Кружковая программа "АБВГДЕЙКА"
методическая разработка (подготовительная группа)

Романова Елена Николаевна

Актуальность.

Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного и дошкольного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.

Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одарённости» особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной: «...дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы  к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а по- этому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными. |

Главное место в обучении детей старшего дошкольного возраста отведено работе со звуком. буквой, словом, предложением. При реализации содержания программы учтена словарная работа, поскольку на начальных ступенях обучений чтению процесс понимания отстает от восприятия слова, это упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника.

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать до буквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико- синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_abvgdeyka.docx75.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  кружка

«АБВГДЕЙКА»

Выполнила воспитатель:

Романова Е.Н

2023г

Пояснительная записка.

        Актуальность.

Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного и дошкольного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.

Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одарённости» особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной: «...дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы  к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а по- этому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными. |

Главное место в обучении детей старшего дошкольного возраста отведено работе со звуком. буквой, словом, предложением. При реализации содержания программы учтена словарная работа, поскольку на начальных ступенях обучений чтению процесс понимания отстает от восприятия слова, это упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника.

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать до буквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико- синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.

В Программе используется следующие подходы к развитию детей:

  • системный подход рассматривает пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
  • комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
  • теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
  • личностный подход рассматривает процесс обучения детей с учётом их психофизиологиче ских особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей 

Цель программы: создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания интеллектуально развитого и эмоционального читателя.

Задачи:

Обучающие:

Учить чтению поэтапно.

Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями. Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).

Развивающие:

Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний. Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.

Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи. Воспитывать культуру речи.

Содержание программы:

Развитие звукобуквенного анализа, интереса и способностей к чтению

Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  • развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
  • формирование графических навыков

Изучение материала проходит блоками:

  1. До буквенный, звуковой период обучения.

Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых - выделение в словах определенных звуков.

  1. Звуковой анализ слов.

Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки в словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).

  1. Буквенный период обучения.

Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным.

  1. Слоговой период обучения.

  1. На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения. Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их. Это поможет ребенку избежать "рубленого" слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.
  2. Слияние слогов в слова

В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.

   Основные методы, используемые при реализации программы:

  • наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца задания…
  • практические - упражнения, игровой метод, моделирование;
  • словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ. литературы.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, в последовательности от простого к сложному (концентрически).  

Особенности метода

-Осознанное овладение детьми системой звуков (фонем) русского языка

-Анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны.

  • Обучение по слоговому принципу.
  • нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием  моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк,  А – автобус, Р – ракета, К  кот и т.д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О - напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой – либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – дети 6–7 лет

Дополнительной образовательной программы “АБВГДейка” реализуется в течение одного года. Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

  • 1 год обучения
  • – 2 раза в неделю по 30 минут (1академический час); Количество занятий в год 64 часа.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу раз- граничить занятие на структурно-смысловые части.

Формы организации педагогического процесса:
  • Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей.
  • работа в прописях и тетрадях;
  • работа с книгой;
  • использование новых технологий (здоровьесберегающие, компьютерные).
  • одной из форм обучения является экскурсия. Экскурсия в библиотеку проводится с целью при- общения детей к книге, развития интереса к книге и чтению разнообразных по содержанию книг. За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

В конце года обучения планируется провести открытое занятие для родителей. Итоговые занятия проводятся не только с присутствием, но и с участием родителей.

К концу года обучения дети должны  уметь:
  • делить слова на слоги;
  • уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
  • членить простые предложения на слова;
  • определять место звука в слове;
  • давать характеристику звуку;
  • самостоятельно составлять предложение;
  • составлять рассказ с заданным количеством предложений;
  • свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
  • давать характеристику звуку;
  • уметь работать с кассой букв;
  • точно отвечать на поставленные вопросы педагога;
  • строить сложные предложения разных видов;
  • составлять рассказы по серии картин;
  • находить слова с определенным звуком;
  • составлять сказки, пользуясь моделями букв;
  • знать пословицы, поговорки, скороговорки;
  • уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
  • членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
  • составлять слова из слогов;
  • делать звукобуквенный анализ слов;
  • знать и называть все буквы алфавита;
  • уметь составлять схемы слов, предложений;
  • устанавливать порядок звуков в слове;
  • уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
  • овладевают сознательным, плавным чтением.
Письмо (печатание):
  • овладевают позой пишущего человека;
  • ориентироваться на листе;
  • рисовать разнообразные линии;
  • делить линию пополам;
  • рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);
  • дорисовывать начатые фигуры;
  • вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
  • уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие);
  • писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
  • составлять схемы слов;
  • выполнять письменные задания у доски;
  • списывать с настенной доски слова, предложения;
  • осваивать общий темп записи;
  • умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
  • соблюдают пробел между словами;

–уметь определять предложение по интонации (вопросительное,

повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.

Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:

  • Экспресс-диагностика МЭДИС (тест “Определения понятий”, “Выявление пассивного словаря”, “Выявление активного словаря”, “Звуковой анализ слов”, “Усвоение способ чтения”),
  • Тест “Школьной зрелости (авторы А. Керн, И. Йирасик),

Методика “Графический диктант” (автор Д.Б. Эльконин)  

 

 Средства, необходимые для реализации программы.

Учебно – методическая литература, наборы дидактических игр, компьютер, проектор, демонстрационный материал «слова, звуки, слоги»,  рабочие тетради дошкольника, магнитная азбука, . Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы.

Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.

Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков.

Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия. Ход занятий описан достаточно подробно, указывается дидактический материал для каждого занятия. Все пособия легко изготавливаются руками педагога.

Игры, упражнения увлекают всех детей, даже умеющих читать.

Все конспекты – не догма. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.

Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и обозначаются - красными квадратами, далее знакомятся с согласными: М, С, Х, Р, Ш, Н, так как они хорошо «тянутся- пропеваются» и их легко можно соединить с гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м, м-м-а ). Затем переходят к чтению коротких слов: мак, оса, сам, сом, му- ха…и т.д.

А дети второго года обучения, повторяют знания о гласных и знакомятся с согласными ( Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат (мама, мыло). Далее дети переходят к чтению коротких предложений (МАМА, СОМ. МЫ МАЛЫ.) и знакомятся с графическим изображением предложения. На занятиях часто используются «файлы», специально подготовленные задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов и слов. А также на занятии используются дидактические игры: «читайка», «раз словечко, два словечко», «подбери слово», «закончи слово», «предложения», «слова потерялись» и т.д. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить звуковой анализ слова.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Все занятия проводятся в доступной игровой форме.

Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.

Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке. Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности: звуки окружающего мира;

звуки, произносимые человеком (речевые звуки);  гласные звуки; согласные звуки (без классификации);  согласны твердые и мягкие; согласные звонкие и глухи. Параллельно даются понятия: слов; слог; предложение; заглавная буква; вопросительное предложение;  ударение.

Содержание программы подготовительная группа

№ п/п

Название раздела, темы

Теория

Практика

Октябрь

1

«Звук-буква»(2ч.)

Знакомство с понятием «звук» -«буква», чем они отличаются. Научить слышать звуки, различать       количество звуков.

Объяснение понятий «гласный звук», «согласный звук», «твердый, мягкий согласный звук», «звонкий – глухой».

Выполнение заданий. Выделение гласных из ряда звуков. Итог.

2

«Слово, слог,

ударение»(2ч.)

Знакомство детей с понятием: СЛОВО.

Объяснение понятия: СЛОГ – это часть слова. Деление слов на слоги.

Обучение детей звуковому анализу.

Знакомство с ударением (слоги бывают ударные)

Выполнение заданий из тетради. Составление

предложений. Итог.

Выполнение заданий. Умение делить слова на слоги,

 выделять ударный, делать звукобуквенный анализ слов. Итог.

3

Предложение(1ч.)

Знакомство детей с понятием: предложение; составление предложения с заданным словом.

Составление длинных и коротких предложений.

Составление схем. Итог.

4

Звук и буква «А» Печатание буквы (2ч.)

Знакомство с   буквой   и   звуком

«А», учить находить данную букву среди других.

Различать звук и букву, помочь усвоить понятие гласный звук, сопоставлять букву и её графический образ.

Обозначение гласного звука (красный квадрат).

Выполнение заданий. Итог.

5

Звук и буква «О» Печатание бук- вы(1ч.)

Знакомство   с   буквой        и звуком

«О», учить находить данные бук вы среди других.

Обозначение        гласного        звука (красный квадрат).

Сопоставление буквы и её графического образа

Выкладывание букв нитками на бархатной бумаге.

Печатание букв в тетради. Упражнение в чтении

буквенных сочетаний: ОА, АО. Итог.

Ноябрь

6

Звук и буква «И» Печатание

буквы(1ч.)

Знакомство   с   буквой        и звуком

«И», учить находить данные буквы среди других.

Обозначение гласного звука  (красный квадрат).

Сопоставление буквы и её графического образа

Выкладывание букв счётными палочками.

Печатание букв в тетради. Упражнение в чтении

буквенных  сочетаний: ИА, АИ, ОА, АО. Итог.

7

Звук и буква «А,О, И» Печатание буквы. Чтение слогов,

сочетаний.(1ч.)

Закрепление        букв и звуков «А», «О», «И», находить данные буквы среди других.

Обозначение гласного звука      (красный квадрат).

Сопоставление букв и их графического образа

Печатание букв в тетради. Упражнение в чтении

буквенных сочетаний: ИА, АИ, ОА, АО. Итог.

8

Звук и буква «У» Печатание буквы. Чтение слогов, сочетаний. (2ч.)

Знакомство   с   буквой        и   звуком

«У», дать характеристику звуку - определять место данного звука в словах (начало, середина, конец слова).

Выкладывание букв счётными палочками. Выполнение заданий из тетради. Читать ряд гласных УА, АУ, УО, ИО, ЫО, ОА, ОУ, ОИ, ОЫ.

Итог.

9

Звук и буква «Ы» Печатание буквы. Чтение слогов, сочетаний. (2ч.)

Познакомить с буквой и звуком

«ы», дать характеристику звуку выделение звука «Ы» в словах, Обозначение

гласного звука     (красный квадрат).

Чтение буквенных сочетаний: АЫ, ОЫ, ЫО, ЫА, АОЫ, ИАЫ, АОЫ, ЫАО.

Выполнение заданий в  тетради.

Итог.

10

Звук и буква «Э» Печатание буквы. Чтение слогов.

(1ч.)

Закрепление умения выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [Э], определять место данного звука в словах. Знакомство с гласным и его обозначением.

Выполнение заданий. Работа со схемой предложения.

Чтение слогов. Итог.

11

Звук и буква «М» Печатание букв. Чтение слогов, слов.(2ч.)

Знакомство с буквой «М», дать характеристику согласному звуку.

Объяснить, что звуки [М], [МЬ] на письме обозначаются одной буквой М. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [М], [МЬ]. Знакомство с понятием «звонкий» звук.

Выполнение заданий. Печатание буквы, слогов и слов.

Чтение слогов, слов: МАМА. Итог.

Декабрь

12

Звук и буква «М» Печатание букв. Чтение слогов, слов.(1ч.)

Закрепить навыки произношения и различения звуков [М] - [МЬ] в слогах, словах;

Знакомство с буквой «М».

Характеристика звука.

Знакомство с понятием «звонкий» звук.

13

Звук и буква «П» Печатание букв. Чтение слогов, слов.(2ч.)

Знакомство   с   буквой        и звуком

«П», дать характеристику согласному звуку.

Объяснить, что звуки [П], [ПЬ] на письме обозначаются одной буквой П Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [П], [ПЬ]. Знакомство с понятием «глухой» звук

Выполнение заданий из. Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы. Итог.

14

Звук и буква «Ш, Печатание букв. Чтение слогов, слов.(1ч.)

Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова на слоги;

Помочь детям запомнить новую букву.

Обратить внимание на то, что звук [Ш] всегда твердый.

Выполнение заданий. Деление слов на слоги.

Звукослоговой анализ слогов и слов.

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов. Итог.

15

Звук и буква «Р» Печатание букв. Чтение слогов, слов.(1ч.)

Знакомство со звуком и букой «Р- Рь»

Закрепить умение давать характеристику звуку.

Закреплять произношение звуков [Р], [РЬ] в словах и фразах.

Дифференцировать звуки по твердости – мягкости.

Выполнение заданий. Составление схем слов. Чтение слогов, слов. Итог.

16

Звук и буква «Р»,«Ш». Закрепление. Чтение слогов, слов.(1ч.)

Закреплять произношение звуков [Р], [РЬ], [Ш], в словах и фразах.

Выполнение заданий. Составление схем слов. Чтение

слогов, слов. Итог.

17

Звук и буква «С». Печатание букв. Чтение слогов, слов.(1ч)

Помочь запомнить новую букву

«С», находить в словах слог с заданным звуком и его условным обозначением - синий квадрат.

Составление предложений. Объяснить, что звуки [С], [СЬ] на письме обозначаются одной буквой. Является «глухим».

Выполнение заданий из. Развивать навык чтение слогов: СА, СО, СЫ, СУ, СИ, и обратно. - Звукослоговой анализ слов: ОСА, РОСА, СОМ. Итог.

18

Звук и буква «З». Печатание букв. Чтение слогов, слов.(1ч)

Знакомство с буквой «З».

Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [З], [ЗЬ], в слогах, в словах, упражнять в дифференциации данных звуков.

Развивать умение выделять звук [З] в начале, середине и в конце слова. Является «звонким»

Выполнение заданий. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЗИМА, МИМОЗА, РОЗА, ПОЗА. Итог.

19

Чтение слогов, слов.(закрепление) (1ч.)

Закреплять        пройденные        буквы, чтение слогов и слов. Звукобуквенный анализ. Составление предложений.

Выполнение заданий. Итог.

Январь

20

Звук и буква «Т, Г» Печатание букв. Чтение слогов, слов.(2ч.)

Знакомство с буквой Г,Т находить данную букву среди других.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Г], [ГЬ], [Т], [ТЬ] в слогах, в словах.

Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Выполнение заданий. Деление слов на слоги.

Звукослоговой анализ слогов и слов.

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: горы, тазы, шум, газ, таз, сор, там, шар, мир, сыр,  тут. Итог.

21

Звук и буква «Б, В» Печатание букв. Чтение слогов, слов.(2ч.)

Знакомство с буквой Б,В находить данную букву среди других.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б], [БЬ], [В], [ВЬ] в слогах, в словах.

Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Выполнение заданий. Деление слов на слоги.

Звукослоговой анализ слогов и слов.

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: ВАЗА, БОБЫ, ЗУ- БЫ, СОВА, ВАТА, ЗАБОРЫ, ПУЗЫРИ. Итог.

Февраль

22

Звук и буква «Ж, К» Печатание букв. Чтение

 слогов, слов.(3ч.)

Знакомство с буквой Ж, К находить данную букву среди других. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ж], [К], [КЬ] в слогах, в словах. Обратить внимание на то, что звук [Ж] – всегда твердый.

Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Выполнение заданий. Деление слов на слоги.

Звукослоговой анализ слогов и слов.

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов ЖУК, ЖАРА,

КО- ЖА, КИТ, СОК, МАК, СЫР.

Итог.

23

Предложение. Звук и буква «Л, Д».

Печатание букв. Чтение слогов, слов, предложений. (2ч.)

Знакомство        с        новыми        буквами

«Л», «Д», читать слова и слоги с новыми буквами.

Повторять        понятие        «ударный слог».

Звукослоговой анализ слогов и слов. Чтение предложений.

Выполнение заданий. Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов. Определение

позиции звука в словах. Чтение предложений. Итог.

24

Текст(2ч.)

Знакомство с текстом

Запись текста схематично.

25

Звук и буква «Н, Й» Печатание букв. Чтение слогов, слов, предложений.(2ч.)

Знакомство        с        новыми буквами «Н», «Й», читать слова и слоги с новыми буквами. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Й], [Н], [НЬ] в слогах, в словах. Обратить внимание на то, что звук [Й] – всегда мягкий.

Повторять понятие «ударный слог».

Звукослоговой анализ слогов и слов. Чтение предложений. Текстов

Выполнение заданий. Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов. Определение позиций звука в словах. Чтение предложений. Текстов.

Итог.

Март

26

Предлог(2ч.)

Познакомить с предлогом, его значимостью в речи.

Выполнение заданий. Нахождение предлога в тексте по

схемам. Итог.

27

Звук и буква «Е, Ё» Печатание букв. Чтение слогов, слов, предложений.(3ч.)

Знакомство с буквой «Е», «Ё», находить данные буквы среди других.

Звукослоговой анализ слогов и слов.

Закреплять ударный слог.

Выполнение заданий. Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов.

Чтение отдельных слов, предложений, текстов.

Составление предложений со словами в которых имеются знакомые звуки. Итог.

28

Звук и буква «Ф, Х» Печатание букв. Чтение слогов, слов, предложений.(3ч.)

Знакомство с буквами «Х», «Ф» находить буквы в ряде других букв.

Закрепить умение давать характеристику согласному звуку.

Называть слова со знакомой буквой.

Выполнение заданий.

Выкладывание буквы из палочек.

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов, предложений, текстов. Итог.

Апрель

29

Звук и буква «Я» Печатание буквы. Чтение слогов, слов, предложений.(1ч.)

Знакомство с буквой «Я», находить данную букву среди других. Делить слова на слоги.

Давать слогозвуковую  характеристику.

Повторить понятие «ударный слог»

Выполнение заданий из тетради. Писать печатную букву

Я. Чтение парных слогов    МА-МЯ,    ЛА-ЛЯ,    НА-

НЯ… Составление схем к словам где присутствует данный звук. Итог.

30

Звук и буква «Щ, Ц» Печатание букв. Чтение слогов, слов,  

предложений.(2ч.)

Знакомство с буквами «Х», «Ф» находить буквы в ряде других букв.

Закрепить умение давать характеристику согласному звуку.

Называть слова со знакомой буквой. Обратить внимание на то, что звук [Щ] – всегда мягкий, [Ц] – всегда твёрдый.

Выполнение заданий.

Выкладывание букв из палочек.

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов, предложений, текстов. Итог.

31

Звук и буква «Ч» Печатание букв. Чтение слогов, слов, предложений.(2ч.)

Знакомство с буквами «Ч», находить букву в ряде других букв.

Закрепить умение давать характеристику согласному звуку.

Называть слова со знакомой буквой. Обратить внимание на то, что звук [Ч] – всегда мягкий.

Выполнение заданий.

Выкладывание букв из палочек.

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов, предложений, текстов.

Итог.

32

Твёрдый и мягкий знаки. Печатание букв. Чтение слогов, слов, предложений.(1ч.)

Знакомство с буквами.

Выполнение заданий. Совершенствование навыка чтения. Итог.

Май

33

Твёрдый и мягкий знаки. Печатание букв. Чтение слогов, слов, предложений.(1ч.)

Закреплять буквы.

Выполнение заданий. Совершенствование навыка чтения. Итог.

34

Чтение слогов, слов, предложений текстов. (закрепление) (7ч.)

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков в слогах, в словах, фразах;

закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные, звонкие-глухие.

Выполнение заданий. Совершенствование навыка чтения. Итог.

  1. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
  1. 3-я часть программы Е.В. Колесниковой - «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 6 лет». Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «От А до Я».
  2. «От А до Я»- рабочая тетрадь для выполнения заданий ребёнком.
  3. «От звука к букве» - демонстрационный материал.

  4. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.
  5. Учебно-методическая литература
  6. Наборы дидактических игр
  7. Компьютер, проектор
  8. Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»
  9. Рабочие тетради дошкольника 10.Магнитная азбука;

11.Карточки для индивидуального чтения; 12.Фланелеграф;

13.Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.

  1. Список использованной литературы

  • Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993г.
  • Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991г.
  • Е.В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»

. Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007 г.

  • Колесникова Е.В.. Развитие фонематического слуха у детей 5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА , Москва 2007г
  • Колесникова Е.В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 6 лет»
  • Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ. Творческий центр. Москва 2010г
  • Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет «Занимательное обучение чтению», Издательство

«Учитель» 2008 год.

  •         Д.Г. Шумаева – Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект «Как хорошо уметь читать!..», Санкт-Петербург. Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997 год.
  • Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж 2007 год.
  1. Литература для детей и родителей

для детей

  • Балинш Агнеш. Гном Гномыч и Изюминка.
  • Барто Агния. Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-рыболов. Фонарик. Я расту. И другие.
  • Блайтон  Хэйден Энид. Знаменитый утёнок Тим.
  • Виталий Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.
  • Дональд Биссет. Всё кувырком (рассказы).
  • Заходер Борис. Хрюк на ёлке. О чём индюк думал.
  • Кротов Виктор. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.
  • Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
  • Маршак Самуил. Усатый - полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот такой рассеянный. Урок вежливости. И другие.
  • Миллер Зденек. Крот и волшебный цветок.
  • Михаил Зощенко. Умные животные (рассказы). Показательный ребёнок (рассказы).
  • Михалков Сергей . Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Песенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И др. стихи.
  • Мошковская Эмма. Зоопарк. И другие стихи.
  • Народные сказки о животных. Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Мужик и медведь. И другие.
  • Носов Николай. Живая шляпа.
  • Осеева Валентина. Волшебное слово.
  • Пляцковский Михаил Солнышко на память (рассказы).
  • Сладков Николай. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна. И др. рассказы.
  • Сутеев В.. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса. Капризная кошка. Палочка-выручалочка.
  • Хармс Даниил. Иван Иваныч Самовар. Игра. Весёлые чижи. Врун. И др.
  • Хитрук Фёдор. Топтыжка.
  • Чуковский Корней. Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-цокотуха. Айболит. Путаница.
  • Юдин Георгий. Букварёнок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).

для родителей

  • Е.В. Колесникова. « Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Рекомендовано лабораторией дошкольного образования и лабораторией дефектологии Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г
  • Коррекционно-развивающее обучение. Е.В. Колесникова «Слушай, смотри, делай!» Рабочая тетрадь для детей 5-7лет.

Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками  аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий (см. указанные источники) и постоянного закрепления и упрочения мате- риала изученного с педагогом.

Основные правила для родителей по организации домашних занятий с

дошкольниками в процессе обучения чтению:

  1. Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
  2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
  3. Важна не длительность занятий, а их частота.
  4. Будьте последовательными в обучении чтению.
  5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
  6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
  7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминка- ми (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
  8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
  9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
  10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
  11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая

Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...

Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая

Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...