Программа дополнительной образовательной деятельности "Школа мяча" для детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа) на тему
Программа представляет собой гибкую систему, позволяющую развивать у детей потребность к занятиям физической культурой, спортом, здоровому образу жизни. Ребенок учится контролировать свои движения и управлять ими, способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, что соответствует целевым ориентирам проекта Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. Содержание программы направлено на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных физических задатков, а также развитие двигательных способностей в области спортивных игр с элементами баскетбола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 372.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт программы 2
- Пояснительная записка 4
- Цели и задачи Программы 5
- Планируемые результаты 6
1.3. Объем образовательной нагрузки 6
- Содержание Программы 7
- Организационно-педагогические условия
- Учебный план 16
- Расписание занятий 16
- Календарный учебный график 16
- Программно-методическое обеспечение 17
- Материально-техническое обеспечение 17
- Мониторинг 19
Список литературы 21
Приложения 23
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование дополнительной услуги | Проведение занятий физкультурно - оздоровительной направленности |
Наименование Программы | «Школа мяча», программа дополнительной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста |
Основание для разработки Программы | - Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; - Постановления Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - Адаптированная образовательная программа дошкольного образования; - ФГОС ДО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155); - Устав МБДОУ № 46 |
Заказчик Программы | МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах», Родители (законные представители) воспитанников |
Составители Программы | Базарнова О.В. воспитатель высшей квалификационной категории |
Целевая группа | Дети среднего дошкольного возраста (4-5лет) |
Цель Программы | Повышение эффективности процесса физического развития детей с речевыми нарушениями средствами спортивной игры с элементами баскетбола. |
Задачи программы |
|
Координация и контроль реализации Программы | Осуществляется администрацией МБДОУ ДСКВ №46 и родительской общественностью. Отслеживание результативности предусмотрено в различных формах:
|
Механизм реализации Программы | Администрация ДОУ:
|
Краткая характеристика Программы | Программа представляет собой гибкую систему, позволяющую развивать у детей потребность к занятиям физической культурой, спортом, здоровому образу жизни. Ребенок учится контролировать свои движения и управлять ими, способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, что соответствует целевым ориентирам проекта Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. Содержание программы направлено на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных физических задатков, а также развитие двигательных способностей в области спортивных игр с элементами баскетбола. |
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Здоровье – сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. Охрана здоровья дошкольников – одно из приоритетных направлений государственной политики, в том числе и политики в сфере образования, что отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ст. 41,42).
Здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди этого многообразия большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривает приобретение опыта ребенком в различных видах деятельности. В том числе, двигательной. Ведь «Движение – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой» (А. Я. Гомельский, председатель Российской федерации баскетбола).
При её недостатке возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы я вижу в спортивных играх с мячом. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в бросании, ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом. Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр с элементами баскетбола.
Физкультурные занятия, построенные на использовании спортивных игр и упражнений с элементами баскетбола, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес у дошкольников к занятиям двигательной деятельностью. Программа «Школа мяча» разработана на основании парциальной программы Л.И. Пензулаевой «Физическая культура дошкольникам», которая рекомендована Министерством образования РФ. Программа дополнительного образования реализуется на базе МБДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Одним из основных направлений образовательного процесса МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Поиск эффективных путей реализации данного направления с учетом современных требований привел к разработке программы дополнительного образования «Школа мяча».
Основные принципы построения программы
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными технологиями;
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;
- Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
- Принцип взаимодействия – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
- Цели и задачи
Целью программы является Повышение эффективности процесса физического развития детей с речевыми нарушениями средствами спортивной игры с элементами баскетбола.
Задачи программы:
- Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, умение применять их в игровой ситуации.
- Учить командным взаимодействиям.
- Развивать точность, координацию, глазомер, основные двигательные качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость;
- Воспитывать умение играть с мячом, уступать друг другу мяч; приучать слушать сигнал.
- Планируемые результаты
В ходе реализации Программы ребенок:
- научится понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила;
- научится быстро реагировать на сигнал;
-овладеет технико-тактическими действиями с мячом: передачей мяча, ведением мяча и забрасыванием мяча в баскетбольное кольцо;
- сформируется интерес к спортивной игре в баскетбол.
Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме открытых занятий, командных соревнований.
Сроки реализации Программы – 1 год.
1.3. Объем образовательной нагрузки
Программа рассчитана на 1 год обучения (с сентября по май месяц) детей среднего дошкольного возраста.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.
Количество детей в группе – 20 человек.
- Содержание Программы
месяцы | №п/п занятия | Тема занятия | Задачи | Содержание |
Сентябрь | 1. | Диагностика Мальчиков | Выявить уровень физической подготовленности детей. |
|
2. | Диагностика девочек | Выявить уровень физической подготовленности детей. |
| |
3. | История возникновения мяча | Углубить представление детей о спортивных играх с мячом. Познакомить с историей возникновения мяча. Развивать ориентировку в пространстве. |
| |
4. | Знакомство со спортивной игрой -баскетбол | Учить детей брать мячи из корзины и класть их на место. Дать возможность осознать физические качества мяча (упругость, вес, объем). |
| |
Октябрь | 5. | Техника перемещения по площадке | Познакомить детей с техникой перемещения по площадке (стойка, бег, прыжки, повороты, остановки) с их правилами. |
|
6. | Техника перемещения по площадке | Формировать умение владеть мячом, приучать не мешать товарищу по игре, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. |
| |
7. | Техника перемещения по площадке | Обучение детей основной стойке баскетболиста, обращать внимание на постановку ног, положение корпуса. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. |
| |
8. | Техника перемещения по площадке | Учить детей ловить мяч обеими руками, стоя на месте. Закреплять основную стойку баскетболиста; воспитывать умение играть с мячом. |
| |
Ноябрь | 9. | Действие с мячом: удержания мяча | Знакомство детей с правилом держания мяча |
|
10. | Действие с мячом: удержания мяча | Формировать умение играть с мячом; учить детей правилу держания мяча. Закрепить основную стойку баскетболиста. |
| |
11. | Действие с мячом: удержания мяча | Учить детей слушать сигнал; формировать умение управлять мячом и играть с ним, не мешая товарищу, находить свободное место на площадке. |
| |
12. | Действие с мячом: удержания мяча | Формировать умение играть с мячом; совершенствовать навыки основной стойки баскетболиста – удержания мяча на уровне груди обеими руками, приучать детей слушать сигнал, воспитывать выдержку и внимание. |
| |
Декабрь | 13. | Ловля мяча | Знакомство детей с правилом ловли мяча |
|
14. | Ловля мяча | Формировать умение действовать с мячом, учить следить за мячом при броске, быстро реагировать на сигнал, воспитывать выдержку и внимание |
| |
15. | Ловля мяча | Учить ловле мяча, закреплять умение быстро реагировать на сигнал, способствовать развитию ориентировке в пространстве |
| |
16. | Ловля мяча | Учить ловле мяча, упражнять в умении действовать с ним, способствовать развитию координации движений; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. |
| |
Январь | 17 | Ловля мяча | Формировать навыки бросания мяча, совершенствовать навык ловли мяча, способствовать развитию глазомера, координации движений и ловкости, учить играть дружно. |
|
18 | Передача мяча | Знакомство детей с правилом передачи мяча |
| |
19 | Передача мяча | Учить детей передавать мяч двумя руками от груди, упражнять в ловле мяча, развивать внимание и ориентировку в пространстве. |
| |
20 | Передача мяча | Совершенствовать навыки передачи – ловле мяча, развивать умение точно бросать мяч в определенном направлении; воспитывать умение согласовывать свои действия с движениями товарища |
| |
Февраль | 21 | Передача мяча | Совершенствовать навыки передачи – ловле мяча, способствовать развитию глазомера, координации движений и ловкости, Следить, чтобы дети играли дружно, помогали друг другу. |
|
22 | Передача мяча | Совершенствовать навыки передачи – ловле мяча в движении; воспитывать организованность, ответственность за свои действия перед командой. |
| |
23 | Ведение мяча | Знакомство детей с правилом ведения мяча |
«Вырасти большой». | |
24 | Ведение мяча | Учить детей ведению мяча на месте, умению контролировать мяч руками, формировать выработку чувства ритма, умение координировать движение рук и ног. |
| |
Март | 25 | Ведение мяча | Совершенствовать навыки ведение мяча на месте, упражнять в передаче-ловле мяча, способствовать развитию координации движений, ориентировки в пространстве. |
|
26 | Ведение мяча | Упражнять детей в ведении мяча на месте, формировать умение контролировать мяч с помощью бокового зрения, способствовать развитию глазомера, координации движений и ловкости, учить играть дружно. |
| |
27 | Ведение мяча | Учить детей ведению мяча в движении, видеть площадку; быстро реагировать на сигнал, воспитывать честность, справедливость в игре. |
| |
28 | Ведение мяча | Совершенствовать навыки ведение мяча в движении, формировать выработку чувства ритма, умение координировать движение рук и ног, воспитывать ответственность перед командой. |
| |
Апрель | 29 | Бросание мяча в корзину | Знакомство детей с правилом броска мяча в корзину. |
«Апчхи!», «Насос». |
30 | Бросание мяча в корзину | Учить детей бросанию мяча в корзину, закрепить умение бросать мяч из - за головы, учить передачи мяча одной рукой от плеча, способствовать воспитанию ловкости, ориентировки в пространстве. |
«Дровосек», «Вырасти большой». | |
31 | Бросание мяча в корзину | Совершенствовать умение бросать мяч в корзину, закреплять ведение мяча в движении, учить детей прицеливаться при броске мяча в цель, воспитывать уверенность в своих силах. |
| |
32 | Бросание мяча в корзину | Упражнять детей в умении бросать мяч в корзину, передавать – ловить мяч способствовать развитию глазомера, координации движений и ловкости, учить играть дружно. |
| |
Май | 33 | Закрепление пройденного материала | Упражнять детей в умении бросать мяч в корзину, передавать – ловить мяч, воспитывать умение согласовывать свои действия с движениями товарища |
|
34 | Закрепление пройденного материала | Совершенствовать умение владения мячом, закреплять знание правил игры в баскетбол, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. |
| |
35 | Диагностика Мальчиков | Выявить уровень физической подготовленности детей. |
| |
36 | Диагностика девочек | Выявить уровень физической подготовленности детей. |
|
- Организационно-педагогические условия
3.1. Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Кол-во занятий в неделю/месяц | Кол-во минут в неделю/ месяц | Форма проведения |
1. | Проведение занятий физкультурно - оздоровительной направленности | 1/4 | 20/80 | фронтальная |
Итого в год | 36 | 720 |
- Расписание занятий
Неделя месяца | Дни недели | Время |
I- II-III-IV | среда | 17.00 -17.30 |
3.3. Календарный учебный график
Тема | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Диагностика | 2 | 2 | |||||||
История возникновения мяча | 1 | ||||||||
Знакомство со спортивной игрой -баскетбол | 1 | ||||||||
Техника перемещения по площадке | 4 | ||||||||
Действие с мячом: удержания мяча | 4 | ||||||||
Ловля мяча | 4 | 1 | |||||||
Передача мяч | 3 | 2 | |||||||
Ведение мяча | 2 | 4 | |||||||
Бросание мяча в корзину | 4 | ||||||||
Закрепление пройденного материала | 2 | ||||||||
Итого: | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
3.4.Программно-методическое обеспечение
№ | Наименование услуги | Название программы | На основании какой программы разработана |
Проведение занятий физкультурно - оздоровительной направленности | «Школа мяча» | Разработана на основе парциальной программы Л.И. Пензулаевой «Физическая культура дошкольникам», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. |
- Материально-техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в спортивном зале дошкольного учреждения, расположенном на третьем этаже здания, воспитателями высшей квалификационной категории, имеющими специальную подготовку и соответствующее образование.
Для реализации программы не требуется дорогостоящего оборудования. Мячи для баскетбола заменены обычными резиновыми диаметром 25 см для каждого ребенка (для игр и тренировок); 1баскетбольный мяч (для командной игры). В физкультурном зале имеются разметки, 2стационарных и 2 переносных щита с корзинами.
Формы работы с детьми:
- групповая,
- подгрупповая,
- индивидуальная.
Методы работы с детьми:
- речевые обозначения (термины), речевые указания (начало движений, направление и техника движений), название упражнения, объяснение, пояснения, команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции;
- наглядный показ и прием практического выполнения (показ действий с мячом);
- речевая мотивация (поощрения) визуальные;
- показ упражнений с соблюдением правил игры и техники движений, слуховые и зрительные ориентиры;
- мимика (улыбка, кивок головой).
Приемы работы с детьми:
- «круговой» тренировки (суть которых заключается в чередовании игровых упражнений, силовых возможностей разных мышечных групп и упражнений);
- прием визуальной информации (для контакта с занимающимися, для того чтобы передать им информацию об упражнениях не прерывая занятия, для исправления ошибок и поощрения детей).
Структура проводимых занятий:
Вводная часть: различные виды ходьбы и бега, подскоков, прыжков, корригирующие упражнения.
Основная часть: упражнения с мячом, элементы спортивных игр, п/и, эстафеты с мячом.
Заключительная часть: м/п игра, ходьба, дыхательные упражнения.
- Мониторинг
Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для профессиональной коррекции особенностей физического развития.
1. Педагогическая диагностика проводится два раза в год: на 1-2 неделе сентября; 3-4 неделе мая.
2.Обследование дошкольников проводится с использованием методик М. А. Руновой «Диагностика уровня физической подготовленности детей 5-7 лет» и Л. Н. Волошиной «Диагностика уровня физической подготовленности». Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту физического развития ребенка и оцениваются по трёхбалльной шкале.
Инструментарий для физического обследования
Критерии оценки двигательных умений и навыков владения мячом
Наименование показателя | Критерии оценки двигательных умений и навыков владения мячом | ||||
Пол | Низкий (1 балл) | Средний (2 балла) | Высокий (3 балла) | ||
1 | Подбрасывание и ловля мяча (количество) | М | 15-25 | 25-30 | 30-45 |
Д | 15-19 | 20-25 | 25-30 | ||
2 | Дальность броска набивного мяча (1 кг) из-за головы, стоя (см) | М | 160-200 | 200-240 | 240-260 |
Д | 150-190 | 190-210 | 210-230 | ||
3 | Ведение мяча между кеглями –10м (расстояние между кеглями –2м) (м) | М | 1-3 | 4-7 | 8-10 |
Д | 1-3 | 4-7 | 8-10 | ||
4 | Отбивание мяча рукой (количество) | М | 5-6 | 7-13 | 14-20 |
Д | 5-6 | 7-13 | 14-20 | ||
5 | Бросок мяча в корзину с расстояния 3м (высота кольца 2м) (количество попаданий из 3 попыток) | М | 0 | 1 | 2-3 |
Д | 0 | 1 | 2-3 |
Итоговая оценка двигательных умений и навыков владения мячом ребенком определяется общей суммой баллов:
- 12 - 15 балла – высокий уровень;
- 8 - 11 баллов – средний уровень;
- 5 -7 баллов – низкий уровень.
Протокол обследования уровня развития двигательной координации
№п/п | Фамилия имя ребенка | Подбрасывание и ловля мяча (количество) | Дальность броска набивного мяча (1 кг) из-за головы, стоя (см) | Ведение мяча между кеглями –10м (расстояние между кеглями –2м) (м) | Отбивание мяча рукой (количество) | Бросок мяча в корзину с расстояния 3м (высота кольца 2м) (количество попаданий из 3 попыток) | Количество баллов | ||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||||
Качественная характеристика уровней двигательных умений и навыков владения мячом:
Низкий. Неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом.
Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.
Высокий. Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумать новые варианты с мячом.
Список литературы
1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: кн. Для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1992.-159 с.
2. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников: (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1983.
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 224с.
4. Николаева Н. И. Школа мяча. – СПб.: Детство – Пресс, 2008. – 86с.
5. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет». М.: Просвещение, 1988.
6. Физическая подготовка детей 5—6лет к занятиям в школе (из опыта работы) / Под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковской, Т. И. Осокиной – М.: Просвещение,1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста "Волшебный мир оригами"
Представлены: паспорт программы, пояснительная записка,календарно-тематическое планирование, мониторинг освоения програмного материала, требования к уровню подготовки....
Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста "ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ" (с использованием фитнес-технологии - фитбол-гимнастика)
Особенностью данного курса является использование на занятиях одного из таких снарядов: удивительные чудо-мячи – фитболы. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)
Особенностью данного курса является применение оздоровительных фитнес технологий. Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...
«Волшебный завиток» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг»...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундучок»
Программа дополнительной образовательной услуги "Бабушкин сундучок"...
Программа дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Природа и безопасность»
Программа включает в себя работу по разделу "Природа и безопасность" программы Л. Л. Тимофеевой "Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет"...
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста "Волшебный пластилин".
Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии....