Формирование КГН через УНТ
проект (младшая группа) на тему

Ведущей педагогической идеей проекта является создание условий для развития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников, их творческой самореализации в неразрывном единстве речи, игры, разнообразных движений, пении. Фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития человека. Таким образом, использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка, побуждать к совместным действиям со взрослыми, устанавливать доверительные отношения в коллективе, способствовать постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивать непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_proektu_folklor_v_form-ii_kult-gig._nav.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков

у детей младшего  дошкольного возраста

через устное народное творчество»

1. Информация о проекте

1.1. Условия возникновения и становления проекта

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Инновационная  политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации  и неповторимости педагогического воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного процесса. Педагоги дошкольных учреждений ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные составляющие гуманистического подхода. Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности детей и взрослых.

В нашем проекте предпринята попытка использовать фольклор как средство  успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста как одного из важнейших навыков на данном жизненном этапе ребенка.

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и другие требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. Потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.

Началом работы по теме проекта стало проведение диагностики по определению уровня сформированности интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными  культурно-гигиеническими навыками» (4 слайд).

Анализ  первичных диагностических данных помог спроектировать педагогическую деятельность и направить ее на формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста посредством использования фольклора.

Мы  пришли к выводу, что культурно – гигиенические  навыки детей младшего дошкольного возраста формируются быстрее и эффективнее и становятся прочными  при соблюдении определенной системности.

1.2. Актуальность проекта. (3 слайд)

Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоянно нуждаются в непосредственной помощи взрослого.

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться. Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Как ни важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые - пример во всем для ребенка. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Используемые методы и приемы по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного возраста традиционны, малопродуктивны

Перед нами стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Поэтому целью нашего опыта явилось изучение процесса формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь дошкольника становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координацию и ловкость.

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.

В ходе нашей деятельности, мы пришла к выводу, что формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:

  • учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста;
  • использовать игровые виды деятельности и художественное слово (фольклор)
  • привлекать родителей к процессу формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста посредством использования форм устного народного творчества.

Тема проекта актуальна для детей младшего дошкольного возраста, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.

1.3. Ведущая педагогическая идея проекта

Ведущей педагогической идеей проекта является создание условий для развития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников, их творческой самореализации в неразрывном единстве речи, игры, разнообразных движений, пении.

Фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития человека.

Таким образом, использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка, побуждать к совместным действиям со взрослыми, устанавливать доверительные отношения в коллективе, способствовать постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивать непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

1.4. Диапазон проекта

Диапазон проекта представлен системой работы с детьми младшего дошкольного возраста по воспитанию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора и включает в себя:

  • - единая среда воспитательно-образовательного процесса;
  • -привитие культурно-гигиенических навыков согласно используемых программ и технологий;
  • - создание предметно-развивающей среды группы;
  • - работу с семьями воспитанников.

1.5. Теоретическая основа проекта

Теоретической основой проекта стали идеи ведущих отечественных психологов и педагогов, занимавшихся проблемой воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников, и компетентное мнение современных педагогов о влиянии фольклора на успешное воспитание детей раннего возраста.

Великий педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало развитию научной педагогики призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал: «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.» Овладение этими культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить с использование фольклора.

Ценность фольклорных произведений заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.

  1.  . Новизна проекта:

Данный проект является синтезом уже существующих подходов к воспитанию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников посредством фольклора и материалом из личного опыта работы.

2. Описание проекта.

Тип проекта:  практико – ориентированный

Продолжительность: 1 год

Участники: дети младшего  дошкольного возраста, педагоги, родители

Основное направление проекта:  устное народное творчество как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста (2 слайд)

Цель педагогического проекта:

Использование малых форм устного народного творчества для повышения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста (5 слайд)

Задачи (6 слайд)

  1. Повысить уровень сформированности  интегративного качества

«Физически развитый, овладевший основными  культурно-

гигиеническими навыками» у детей младшего дошкольного возраста через использование форм  устного народного творчества;

  1. Повысить  уровень компетентности  родителей по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста посредством использования форм устного народного творчества.
  2. Обосновать результаты педагогического опыта  по использованию  форм устного народного творчества  с целью дальнейшего использования педагогами в работе по формированию культурно-гигиенических навыков  у детей.

Предполагаемый результат. (7 слайд)

  • Повысится уровень сформированности  интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными  культурно-гигиеническими навыками» до  65%.
  • Повысится  уровень компетентности  у родителей по вопросам формированию КГН  у детей младшего  дошкольного возраста через использование форм устного народного творчества  до 75%.
  • Повысится уровень компетентности педагогов в использовании форм устного народного творчества при формировании КГН  у детей младшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта (9 - 12 слайды)

Планово-диагностический

Анализ  и оценка ситуации, выработка концептуальной основы проекта по использованию форм устного народного творчества, как средства формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста

Содержание:

-   выявление уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы, игры;

- составление плана работы;

- разработка содержания проекта: изучение методической  литературы, подбор  фольклорных форм, дидактических игр, упражнений,  подбор материала для работы с родителями и педагогами.

Организационно-исполнительский

Создание и внедрение системы работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей  младшего  дошкольного возраста через использование форм устного народного творчества (разработка и апробирование методического комплекса  по работе с детьми, родителями и педагогами)

Формы работы с дошкольниками:

Н О Д (как часть занятия)

 О Д в режиме дня (подготовка к приему пищи, сну, прогулке, дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы, заучивание и обыгрывание потешек, презентации, ИКТ)

самостоятельная деятельность (дидактические, сюжетно - ролевые, лепка, рисование)

совместная деятельность родителей с детьми (чтение художественной литературы, беседы, игры, выполнение заданий по формированию КГН, мини-этюды, презентации).

Формы работы с родителями: анкетирование, родительское собрание (круглый стол,  деловая игра, тестирование), консультации с обратным талоном, памятки, рекомендации, буклеты.

Формы работы с педагогами: консультации, памятки, рекомендации, буклеты, презентации, деловая игра, тестирование.

Методы и приёмы: беседы, игровые приемы с элементами театрализации, использование ИКТ, индивидуально - дифференцированный подход, создание и решение проблемных ситуаций.

Средства обучения:  алгоритмы по режимным моментам, мнемотаблицы по заучиванию потешек,  атрибуты к сюжетно-ролевым играм,  различные виды театра, дидактические куклы, ИКТ, литературный материал и т.д.

Описательно-итоговый этап

Выявить и оценить степень сформированности интегративного качества у детей младшего дошкольного возраста «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Протокол обследования сформированности уровня интегративных качеств «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»,

 «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

 

Фамилия, имя ребенка

Я и мое тело

О навыках личной гигиены

О роли лекарств и витаминов

Движение – это жизнь

Закаляйся, если хочешь быть здоровым

Профилактика заболеваний и травматизма

Общий балл

Уровень

Знает части тела  еловека

Понимает функцианальное назначение частей тела и органов чувств

Имеет навыки опрятности

Соблюдает элементарные навыки гигиены

Владеет простейшими навыками приема пищи

Имеет представления о полезной и вредной пище

Имеет представления о составляющих здорового образа 11жизни: пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены

Имеет представление о пользе закаливающих процедур

Отличает свое состояние: «больной», «здоровый»

Имеет представление о состоянии здоровья в зависимости от погодных условий

1.

2.

  Исходя из полученных результатов, можно утверждать об эффективности использования фольклорных произведений в воспитании культурно – гигиенических навыков младших дошкольников в  детскому саду.

Продукт проекта (13 слайд)

Для детей:

Дидактические и сюжетно-ролевые игры, задания и упражнения, мини-этюды, картотека потешек по формированию КГН, мультфильмы, презентации и беседы, мнемотаблицы по заучиванию потешек.  

Для педагогов:

Модели  занятий, консультации и рекомендации, деловая игра, тестирование, презентационный материал по методике формирования КГН посредством УНТ, материал по ИКТ

Формы работы с родителями:

Анкетирование, родительское собрание (круглый стол, родительский практикум,  деловая игра, тестирование), консультации с обратным талоном, памятки, рекомендации, буклеты, домашние презентации по потешкам, домашние игротека и библиотека потешек по гигиеническим навыкам, совместные занятия с родителями.

  1. Вывод.

    Анализ итоговой диагностики свидетельствует о положительных результатах системы работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

     Разработанные занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников посредством  фольклора доступны детям и являются эффективными средствами обучения культурно-гигиеническим навыкам.

Успешным фактором в ходе работы над проектом стало вовлечение педагогического коллектива  и родителей в процесс формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников посредством  фольклора.

Опыт может представлять интерес для воспитателей младшего дошкольного возраста  детских дошкольных учреждений, независимо от реализуемой программы.

     Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально - образное средство влияния на детей, необходимо поддерживать интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки. Конечно, работа по ознакомлению детей с фольклором многошаговая. 

Мы думаем, что работа по формированию культурно-гигиенических навыков посредством фольклора даст много хорошего.

Во - первых, формируя культурно-гигиенических навыки, решаются познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей.

Во - вторых, эта работа позволит приблизить детей к культуре  русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение.

В - третьих, работа с фольклором способствует развитию у детей любви к родному краю и умению видеть и понимать окружающий мир.

В - четвертых, потешки, пословицы и поговорки, игры, которые вызывали доброжелательный смех детей, действуют на ребенка сильнее, чем замечания и наказания, способствовали установлению эмоционального контакта между детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии....

Формирование гендерныхкачеств через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

обмен опытом на районном семинаре для дошкольных работников на тему: "Формирование гендерныхкачеств через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"...

"Формирование толерантности через преемственность поколений с педагогической точки зрения"

Формирование (в педагогике) – процесс развития явлений, процессов, систем под определенным педагогическим  влиянием; любые изменения, новообразования, усложнения индивидуумов, социальных групп, о...

Формирование патриотизма через изучение культуры и истории Санкт-Петербурга

В этой статье рассказывается о необходимости фирмирования патриотизма у дошкольников через истоию и культуру родного города....

Социально-личностное формирование дошкольника через воспитание чувства эмпатии к окружающим.

«ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В ДРУГИХ И НЕ НРАВИТСЯ В САМОМ   СЕБЕ»(непосредственно образовательная деятельность)...

Игра-драматизация «Волк и семеро козлят» Формирование ОБЖ через игровую деятельность

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, безопасностьЦель: Формировать у детей интерес к играм – драматизациям.Задачи:- Учить детей ...

Презентация " Формирование ЭМП через развивающие игры"

Во время занятий с детьми с развивающими играми педагогам надо  обратить внимание на следующее:Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и с...