«Музыкальный фольклор Воронежского края как средство развития духовно-нравственного потенциала дошкольников при реализации ФОП ДО»
проект (подготовительная группа)

Дикарева Елена

Я расскажу Вам, уважаемые коллеги, о своей деятельности - музыкальтный фольклор в ДО. Очень любим Родину Россию! Прославляем великое Отечество через песни Воронежского края! Создали ансамбль русской песни "Ладушка". Поем и радуемся творческой жизни, детству... Гордимся своими прадедушками и прабабушками, который оставили нам такое бесценное достояние!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_dikareva_ev.docx24.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальный фольклор Воронежского края как средство развития духовно-нравственного потенциала дошкольников при реализации ФОП ДО»

Музыкальный руководитель Дикарева Е. В.

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».

В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. года.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государства, в целом. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования в дошкольниках патриотических чувств и развития духовности. «Все начинается с детства», нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является русская народная песня Пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка, т.к. велико песенное богатство русского народа. Народная песня входит как основа русской музыкальной культуры в жизни ребёнка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы –характерные черты русского народного творчества.

«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.

Цель: Формирование у дошкольников духовных ценностей на основе традиционной культуры- песенное народное творчество.

Задачи: воспитать бережное отношение к культурно-историческому наследию;

Популяризировать песни Воронежского края (детский фольклор);

Создать творческий коллектив дошкольников (долгосрочный проект – преемственность ДО и НОО),

Как музыкальный руководитель, я поставила сначала перед собой задачи:

#1056;аботаю над темой по самообразованию «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе регионального песенного фольклора»

  1. разработала консультации и папки-передвижки для родителей;
  2. пополнила предметно-развивающую среду;

провела диагностику на начало учебного года;

Работу с детьми по развитию музыкальных способностей средствами музыкального фольклора строим по следующим принципам:

Интегрированный (тесная связь с музыкой, театром, изо, игрой, трудом, литературой, ознакомлением с окружающим).

Программно-действенный, т.е. связь с окружающим миром, с основами искусства.

Игровой принцип, - данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует

ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться.

Принцип вариативности содержания предусматривает широкие возможности для творческого подхода, включение в материал проектов, например, «Поющая Россия, живи в веках!».

Исполнение нашей воронежской народной песни – это сценическое искусство, радость, игра, озорство…Конечно, изучая народное творчество воронежского края, я использую в своём ансамбле детский фольклор. Где же его взять? Можно обратиться в институт искусств на кафедру этномузыкологии. Приглашает всех профессор Галина Яковлевна Сысоева. На кафедре имеются детские сборники, которые можно купить там же, можно на выбор сфотографировать, ксерокопировать нужные страницы. Мы рассмотрели сборник детского фольклора «Беседушка», «Ходил Ваня по лужочку», сборник «Вёснушка» ожидается, и мы ждем его. Там же продаются диски с песнями «Воля – детям», сб. «Аленький наш цветок». Это песни бытовые, исторические, обрядовые…

В репертуар нашего детского ансамбля русской песни «Ладушка» вошли такие песни, как «Пойду ль, выйду ль я», «А кто у нас хорош», «В темном лесе, за лесью…», « Ах, вы сени», Комара женить мы будем».

Для средней группы в репертуар «Хороводы и пляски» включена песня «Кто у нас хороший», обр. Ан. Александрова. Это песня нашего края. Дети с удовольствием водят хоровод, изображают важного Иванушку. В сборнике «Народные песни Воронежской области» эта песня напечатана в подлинном народном изложении. Здесь рассказывается об Иванушке Сарычеве. Дети узнают как он манерно ходит, и сапог не ломает, и чулок на марает, да матушку почитает…Это большой и глубокий воспитательный процесс. Конечно, знакомимся с диалектом воронежского края (развитие речи). В нашем ДО эта деятельность успешно ведется, ориентируясь на ФОП: в ансамбле принимают участие и сотрудники ДО, и родители. Совместно воспитатели и родители создают костюмы для выступления.

Обучение детскому фольклору мы начинаем с предоставления пространства дошкольникам для детской реализации (ПДС), результативностью активности детей в этом процессе является новый продукт, автором которого выступает сам ребенок - это музыкальные шумелочки (проект «Музыкальная мастерская»);.

Знакомимся с русскими народными играми, с традиционными нарядами воронежского края. Например, ребята узнают о том, что юбка называется панёва, а клетки из полосочек на панёве имеют большое значение: сколько клеток, столько земли у хозяюшки этой панёвы. Дети знакомятся с культурой и традициями нашего края, диалектом. Большая работа проводится по развитию речи, в процессе разучивания песен.

У нас, жителей воронежского края есть большая ценность, кладезь культурных традиций великой нашей страны– это народные песни воронежского края.

Напевны и звучны детские народные песни. Они легко поются и без музыкального сопровождения, с голоса (а, капелла).

Приобщение детей к исполнению песен воронежского края, к участию в обрядовых народных праздниках, конкурсах способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей . Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала, тем самым сохраняется достояние нашей России, воспитываются лучшие качества личности подрастающего поколения.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников

Русская народная культура как средство развития  духовной нравственности и патриотизма у дошкольников...

Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей  старшего дошкольного  возраста»...

Основы духовно-нравственного воспитания на примере музыкального фольклора Воронежского края

Презентация  по теме духовно нравственного воспитания дошкольников "Воронежские казаки" Музыкально-тематическое занятие....

«Волонтерское движение в детском саду, как средство развития духовно-нравственной личности дошкольников»

Волонтерская деятельность - это активные формы общения, взаимопомощи и самопомощи, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности. В результате своего труда ребенок получает не мат...

"Дети-волонтеры как средство развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников"

Данный материал был подготовлен к консульльтации для воспитателей детского сада. Волонтерство как социокультурная практика необходима для применения в педагогической деятельности. В основе волонт...