«Развитие музыкально-ритмических движений в процессе непосредственно - организованной образовательной деятельности с учетом здоровье-сберегающих технологий
проект по теме

Сердюкова Наталья Петровна

Технология по здоровью сбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_sementsovoy.doc318 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

         

ТЕХНОЛОГИЯ

«Развитие музыкально-ритмических движений

детей дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии, как условие успешной социализации воспитанников»

Музыкальный

руководитель:

Сердюкова Наталья Петровна

  1. Описание и анализ образовательной технологии

        Технология «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии, как условие успешной социализации воспитанников» направлена на развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

        В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям через музыку.

        Реализация технологии осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (3 – 7 лет). План реализации технологии представляет собой логическую последовательность форм, методов, способов работы с детьми, родителями и воспитателями ДОУ, обеспечивающую их приобщение к здоровьесбережению через музыкально-ритмическую деятельность.

        Технология ориентирована на музыкальных руководителей, воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования и родителей.

        Внедрение технологии в процесс музыкальной деятельности является на сегодняшний день актуальной, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведении, развитии и здоровье. Энергетическая активность таких детей очень низка, а преобладающие у них отрицательные эмоции блокируют функции мозга: внимание, память, мышление, воображение. Чтобы повысить энергетический запас детского организма и направить его на развитие, необходимо не только избавить детей от душевных переживаний и дискомфорта, но и помочь им получить удовольствие и радость от жизни, успешно социализироваться в обществе. В этом большую помощь им окажет музыка.

        Содержание технологии «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии, как

условие успешной социализации воспитанников» структурировано по следующим разделам:

  • Тема – внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по развитию музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста.

  • Девиз – «Чем слабее тело, тем больше оно властвует, чем оно сильнее, тем больше повинуется». Ж. Ж. Руссо

 

  • Цель – организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ в процессе внедрения в работу технологии «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии, как условие успешной социализации воспитанников».

  • Задачи технологии

Задачи по здоровьесбережению:

  • укрепление здоровья ребенка. Профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
  • развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма, а также коррекция зрения;
  • снижение эмоционально-психического напряжения, а так же формирование положительных эмоций и душевного равновесия;

  • создание атмосферы принятия, доверия, взаимопонимания и активного взаимодействия между педагогом и детьми;

Задачи по музыкальному воспитанию:

  • учить воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
  • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
  • расширение музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков.
  • Формирование музыкальной культуры.

Задачи по социализации:

  • формирование социально-коммуникативных навыков (общения, взаимопонимания, доброжелательности и т.д.);
  • развитие творческих способностей, чувства прекрасного, умение видеть красоту и образность окружающего мира.
  • воспитание и формирование глубоких эстетических чувств.

Задачи по развитию двигательных качеств и умений:

  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  • развитие физических качеств (гибкости, пластичности, выносливости, ловкости, силы);
  • формирование правильной осанки, красивой походки;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;

  • воспитание стойкого интереса, потребности к музыкально-ритмическим движениям.

Задачи по развитию творческих способностей:

  • развитие творческого воображения и фантазии;
  • развитие способности к импровизации;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях;
  • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.

        

        Задачи по музыкально-ритмическим движениям специфичны для каждого возраста.

Возраст 3 – 4 года

        Дети младшего возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение под музыку доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер. Поэтому, приоритетными задачами развития музыкально-ритмических движений для данного возраста являются:

  • воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;
  • развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;

  • обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.

Возраст 4 – 5 лет

        В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального возраста, средств музыкальной выразительности. Приоритетными задачами в работе с данной возрастной группой являются:

  • развитие гибкости, пластичности, мягкости движений;
  • воспитание самостоятельности в исполнении движений под музыку;
  • побуждение детей к творчеству.

Возраст 5 – 7 лет

        В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность педагогу подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи:

  • развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений;
  • развитие умения импровизировать под незнакомую музыку;
  • формирование адекватной оценки и самооценки.

  • Формы работы с детьми
  • Непосредственно организованная образовательная деятельность;
  • Музыкально-подвижные игры с правилами;
  • Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики;
  • Гимнастика (дыхательная, утренняя);
  • Физкультминутка;
  • Сюжетные игры;
  • Реализация проектов;
  • Рассматривание и обсуждение;
  • Обсуждение средств выразительности;
  • Разучивание;
  • Выставки иллюстраций, портретов композиторов;
  • Наблюдение;
  • Решение проблемных ситуаций;
  • Беседа;
  • Изготовление детских шумовых инструментов;
  • Праздники и развлечения;
  • Вечера досуга;
  • Индивидуальная работа с детьми;
  • Режимные моменты.

  • Идеал – у ребенка сформированы элементы культуры движения, воспитана потребность в движении под музыку, привычка в утренней зарядке; ребенок имеет устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкальной деятельности; эмоционально тонко чувствует музыку, самостоятельно выражая свои чувства в различных видах исполнительства; активно взаимодействует с детьми и взрослыми; владеет элементарными правилами этикета; осознанно проявляет

 творчество во всех видах музыкальной деятельности; сформированы специальные навыки исполнительства.

  • Предвидение способов достижения идеала через работу по четырем направлениям:

1) повышение квалификации педагога;

     2) работа с детьми;

3) работа с педагогами

4) работа с родителями.

  • Контроль процесса деятельности – отслеживание процесса и динамики образовательной деятельности, и своевременная коррекция ее в случае возможного негативного воздействия на здоровье и развитие ребенка.

  • Мониторинг – выявление и оценка уровня музыкального и психомоторного развития ребенка в соответствии с возрастом ребенка.

                                                                                           

  • Условия реализации технологии

        Условиями реализации технологии «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии, как условие успешной социализации воспитанников» являются: создание психологического комфорта воспитанников; выбор оптимальной системы непосредственно организованной образовательной деятельности,

что связано с двумя уровнями работы с музыкально-ритмическим материалом (первый уровень – освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе сотрудничества педагога и детей без специального разучивания, второй – индивидуально-ориентированный материал – это танцы, упражнения, игры); согласованность действий всего педагогического коллектива и родителей.

        Реализация данной технологии возможна лишь при соблюдении ряда дидактических принципов:

  • Принцип психологической комфортности предполагает создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов, а так же чувства удовлетворения, увлеченности деятельностью;
  • Принцип деятельности – дети осваивают новые движения, приобретают новые навыки и умения в процессе активной деятельности, приобретения собственного чувственного опыта, преодоления посильных затруднений в выполнении музыкально-ритмических упражнений;
  • Принцип научности и практической применимости предполагает построение работы в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка;
  • Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений. Навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления;
  • Принцип постепенности определяет необходимость построения деятельности в соответствии с правилами: « от известного к неизвестному», «от простого к сложному». Постепенность

обеспечивается усложнением движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, чередованием нагрузки и отдыха. Здесь важен индивидуальный подход;

  • Принцип индивидуальности предполагает использование средств, методов и форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития;
  • Принцип доступности реализуется через требование соответствия задач, средств и методов технологии возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от уровня развития физической подготовленности и интеллекта;
  • Принцип учета возрастного развития движений предусматривает степень развития основных движений у ребенка (ходьба, бег, прыжки), его двигательных навыков в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;
  • Принцип наглядности является одним из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста;
  • Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе музыкально-ритмической деятельности, развитие сознательности, инициативы и творчества;
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – организация совместной музыкально-творческой

деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектах.

  • Работа с педагогическим коллективом по реализации технологии

                                                                                           

  • Работа с родителями по реализации технологии

                                                                                           

        Технология «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии, как условие успешной социализации воспитанников» также раскрывает следующие компоненты:

  1. Классификационные характеристики
  2. Целевые ориентиры
  3. Концептуальные положения
  4. Особенности методики
  5. Примерное комплексно-тематическое планирование по возрастам
  6. Программно-методическое обеспечение.
  1. Компоненты технологии

  1. Классификационные характеристики технологии

По уровню применения – общепедагогическая;

По философской основе – гуманистическая;

По концепции усвоения – развивающая, поэтапная;

По основному фактору развития – комплексное (интегрированное) развитие;

По ориентации на личностные структуры – всесторонне гармоническая, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

По характеру содержания – развивающая, обучающая, воспитательная, общеобразовательная;

По организационной форме – групповая, подгрупповая, индивидуальная;

По подходу к ребенку – личностно-ориентированная технология сотрудничества;

По преобладающему методу – игровой метод;

По категории обучающихся – дети дошкольного возраста (3-7 лет).

  1. Целевые ориентиры

Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности, применение знаний, умений, навыков в практической деятельности, формирование умений и навыков сбора, хранения и использования информации.

Воспитывающие: формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, воли, творчества.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, находить аналогии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации к получению новых знаний.

Здоровьесберегающие: укрепление здоровья ребенка.

Социализирующие: обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования; расширение сферы деятельности одаренных детей, создание условий для их дальнейшего эстетического и  интеллектуального развития.

  1. Концептуальные положения

        Основная гипотеза – процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений, будет легче и быстрее в том случае, если дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений.

Принципы работы педагога (в идеале)

  1. Личностная ориентация педагога на поиск и развитие задатков и способностей, заложенных в ребенке от природы;
  2. Использование дифференциации по интересам, как мотивационной базы в музыкально-ритмической деятельности;
  3. Ориентация на совершенствование профессионализма педагога в области ритмопластических движений;

  1. Коррекция способов взаимодействия с детьми, поиск игровых методов взаимодействия с ребенком;
  2. Акцентирование внимания педагога на анализе внутренних процессов (сенсорных, мыслительных, эмоциональных), а также на их подвижности, что является регулирующей основой движения под музыку;
  3. Диагностика музыкального, психомоторного развития детей, используя педагогические методы исследования;
  4. Подбор музыкального материала и двигательных упражнений соответственно возрастным особенностям детей и поставленным целям.

  1. Особенности методики

        Для реализации задач технологии необходимо использование интенсивных методов обучения – выполнение большого объема двигательных упражнений, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка.

        Говоря об использовании интенсивных методов, имеется в виду  активизация двигательной активности детей под музыку в процессе всего времени пребывания в детском саду (на зарядке, в различных видах деятельности, в перерывах между сменой деятельности, на прогулке и т.д.), и кроме того, увеличение объема разнообразных движений в упражнениях.

        Методика организации музыкально-ритмической деятельности условно подразделяется на три этапа:

  • «Вовлекающий показ». Совместное исполнение движений способствует созданию настроения, единого ритмичного дыхания под

музыку, концентрации внимания. Показ должен быть «опережающим», в «зеркальном» отражении.

  • Самостоятельное исполнение. Показ исполнения композиций детьми, показ упражнений условными жестами, мимикой, словесные указания, «провокации».
  • Творческое самовыражение в движении под музыку. Слушание музыки и беседы о ней, пластические импровизации детей без показа педагога, показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.

Музыкально-оздоровительная работа в музыкально-ритмической деятельности предполагает использование следующих технологий:

  • Дыхательная гимнастика;
  • Игровой массаж;
  • Пальчиковые игры;
  • Логоритмика;
  • Музыкотерапия;
  • Психогимнастика.                        

                                                                                                 

                                                                                           

        

Каждый из этих разделов является необходимым компонентом в целостном видении технологии «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии, как условие успешной социализации воспитанников».

  1. Программно-методическое обеспечение

  1. Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду» М.: ТЦ Сфера 2003.
  2. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения». Волгоград: «Учитель», 2011 г.

  1. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» программа по ритмической пластике для детей 3 – 7 лет. Издание переработанное в соответствии с ФГТ. «Музыкальная палитра». Санкт-Петербург. 2012 г.
  2. Веракса Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Москва: «Мозаика – Синтез» 2010 г.
  3. Герела Н. Ф. «Дыхание, движение, самомассаж» методика оздоровления на основе парадаксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой». Л., 1991 г.
  4. Затямина Т. А., Стрепетова Л. В. «Музыкальная ритмика»
  5. Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» М.: «Айрис – пресс», 2005 г.
  6. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет» Москва: ТЦ «Сфера», 2005 г.

  1. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет» Москва: ТЦ «Сфера», 2006 г.
  2. Кацер О. В., Коротаева С. А. «Музыка. Дети. Здоровье» игровая методика развития музыкальных способностей детей.

  1. Кудра Т. А. «Аэробика и здоровый образ жизни». Владивосток, 2001 г.
  2. Кулагина Т. Ю., Серде Т. А. «На пути к музыке» методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. Ульяновск: ИПК ПРО, 1999 г.

  1. Трифонова О. Н. «Солнечная радуга» музыкальная коррекция нарушения речи у детей». Ростов-на-Дону. «Феникс» 2008 г.
  2. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Танцевально – игровая гимнастика «СА-ФИ-Дансе» для детей. СПб., 2000г

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий. Интеграция областей: коммуникация, социализация. ОО « Здоровье» с использованием ИКТ.

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Непосредственная образовательная деятельность с использованием здоровье сберегающих технологий "Чудеса на песке"

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичн...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием развивающих технологий Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: Создание условий  для закрепления и обобщения знаний детей о временах года и их особенностях.Задачи: Образовательные:продолжить формирование представлений о сезонных явлениях в пр...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии для детей средней группы. Образовательная область « Познавательное развитие» Тема: "Ветер - ветерок".

Конспектнепосредственно организованной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологиидля детей средней группы.Образовательная область « Познавательное развитие»...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы с использованием развивающих технологий Образовательная область « Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в весенний лес ».

Конспектнепосредственно организованной образовательнойдеятельности  педагога с детьми средней группы с использованием развивающих технологий Образовательная область « Познавательное ра...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием здоровье сберегающих технологий Тема: «Страна здоровья»

Конспекторганизованной образовательной деятельностис использованием здоровье сберегающих  технологийТема: «Страна здоровья»Цель: формирование у детей представлений о зд...