Мастер- класс
учебно-методический материал

Томашевская Елена Михайловна

Развитие художественно – творческих  способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных изобразительных техник

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Педагогическая песочница».

воспитателя

 

Тема: «Развитие художественно – творческих  способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных изобразительных техник».

 

Мы уже знаем, рисовать можно чем угодно (карандаши, акварель, мелки, фломастеры). Я рисую, как и  все, но рисование песком - это нечто другое, особенное. Тут руки сами тянутся к материалу. Замечали, что когда сидя на песчаном берегу, пальцы сами начинают его перебирать, просеивать, набираются полные ладони, это просто приятно. Кроме того, по своей кристаллической природе песок - отличный "проводник", с помощью которого можно "заземлять" проблемы, стресс, зажимы и прочие дискомфортности.

Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии, говорил: «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Большой плюс рисования песком в том, что оно не относится к категории занятий, требующих особых познаний. Этот материал доступен каждому, кто хотел бы с ним работать. Ребенок не боится его, потому что с самого раннего возрастаб,  как только научившись ходить он отправляется в большую педагогическую песочницу.

Рисование песком прекрасно развивает моторику, поскольку пальцы ребенка находятся в тесном контакте с фактурным веществом, развивает координацию движения, помогает познавать свойства вещества, развивает фантазию. Зная, что интеллект находится на кончиках пальцев, то это занятие представляется весьма полезным. Его широко применяют в работе с детьми с особыми потребностями, детьми с умственной отсталостью, с ранним детским  аутизмом, дети с синдромом Дауна. Преподаватели отмечают, что у детишек наблюдается повышение умственной активности, улучшение речи и памяти, повышение коммуникабельности и как следствие развитие самостоятельности и инициативности. А поскольку песком рисуют часто при помощи обеих рук, этот вид рукоделия будет весьма полезен детям с нарушением координации движения, левшам и амбидекстерам.

Во время рисования песком ребенок манипулирует своим вымышленным миром. Не понравился замок? Не беда. Вместо него можно нарисовать другой, ведь здесь не нужно менять рабочую поверхность и материалы. Переделывать песочные картины можно бесчисленное количество раз! Он всегда будет знать, что если что-то не получиться, то это поправимо. Это дает ребенку уверенность в себе,  в своих силах и возможностях.  Формирует активную, самостоятельную, инициативную позицию ребенка и позволяет поддерживать устойчивый познавательный интерес.

С чего же начинать?

До 2-х лет лучше работать с манной крупой…с 2 лет подключаем песок. Не советую красить песок или манку на первом этапе, дабы не закладывать  заранее ассоциации у ребенка, а опять же оставлять поле для его фантазии.

1этап: Знакомство. 

Знакомим детей с правилами рисования песком.

Предлагаю догадаться по символам (предлагает педагогам)

  1. В глаза песок не кидать, 
  2. Мимо стола песок не рассыпать
  3. Грязные руки в рот не брать
  4. Мыть руки после рисования
  5. Убирать рабочее место
  1. этап : Простейшие манипуляции. (Все сопровождать показом)
  • Песок можно разравнивать ладошками, кулачками и пальчиками.
  •  Разгребать его в разные стороны с помощью пальцев, сложенных в виде ковша бульдозера.
  •  Проделывать в нем дырочки.
  • Пропускать через пальчики.
  • Учить не сжимая пальцы, брать песок; открывать и закрывать ладошку.
  • Пересыпать песок через кулачок.

 «Идут медвежата»- ребенок кулачком и ладошкой с силой давит на песок.

«Прыгают зайки»- кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка.

«Ползут змейки»-рисование волнистых линий.

«Бегут жуки»-ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

«Дует ветерок» - плавные движения по подносу двумя руками.

«Опасная дорога»- волнистая линия.

«Крутой поворот» - рисование спирали.

«Сердитая линия» - рисование кривой линии.

«Радуга» - четырьмя пальцами по песку рисовать полукруг.

 « Что спряталось в песке», «Чего не стало»?

3 этап  Осознание формы.

На этом этапе знакомим с  конкретными заданными геометрическими фигурами, кривыми линиями, трафаретами. Постепенно у детей развивается осознание формы, а в последствии, может абстрагировать (обвести фигуру, потом - без фигуры, приложить фигуру, посыпав песок и убрать фигуру.

4 этап:  Сюжетное рисование.

А теперь мне бы хотелось и вас познакомить с этим чудесным искусством (Звучит аудиозапись «Музыка песка», педагог демонстрирует приемы рисования, педагоги стараются повторить самостоятельно).

Наше рисование песком начнем с создания фона. Фон можно насыпать: собрать песок в кулак / положить песок на ладонь как на лопатку и равномерно рассыпать его по стеклу. Второй способ -  наброс. Слой песка не должен быть толстым.
Нарисуем теперь круг, просто проведем по песку пальце по кругу. Это прием -
 рисование пальцем. Превратим наш круг в веселое личико. Нарисуем глаза, нос, рот, уши. А в глазах нарисуем зрачки, используя прием — щепотка (песок между пальцами, насыпание песочной струйкой небольшие элементы изображения). Пусть наш человечек будет девочкой — нарисуем волосы (Одновременное использование нескольких пальцев) и бантики (Симметричное рисование двумя руками). Можете чем-то дополнить свои рисунки. Вот и получилась ваша первая картина!

А о чем же мечтает наша девочка? Она хочет отправиться в морское путешествие. Давайте нарисуем ее мечту.

Для этого освобождаем стеклянную поверхность планшета от песка. На нижней части планшета изображаем волны, используя прием — песочная струя. Песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла (зигзагообразно). В верхней части планшета изображаем солнце (песчинки попадают в одну точку) и облака (песочная струя рассыпается замкнутой линией). В морской глубине нарисуем камушки (кулаком) и рыбок (зажимаем кулачок,  выставляем мизинец,  прижимаем его к столу и как циркулем очищаем песок. У нас получился полукруг. Тремя пальцами от полукруга провести волнистые линии вверх и вниз – хвостик. Указательным можно хвостик соединить). Немного присыпим изображение и, используя прием - рисование подушечками пальцев, изобразим чешую и глаз рыбки.

Думаю, я не ошиблась,  когда включила в свою работу с детьми эту технику. С помощью, которой, возможно развивать у детей интеллект, учить, нестандартно мыслить, активизировать творческую активность, учить мыслить нестандартно,  проявлять инициативу и самостоятельность.

По словам психолога Ольги Новиковой:

«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...