Программа дополнительно организованной деятельности "ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ". для детей 3-4 лет
материал (средняя группа)

Цель: Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память и способность согласовывать движения и речь.

Задачи:

Обучающая – познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком.

Развивающая – стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры.

Воспитывающая – воспитывать у детей желание, заинтересованность к пальчиковым играм. Формировать положительно эмоциональный настрой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принята на заседании педагогического совета

МКДОУ № 4 «Звёздочка»

ЗАТО п. Солнечный

Протокол № 1

от «31» августа 2020г

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 4 «Звездочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования посёлок Солнечный Красноярского края.

Программа дополнительно организованной деятельности

"ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ".

для детей 3-4 лет

Составители:

Воспитатели Ворошилова Л.В.

Захарова Г.А.

2020-2021уч.год

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 4

ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ 5

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 8

ФОРМЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 10

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 14

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 14

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 16

IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 17

1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 18

#1052;АТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ 21

ЛИТЕРАТУРА 27

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ 27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Кружок «Говорящие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами: (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

• рисование пальчиками, закрашивание,

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.

Цель: Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память и способность согласовывать движения и речь.

Задачи:

Обучающая – познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком.

Развивающая – стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры.

Воспитывающая – воспитывать у детей желание, заинтересованность к пальчиковым играм. Формировать положительно эмоциональный настрой.

Формы работы:

-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

-игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-самомассаж кистей рук;

-упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.

Организация работы дополнительно организованной деятельности:

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-4 года.

Необ

Наименование показателя

Оценка показателей

1 Образовательные ориентиры

НП

0

1

2

3

4

5

Принципы образовательной деятельности

Понимание ребенка. Наблюдение и документирование процессов развития

Понимание качества образовательной деятельности

2 Образовательная программа

НП

0

1

2

3

4

5

Основная образовательная программа ДОО

Адаптированная основная образовательная программа ДОО для детей с ОВЗ*

3 Содержание образовательной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

НП

0

1

2

3

4

5

Эмоциональное развитие

Социальное развитие

Коммуникативные способности и активности

Безопасное поведение

Познавательное развитие

НП

0

1

2

3

4

5

Познавательные интересы, любознательность и мотивация

Познавательные способности и познавательная активность

Воображение и творческая активность

Математические представления

Представления об окружающем мире: природа, экология, техника и технологии

Представления об окружающем мире: общество и государство, культура и история. Социокультурные нормы, традиции семьи, общества и государства. Представления об отечественных традициях и праздниках. Многообразие стран и народов мира

Речевое развитие

НП

0

1

2

3

4

5

Развитие речевого слуха

Обогащение словарного запаса

Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности

Культура устной речи и речевая активность

Освоение письменной речи

Литература и фольклор

Речевое развитие в билингвальной и полилингвальной среде

Художественно-эстетическое развитие

НП

0

1

2

3

4

5

Эстетическое отношение к окружающему миру

Знакомство с миром искусства

Музыка и музыкальное творчество

Художественное конструирование и моделирование

Театральнословесное творчество

Физическое развитие

НП

0

1

2

3

4

5

Здоровый образ жизни

Представления о своем теле и физических возможностях, произвольность и координация движений

Движение и двигательная активность

Подвижные игры, физкультура и спорт

4 Образовательный процесс

НП

0

1

2

3

4

5

Отношения и взаимодействие взрослых с детьми и детей друг с другом, содействие и сотрудничество детей

Поддержка инициативы детей

Игра

Проектнотематическая деятельность

Исследовательская деятельность и экспериментирование

Строительство и конструирование

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Использование информационных технологий

Структурирование образовательного процесса

Индивидуализация образовательного процесса

5 Образовательные условия

Кадровые условия. Квалификация педагогов и совершенствование педагогической работы

НП

0

1

2

3

4

5

Профессиональная квалификация педагогов

Совершенствование педагогической работы

Кадровые условия. Рабочая нагрузка и условия труда

НП

0

1

2

3

4

5

Рабочая нагрузка педагога (размер группы и соотношение между количеством воспитанников и количеством педагогов)

Система оплаты труда педагогов группы

Материально-техническое обеспечение

НП

0

1

2

3

4

5

Предметно-пространственная среда группового помещения

Предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы

Предметно-пространственная среда ДОО, доступная воспитанникам группы вне группового помещения

Информационное обеспечение

НП

0

1

2

3

4

5

Учебно-методическое обеспечение

Библиотечно-информационное обеспечение. Управление знаниями.

6 Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

НП

0

1

2

3

4

5

Организация образования детей с ОВЗ в группе

Инклюзия в группе

Специальная работа с детьми с ОВЗ

Работа с детьми-инвалидами

7 Взаимодействие с родителями

НП

0

1

2

3

4

5

Участие родителей в образовательной деятельности

Удовлетворенность родителей

Индивидуальная поддержка развития детей в семье

ходимые материалы и оборудования:

- резиновые игрушки, мячики;

- конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины;

- фигурки пальчикового театра;

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

Перспективный план работы на 2020-2021 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

Октябрь

1неделя

«Осень»

1. Массаж ладошек «Орех» Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

2. Игра «Чудесный мешочек» - овощи определить на ощупь.

3. Пальчиковая игра «Деревья осенью»

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый, тт Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят

;Разноцветные листья» - раскраски.

Октябрь

2 неделя

«Овощи»

1. Массаж ладошек «Орех» Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

2. Игра «Чудесный мешочек» - овощи определить на ощупь.

3. Пальчиковая игра «Капуста»

Что за скрип?

Что за хруст?

В огороде вырос куст.

Как же быть без хруста?

Если я капуста!

Мы капусту рубим — рубим,

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим — солим,

Мы капусту жмем — жмем. (Имитация движений.)

;Собираем урожай» - раскраски

Октябрь

3 неделя

«Человечки»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

2. Пальчиковая игра «Смешные человечки»

Бежали мимо речки

Смешные человечки.

Прыгали, скакали,

Солнышко встречали.

Залезли на мостик,

Забили там гвоздик.

А потом бултых в речку.

Где же наши человечки?

3. Игра «Человечки»

Выкладывание ручек, ножек из счетных палочек нарисованному

человеку.

Октябрь

4 неделя

«Семья»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колечко» надеваем и снимаем колечко.

2. Упражнение «Очки»

Бабушка очки надела,

И внучонка разглядела.

3. Пальчиковая игра «Дружная семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама, пригибать пальцы начиная с безымянного,

Это – я, затем мизинец,

Это - Бабушка моя, указательный,

Это – папа средний

Это – дед большой

И у нас разлада нет.

4. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.

Ноябрь

1 неделя

«Дом»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук катушкой «Дровишки» - катание катушки между ладошками по всей длине пальчиков.

2. Пальчиковая игра «Дом»

- Молоточком я стучу, постукивать кулачками друг о друга

- Дом построить я хочу.соединить кончики пальцев обеих рук

- Строю я высокий дом, поднять выпрямленные ладони вверх

- Буду жить я в доме том.похлопать ладонями

3. «Домик для мишутки» - строим из конструктора.

Ноябрь

2 неделя

«Посуда»

1. Самомассаж карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

2. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

3. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

Ноябрь

3 неделя

«Домашние животные»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

2. Упражнение «Котенок»

- У нашего котенка мягкие лапки, (делаем поглаживающие движения ладонями)

- Но на каждой лапке коготки-царапки! (сгибаем пальчики и показываем, как котенок выпускает коготки, то немного сжимая, то разжимая кулачек)

3. Пальчиковая игра «Котята»

- Все котята мыли лапки: (трем ладошкой о ладошку, показываем, как моют руки)

- Вот так! Вот так!

- Мыли ушки, мыли брюшки: (трем ушки и животик)

- Вот так! Вот так!

- А потом они устали:

- Вот так! Вот так!

- Сладко-сладко засыпали: (сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову)

- Вот так! Вот так!

4. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.

Ноябрь

4 неделя

«Дикие животные»

1. Самомассаж мячиками (ежиками)

2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата, (Сгибание пальцев в кулачок)

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок,

Приходи и ты, дружок! (Сгибать пальцы поочередно на обеих руках.)

3. Упражнение «Нарви травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.

4. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.

Декабрь

1 неделя

«Зима»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук теннисным шариком.

2. Упражнение «Снежинки»

(по тексту делать легкий массаж: касаться пальчиками разных частей тела)

Падают снежинки, белые пушинки.

Падают на плечи. Падают на ножки,

Падают на щечки, Также на ладошки.

Падают на грудку, Падают на нос.

С Северного полюса ветер их принес.

3. Пальчиковая игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибать пальцы, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили («Лепить, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показать круг, сжать ладони вместе.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозить пальчиком.)

Раз – подбросим. Два – поймаем. (Подбрасывать и ловить «снежок».)

Три – уроним (Ронять воображаемый снежок.)

И… сломаем. (Хлопнуть в ладоши.)

4. «Снежинки» -выложить из счетных палочек.

Декабрь

2 неделя

«Звери зимой»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игра «Колючий ежик».

2. Пальчиковая игра «Зимой в лесу»

Медведь в берлоге крепко спит, (руки сложены лодочкой под щечкой)

Всю зиму до весны сопит.

Спит зимою бурундук, (загибаем поочередно пальцы)

Колючий ежик и барсук

Только заиньке не спится, (делаем зайчика)

Убегает от лисицы. Кисть руки переворачиваем вниз и «убегаем»

Мелькает он среди кустов,

Запетлял — и был таков (разводим руки в стороны)

;Заячьи следы» - рисуем на манке пальчиками.

Декабрь

3неделя

«Птичья столовая»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук теннисным шариком.

2. Пальчиковая игра «Птичья столовая»

Сколько птиц к кормушке нашей.

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего.

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.

Приготовлю крошки Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, Ешьте макароны

;Птичьи следы на снегу» - рисуем на манке пальчиками.

Декабрь

4 неделя

«Маленькой елочке холодно зимой»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2. Пальчиковая игра «Ёлочка»

Праздник приближается,

Елка наряжается.

(поднимаем руки, опускаем их вниз)

Мы повесили игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

(имитируем вешанье игрушек)

А здесь фонарики висят

(крутим «фонарики»)

Блеском радуют ребят.

3. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь игрушки.

4. «Наряжаем ёлку»- развесим елочные игрушки.

Январь

1 неделя

«Мои любимые игрушки»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игра с резинкой для волос.

2. Пальчиковая игра «Игрушки».

На большом диване в ряд, Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.

Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и

Мы игрушки сосчитать стучат кулаками.

3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

4. «Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик).

Январь

2 неделя

«Зима»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу.

2. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять

Бабу снежную лепили

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались

А ещё в снегу валялись

И снежками мы кидались

Все в снегу домой пришли

Съели суп, и спать легли.

;Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.

Январь

3 неделя «Зимние забавы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Скольжение», «Горка».

2. Пальчиковая игра «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (хлопки в ладоши)

В снежки играть, на лыжах бегать, (поочередно соединяют большой палец с остальными)

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

;Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.

Февраль

1 неделя

«Жили у бабуси два весёлых гуся»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Сухой бассейн».

2. Пальчиковая игра «Гуси»

Гуси песню распевали — га-га-га, га-га-га.

(смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)

Посидели (кулачки сжали и положили на коленки)

Поклевали (пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)

Маму с Димой пощипали — га-га-га, га-га-га (щипаем ножки)

Но от них мы убежали. (пальчики бегут по ножкам)

3. Упражнение «Накорми гусей» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.

4. Обыгрывание песни «Жили у бабуси два весёлых гуся»

Февраль

2 неделя

«Одежда»

1. Самомассаж. Упражнение «Пуговицы».

2. Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку.

Крепко, крепко их потрём,

А потом мы выжимаем, Выполнять движение «выжимаем бельё».

Мы платочки отожмём.

А теперь мы все платочки Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх-

Так встряхнём, так встряхнём.вниз.

А теперь платки погладим, Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по

Мы погладим утюгом.ладони другой.

А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошкой по другой.

И все дружно в шкаф положим. Положить руки на колени.

3. Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

4. «Укрась платье Машеньки» раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.

Февраль

3 неделя

«Пилим и строгаем — папе помогаем»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Сильные пальчики».

(нажимаем на резиновый мяч с силой)

2. Пальчиковая игра «Гвозди»

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.

Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

3. «Салют» - рисуем пальчиками.

Февраль

4 неделя

«Конец зимы»

1. Самомассаж «Покатай, покатай». (Катание крупных бусин по столу).

2. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Давай, дружок!

Смелей, дружок! (лепят снежок)

Кати по снегу свой снежок (катят).

Он превратится в толстый ком, (показывают шар руками)

И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).

Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).

На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)

Увы – и нет снеговика. (Пожимают плечами, руки в сторону.)

;Веселый снеговик» - рисуем мелками круги разного размера.

Март

1 неделя

«Цветок для мамы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колечко».

2 Пальчиковая игра «Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

3. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиками.

Март

2 неделя

«Мамины помощники»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук крупными бусинами.

2. Пальчиковая игра «Мамина помощница»

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем

3. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание бусин на ленту.

Март

3 неделя

«Солнышко»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук игра с резинкой для волос.

2. Пальчиковая игра «Солнышко»

Утром солнышко встаёт выше, выше, (Руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (Руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(Делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся

(Хлопаем в ладоши)

3. Упражнение «Солнышко лучистое» - выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга.

Март

4 неделя

«Транспорт»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашами.

2. Пальчиковая игра «Транспорт»

Один-два-три-четыре-пять,

Буду транспорт я считать:

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт (загибают пальчики)

3. Упражнение «Железная дорога» - выложить из счетных палочек.

Апрель

1 неделя

«Капель»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Сосульки».

2. Пальчиковая игра «Капельки»

Руки вытянуты вверх, ладонями вперед.

Капля – раз, капля – два,

Капли капают едва –

Кап, кап, кап, кап.

Стали капельки бежать,

Капля каплю догонять –

Кап, кап, кап, кап.

;Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

Апрель

2 неделя

«Пришла весна»

1. Самомассаж ладоней и пальцев. Катание карандаша между ладошками

2. Упражнение «Пришла весна» Птичка, птичка, прилетай!

Весну - красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

Дети показывают движениями кистей рук, как летит птичка.

3. Пальчиковая игра «Весенний дождик»,

Дождик песенку поет, (сжимаем кулачки)

Только кто ее поймет? (пожимаем плечами)

Не поймем ни я, ни ты, (на обеих руках разгибаем указательные)

Но зато поймут цветы, (разгибаем средние)

И зеленая трава, (разгибаем безымянные)

И весенняя листва. (разгибаем мизинцы)

Лучше всех поймет зерно —

Прорастать начнет оно. (разгибаем большие)

4. Игра с мозаикой «Весенняя полянка»- выкладываем солнышко, цветы.

Апрель

3 неделя

«Рыбки»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Катание карандаша между ладошками

2. Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями)

Рыбка, рыбка, озорница, (погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок "круглыми" ладошками)

Рыбка спинку изогнула, (Выгнуть кисти, пальчики вниз)

Крошку хлебную взяла, (имитировать движение пальчиками)

Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)

Рыбка быстро уплыла. (спрятать ручки)

;Рыбки» - раскраски.

Апрель

4 неделя

Тема «Травка зеленеет»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

2. Упражнение «Птенчики в гнезде»

Улетела птица-мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

3. Лепка «Червячки для птенцов»

Май

1 неделя

«Дружба»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Катание карандаша между ладошками

2. Пальчиковая игра «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

3. Упражнение «Прятки» - найди игрушки в сухом бассейне.

Май

2 неделя

«Цветочек радуется солнышку»

1. Самомассаж ладоней и пальцев. Катание карандаша между ладошками.

2. Пальчиковая игра «Бутончики»

Каждый бутончик (пальцы рук собраны в щепоть)

Склониться бы рад,

Влево и вправо, (раскачивать «бутончики»)

Вперед и назад.

От ветра и зноя (соединить вместе локти и ладони рук)

Бутончики эти (образуя один большой «букет»)

Спрятались быстро,

В цветочном букете.

3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы. Развивать мелкую моторику рук.

Май

3 неделя «Насекомые»

1. Самомассаж. Катание карандаша между ладошками.

2. Пальчиковая игра «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем: Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом. Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем.

Прячьтесь! Спрятать руки за спину.

3. Пальчиковая игра «Паучок»

Пау – пау – паучок, паутиновый бочок,

Паучок всё вверх ползёт,

Паутинку он плетёт.

Паутинка хоть тонка –

Крепко держит мотылька. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок. Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками

3. «Вот такие ножки у сороконожки» - рисуем на манке.

Май

4 неделя «Вот и лето наступило»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» теннисные шарики.

2. Пальчиковая игра «Лето»

Вот и лето наступает

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)

Всех на отдых приглашает

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать

(Круговые движения кистями, «солнце»)

И на даче отдыхать

3. Пальчиковая игра «Радуга»

Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг маховым движением)

Над деревьями (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)

Домами (руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной (нарисовать волну рукой)

И немножко надо мной. (дотронуться до головы)

;Украсим бабочке крылышки» - аппликация.

Литература:

-Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»:

Ге р б о в а В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа (2-4 года) (готовится к печати).

Ге р б о в а В. В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста (2-3 года).

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один —много»; «Словообразование»; «Ударение».

Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 2-3 лет. Гербова В.В.

1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.

;Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

;Озорные пальчики»- муз.занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

;Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.

5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994

6. «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005.

7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.

8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева

9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова

10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко

12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов

13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет ресурсы.
  4. ЛяминаГ.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики"

Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики". Нетрадиционная изобразительная деятельность для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Рисунки, спрятанные в пальчиках» для детей 2 – 7 лет

Программа дополнительного образования предназначена для развития творческих способностей и воображения детей 2 - 7 лет. В программе предсталено тематические планирование и перечень материалов и инстру...

Рабочая программа дополнительного образования «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей от 3 до 4 лет.

Программа Кружка "Ловкие пальчики" с программным содержанием на год для работы с детьми средней группы с ОНР, ЗПР....

Рабочая программа дополнительного образования "Шаловливые пальчики" для детей 4-5 лет

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...

Программа дополнительного образования «Разноцветные пальчики» (с использованием нетрадиционных техник рисования) для детей 2 - 4 лет

Рисование - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает...

Дополнительная программа Песочная студия «Занимательные пальчики» для детей 4 - 5 лет

Песочная студия «Занимательные пальчики» для детей 4 - 5 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудо-пальчики" для детей 5-6 лет

       Одна из важных задач в области дошкольного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развиваются: ...