Артикуляционная гимнастика
картотека на тему

Шевелева Елена Андреевна

Артикуляционная гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsiya.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения

для органов артикуляции

  1. Удержание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены (вспомогательные средства – указательные пальцы ставятся в уголки рта и растягивают губы).

  1. Вытягивание губ вперед трубочкой, зубы сомкнуты.

  1. Чередование положения губ: в улыбке и трубочкой.

  1. Спокойное открывание и закрывание рта, в положении улыбки.

  1. Язык широкий, на нижней губе (счет до 10).

  1. Язык узкий, напряженный, высунут вперед.  

  1. Чередование положений языка:  широкий и узкий.

  1. Подъем языка за верхние зубы.

  1. Движение языка вправо – влево.

         10. Движение языка вверх – вниз (снаружи, внутри).

«Построим забор» - улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

«Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5.

     Цель: выработать движение губ вперед.


  • Артикуляционные упражнения

 для шипящих  ( ш, ж, ч, щ ).

  1. Для развития силы и направления воздушной струи: 

округлить губы и, вдохнув, с силой выдыхать воздух.

  1. Упражнения для губ:

сомкнуть зубы, губы округлены и вытянуты вперед («О»).

  1. Упражнения для языка:

  • Цель: укрепить мышцы языка.

а) «Наказать непослушный язычок»

б) «Сделай язык широким»

в) «Кошка лакает молоко»

Цель: учить расслаблять мышцы языка. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ (ПА-ПА-ПА)

Положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу.

  • Цель: выработать подъем языка вверх,

                      растягивать подъязычную связку.

а) «Приклей конфетку»

б) «Грибок»

в) «Вкусное варенье»

г) «Гармошка»

д) «Кто дальше загонит мяч?»

е) «Фокус»

Цель: учить удерживать язык вверху. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

 

Цель: выработать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И как бы произнося длительно звук (Ф), сдуть ватку на противоположный край стола.

Цель: учить направлять воздушную струю посередине языка.

Рот приоткрыт, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

  • Цель: выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине рта.

а) «Лопатка» 

б) «Чашечка»

Высунуть широкий кончик языка, поднять вверх и опустить.

Рот широко открыт; передний и боковой край широкого языка подняты, но не касаются зубов.

  • «Бублик»          Зубы сомкнуты; губы округлены и чуть    
  • «Рупор»            вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы  

                                                  видны.

Чок-чок, чок-чок,

Я Веселый Язычок.

Побегу сейчас гулять,

На крылечке загорать.

«Лопаточка»

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

На часы взглянул – идут:

Тик-так, тик-так!

«Часики»

Хватить спать, дружок, вставай,

Не ленись и не зевай,

Поскорее просыпайся,

За работу принимайся.

«Часики»

В руки кисточку возьми,

Потолочек побели.

«Маляр»

Чок-чок, чок-чок,

Я Веселый Язычок.

Сделал я уборку,

А теперь – на горку!

«Горка»

С горки покатался

И  проголодался.

«Вкусное варенье»


Артикуляционные упражнения

для свистящих  ( с, з, ц ).

 I. Для развития силы и направления воздушной струи: 

а) набрать воздух, с силой подуть на ватку, султанчик, бумагу.

б) высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить спичку и надавить до образования канавки. Губы слегка округлены, но ненапряженны, зубы разомкнуты. С силой выдувать воздух. Контроль – ладонь, ватка.

в) то же, но без спички

г) упражнение «Загони мяч в ворота» - вытянуть губы вперед трубочкой и плавно, длительно, непрерывно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Цель: выработать длительную, направленную воздушную струю.

д) упражнение «Кто дальше загонит мяч?»  - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук (Ф), сдуть ватку на противоположный край стола. 

Цель: выработать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

II. Упражнения для губ:

«Покажи зубки» - губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счет 3-4, не напрягаясь.

III. Упражнения для языка:

1) «Сделай язык широким» 

2) «Лопаточка»

3) «Наказать непослушный язычок» 

4) «Покусаем язычок»

5) «Мостик»

6) «Почистим зубки»

7)  «Ветерок шумит, пузырек гудит»

8) «Киска»

9) «Язык - силач»

10) «Качели»

11) «Горка»

12) «Почистим зубки»

13) «Фокус»

Цель: выработать умение удержать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

Положить язык на нижнюю губу.

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удержать его широким.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, подержать его в таком положении, считая про себя до пяти.

Цель: расслабление мышц языка.

Скажи: па-па-па, пя-пя-пя (губами шлепать по языку).

Цель: расслабление мышц языка.

От кончика языка до середины покусаем выдвигаемый вперед язык.

Цель: удержание широкого кончика языка за нижними резцами.

Цель: выработать умения удерживать кончик языка за нижними зубами.

Улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону.

Цель: выработать силу воздушной струи, направляя ее по середине языка.

  • Язык «желобком» –  дуть воздух по

языку в бутылочку (бутылочку приложив к подбородку, край ее горлышка у нижней губы.

  • язык за нижними резцами, дуть в

маленькую бутылочку, чтобы она «пела» (свист). Бутылочку держать, как в предыдущем упражнении

Цель: отработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.

Выгибание и продвижение вперед спинки языка, кончик языка прижимается к нижним зубам.

Цель: отработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить широкий кончик языка к нижним передним зубам, упираться языком в зубы.

Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.

Улыбнуться, приоткрыть рот, как при звуке а, опустить широкий кончик языка за нижние зубы и держать под счет «раз», поднять широкий язык за верхние зубы и держать под счет «два», повторять и следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Цель: выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю чаять спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы.

Цель: учить удерживать кончик языка за нижними резцами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «прочистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Цель: учить направлять воздушную струю посередине языка.

Рот приоткрыт, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

Артикуляционные упражнения

для звука  «Л».

1. Для развития силы и направления воздушной струи:

а)  «Сдуй ватку».

Цель: выработка направленной воздушной струи.

б) «Пропеллер» - губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребенок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону.

в) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус».

Цель: выработка сильной направленной воздушной струи.

2. Упражнения для губ:

а) широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы открыты на ширину 1,5 пальца. Язык на дне рта. Подержать так на счет 3, 5, 10. Закрыть рот.

б) «Покажите зубки» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

в) произносить «ы - а» - оскал – широко открыть рот, облизать верхнюю и нижнюю губу.

г) облизать языком зубы спереди, сзади, губы в улыбке.  

3. Упражнения для языка:

а) «Наказать непослушный язык»

б) «Вкусное варенье»

в) «Пароход гудит»

г) «Индюк»

д) «Приклей конфетку»

е) «Беззвучно пощелкать кончиком языка»

ж) «Чашечка»

з) «Дразнилка»

и) «Самолет гудит»

к) «Лошадка»

л) «Качели», «Болтушка»  

м) «Стрелочка»

Цель: учить расслаблять мышцы языка.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ (ПА-ПА-ПА)

Цель: подъем кончика языка кверху.

Рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Цель: выработать подъем спинки языка вверх.

Язык между зубами, произносить «ыыы»

Цель: выработать подъем языка вверх, подвижность кончика языка.

Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губ, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет)

Цель: учить удерживать язык вверху.

Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Цель: выработать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произношении звука (Л)

Пощелкать кончиком языка, пощелкать кончиком языка беззвучно.

Цель: подъем задней части языка вверх.

Язык высунуть, кончик языка поднять вверх.

Зубы на расстоянии ширины пальца, ребенок показывает язык, оттягивает его в глубь рта. Упражнение вначале выполняется беззвучно, затем с голосом.

Цель: вызывание звука, близкого к (Л).

Губы растянуты, при длительном произнесении звука (Ы) проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится Л.

Цель: укрепить мышцы языка и выработать подъем языка вверх.

Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.

Рот открыт; напряженным языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.  Руки, ладонями вниз, не касаясь стола, производят те же движения.

Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.

Рот приоткрыт; узкий напряженный язык выдвинут   вперед.

 Артикуляционные упражнения

для звука   «Р».

1. Для развития силы и направления воздушной струи:

а) набрать в легкие воздух, с силой дуть (не просто выдыхать), заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса (губное тттппррр)

б) кончиком языка ударять в небо за зубами и говорить: ДДД, подставляя пузырек или полоску бумаги, выдох попадает в пузырек, или бумага отклоняется в сторону

в) «Фокус» положить ватку на кончик носа, язык на нижнюю губу, кончиком вверх, сдуть ватку с носа (положить бумажку на кончик языка – сдувать бумажку с языка)

г) «Кто дальше загонит мяч?»

2. Упражнения для губ:

а) «Кучер» - останови лошадку губами

б) положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и тоже останавливать лошадку губами (делать при открытом рте)

3. Упражнения для языка:

а) «Наказать непослушный язык»

б) «Вкусное варенье»

в) «Маляр»

 г) «Барабанщики»

д) «Чьи зубы чище?»

е) «Индюк»

ж) «Цоканье».

      «Лошада»

з) «Загнать мяч в ворота»

и) «Автомат»

к) «Пулемет»

л) «Шмель»

м) «Гармошка»

н) «Грибок»

о) «Фокус»

Цель: учить расслаблять мышцы языка.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ (ПА-ПА-ПА)

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука (Ш).

Рот слегка приоткрыт, широким языком облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук (Д): д-д-д.

Цель: выработать подъем языка вверх.

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Цель: выработать подъем языка вверх, подвижность кончика языка.

Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губ, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет)

Цель: выработать движение языка вверх.

Прищелкивание языком с переменным темпом.

Цель: выработать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося «т-т-т». Убыстряем темп.

Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д».

Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос.

Цель: выработать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку)

Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка.

Цель: выработать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот..

Цель: учить направлять воздушную струю посередине языка.

Рот приоткрыт, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

Артикуляционные упражнения

для звуков  «К, Г, Х».

1. «Сделай горку»

Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов. А задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба. Ребенок при широко открытом рте высоко поднимает заднюю часть языка, прижимает ее к небу, подержит так и опустит.

          2. «Прятки»

Упереть с напряжением кончик языка в десны нижних резцов, отодвинув его спинку в глубь рта.

 Артикуляционные упражнения

для звука   «Ц».

1. Для развития силы и направления воздушной струи: 

а) Просунуть кончик языка между зубами и разжав зубы с силой отдернуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный, твердый «Т»

2. Упражнения для губ:

губы растянуты в улыбке, напряжены. На счет до 5-10 удержать улыбку.

3. Упражнения для языка:

Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы, язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к небу, язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий «Т», - кончик языка упирается в передние нижние резцы. Затем отскакивает под напором сильной струи выдыхаемого воздуха – контроль – ладонь руки.

Литература: Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...