Роль воспитателя в организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду Консультация для педагогов .
консультация

Анна С. И.

Роль воспитателя в организации

физкультурно-оздоровительной работы в детском саду

Консультация для педагогов МАДОУ Д/С 11 «Василёк»

 

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

 

 

       Физическое воспитание — неотъемлемая часть всестороннего и гармоничного развития личности. В обществе ведётся активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья.       Первая годовая задача, реализуемая педагогическим коллективом нашего детского сада в 2021-2022 году «Формирование у участников единого образовательного пространства мотивации к регулярным занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни».

      Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребёнка закладываются основы здоровья. Дошкольный возраст – решающий в формировании фундамента здоровья детей.

         Физическое воспитание детей раннего возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка, его полноценное физическое развитие и включает следующие задачи:

     - охрана и укрепление здоровья ребёнка, закаливание организма;

     - достижение полноценного физического развития

     - создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

     - формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;

     - формирование широкого круга игровых действий;

     - развитие физических (двигательных) качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;

     - содействие формированию правильной осанки;

     - формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;

     - воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

      Детский организм нуждается в максимальной поддержке общего здоровья – в оздоровлении. Для этого существует комплекс оздоровительных мероприятий,

проводимых в группе раннего возраста: 

    - приём с осмотром, термометрией, беседой с родителями;

    - дорожки здоровья для закаливания и профилактики плоскостопия;

    - физкультминутки;

    - прогулки (2 раза в день);

    - оптимальный двигательный режим;

    - музыкотерапия;

    - игры с водой и песком;

    - воздушные ванны;

    - умывание прохладной водой.

       При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребёнка.

  Детям свойственна частая смена движений и поз, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений. Задача воспитателя - сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её.

    С этой целью в нашей группе, создана развивающая среда: мягкие крупные гимнастические модули, оборудован спортивный центр, который оснащён спортивным инвентарём, в том числе и нетрадиционным (выполненный своими руками), прогулочная площадка, на которой также есть всё необходимое.

      В рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий со своими детьми мы проводим:

     - утреннюю гимнастику;

     - бодрящую гимнастику (после дневного сна);

     - дорожки здоровья;

     - дыхательная гимнастика;

     - пальчиковая гимнастика;

     - гимнастика для глаз;

     - самостоятельная двигательная активность в физкультурном центре;

     - подвижные игры;

     - принимаем участие в Днях здоровья;

     В нашей в  группе сделаны картотеки: утренней гимнастики, пальчиковой, дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз.

      Обязательным условием проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий является игровая форма.

       Организованной формой работы с детьми по физической культуре в детском саду являются:

      - образовательная деятельность;

      - физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;

      - самостоятельная двигательная деятельность детей;

      - работа с семьёй.

       Основным видом ОД являются физкультурные занятия. Значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребёнка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности. С целью развития и поддержания интереса детей в нашей группе используются разные формы физкультурных занятий:

       - классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);

       - игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д.);

       - занятия тренировочного типа (ходьба, бег, упражнения в лазании, упражнения с мячом и т. д.);

        - ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).

       Количество физкультурных занятий: 3 раза в неделю, из них 1 – игровое, продолжительность  10 минут. В группе раннего возраста физкультурные занятия проводит воспитатель, инструктор по физической культуре оказывает методическую помощь, музыкальный руководитель помогает  в подборе музыкального сопровождения .

       К физкультурно-оздоровительной работе относятся: утренняя гимнастика,  занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, ритмическая гимнастика, гимнастика после сна, закаливание.

        Утренняя гимнастика обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Продолжительность утренней гимнастики колеблется от 5 до 10 мин. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, даёт возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности. Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особые задачи, а именно: «разбудить» организм ребёнка, настроить его на действенный лад. Рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли на физкультурных занятиях (но не обязательно те, которые были на последнем занятии).

       Подвижные игры являются важным средством физического воспитания, включаются в физкультурные занятия детей, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей. При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить то или иное задание, смелость, ловкость, развивается координация движений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Ценность подвижных игр заключается в том, что, помимо развития движений, выполнение различных правил в игре требует от ребёнка понимания ситуации, внимания, выдержки. У него воспитывается умение совместно играть, согласовывать свои движения с движениями других. Подвижные игры при правильном проведении вызывают много радости, смеха, положительно влияют на физическое развитие детей. Пусть ребята просто играют, а упражнения в движениях превращаются в двигательную сказку, весёлую забаву, непринуждённое интересное действие с взрослым, сверстником ил со всеми вместе. Особенно широко используем подвижные игры в тёплое время года на прогулке, где детям должны быть предоставлены большой простор и различные пособия. При проведении подвижных игр необходимо следить, чтобы детям не приходилось делать одни и те же движения или длительно сохранять какую-то одну позу, так как всё это быстро утомляет их. Необходимы разнообразные движения, вызывающие деятельность различных мышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям.

        Физкультурные минутки (физкультминутки) проводятся на занятиях с умственной нагрузкой. Они снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворений, а также в виде любого двигательного действия и задания, но в зависимости от вида занятия и его программным содержанием.

        Одним из средств повышения двигательной активности  детей являются двигательные импровизации под музыку. Ритмические движения, притопывание, кружение в такт музыке доставляют ребёнку эмоциональное наслаждение. Поэтому, мы стремимся, чтобы музыка чаще звучала в нашей группе в часы досуга и самостоятельных игр детей.

      Для ребёнка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций и снятие психологического напряжения также является одной из форм оздоровительных мероприятий. Задачу обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в своей группе мы решаем при помощи различных игр и манипуляций с водой и крупой, которые создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.  

        На формирования детских интересов влияет отношение родителей к физической культуре, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями. Об этом воспитатель должен постоянно напоминать родителям, побуждать их к совместным с детьми занятиям утренней гимнастикой, играми и упражнениями.        Эффективными формами организации физкультурно-оздоровительной работы с родителями являются: консультации, беседы, рекомендации для родителей.  

       Выявить особый интерес и способности ребёнка к какому-либо виду упражнений, воспитатель должен обратить на это внимание с тем, чтобы в дальнейшем продолжать занятия. Необходимо давать задание на дом, в которых больше внимания уделять приёмам и способам действий, составляющим основу техники спортивных игр и упражнений. В целом домашнее задания должны быть направлены на обеспечение необходимого уровня физической подготовленности всех детей.

      Коллеги, давайте всегда помнить, для того, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная и кропотливая, каждодневная работа в семье и в дошкольном образовательном учреждении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_konsultatsiya_dlya_pedagogov_04.10.2021.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в организации

физкультурно-оздоровительной работы в детском саду

Консультация для педагогов МАДОУ Д/С 11 «Василёк»

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Физическое воспитание — неотъемлемая часть всестороннего и гармоничного развития личности. В обществе ведётся активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья. Первая годовая задача, реализуемая педагогическим коллективом нашего детского сада в 2021-2022 году «Формирование у участников единого образовательного пространства мотивации к регулярным занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни».

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребёнка закладываются основы здоровья. Дошкольный возраст – решающий в формировании фундамента здоровья детей.

Физическое воспитание детей раннего возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка, его полноценное физическое развитие и включает следующие задачи:

- охрана и укрепление здоровья ребёнка, закаливание организма;

- достижение полноценного физического развития

- создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

- формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;

- формирование широкого круга игровых действий;

- развитие физических (двигательных) качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;

- содействие формированию правильной осанки;

- формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;

- воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Детский организм нуждается в максимальной поддержке общего здоровья – в оздоровлении. Для этого существует комплекс оздоровительных мероприятий,

проводимых в группе раннего возраста:

- приём с осмотром, термометрией, беседой с родителями;

- дорожки здоровья для закаливания и профилактики плоскостопия;

- физкультминутки;

- прогулки (2 раза в день);

- оптимальный двигательный режим;

- музыкотерапия;

- игры с водой и песком;

- воздушные ванны;

- умывание прохладной водой.

При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребёнка.

Детям свойственна частая смена движений и поз, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений. Задача воспитателя - сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её.

С этой целью в нашей группе, создана развивающая среда: мягкие крупные гимнастические модули, оборудован спортивный центр, который оснащён спортивным инвентарём, в том числе и нетрадиционным (выполненный своими руками), прогулочная площадка, на которой также есть всё необходимое.

В рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий со своими детьми мы проводим:

- утреннюю гимнастику;

- бодрящую гимнастику (после дневного сна);

- дорожки здоровья;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- самостоятельная двигательная активность в физкультурном центре;

- подвижные игры;

- принимаем участие в Днях здоровья;

В нашей в группе сделаны картотеки: утренней гимнастики, пальчиковой, дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз.

Обязательным условием проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий является игровая форма.

Организованной формой работы с детьми по физической культуре в детском саду являются:

- образовательная деятельность;

- физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;

- самостоятельная двигательная деятельность детей;

- работа с семьёй.

Основным видом ОД являются физкультурные занятия. Значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребёнка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности. С целью развития и поддержания интереса детей в нашей группе используются разные формы физкультурных занятий:

- классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);

- игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д.);

- занятия тренировочного типа (ходьба, бег, упражнения в лазании, упражнения с мячом и т. д.);

- ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).

Количество физкультурных занятий: 3 раза в неделю, из них 1 – игровое, продолжительность 10 минут. В группе раннего возраста физкультурные занятия проводит воспитатель, инструктор по физической культуре оказывает методическую помощь, музыкальный руководитель помогает в подборе музыкального сопровождения .

К физкультурно-оздоровительной работе относятся: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, ритмическая гимнастика, гимнастика после сна, закаливание.

Утренняя гимнастика обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Продолжительность утренней гимнастики колеблется от 5 до 10 мин. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, даёт возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности. Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особые задачи, а именно: «разбудить» организм ребёнка, настроить его на действенный лад. Рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли на физкультурных занятиях (но не обязательно те, которые были на последнем занятии).

Подвижные игры являются важным средством физического воспитания, включаются в физкультурные занятия детей, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей. При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить то или иное задание, смелость, ловкость, развивается координация движений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Ценность подвижных игр заключается в том, что, помимо развития движений, выполнение различных правил в игре требует от ребёнка понимания ситуации, внимания, выдержки. У него воспитывается умение совместно играть, согласовывать свои движения с движениями других. Подвижные игры при правильном проведении вызывают много радости, смеха, положительно влияют на физическое развитие детей. Пусть ребята просто играют, а упражнения в движениях превращаются в двигательную сказку, весёлую забаву, непринуждённое интересное действие с взрослым, сверстником ил со всеми вместе. Особенно широко используем подвижные игры в тёплое время года на прогулке, где детям должны быть предоставлены большой простор и различные пособия. При проведении подвижных игр необходимо следить, чтобы детям не приходилось делать одни и те же движения или длительно сохранять какую-то одну позу, так как всё это быстро утомляет их. Необходимы разнообразные движения, вызывающие деятельность различных мышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям.

Физкультурные минутки (физкультминутки) проводятся на занятиях с умственной нагрузкой. Они снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворений, а также в виде любого двигательного действия и задания, но в зависимости от вида занятия и его программным содержанием.

Одним из средств повышения двигательной активности детей являются двигательные импровизации под музыку. Ритмические движения, притопывание, кружение в такт музыке доставляют ребёнку эмоциональное наслаждение. Поэтому, мы стремимся, чтобы музыка чаще звучала в нашей группе в часы досуга и самостоятельных игр детей.

Для ребёнка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций и снятие психологического напряжения также является одной из форм оздоровительных мероприятий. Задачу обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в своей группе мы решаем при помощи различных игр и манипуляций с водой и крупой, которые создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

На формирования детских интересов влияет отношение родителей к физической культуре, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями. Об этом воспитатель должен постоянно напоминать родителям, побуждать их к совместным с детьми занятиям утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Эффективными формами организации физкультурно-оздоровительной работы с родителями являются: консультации, беседы, рекомендации для родителей.

Выявить особый интерес и способности ребёнка к какому-либо виду упражнений, воспитатель должен обратить на это внимание с тем, чтобы в дальнейшем продолжать занятия. Необходимо давать задание на дом, в которых больше внимания уделять приёмам и способам действий, составляющим основу техники спортивных игр и упражнений. В целом домашнее задания должны быть направлены на обеспечение необходимого уровня физической подготовленности всех детей.

Коллеги, давайте всегда помнить, для того, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная и кропотливая, каждодневная работа в семье и в дошкольном образовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль узких специалистов в организации работы интегративного детского сада

статья из опыта работы дошкольного учреждения  по организации взаимодействия всех специалистов в воспитательно-образовательном процессе....

Педагогические принципы и роль воспитателя в организации сюжетной игры в детском саду

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Березка»      Доклад на педагогическом совете.Тема: «Педагогические принципы и ...

«Согласованность действия родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации детей в детском саду» (консультация для педагогов на ГОМ)

Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптаци...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на занятиях физической культурой в детском саду"

Данный материал будет полезен воспитателям и инструкторам по физической культуре...

Статья" Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в детском саду"

Театральная  деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется прин...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Кто работает в детском саду».

Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к работникам детского сада.Задачи:— обогащать первоначальные представления детей о назначении, помещениях, деятельности взрослых в д...

Консультация для педагогов "Роль воспитателя на занятиях физической культурой в детском саду".

Роль воспитателя на занятиях физической культурой в детском саду....