь. Валенки, катанки, чесанки - сколько ласковых названий дал русский народ этой великой обуви. В валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для прогулки на Руси не было! В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. Это считалось признаком достатка. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой. Может, поэтому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло рук своих создателей.

        Надо сказать, что технология изготовления за последние 300 лет совсем

не изменилась, и сейчас валенки делают точно так же, как и наши деды, и

прадеды. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

         Вы уже знаете, что валенки изготавливают из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычёсывают, потом прогоняют через шерстобитную машинку, в результате получается тонкое, мягкое полотно. Его долго сглаживают пяльцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают её в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась ещё плотнее. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера. По завершению всех этих процедур, валенок отправляют сушиться, и его остаётся только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.

       Сегодня мы с вами распишем валенки народными узорами, придадим им изящность, неповторимость.

 После показа приступаем к работе!

Приложение 8

Познавательная викторина для старших дошкольников

«Русские валенки»

Цель: Закрепление  знаний детей о  валенках.

Задачи:

Поддерживать интерес   к   интеллектуальной   деятельности, желание играть,  проявлять  настойчивость,  целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, умение договариваться между собой.

Уточнить  представления  детей  о  назначении  валенок, обычаях, связанных с ними.

Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.

Формировать умение связно и последовательно выражать свои мысли.

Развивать двигательную активность детей, меткость, глазомер.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать  уважение,  любовь  к  народным  традициям,  интерес  к истории России.

Предварительная работа:

Беседы на тему: « Откуда появились валенки», « Как делают валенки», знакомство с обычаями, связанными с этой обувью.

Чтение стихов,  загадок, пословиц, поговорок о валенках.

Рассматривание иллюстраций, картинок по теме « Валенки».

Продуктивная деятельность детей: рисование, аппликация валенок.

Ход.

Ребенок 1.

Здравствуйте, дорогие гости!

Если в доме, на работе

У вас валенки в почете

То мы вас – своих  друзей Приглашаем поскорей!

Ребенок 2.

День необычный у нас.

Мы  искренне рады приветствовать Вас

Для умной игры собралась детвора

Ее начинать нам настала пора!

Ведущий.

Дорогие  ребята!  Сегодня  мы  с  вами

проведем  викторину     «Валенки, валенки –красивые, да ладненькие».

Это –игра, повод, чтобы побыть  вместе  и  интересно,  с  пользой  провести  время.  Это  праздник, праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности.

Вам предстоят интересные испытания. И я уверена, что вы пройдете их достойно, с радостью и улыбкой.

Напоминаю всем правила викторины:

В процессе игры нельзя подсказывать друг другу

Тот, кто знает ответ, не выкрикивает с места

За правильный ответ команда получает фишку (снежинку)

Приветствие  команд.

Капитаны представьте свои команды.

1.команда

«Снежинки»

Девиз:

«Ум, спор, не помеха Мы желаем вам успеха»

2. команда«Льдинки»

Девиз:

«А вам не унывать, все пройти

И на все вопросы ответ найти».

В нашем зале присутствует жюри, которое будет следить за правильностью

ответов команд и подводить итоги.

Начинаем игру.

Ведущий 2.

Для начала мы с вами проведем размин.

Загадки

Ведущий1.

Молодцы! Немного потренировались, а теперь приступаем к нашей игре.

Конкурс No1

«Отгадай-ка».

(В валенке лежат снежинки, на которых написаны вопросы)

Вопросы.

1. Традиционная русская зимняя обувь Деда Мороза(валенки).

2. Почему валенок так назвали? (от слова «валять» шерсть -валенок).

3.Валенки шьют, катают или вяжут? (катают).

4.Из шерсти какого животного чаще всего делают валенки? (из шерсти овцы).

5.Как по-другому называют валенки? (пимы, волнушечки, катанки, чесанки)

6. Какую пользу приносят валенки? (согревают, лечат)

Ведущий.

Валенки так любимы нашим народом ,что про них люди и песни

поют , и стихи рассказывают, не верите? Убедитесь сами!

Ребенок1:

Я зимой проблем не знаю,

Валенки ношу всегда

Может быть не очень модно,

Но не мерзну никогда!

Ребенок 2:

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть.

Надевают валенки.

Ребенок 3:

Если есть еще калошки –Не промокнут ваши ножки.

Валенки всего полезней –Вас спасут от всех болезней.

Ребенок 4:

Теплые удобные валенки мои.

Сделаны из шерсти, мех у них внутри.

Я надену валенки, в лес пойду гулять.

Буду я с ребятами в них в снежки играть.

Ведущий.

У кого там хмурый вид

Снова музыка звучит.

Мы грустить не разрешаем, мы играть здесь начинаем!

Пришло время испытать валенки на прочность.

Конкурс No2

Подвижная игра: «Сбей валенком кегли».

Дети выбивают валенком, стоящие в ряд кегли, по одному. Считается,кто больше выбьет, тот и победил.

Ведущий.

Ребята, почему валенки бывают разного цвета: белые, серые, черные, от чего это зависит.

Дети: от того, какого цвета была овца.

Ведущий.

А вы знаете, что дырявые валенки не выкидывали,  их использовали.

Конкурс No3

 «Ай, да, валенки».

Скажите, как можно использовать дырявые, непригодные для носки валенки.

Дети (Ответы):

1. Валенок засовывали в наволочку и спали, как на подушке.

2. Валенок прибивали на ворота и использовали, как почтовый ящик.

3. Валенок использовали, как клюшку для хоккея.

4. В валенке хранили разные вещи.

5. В валенке любят спать домашние животные.

6. Играли с валенками в разные игры

7. Из старых валенок делали игрушки.

8. В них живут домовые.

Ведущий.

Конкурс No4

«Сложи валенок».

Капитаны берут у жюри конверты с заданием.

Детина 2 магнитных досках из частей собирают валенки, кто первый соберет, тот и выиграл.

Ведущий.  

Игра «Передай валенок».

Пока звучит музыка дети передают валенок друг другу.

Музыка остановится.

Тот, укого останется валенок–рассказать, что знаешь о валенках.

Жюри

(дети) проверяют правильность задания.

Ведущий.

Конкурс No5

«В одном валенке».

Дети, одевая на одну ногу

валенок, обегают свою стойку и передают валенок следующему.

Конкурс No6

«Что лишнее».

На столе находятся различные предметы. Необходимо выбрать тот, который

используется при изготовлении валенок, объяснить.

Подведение итогов.

Слово жюри.

Ребенок.

На Руси с давних пор люди валенки любили,

Мы про валенки в саду чудо сказку сотворили.

Мы их украшали, мы про них читали,

Всю неделю мы трудились, радовались, веселились.

Приложение 9

Консультация для родителей:

 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности.

Духовность – это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, способности к сопереживанию, милосердию. Это высшее проявление воспитанности.

Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию.

Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество (фольклор) – это неисчерпаемый источник любви к Родине, патриотического воспитания.

Наша с вами цель, уважаемые родители – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

Вводить элементы народной культуры в детскую жизнь надо естественно, не навязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя часто пользоваться русскими народными выражениями, достаточно, если дети понимают связь пословицы с действием, например«Поспешишь, людей насмешишь»«Не сиди, сложа руки, не будет и скуки».

Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено лишь народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени необходимо и современная песня, и современная литература, и игрушка и т. п. Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические составные части единого целого.

Какими же средствами мы можем приобщить детей к истокам русской народной культуре?

1. Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок.

2. Рассказывание легенд и преданий.

3. Разучивание песен и танцев нашего народа.

4. Воспитание и уважение к родительскому дому.

5. Сохранение и передача семейных традиций, реликвий.

6. Бережное отношение к родной природе.

7. Знакомство с художественными промыслами своего народа.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народаприобщается к его культуре.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, оно доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально - положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.

Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Следует знакомить детей с русской народной культурой в соответствии с народным календарём. Годовой народный календарь – собравший в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремёсла – помогает построить работу по естественному циклу, например: Осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гуляниеза ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды; Масленица – проводы Зимы и Лето – с хороводами и песнями вокруг зелёной берёзки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

Объединив все направления работы: декоративно-прикладное искусство, народные игры и игрушки, праздники обрядовые и календарные – следует разработать тематический план и систематизировать знания и умения детей в зависимости от возраста.

Работа педагога по реализации данного направления будет плодотворной, если привлечь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, можно завести папку «Учите вместе с нами». В неё помещаются потешки, загадки, пословицы, поговорки, которые дети учили в ДОО и родители дома могут повторить этот материал со своим ребёнком. По каждому жанру провести короткие беседы, консультации, разъяснить родителям, какую огромную пользу приносит народное творчество ребёнку. В уголок для родителей поместить статьи «Что за прелесть эти сказки»«Пословица не мимо молвится»«Загадка – гимнастика для ума».

Таким образом, целенаправленная систематическая работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры помогает детям быть более раскованными, в них появляется уверенность в себе, желание проявить свои таланты. Они учатся рассуждать, фантазировать. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудростиприобщаются к духовной чистоте русского фольклора. Дети открываются друг другу, охотно идут на общение, на взаимопомощь, взаимовыручку и это очень важно для воспитания наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"

Презентация праздника  о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование  представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...

Сценарий развлечения "Валенки, валенки - красивые, да ладненькие!"

Закреплять знания детей о валенках - как о старинной, теплой и полезной обуви на Руси....

Презентация "Валенки, валенки- красивые, да ладненькие!"

Ознакомление с народным промыслом - валянием валенков....

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РИСОВАНИЕ « ЭХХХ ВАЛЕНКИ, ВАЛЕНКИ!»

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РИСОВАНИЕ « ЭХХХ ВАЛЕНКИ, ВАЛЕНКИ!» в нетрадиционной технике оттиск печатками из картофеля....

Исследовательский проект "Валенки, да валенки"

Исследовательский проект "Валенки, да валенки"...

Образовательный проект в старшей группе, познавательно – творческого характера «Мамочка любимая, самая красивая»

Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.Вид проекта: по...

Детский исследовательский проект "Валенки, валенки не подшиты стареньки" с детьми младшей группы

Детский исследовательский проект "Валенки, валенки не подшиты стареньки" с детьми младшей группы...