ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ МУЗЫКАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Здоровье ребёнка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (Всемирная организация здравоохранения). Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношения государства к проблеме охраны материнства и детства. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения.

Самым действенным средством физического и психического  развития ребёнка является  музыка.  Принцип взаимозависимости физиологического и психического развития был реализован в трудах российских психологов П. П. Блонского,  Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_-muzyka.doc146.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ

для районного методического объединения

музыкальных руководителей

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В  НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ МУЗЫКАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Подготовила музыкальный руководитель

Бояринова  Галина Александровна

МДОУ ЦРР д/с № 8 «Светлячок»

г.п. Львовский  Подольского р-на

               Детство – это «уникальный период

в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье  и осуществляется развитие   личности.

                         Из детства ребёнок выносит то, что

                 сохраняется потом всю жизнь».

                                        Н. Т. Доронова..

За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников, как и во всей системе дошкольного образования, изменилось очень многое: появилось большое количество программ, образовательных технологий, изменились дети и родители. А главное – изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. Педагогам - практикам важно уяснить, что прежние, привычные нормы уже не работают. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволили образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО,  устанавливающие нормы и правила,  определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания.

Одним из требований ФГОС ДО, является использование здоровьесберегающих технологий, направленных не только на сохранение, укрепление и формирование здоровья детей, но и на профилактику заболеваемости и травматизма.

Необходимость использования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих  технологий  обоснована:

        1. «Конвенцией ООН о правах ребёнка» статьями:  № 6 «Право на жизнь», в которой говорится, что никто не может лишить ребёнка жизни и покушаться на его жизнь, а  государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка»,

         № 19, в которой записано право ребёнка на защиту от физического и психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения,

         № 24 «Право на охрану здоровья», в которой написано, что дети имеют право на медицинский уход и получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

       2.  Новым законом «Об образовании РФ» № 273, который вступил в силу с 01. 09. 2013 года, статьёй № 64, в которой  говориться, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

   3. Дорожной картой перехода от ФГТ  к  ФГОС  нашего ДОУ

       4. «Образовательной  программой МДОУ  ЦРР  детского сада

№ 8 «Светлячок»

       5. Программой воспитания и обучения  в детском саду «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой, второго издания 2011 года, ведущими целями которой, являются:  

1.создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства,  

          2. всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

  1.         3. обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
  2.  6. Должностной инструкцией музыкального руководителя, в которой говорится, что музыкальный руководитель обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса (пункт 2.7)

           7. «СанПиН для ДОУ», где прописаны требования к естественному и искусственному освещению, к температуре и вентиляции, к санитарному содержанию помещений, мебели, к продолжительности непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей каждой возрастной группы.

 

                Здоровье ребёнка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (Всемирная организация здравоохранения). Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношения государства к проблеме охраны материнства и детства. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения.

                Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка. В то же время оно является результатом процесса нормального развития. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, работники дошкольных учреждений должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.

            Самым действенным средством физического и психического  развития ребёнка является  музыка.  Принцип взаимозависимости физиологического и психического развития был реализован в трудах российских психологов П. П. Блонского,  Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова.

                Воспринимаемая слуховым рецептором, музыка воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Академик  В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.  Академик П. Н. Анохин, изучая вопросы  влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

        Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание, восприятие. Это доказано в работах  Л. П. Новицкой, А. Я Дормана, Г. А. Березиной.

        На музыку реагирует и температура тела. Громкая ритмичная музыка может повысить температуру тела на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Игорь Стравинский говорит: «Ударные и басы действуют как система центрального отопления».

        Действующими факторами музыки являются мелодия, ритм, темп, динамика. И существует достаточно много исследований в этой области, которые доказывают сильное влияние музыки на человека.

Вот что написал Владимир Элькинд в своей книге  «Целительная магия музыки. Влияние музыки на организм человека»: «Вся наша жизнедеятельность определяется различными ритмами. Плод, вынашиваемый матерью, воспринимает главный для него маятник материнского сердца. Наш слух чётко воспринимает ритм дыхания и ритм сердечной деятельности. Точно так же ритм, темп и динамика музыкального произведения вызывает у каждого человека замедление или ускорение работы различных органов. Каждый элемент музыки мы воспринимаем всем своим существом. Человек чётко реагирует на интервал в полсекунды, характерный для темпа нашего движения при ходьбе. Игра на кларнете нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы. Звуки пианино и скрипки обладают расслабляющим действием. Благотворное действие на почки оказывает звук трубы. Тонизирующим эффектом обладает достаточно громкая  мажорная музыка. Мелодии, вызывающие эмоции радости, увеличивают частоту сердечных сокращений, расширяют кровеносные сосуды. Успокаивающим действием обладает минорная музыка, медленная, спокойная и тихая.  Энергичная минорная музыка активизирует физиологические процессы»

        Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причём медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным. Все, наверно, помнят песню «Наш сосед», которую исполняла Эдита Пьеха, где рассказывалось о замечательном соседе, который играл на кларнете и трубе.

        Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепиано. Не случайно звучание рояля называют математической музыкой, а пианистов относят музыкальной элите, которая обладает чётким мышлением и очень хорошей памятью.

        

        В «Методике музыкального воспитания в детском саду» доктор педагогических наук Н. А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации, а правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

Наше дыхание ритмично. Если мы не делаем тяжёлые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем  в среднем 25-35 вдохов в минуту. Прослушивание быстрой, громкой  музыки после медленной может привести к эффекту, описанному Ницше: «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими. Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует его музыка». Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. Обычно такой эффект имеют григорианские песнопения, современные оркестровки и народная музыка.

При регулярных занятиях вокалом происходит согласование ритмов организма с ритмами окружающей среды. Кроме того, вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение  выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воле, создания определённого имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность.

Несколько слов необходимо сказать о ритмике, основанной на взаимосвязи музыки и движения. Ритмика улучшает осанку ребёнка, его координацию, вырабатывает чёткость ходьбы и лёгкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.

Музыкально-двигательные упражнения для рук, включающие повороты головы, потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков.

Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность детей.

Таким образом, оздоровительная функция музыки очень важна в работе с дошкольниками, так как является одним из средств физического развития детей, позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности детей, способствует открытому  выражению эмоций, развивает эстетические чувства, активизирует умственную деятельность.

Что такое  здоровьесберегающие  и  здоровьеформирующие технологии?  Это – совокупность приёмов, методов и средств, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья, популяризацию здорового образа жизни, питания, активного отдыха, на соблюдение мер безопасности  жизнедеятельности детей, на создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

 Здоровьесберегающие технологии в непосредственно организованной музыкальной деятельности нашего дошкольного учреждения -– это организованный педагогический процесс, направленный на развитие, сохранение  и укрепление  физического и психического здоровья детей с целью формирования полноценной личности ребёнка.

Охрана здоровья ребёнка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации воспитательно-образовательного процесса, но и профилактику различных заболеваний, травматизма, а также формирование установки здорового образа жизни у детей. Следовательно, если научить ребёнка  с дошкольного возраста ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить без травм, не болея.

        Непосредственно организованная музыкальная деятельность детей проходит в специально выделенное время  режима работы  ДОУ (в утренние часы) в музыкальном зале, площадь которого составляет 67 кв. м. В соответствии с п.5.7 «ППБ – 101 – 89. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», количество мест в помещениях устанавливается из расчёта 0,75 кв. м, а при проведении танцев, игр и подобных мероприятий из расчёта 1,5 кв. м на одного человека. Согласно этим требованиям количество мест в нашем зале не должно превышать 90 человек.  В зале имеется огнетушитель, вода в канистрах и индивидуальные тряпочки на случай задымления.

        В зале регулярно проводится проветривание и влажная уборка перед проведением утренней гимнастики и непосредственно организованной музыкальной деятельности детей. Температура в зале поддерживается в пределах  двадцати  одного градуса. Ковровое покрытие и шторы подлежат чистке и стирке.

        В музыкальном зале хорошее естественное и искусственное освещение,

которое соответствует требованиям «СанПиН для ДОУ». Учитывая северную сторону расположения зала, его оформление (обои, шторы) выполнено  в светло-жёлтых тонах, что располагает к хорошему, бодрому настроению.

        Стулья соответствуют росту детей.         В играх («Будь ловким» муз. Н. Ладухина) и танцах («Танцуем сидя») дети используют стулья. Они переносят стулья с одного места на другое, ставят их по кругу, в ряд, друг за другом («паровозиком»).        Вес стульев не превышает 2-х кг, что соответствует «Инструкции 003/2 –2012 по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников». Цвет стульев также соответствует цветовой светло-жёлтой гамме зала.

Аудиовизуальная техника, музыкальный  инструмент прочно закреплены и не представляют опасности для жизни и здоровья детей. Розетки и выключатели находятся от детей на безопасной высоте. Инструмент находится в исправном состоянии, настроен, клавиатура с высоким регистром находится  с правой стороны от  детей при слушании произведений и при пении.

        Дети занимаются в облегчённой одежде и чешках. Учитывая, что подошва у чешек тонкая, а детям до зала приходится идти по кафельному полу, у нас возникло опасение, что  у детей могут подмёрзнуть ноги и   возникнуть  простудные заболевания. Было решено, что дети будут ходить в своей обуви, а непосредственно перед входом в зал (в коридорчике) переобуваться в чешки. Для этой цели в коридорчике поставлены стульчики.  

        Непосредственно организованную образовательно-музыкальную деятельность с детьми я начинаю с валеологических попевок, которые  задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат при проведении непосредственно организованной музыкальной деятельности. Несложные, добрые тексты и простая мелодия поднимают настроение детей. Дети, распевая валеологические попевки, часто выполняют  самомассаж  биологически активных зон лица и шеи, сопровождают пение мимикой, жестами и ритмичными движениями.

 Например:  «Доброе утро!

                        Доброе утро! – поворачиваются друг к другу.

                        Улыбнись скорее! – разводят руки в стороны.

                          И сегодня весь день будет веселее! – хлопают в ладоши.

                        Будем мы красивыми,

                        Как в саду цветочки! – постепенно поднимают «фонарики»

                        Разотрём ладошки – растирают ладошки

                        Сильнее, сильнее,

                        А теперь похлопаем

                        Смелее, смелее! – хлопки в ладоши.

                        Ушки мы теперь потрём – потирают ушки

                        И здоровье сбережём!

                        Улыбнёмся снова, – улыбаются.

                        Будем все здоровы! – разводят руки в стороны.

Эти слова – своеобразная установка для детей на весь день.

Или другая попевка: « Любят все, когда при встрече

                                  И знакомым и родным,

                        «Добрый день, привет и здравствуй!»

                        Мы с улыбкой говорим!

Дети  протягивают друг другу правую руку (здороваются) и поют:

                «Здравствуй, здравствуй, друг хороший мой!

                На носочках покружимся с тобой! – кружатся в паре

                Крепко, крепко обнимемся сейчас – обнимаются

                И в дорогу отправимся  тотчас!» – «прощаются», помахивая

                                                                 правой рукой над головой.

Приучаю          детей  бережно относиться  к собственному голосу: не разговаривать громко, не кричать, не пить холодную воду, не есть снег, не сосать сосульки, не простужаться, мороженое кушать только дома и маленькими кусочками, предварительно положив его на блюдечко, чтобы оно стало мягким (подогрелось).

Рассказываю детям о том, у нас в горле есть голосовые складки, когда они смыкаются,  возникает звук – голос. Голос, как и музыкальные инструменты, издаёт музыкальные звуки. Благодаря голосу мы можем петь. Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовнёй, есть мороженое после горячего чая, складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым. Для  этого у меня есть замечательная песенка Ларисы Абелян «Я красиво петь могу».

        Рекомендую закалять горло полосканием. После обеда детям наливают в разовые стаканчики подсоленную воду комнатной температуры и, они полощут горло, удаляя остатки пищи.

Большое внимание уделяю  вокально – певческой постановке корпуса. Чтобы голос звучал свободно и легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же  станешь похожим  на петуха, который всех хочет перекричать). Если приходится петь сидя, не нужно горбиться: это очень мешает свободному звучанию  голоса. Чтобы дети хорошо запомнили эти правила, разучиваю с ними песню Л. Абелян «Петь приятно и удобно».

Вокально-певческая постановка корпуса является гарантом свободного и лёгкого звучания голоса во время пения.

Стремлюсь к тому, чтобы научить детей правильно дышать.  Необходимо научить детей дышать через нос, в полости которого вдыхаемый воздух согревается, очищается и увлажняется, а находящиеся на слизистой  оболочке лейкоциты захватывают и поглощают микроорганизмы. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает  местное кровообращение, препятствует  разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения, инфицирования

Слизистой оболочки носа, помогает регуляции мозгового кровообращения, укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую системы, повышает энергетическое обеспечение мозга. Японцы, проведя многочисленные исследования и опыты, пришли к выводу, что изменение глубины и частоты дыхания укрепляет иммунную систему.

Нарушением функции речевого дыхания считается подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох, учащённость дыхания, короткий  выдох, неумение делать незаметный добор воздуха.

Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции  в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку  дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

Перед пением напоминаю  детям о дыхании: вдох, как в разговоре, так и в пении, делается в начале фразы и после её окончания. В середине фразы во время пения нужно стараться удерживать дыхание. Для этого использую игру: все дети – певцы, я – дирижёр. Певцы кладут правую руку на живот. Дирижёр произносит коротко «раз», одновременно поднимая руку вверх. Певцы делают вдох (носом, рот закрыт) и задерживают дыхание. Рука должна чувствовать, как при вдохе живот как бы «выпячивается» чуть вперёд – мышцы напрягаются. Держать дыхание до тех пор, пока дирижёр не опустит руку и не скажет медленно: «два-а-а». Медленно выдохнуть оставшийся в лёгких воздух. Рука чувствует, как мышцы живота ослабевают, живот как бы «уходит» на место. Плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно опущены. Дирижёр считает вслух ритмично, в темпе медленного марша, постепенно увеличивая счёт до трёх, пяти и до восьми. Если дирижёр поднимает руку медленно – делать плавный вдох, если быстро – короткий. Нужно внимательно следить за рукой дирижёра, чтобы не опоздать или не опередить остальных при вдохе или при выдохе.

 Эту игру – как дыхательную гимнастику можно проводить каждое утро дома с мамой или папой.

Чтобы вдох и выдох делать правильно, рекомендую вот такие стихи:

                              «Мягким делать вдох старайся,                

                      Вдыхай носом, а не ртом.

                      Да смотри, не отвлекайся,

                      Сделал вдох – замри потом».

 Выдох должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца фразы:  «Выдох делай тихим, плавным,

                                Как кружение листа –

                      Вот и выйдет песня славной,

                      И свободна, и чиста!»

        Для того, чтобы дети умели  постепенно выдыхать воздух, предлагаю дыхательно- голосовое  упражнение «Машина». Дети становятся на одной линии, делают вдох – «наливают бензин», затем начинают  движение вперёд, при этом делая губами «тр-р-р», копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

Для развития дыхания использую игровые упражнения: «Подуй на пёрышко», «Бульканье», «Метель». А перед тем, как пускать «Мыльные пузыри» дети читают стихи:  «Соломинку пустую сейчас возьму я в рот,

                                          Потом слегка подую в соломинку и вот:

                                          Сияя гладкой плёнкой, растягиваясь вширь,

                                           Выходит очень тонкий, раскрашенный пузырь!»        Как только ребёнок  надует пузырь, он отпускает его лететь, дует на него, чтобы он не упал на пол и как можно больше времени был в полёте.

        Основными задачами дыхательных упражнений являются:

  • укрепление физиологического дыхания детей
  • тренировка силы вдоха и выдоха
  • развитие продолжительности выдоха.

В начале учебного года во всех возрастных группах даю  детям упражнения на развитие дикции и  артикуляции.

Прошу детей показать «Заборчик из зубов», растянув губы в улыбке, обнажив зубы или поиграть со щёчками: надуть их, как шарик, а затем хлопнуть по ним кулачками.        

        Прошу детей следить за тем, чтобы во время пения рот был округлым, как будто во рту  держим сливу. При пении открывать рот только в высоту, а не в ширину. Поясняю детям что, открывая рот в высоту, образуется купол, становится много места для звука, он как бы расправляется, встаёт во весь рост (ведь не даром в концертных залах высокий потолок).

         В старшем возрасте дети знают, что среди звуков, которые нас окружают, есть и звуки речи, при помощи которых мы общаемся. Звуки речи делятся на гласные и согласные звуки. Согласные звуки произносятся  быстро и чётко. А гласные звуки  тянем, поём. Для наглядности даю детям бельевые резинки размером 15 см,  дети, растягивая  резинку,  поют гласные звуки; отпуская левый край резинки, дети быстро произносят согласный звук.  Кроме этого разучиваю с детьми песни про гласные и согласные звуки.

        Согласные Г и К  упражняют  мягкое нёбо, которое при пении должно хорошо подниматься и способствует освобождению и укреплению глотки.

Например комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки «Жаба Квака»:

        1.«Жаба Квака с солнцем встала, - потянуться, руки в стороны

           Сладко-сладко позевала, – дети зевают

           Травку сочную сжевала, - имитируют жевательные движения

           Да водички поглотала. – глотают

           На кувшинку села, - присаживаются

           Песенку запела:

2. «Ква-а-а-а! Квэ-э-э! Ква-а-а! – произносят звуки отрывисто и громко

     Жизнь у Кваки хороша!»

Гласная У помогает развитию высокого звучания («Куда летишь, кукушечка», припев русской народной песни «Во поле берёза стояла», «Весёлая дудочка» М. Красева). Форма рта при произнесении звука У не должна быть замкнутой в трубочку, губы не вытягиваются, а только немного сужаются. Ротовой резонатор при пении звука У увеличивается в своём объёме.

        Для достижения лёгкого и чистого звука хорошо помогают заднеязычные слоги:  га, го, гу, ка, ко, ку. При произношении этих слогов больше работают задние мышцы («У бабушки Натальи» муз. И. Клементьевой, «Гуси –гусенята» муз. Ан. Александрова) Указанные слоги полезно петь на начальном этапе, потому что они помогают формированию согласных Ж, Х, М, Н. Работа над согласной Ж должна вестись, как правило, после работы над согласной З. При пении песен, в которых много раз встречаются согласные М  и Н, дети понижают звук, и голоса становятся «мутными», неясными. На начальном этапе обучения нецелесообразно применять в распевках большое количество переднеязычных  носовых согласных.

        Для того, чтобы голос  стал более эластичным, нужно применять переднеязычные слоги зи, зе и контрастные заднеязычные га, го, гу, ка, ко, ку. Эти слоги контрастны не только по формированию ротовой полости, но и по затрате дыхания. Заднеязычные слоги требуют меньше дыхания – звук получается лёгким – «высокое звучание», а на переднеязычные расходуется больше дыхания – звук тяжёлый.

        Существует масса упражнений для правильного формирования гласных звуков:

  - кукла плачет «а»,

  • укачай куклу «а – а – а»,
  • дудочка поёт: ду-ду-ду
  • самолёт летит у-у-у,
  • ветер завывает и так далее.

Звуки голоса имеют свои вибрации, которые оказывают довольно сильное воздействие на головной мозг. Звуки  «И», «Э»,  «А», «О», «У» имеют свои частоты, которые значительно отличаются друг от друга.  Например: частота  вибрации звука «И» – 4000 герц, а частота вибрации звука «У» – 500 герц. Разница в частоте вибрации, как видите, большая.

Известно, что эти звуки хорошо резонируют с энергетическими центрами человека.

Звук «И» благотворно влияет  на мозг и связанный с ним энергетический центр.

«Э» – на горловой центр и щитовидную железу.

«А» – на грудную клетку  и связанный с ней энергетический центр.   «О» – на солнечное сплетение.

«У» – на низ живота  и его центр.

Для развития ментальных способностей: т.е. хорошей памяти, быстрого понимания, ясности ума и т. д. необходимо произносить звук «И». Вот так: «ииииииииииииииии….» (можно про себя).

Когда вы представляете, что у вас прекрасные художественные или музыкальные способности, то  это хорошо увязать со звуком «Э».

Образы, связанные чувством  любви, согласуются со  звуком «А».

Образы волевых качеств – смелость, уверенность, твёрдость, решительность – гармонируют со звуком «О» – энергетического центра солнечного сплетения.

Образ здоровья, крепости организма, восстановления утраченных сил, бодрости хорошо совмещать со звуком «У» - энергетического центра низа  живота, известного как дающего энергию для здоровья.

Можно использовать звуки для  «настройки» организма и активации энергетических центров. Для этого нужно каждый день, лучше утром, пропевать их в такой последовательности: иии…- эээ…-  ааа…- ооо…- ууу…

 Артикуляционнуая гимнастика тренирует и укрепляет мышцы речевого аппарата, способствует выработке качественных движений органов речи.

Упражнения на развитие дикции подготавливают органы речи к правильному произношению звуков.

        Выполняя дыхательно- голосовые упражнения и упражнения на развитие артикуляции и дикции, не нужно забывать  о пальчиковых играх.

Развитие тонких движений пальцев рук тесно связано со становлением речи.         Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «У детей сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный  аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

        Исследователи установили, что в коре головного мозга самую большую площадь занимают клетки, отвечающие за функционирование языка, губ, а также пальцев руки. Зная  этот факт, я уже давно использую в своей работе с детьми пальчиковые игры: «Пальчик, пальчик, где ты был?» -  перед пением,

«Лодочка» – перед слушанием пьесы «Море» Н. Римского-Корсакова

«Две ладошки прижму и по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, - это лодочка моя.

Паруса подниму- синим морем поплыву,

А по бурным волнам плывут рыбки тут и там!»

Пальчиковую игру «Моя семья» провожу с детьми в период подготовки ко  Дню защитника Отечества и к праздничному концерту для мам и бабушек.

                                «Этот пальчик – дедушка,

                                Этот пальчик – бабушка,

                                Этот пальчик – папочка,

                                Этот пальчик – мамочка,

                                Этот пальчик – я,

                                Вот и вся моя семья!»

Роль пальчиковых игр в музыкальном развитии детей имеет огромное значение, так как дети учатся петь и двигаться под музыку.  Слова песен могут звучать правильно, если артикуляционный аппарат хорошо развит, дикция чёткая, а  движения будут ритмичны и синхронны в том случае, если у ребёнка будет порядок с общей моторикой.

        Кроме пальчиковых игр, с детьми  можно делать массаж рук.  В  первой младшей группе я поочерёдно у детей  беру ладошку и, поглаживая её, тихонько напеваю: «Дай ладошечку, моя крошечка», затем тихонько хлопаю по ладошке ребёнка и продолжаю петь: “Я похлопаю сейчас по ладошечке,

         Будет весело у нас нашей крошечке».

        Дети с удовольствием танцуют танцы, с элементами игрового массажа:

«Матрёшки» муз. Ю. Слонова – растирают щёчки, в шуточном танце «Помирились» фр. н. мелодия – берут друг друга за ушко - «ссорятся», а потом прижимаются друг к другу то одной, то другой щёчкой – «мирятся». Учёные физиологи доказали: на ушных раковинах находится много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на ушные раковины, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности. Пример массажа «Ушки на макушке» – указательными пальцами обеих рук одновременно потихоньку тянуть ушки, начиная верхнего края и постепенно спускаясь  вниз до мочки или массировать сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце растереть ушки руками.

         В песне «Снежки» муз. Вихаревой дети сопровождают пение движениями, характеризующими быстрое  согревание тела:  ладонью правой руки  растирают левую руку от плеча к локтю, одновременно, растирая правую руку ладонью левой руки.

         Можно, играя с детьми, выполнять самомассаж рук. Малышам кладу на правую ладошку резинового жёлтого утёнка, они смотрят на него и поют:

                        «У бабушки Натальи было пять утят, - 2 раза

                        Кря – кря – кря – кря – кря,

                        Так они кричат!»

По окончании песенки дети сжимают ладошкой утят, они начинают пищать.

После этого  дети перекладывают утёнка на левую ладошку, песенка повторяется, по окончанию песенки дети сжимают утёнка левой рукой.

С помощью гранёных карандашей (палочек, фломастеров) ребёнок может массировать запястья, кисти рук, пальцы, ладони,  тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами (палочками) будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшать трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особенный интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочитается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

                        

Упражнение «Добывание огня»

Положить карандаш на одну ладошку, прикрыть его другой. Прокатывать карандаш между ладонями сначала медленно, затем быстрее, совсем быстро, от кончиков пальцев к запястьям.

Упражнение «Прятки»

Сжимание карандаша в кулачке, поочерёдно в разных руках:

              «Карандашик посжимаю и ладошку поменяю»

        Мной сочинён прекрасный текст, который я использую в работе с детьми  для самомассажа и в качестве речевой игры:

«Разотрём свои ладошки

И погреемся немножко.

Разотрём мы уши, нос,

И не страшен нам мороз.

Мы похлопаем в ладошки,

По коленям много раз.

Мы умеем быстро топать

И попрыгаем сейчас!»

Проговаривая текст, я выполняю движения, а дети повторяют движения по моему  показу.

        Выполнение  массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует тонус вегетососудистой системы, деятельность эндокринных желёз.

Речевая игра – одно из средств здоровьеформирущих технологий. Речевые игры я начинаю использовать с младшего возраста: «Солнышко», «Огуречик», «Дождик» и т. д. Также в этом возрасте активно использую речевые игры-забавы: «Ладушки», «Кулачки», «Идёт коза рогатая», «Ладушки – ладошки», «Сорока-сорока» и т. д.

В старшем дошкольном возрасте  использую в своей работе речевые игры: «Шалтай – болтай», «Трактора», «Дуйте ветры»,  и другие. В период подготовки к осеннему празднику играю с детьми в игру «Грибочки» вот с таким текстом:

                                «Мы –весёлые грибочки,

                                Любим мы скакать по кочкам,

                                Любим бегать и играть,

                                Ты попробуй нас догнать!»

С большим удовольствием дети играют в «Игру с ёжиком»:

«За грибами в лес идём,

Прыгаем по кочкам,

А в лесу колючий ёж,

Стережёт грибочки.

Ты нас, ёжик, не коли,

А, попробуй, догони!»

В этой игре используются не только слово и движение, но и элементы пальчиковой  игры: дети  выполняют переплетение пальцев рук и грозят указательным пальцем.

        Перед такими праздниками как «День матери» или «8 марта» играю с детьми в речевую игру «Носочки – пяточки». Дети идут на носках и говорят:

                        «Маме надо отдыхать, маме хочется поспать,

                        Я на цыпочках хожу, я её не разбужу.

Затем идут на пятках, проговаривая следующий текст                        

Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук,

                        Моих пяток слышен стук.

                        Мои пяточки идут,

                        Меня к мамочке ведут».                        

.  Все мы знаем, что музыкальный слух развивается совместно с речевым.  Такие средства музыкальной выразительности как ритм, темп, динамика, лад, пауза, интонация являются характерными и для речи. Использование речевых игр в непосредственно организованной  образовательной музыкальной деятельности позволяет детям дошкольного возраста  овладевать всем комплексом выразительных средств  музыки, развивает  эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность, ритмичность движений.

Несколько слов хочется сказать и о музыкально-дидактических играх.

С младшего возраста учу детей  подражать голосом звучанию музыкальных инструментов и разных предметов, активизируя их речь. Дети любят играть в игру «Давай озвучим картинку». Малышам раздаю картинки, затем у каждого  спрашиваю, что  нарисовано на его картинке. Ребёнок отвечает. Например,   нарисован молоток. « Как стучит молоток?» - спрашиваю я. Ребёнок отвечает: «Тук –тук!» У другого ребёнка нарисован колокольчик. «Как звенит колокольчик?» Ребёнок отвечает: «Динь –динь!» У третьего ребёнка нарисованы часы. «Как тикают часы?», ребёнок отвечает «Тик –так!»

Успешному развитию звуковысотного слуха у детей   помогают музыкально – дидактические игры, в которых ребёнок в занимательной форме учится слышать, различать, сравнивать многие выразительные средства: высоту, тембр,  динамику, ритм. Например, в игре  «Ну – ка, угадай – ка» муз. Е. Тиличеевой дети подражают звукам птиц, животных и напевно произносят слоги  «га – га – га» или «ме – ме- ме» то выше, изображая маленьких гусят и козлят, то ниже, подражая большому  гусю и козе.

Использую музыкально-дидактические игры «Учитесь танцевать», «Давай попляшем»,  «Наши зайки на лужайке», «Выполни задание», «Кто как идёт», «Сыграй, как я», «Прогулка», «Что делают куклы» и другие, которые связаны с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. С помощью этих игр я развиваю у детей чувство ритма – способности активно (двигательно) переживать музыку.

В группах старшего возраста использую музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию эмоциональной сферы детей «Весело – грустно», «Какие чувства передаёт музыка?» и друдлы (портреты – перевёртыши) например, при слушании музыки С. Прокофьева «Фея  осени» и «Фея весны» из балета «Золушка».

 В непосредственно организованной образовательной деятельности я  использую элементы психогимнастики:  этюды для выражения различных эмоциональных состояний  и игры для выражения отдельных черт характера из книги М. И. Чистяковой «Психогимнастика» и предлагаемые программой: «Обидели» муз. М. Степаненко, «Попрыгунья», «Упрямец» муз. Г. Свиридова.   При слушании произведений Д. Кабалевского «Плакса», «Злюка», «Резвушка», «Упрямый братишка», «Лентяй»  детям старшего возраста предлагаю изобразить данный персонаж, малышам предлагаю «рассердиться» в  пляске «Помирились» муз. Т. Вилькорейской.  Также  детям даю задание «порхать как бабочки», нахмуриться, улыбнуться, задуматься и т. д.. даю «минутку шалости» - разрешаю детям баловаться. В «минутку шалости» для детей подготовительной группы  включаю   кинезиологические упражнения, которые   совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы, осуществляют на более высоком уровне силу, равновесие, подвижность и пластичность  нервных  процессов.

(кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения)

Пример кинезиологического упражнения «Ухо – нос»: дети сидят или стоят. Нужно хлопнуть перед собой в ладоши, взять правой рукой своё левое ухо, а левой рукой – нос. Затем снова хлопнуть в ладоши и взять правой рукой нос, а левой – правое ухо. И так несколько раз. Кто меньше ошибался, тот и выигрывает.

        Есть замечательная моравская народная песенка в обр. Ф. Зрно «Люди работают», которую дети  с удовольствием инсценируют, изображая  образ ленивого мальчугана. В конце этой песни я предлагаю ребёнку, изображающему лентяя,  погладить  живот по часовой стрелке правой рукой, а левой рукой взять большую ложку и, подняв её вверх, помахать  над головой. При повторном исполнении песни, поменять действия рук.

        При исполнении танцевальных движений детям старшего возраста можно использовать не зеркальный показ.

 Непосредственно организованная музыкально-образовательная деятельность заканчивается, как правило, весёлым танцем или подвижной музыкальной игрой. Дети бывают возбуждены. Снять возбуждение  помогает правильно подобранная музыка.

 Музыкотерапия  способствует коррекции психофизического здоровья  детей в процессе их двигательно-игровой деятельности, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание, повышает иммунитет детского организма.

О том, что музыка способна изменить психическое и физическое состояние человека, знали ещё в Древней Греции, Индии и Китае.  Отечественный физиолог И. Р. Тарханов доказал, что мелодии, доставляющие  человеку радость, замедляют пульс, способствуют  расширению сосудов и нормализуют давление. Н. М. Гринёва в своих трудах пришла к выводу: мелодичная музыка  при её прослушивании создаёт седативный эффект; музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является  тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при  нарушении мозгового кровообращения.  Отмечено, что женщины в основном  реагируют на классическую музыку.  

Если у вас депрессия послушайте детскую музыку,

       элегии,

 ноктюрны. 

При головной боли хорошо помогает слушание

«Венгерской  рапсодии» Листа,

«Фиделио»  Бетховена,  

«Американец в Париже» Гершвина.

При болях в сердце  слушайте «5 –ую симфонию» Бетховена.

Если у вас бессонница, включите

«Грустный вальс» Сибелиуса,

«Мелодию» Глюка,

пьесы Чайковского.

 При гипертонии  советуют послушать

«Концерт ре-минор для скрипки» Баха,

«Ноктюрн ре-минор» Шопена.

Если вас что-то тревожит, вы озлоблены и  раздражительны

вам необходимо послушать «Лунную сонату» Бетховена,

                                                     «Симфонию» Гайдна,

             «Кантату № 2»  Баха.

Эта музыка снимет раздражительность и успокоит вас.

                Для успокоения также хорошо слушать

«Колыбельную» Брамса,

«Свет луны» Дебюсси,

«Аве Мария» Шуберта,

«Вальсы» Штрауса.

Музыка в ритме барокко хорошо синхронизирует ум и тело. Дело в том, что ритм барокко соответствует 60 тактам в минуту, что совпадает со средней частотой биений сердца. В этом случае наиболее предпочтительна музыка великих композиторов Баха, Генделя, Вивальди.

В нашем ДОУ есть логопедическая группа. Дети этой группы имеют фонетико- фонематическое недоразвитие речи с элементами лексико-грамматического недоразвития, общее недоразвитие речи 2-3 уровня. С этими детьми один раз в неделю проводится логопедическая ритмика.

      Логоритмика - связь слова, музыки и движения. Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и, в конечном итоге, адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

        Логоритмика укрепляет у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, моторные функции, формирует правильную осанку, походку, грацию движений.

Логоритмическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с логопедом нашего ДОУ Шумиловой Татьяной Валерьевной. Она обследует детей,  составляет списки детей с нарушениями речи, даёт советы и консультации по устранению  нарушения звуков и их исправлению, планирует логопедическую работу с детьми.

Речевые проблемы имеются и у детей, которые посещают обычные группы. Списки фамилий этих детей имеются не только у логопеда, но и у меня, так как я планируя работу по музыкально-образовательной деятельности, включаю коррекционные логоритмические упражнения  развивающие  фукциональные системы ребёнка (дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память).

В нашем ДОУ имеются инклюзивные дети: девочка с синдромом Дауна и мальчик, страдающий  аутизмом. Эти дети находятся среди здоровых детей и в настоящее время достаточно адаптированы в детском коллективе.

Тесная работа по здоровьесбережению  ведётся и с психологом Поповой Оксаной Васильевной. По рекомендациям психолога я включаю в свою работу с детьми  элементы психогимнастики и релаксацию. Например релаксационные упражнения Стивена Ауэрбаха, целью которых является глубокое мышечное расслабление и коррекция тревожности, снятие блоковых зажимов. Последовательное напряжение и расслабление различных групп мышц приводит к тому, что при удержании мышцы и напряжению в течение некоторого времени и при последующем снятии напряжения мышца оказывается  более расслабленной, чем была до напряжения. Тело человека реагирует на стресс посредством мышечного напряжения, которое приводит к усилению тревожности. Следовательно, мышечная релаксация приводит к снижению уровня тревожности.

 Используя в своей работе музыкотерапию я часто обращаюсь к изомастеру Свиридовой Татьяне Николаевне, которая, в свою очередь, увлекается цветотерапией. Жизнью управляет цикличность времени: смена времени года, дня и ночи. Ночь ассоциируется с темнотой (тёмно синий цвет – ночное небо), день – со светом (дневной свет – ярко-жёлтый). Поэтому тёмные цвета относятся к покою и пассивности, а светлые к активности и надежде. Прошу  Татьяну Николаевну нарисовать с детьми цветы разные по цвету, а потом вдыхать их «аромат» - «Цветное дыхание» под музыку.

Мы с вами можем тоже попробовать это упражнение. Глубоко дыша животом, постарайтесь представить, что вы вдыхаете один цвет, а выдыхаете другой. Чтобы избавиться от нервозности и агрессивности – вдохните зелёный, который уравновешивает и освежает, а выдохните агрессивный красный. Хотите ощутить прилив счастья – вдохните оранжевый цвет, а выдохните синий. Хотите оградить себя от негативных воздействий – вдохните жёлтый, выдохните – фиолетовый. Хотите повысить самооценку и обрести уважение к себе – вдохните фиолетовый, а выдохните – жёлтый.

У психологов принято разделять  цвета на активные и пассивные. Активные цвета действуют возбуждающе – они дают лёгкую встряску организму и в состоянии ускорить процессы жизнедеятельности. Такими способностями обладают прежде всего ярко-красный и ярко-оранжевый цвета,  в меньшей мере – жёлтый. Вот почему наш зал в светло-жёлтых тонах, а пособия, атрибуты  и игрушки по цветовой гамме очень разнообразны: от возбуждающе действующих - жёлтых утят до нейтральных – светло-коричневых крышечек.

 

Одной из составляющих единого здоровьесберегающего пространства нашего ДОУ является музыкально-валеологическая работа,которая включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребёнка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом. Нужно, чтобы ребёнок с детства учился любви к себе, к людям, к жизни.

 Елена Алексеевна Фролова – специалист по развитию речи и эколог. Одним из разделов экологии является валеология. Елена Алексеевна  рассказывает детям о зубах, языке, глазах, о том для чего эти органы нужны, как нужно о них заботиться и как  беречь.  Рассказывает о сердце – главном органе нашего организма, а я, в свою очередь,  нахожу с детьми пульс на руке, и дети получают первые сведения о ритме.

Елена Алексеевна даёт исчерпывающий ответ на вопрос «Как научить ребёнка бережно относиться к своему здоровью?», а я и мои коллеги стараемся формировать культуру безопасности у дошкольников в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни с помощью различных игр и упражнений. Дети  усваивают определённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, узнают «что такое хорошо, а что такое плохо».

Дети с удовольствием инсценируют моравскую народную песню «Люди работают» и «Антошка» муз. В. Шаинского, в шуточной форме осуждая  образ лентяя. С нежностью и любовью поют песни о маме и бабушке, с гордостью и воодушевлением – о Родине и бравых солдатах.

Дети знают, что для преодоления опасных ситуаций необходима физическая готовность: сила, выносливость, быстрота, гибкость, точность движений. Общей физической подготовкой детей в нашем ДОУ занимается Хачина Ольга Михайловна.

Сегодня как никогда актуально стимулировать повышение двигательной активности детей, обогащать их двигательный опыт, формировать культуру дуижений, повышать интерес к двигательной деятельности. С этой целью мы используем  разные виды детской деятельности: традиционную утреннюю гимнастику под музыку,  народные и подвижны игры, загадки-пантомимы, упражнения и танцевальные движения с предметами и без предметов под музыку и под счёт, речевые и пальчиковые игры, танцы, нацеленные на совершенствование основных видов движений, развитие физических качеств, специализированные упражнения по формированию двигательных умений, которые могут пригодиться в опасных ситуациях.

Каким вы хотите видеть своего ребёнка? Отвечая на этот вопрос, любой родитель обязательно отвечает: « Здоровым и счастливым», потом добавляет, что хочет, чтобы его ребёнок вырос добрым, порядочным, умным и талантливым.        

Современным родителям очень хочется наполнить ребёнка знаниями, чтобы потом он стал самым лучшим, самым успешным. Ребёнок и сам готов поглощать их стремительно и безостановочно. Нам - педагогам приходится задумываться о том, как и в каком виде эти знания ему предлагать.

        Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, потребность в здоровом образе жизни, бережное отношение к здоровью детей, формирование культуры безопасности у детей и создание условий для эмоционального благополучия каждого ребёнка – вот основные задачи, которые мы – педагоги решаем совместно с родителями.

Конечно, каждому родителю, посетившему праздник, нравится то, что его ребёнок сопит носиком, играет с пальчиками, усердно делает массаж, поёт песенки и танцует. Но вдвойне  полезнее для малыша  будет повторение этих песен, игр дома, вместе с мамой и папой.

Предлагаю родителям  почитать литературу по оздоровлению детей, папки-передвижки, содержащие  артикуляционные, пальчиковые и речевые игры, посмотреть фотографии фрагментов непосредственно организованной музыкально-образовательной деятельности.

Напоминаю родителям о том, что детей необходимо вовремя укладывать спать, дети должны быть  бодрыми и весёлыми, а не вялыми и сонными. Дети должны быть аккуратно причёсаны, чтобы чёлки и пряди волос не  закрывали глаза. У всех детей обязательно должны быть чешки. У мальчиков должны быть короткие шорты, не стягивающие их в коленях, а у девочек – должны быть юбочки или платья.

Информирую родителей об особенностях детского слуха и голоса. Напоминаю, что резкие, громкие звуки отрицательно влияют на слух, снижая его остроту и чувствительность. Отсюда становится очевидным, насколько вредна для ребёнка обстановка шума, стука, крика. Также плохо отражаются на ребёнке оглушающие  громкие звуки, постоянно включённого телевизора,  музыкального центра или компьютера.

        Голосовой аппарат ребёнка очень хрупкий, связки слабые, гортань нежная. Поэтому крикливый разговор, форсированное пение создают напряжённость голосового аппарата ребёнка.

        Довожу до сведения родителей, что у детей младшего дошкольного возраста поверхностное, «неорганизованное» дыхание. Уже только поэтому нельзя привлекать ребёнка к исполнению «взрослых» песен. В них широкий диапазон, длинные музыкальные фразы, требующие  глубокого, сильного дыхания, - всё это вредно для ребёнка. Поощрять стремление ребёнка повторять со взрослыми их песни не следует. Слабый, хрупкий голосок, несовершенное дыхание при всей музыкальности и точности воспроизведения её не силах справиться с широтой «Взрослой» песни – может произойти срыв голосовых связок.  Да и по содержанию они не уместны для ребёнка и непонятны ему. Часто слова «взрослых» песен произносятся неосмысленно, приблизительно, иногда до смешного перевёрнутые по смыслу.

        Обо всех этих особенностях взрослые должны помнить и чувствовать ответственность за охрану голоса и слуха детей.

Чтобы дети  хорошо себя чувствовали не только физически, но испытывали

и психологический комфорт вся работа с детьми проводится в игровой форме. Игровая деятельность является основной деятельностью дошкольника.

        

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Конвенция ООН о правах ребёнка»
  2. «Закон об образовании РФ», вступивший  в силу с 01. 09. 2013 года
  3. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ» 2.4.1.2660-10.
  4. Постановление № 164 от 20.12.2010 г. Об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 Изменение № 1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
  5. Приказ Гособразования СССР от 04. 07. 1989 № 541 «О введении в

действие Правил пожарной безопасности».

  1. Должностная инструкция музыкального руководителя.
  2. «Инструкция 003/2 – 2012 по технике безопасности, охране жизни и

здоровья воспитанников».

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издание 2-е, 2011 год
  2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной, Москва, «Просвещение» - 1982 год
  3. «Целительная магия музыки. Влияние музыки на организм человека»

Владимир Элькинд

  1. «Настольная книга музыкального руководителя». Автор-составитель И.

П. Равчеева, изд. «Учитель», Волгоград, 2014 год.

  1. Статья ст. преп. МГПИ Н. И. Льговской «Единство физического, душевного и духовного как идеал воспитания ребёнка раннего возраста» из методического пособия «Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе», авторы В.В. Зябкина, Н. И. Льговская, Н. В. Микляева, Москва, УЦ «Перспектива», 2011 год.
  2.  «Развитие конструктивной деятельности у дошкольников» С. В. Коноваленко, Санкт- Петербург, «Детство-Пресс», 2012 год.
  3.  «Логоритмика» Г.В. Волкова (учебное пособие для студентов педагогических институтов), Москва, «Просвещение», 1985 год.
  4.  «Психогимнастика» М. И. Чистякова, Москва, «Просвещение» «Владос», 1995 год.
  5.  «Как Рыжик научился петь» Л. Абелян (учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста), Москва, «Советский композитор», 1989 год.
  6.  Статья «Снова о наболевшем» Т. Э. Тютюнниковой (кандидат искусствоведения, лауреат премии «Грант Москвы», учитель музыки Центра образования № 1679,  Москва) из журнала «Музыкальный руководитель» № 1 – 2008 год.
  7.  «Медитация и сила мысли: за здоровьем к себе» Б. Д.  Аранович, Санкт – Петербург, «Невский проспект», 2002 год.
  8.  Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 0, март –2012 год.
  9. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 3, сентябрь-2012 г.
  10. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» О. С.

Боромыкова,  Санкт-Петербург,  «Детство- Пресс»,1999 год.

  1. «Логоритмические занятия в детском саду» (методическое пособие) М.

Ю. Картушина, Москва, «Творческий центр», 2005 год.

  1. «Логоритмика в детском саду» (старшая и подготовительная группа) М.

Ю. Гоголева, Ярославль, «Академия развития», 2006 год.

24.

        

        

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Конвенция ООН о правах ребёнка»
  2. «Закон об образовании РФ», вступивший  в силу с 01. 09. 2013 года
  3. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ» 2.4.1.2660-10.
  4. Постановление № 164 от 20.12.2010 г. Об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 Изменение № 1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
  5. Приказ Гособразования СССР от 04. 07. 1989 № 541 «О введении в

действие Правил пожарной безопасности».

  1. Должностная инструкция музыкального руководителя.
  2. «Инструкция 003/2 – 2012 по технике безопасности, охране жизни и

здоровья воспитанников».

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издание 2-е, 2011 год
  2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной, Москва, «Просвещение» - 1982 год
  3. «Целительная магия музыки. Влияние музыки на организм человека»

Владимир Элькинд

  1. «Настольная книга музыкального руководителя». Автор-составитель И.

П. Равчеева, изд. «Учитель», Волгоград, 2014 год.

  1. Статья ст. преп. МГПИ Н. И. Льговской «Единство физического, душевного и духовного как идеал воспитания ребёнка раннего возраста» из методического пособия «Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе», авторы В.В. Зябкина, Н. И. Льговская, Н. В. Микляева, Москва, УЦ «Перспектива», 2011 год.
  2.  «Развитие конструктивной деятельности у дошкольников» С. В. Коноваленко, Санкт- Петербург, «Детство-Пресс», 2012 год.
  3.  «Логоритмика» Г.В. Волкова (учебное пособие для студентов педагогических институтов), Москва, «Просвещение», 1985 год.
  4.  «Психогимнастика» М. И. Чистякова, Москва, «Просвещение» «Владос», 1995 год.
  5.  «Как Рыжик научился петь» Л. Абелян (учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста), Москва, «Советский композитор», 1989 год.
  6.  Статья «Снова о наболевшем» Т. Э. Тютюнниковой (кандидат искусствоведения, лауреат премии «Грант Москвы», учитель музыки Центра образования № 1679,  Москва) из журнала «Музыкальный руководитель» № 1 – 2008 год.
  7.  «Медитация и сила мысли: за здоровьем к себе» Б. Д.  Аранович, Санкт – Петербург, «Невский проспект», 2002 год.
  8.  Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 0, март –2012 год.
  9. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 3, сентябрь-2012 г.

        

                

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл музыкальных занятий с использованием ИКТ технологий "Знакомство с музыкальными инструментами"

Цикл занятий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Ориентирован для исполь...

Применение новых методик и технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. Автор О.П.Радынова "Музыкальные шедевры"

"Музыкальные  шедевры" Автор О.П.РадыноваТехнология  развития  творческого  слушания  музыки, формирование  основ  музыкальной  культуры  у  детей ...

Статья «Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в непосредственно организованной музыкальной деятельности»

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на подд...