Проблемы развития и поддержки детской инициативы в процессе организации образовательной деятельности по музыкальному воспитанию
статья (подготовительная группа)

Проблема развития и поддержки детской инициативы все чаще обозначается в документах, отражающих современные направления развития отечественного образования. Доклад и презентация по теме. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» - ДЕТСКИЙ САД №173» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА Тема: «Проблемы поддержки индивидуальности и инициативности в процессе организованной музыкальной деятельности» Музыкальный руководитель Баранова Нина Александровна

Слайд 2

«Чуткость маленьких детей поразительна. Иногда кажется, что они, лучше нас знают, как их надо учить и чему. Дети не только чувствуют, они знают формулу нашего педагогического успеха, которую надо только уметь разглядеть в их интересах и желаниях». Т. Э. Тютюнникова

Слайд 3

Проблемы в развитии и поддержке детской инициативы в образовательной деятельности по музыкальному воспитанию • излишняя регламентация деятельности, • давление образовательных достижений, • приоритет обучающих занятий, • постоянный контроль и опека, • преобладание прямых приемов руководства действиями детей, • обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. А главное отсутствие на занятие свободной игры детей.

Слайд 4

Игра - это прежде всего свободная активность , лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не должны руководить ею, запрещать или прерывать. Они могут только наблюдать, участвовать в ней наравне с детьми или помогать по их просьбе. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет.

Слайд 6

И гровых средств обучения предполагает только инициативу взрослого и его прямое руководство. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и прочее. Все это никак не ведет к развитию его инициативности, самостоятельности и в конечном счете развитию личности. Он чувствует себя ведомым, управляемым, но не самостоятельным субъектом своей деятельности.

Слайд 7

Виды и направления детской инициативы Творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление; И нициатива продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи; К оммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия , коммуникативная функция речи; П ознавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

Слайд 8

Возрастные периоды развития детской инициативы в музыкальных видах деятельности Возраст детей Цель Виды музыкальной деятельности, являющиеся приоритетной сферой инициативы Проявление инициативы в музыкальной деятельности До 3-х лет Формирование интереса к музыкальной деятельности, побуждение к проявлению активности, самостоятельности и инициативы Слушание Просят исполнить любимые пьесы, эмоционально откликаются Музыкально-ритмические движения – детский танец Спонтанно начинают двигаться под музыку в соответствии с её характером Музицирование и игра Проявляют желание играть на детских инструментах, экспериментируют со звуком, проявляют активность в играх.

Слайд 9

Возрастные периоды развития детской инициативы (продолжение) От 3-х до 5-и лет Накопление музыкальных впечатлений, освоение программных знаний, умений и навыков, установка на создание своего продукта (покажи, как скачет грустный, веселый зайчик, поет веселый воробей, изобрази дождик, и т.д.) Музыкальная игра Проявляет активный интерес к играм, берет на себя ведущие роли, эмоционально выразительно передает игровые образы, вносит в них новые элементы, проявляя творческое начало. Игра на музыкальных инструментах Предлагает свои варианты звуковых имитаций (капает дождик, бежит мышка), и звуковых эффектов Пение Выражает желание исполнить ту или иную песню, солирует, импровизирует простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!»), связанные с различными жизненными образами, а так же попевки на имена детей. Музыкально-ритмическая деятельность и танец Выражает желание участвовать в танце, солирует, импровизирует двигательные имитации, связанные с различными жизненными образами, самостоятельно придумывает простейшие движения к танцам

Слайд 10

Возрастные периоды развития детской инициативы ( продолжение ) От 5-и лет и старше установка на создание нового – измени, придумай, сочини Песенное творчество Самостоятельно сочиняет окончания песенок (форма «музыкальный разговор»), песенки- попевки на заданный текст, передает характер музыкального образа. Музыкально-игровое и танцевальное творчество Не подражая другим передает действия отдельных персонажей в развитии, инсценирует сюжетные песни, хороводы, самостоятельно создает элементарные пластические образы, композиции. Игра на детских музыкальных инструментах Предлагает свои варианты имитаций и звуковых эффектов; импровизирует на заданную тему (сыграй марш, песенку и т.д.), солирует по собственной инициативе.

Слайд 11

Условия, обеспечивающими поддержку детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников опора на индивидуальные особенности ребенка, выражающаяся в подборе соответствующих приемов, методов, которые способствуют поддержке инициативы ( проблемность заданий, посильная креативность и т.д.); • создание специально организованной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей повышение непосредственного интереса к самостоятельности, активности, инициативности в различных видах музыкальной деятельности; • опора на системно- деятельностный подход, в основе которого лежит активизация самостоятельной деятельности и инициативности ребенка (знания не даются в готовом виде, ребенку предоставляется возможность проявить свою активность и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с его возрастными возможностями);

Слайд 12

Условия, обеспечивающими поддержку детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников (продолжение) • установление доверительных и открытых отношений между музыкальным руководителем и воспитанником; диалогизация , сопровождающая коммуникативную деятельность с дошкольником, поддержка ребенка через создание ситуации успеха, предвосхищающую положительную оценку и т.п.; • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через непосредственное общение с каждым воспитанником , уважительное отношение к нему, к его чувствам и потребностям; • систематичность и последовательность (а не эпизодичность) в развитии и поддержке инициативы у детей дошкольного возраста, что является, на мой взгляд, самым важным условием.

Слайд 13

Деятельность музыкального руководителя по поддержке детской инициативы с детьми до 3-х лет Педагог – участник совместной деятельности: - незаметно для ребенка побуждает его проявлять активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия; - внимательно относится к интересам детей, проявляемых к музыкальной деятельности, организует деятельность детей по их инициативе в соответствии с их интересами; - обогащает музыкальные впечатления воспитанников через организацию прослушивания бодрых, активных и нежных, напевных музыкальных пьес в различном исполнении;

Слайд 14

Деятельность музыкального руководителя по поддержке детской инициативы с детьми от трёх до пяти лет Педагог – организатор, участник совместной деятельности: - формирует у детей установку «Я могу», «Я сумею»; - создает ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу», дает предвосхищающую положительную оценку «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»; - фиксирует успехи воспитанников; - осуществляет дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительно относится к неточностям, ошибкам в их деятельности; - слушая вместе с детьми различные музыкальные произведения, рассуждает с ними о том, каким образом, с помощью каких средств музыкальной выразительных мог быть получен тот или иной музыкальный образ, эффект; - ставит перед воспитанниками проблемные вопросы, задающие детям разные типы поиска ответа – единственно верного и различных вариантов «верных» ответов;

Слайд 15

Деятельность музыкального руководителя по поддержке детской инициативы с детьми от пяти лет и старше Педагог – организатор, координатор, партнер: - спокойно реагирует на неуспех и предлагает варианты исправления для улучшения работы ; - дифференцированно подходит к детям с разной степенью познавательной активности, уважительно относится к неточностям, ошибкам в их деятельности; - поощряет стремление детей к экспериментированию со средствами музыкальной выразительности, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением; подсказывает, какие эффекты можно получить, используя разные средства музыкальной выразительности; - предлагает детям различные формы музыкальной деятельности, предполагающие проявление детской инициативы (организует концерты для взрослых и детей); - при организации музыкально-ритмической деятельности применяет различные приемы, не ограничиваясь прямым показом последовательности движений

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Проблемы развития и поддержки детской инициативы в процессе организации образовательной деятельности по музыкальному воспитанию

     Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Баранова Н.А.

№ слайда

Название слайда

Текст

Слайд №1

Тема

Проблемы развития и поддержки детской инициативы в процессе организации образовательной деятельности по музыкальному воспитанию

Слайд №2

Цитата

Свое сообщение по теме начну с цитирования Т.Э. Тютюнниковой, автора технологии «Элементарное музицирование». «Чуткость маленьких детей поразительна. Иногда, кажется, что они, лучше нас знают, как их надо учить и чему. Дети не только чувствуют, они знают формулу нашего педагогического успеха, которую надо только уметь разглядеть в их интересах и желаниях».

Начиная подготовку к выступлению, я постаралась подобрать слова, которые каким-либо образом ассоциируются со словом «инициатива». Это – самостоятельность, решительность,  смелость, творчество, стремление, желание быть принятым, успешным, деятельность и т.д. Думаю, все взрослые мечтают видеть в своих детях целеустремленных, творческих, самостоятельных, а значит, инициативных людей.

     Проблема развития и поддержки детской инициативы все чаще обозначается в документах, отражающих современные направления развития отечественного образования. Однако в практической деятельности недостаточно проработаны условия  поддержки детской инициативы в различных видах детской деятельности, в частности – музыкальной. Возникает противоречие между необходимостью комплексно решать поставленную задачу и фрагментарным, подчас случайным характером работы по данному направлению.

Рассмотрим ситуацию на занятии, знакомую всем педагогам: музыкальный руководитель раздает колокольчики малышам (или предлагает взять их в определенном месте), при этом объясняет, рассказывает сказочку, смысл которой в том, что эти колокольчики необычные – они волшебные и начнут играть только вместе с музыкой. Дети внимательно слушают педагога. Но… Педагог доходит до 5 -7 ребенка и все дети, у которых в руках уже есть колокольчики, начинают играть на них, сначала робко, потом громче и вот уже весь зал наполняется необыкновенно радостным трезвоном. А особо интересующиеся устройством колокольчика, стараются узнать, почему же он все-таки звучит и будет ли звучать, если ему открутить то, что внутри. Далее ситуация может разворачиваться по двум путям. Чуткий педагог, видящий в происходящем проявление детской познавательной инициативы, даст детям насладиться свободной игрой. Педагог более авторитарный настоит на том, что колокольчики «волшебные» и будут звенеть только вместе с музыкой, т.е. с разрешения взрослого. И таким образом, гасит детскую инициативу по изучению свойств предмета, по экспериментированию со звуком. По такому же сценарию разворачивается ситуация с любыми другими предметами, которые вносятся на занятия. Заметила, что чем «немузыкальней» предмет (коробочки из-под йогурта, палочки, различная бумага, камушки, орешки, карандаши и др.) тем больше интерес к нему у ребенка и желание применить в своей музыкальной деятельности, испытывая при этом счастье и радость, бьющую через край.

Продолжу цитирование: «Что же мы с вами предлагаем детям взамен выбранного ими самими счастья? – «Слушай, как я играю на инструменте, танцуй, как я». То есть путь радостный для ребенка мы отвергаем, как ненужный в полной уверенности, что лучше знаем, как надо». (Т.Э. Тютюнникова)

Слайд№3

Проблемы в развитии и поддержке детской инициативы в образовательной деятельности по музыкальному воспитанию

Что за этим стоит?

  • излишняя регламентация деятельности,
  • давление образовательных достижений,
  • приоритет обучающих занятий,
  • постоянный контроль и опека,
  • преобладание прямых приемов руководства действиями детей,
  • обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п.
  • амбиции взрослого.

А главное отсутствие на занятие свободной игры детей. Она подменяется игровыми методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не ведущей деятельностью, а средством обучения.

Слайд №4

Игра

Игра - это прежде всего свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не должны руководить ею, запрещать или прерывать. Они могут только наблюдать, участвовать в ней наравне с детьми или помогать по их просьбе. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей деятельности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания.

Слайд №5

Игровые средства обучения

В отличие от этого использование игровых средств обучения (музыкально-дидактических, хороводных игр и др.) предполагает только инициативу взрослого и его прямое руководство. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и прочее. Все это никак не ведет к развитию его инициативности, самостоятельности и, в конечном счете, развитию личности. Он чувствует себя ведомым, управляемым, но не самостоятельным субъектом своей деятельности.

Логичны вопросы: «Где найти время на свободную игровую деятельность детей на занятии  продолжительностью 15-30 минут?» и «Как достичь баланса между педагогическими воздействиями взрослого и детской инициативой?» Думаю, что баланс достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы детей. Что касается времени, то для себя я нашла выход - в «выходе» за рамки организованной образовательной музыкальной деятельности с дошкольниками.  В моей циклограмме есть пункт «Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей». В заранее определенное время,  я прихожу в группу с новыми инструментами, предметами, которые позже на занятии предполагаю использовать в играх, танцах и др. Отмечаю интерес или его отсутствие (как правило, первое). Даю эти предметы детям для свободной игры, изучения свойств, экспериментирования,  что доставляет им огромную радость. Алгоритм действий детей обычно таков: удивление, интерес, изучение (всевозможные действия с изучаемым предметом) зачастую с элементами радостного озорства сначала поодиночке, затем в паре и группе. Наблюдая за всем этим действом, делаю много педагогических открытий. Частенько удается подсмотреть у детей новое движение или применение изучаемого предмета, обязательно при этом отмечаю автора. Часто дети открывают новый взгляд на задуманный мной музыкальный номер или игру. Отметила, что особо эмоционально радостно исполняются детьми те номера, в основу которых легли их собственные открытия, способы исполнения. Считаю, что такой подход дает детям проявить свою творческую, познавательную, а также коммуникативную инициативу, а также экономит регламентированное время образовательной деятельности.

Слайд №6

Виды и направления творческой инициативы

В современной педагогике выделяется 4 вида детской инициативы: творческая инициатива, инициатива продуктивной деятельности, коммуникативная инициатива, познавательная инициатива.

Рассмотрим возможности их проявления в рамках музыкальной деятельности детей.

Творческая инициатива может проявиться в создании звуковых картинок при необычном использовании звучащих предметов, в озвучивании стихов, в подборе движений на определенную музыку, в подборе атрибутов к танцу, в эмоциональном исполнении игрового образа и т.д.

Инициатива продуктивной деятельности отмечается в создании танцевально-игровых композиций, за основу которых взяты придуманные детьми игровые образы и танцевальные движения, а также в сочинении своих собственных мелодий, ритмов и дальнейшее их использование в деятельности.

Коммуникативная инициатива проявляется в выборе партнера по танцу, в желании взять на себя роль ведущего в игре, солиста в танце или песне, в желании задавать вопросы, включаться в беседу по теме занятия.

Познавательная инициатива ярче всего заметна при знакомстве детей с различными музыкальными инструментами и звучащими предметами, а также в проектной деятельности.

Слайды №7,8, 9

Возрастные периоды развития детской инициативы

В представленной таблице отображены возрастные периоды развития детской инициативы в различных видах музыкальной деятельности, а также формы ее проявления. Организация работы  в соответствии  с особенностями  возрастных  периодов развития детской инициативы позволяет музыкальному руководителю четко видеть цели  поддержки детской инициативы и пошагово их реализовывать. Эта и другие представленные таблицы будут доступны для скачивания всем желающим.

Слайды №

Деятельность музыкального руководителя по поддержке детской инициативы

Деятельность музыкального руководителя по поддержке детской инициативы меняется в зависимости от возраста воспитанников. С детьми до 3-х лет педагог – участник совместной деятельности:

- незаметно для ребенка побуждает его проявлять активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия;

- внимательно относится к интересам детей, проявляемых к музыкальной деятельности, организует деятельность детей по их инициативе в соответствии с их интересами;

- обогащает музыкальные впечатления воспитанников через организацию прослушивания бодрых, активных и нежных, напевных музыкальных пьес в различном исполнении;

С детьми от трёх до пяти лет -  педагог – организатор,  участник совместной деятельности:

 - формирует у детей установку «Я могу», «Я сумею»;

- создает ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу», дает предвосхищающую положительную оценку «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»;

- фиксирует успехи воспитанников;

- осуществляет дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительно относится к неточностям, ошибкам в их деятельности;

- слушая вместе с детьми различные музыкальные произведения, рассуждает с ними о том, каким образом, с помощью каких средств музыкальной выразительных мог быть получен тот или иной музыкальный образ,  эффект;

- ставит перед воспитанниками проблемные вопросы, задающие детям разные типы поиска ответа – единственно верного и различных вариантов «верных» ответов;  

С детьми от пяти лет и старше - педагог – организатор, координатор, партнер:

 - спокойно реагирует на неуспех и предлагает варианты исправления для улучшения работы;

- дифференцированно подходит к детям с разной степенью познавательной активности, уважительно относится к неточностям, ошибкам в их деятельности;

- поощряет стремление детей к экспериментированию со средствами музыкальной выразительности, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением; подсказывает, какие эффекты можно получить, используя разные средства музыкальной выразительности;

- предлагает детям различные формы музыкальной деятельности, предполагающие проявление детской инициативы (организует концерты для взрослых и детей);

- при организации музыкально-ритмической деятельности    применяет различные приемы, не ограничиваясь прямым показом последовательности движений.

Кроме того в деятельность музыкального руководителя по развитию и поддержке детской инициативы входит:

 организация образовательного пространства и разнообразие материалов и оборудования, которые обеспечивают творческую,  игровую  музыкальную активность всех воспитанников, а также предоставляют возможность для самовыражения детей.

Слайды №

Условия, обеспечивающие развитие и поддержку детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников

   Опираясь на теоретическое обоснование (Коротаева Е.В., Святцева А.В.,  Васютина И. В., Попова Е. В., Г.Б. Монина, О.А.Скоролупова) и собственный педагогический опыт, я сформулировала основные условия, обеспечивающие поддержку детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников:

•        опора на индивидуальные особенности ребенка, выражающаяся в подборе соответствующих приемов, методов, которые способствуют поддержке инициативы (проблемность заданий, посильная креативность и т.д.);

•        создание специально организованной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей повышение непосредственного интереса к самостоятельности,  активности, инициативности в различных видах музыкальной деятельности;

•        опора на системно-деятельностный подход, в основе которого лежит активизация самостоятельной деятельности и инициативности ребенка (знания не даются в готовом виде, ребенку предоставляется возможность проявить свою активность и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с его возрастными возможностями);

•        установление доверительных и открытых отношений между музыкальным руководителем и воспитанником; диалогизация, сопровождающая коммуникативную деятельность с дошкольником, поддержка ребенка через создание ситуации успеха, предвосхищающую положительную оценку и т.п.;

•        обеспечение эмоционального благополучия ребенка через непосредственное общение с каждым воспитанником, уважительное отношение к нему, к его чувствам и потребностям;

•        систематичность и последовательность (а не эпизодичность) в развитии и поддержке инициативы у детей дошкольного возраста, что является,  на мой взгляд, самым важным условием.

Слайд №15

Спасибо за внимание

Заключение

Думаю, что вопрос развития и поддержки детской инициативы в музыкальных видах деятельности будет решен только в том случае, если мы – музыкальные руководители, конечно же при поддержке руководства ДОО, методистов, старших воспитателей, в приоритет своей работы будем ставить не подготовку к праздникам с заучиванием детьми большого количества номеров,  придуманных взрослыми, а всестороннее развитие ребенка посредством музыки. Ведь музыка имеет огромнейший потенциал для этого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка детской инициативы в процессе совместной образовательной деятельности.

Поддержка детской инициативы в процессе совместной образовательной деятельности....

Семинар-практикум: «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе.

Семинар-практикум: «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе....

Мастер-класс для педагогов «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей

Мастер-класс для педагогов«Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей...

Презентация «Развитие и поддержка детской инициативы в различных видах деятельности и культурных практик как образовательный результат»

Детская Инициатива -это самостоятельное внутреннее побуждение дошкольника к деятельности, к познанию мира....

Выступление на методическом семинаре "Развитие детской инициативы в условиях организации образовательной деятельности в ДОУ"

Цель: Демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиямиФГОС ДО. Расширение знаний педагогов о технологиях ...