Реализация технологий здоровьесбережения по средствам театрализованной деятельности с детьми с умственной отсталостью
статья (средняя группа)

Грамотнева Юлия Юрьевна

В данной статье я представляю реализацию одного из видов здоровьесберегающих технологий – «технологию здоровьесбережения посредством театрализованной деятельности с детьми с умственной отсталостью», как эффективной системы мер профилактической работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Статья содержит : цель деятельности, задачи, используемые технологии,  методы обучения, результат работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Реализация технологий здоровьесбережения по средствам театрализованной деятельности с детьми с умственной отсталостью

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема  довольно актуальная для всех времен и народов, а в настоящие время она становится первостепенной.

 В данной статье я представляю реализацию одного из видов здоровьесберегающих технологий – «технологию здоровьесбережения посредством театрализованной деятельности с детьми с умственной отсталостью», как эффективной системы мер профилактической работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Статья содержит : цель деятельности, задачи, используемые технологии,  методы обучения, результат работы.

Цель деятельности: 

Обеспечение ребенку, на всех этапах его обучения и развития, возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Содействие и просвещение родителей в становление культуры здоровья и ознакомление с технологиями обучения здоровому образу жизни.

 Задачи работы по формированию здорового образа жизни детей с умственной отсталостью:

-формировать представление о том, что быть здоровым – хорошо, а болеет – плохо; о некоторых признаках здоровья;

-воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться, не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

-помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;

-развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;

-вырабатывать навыки правильной осанки;

-обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

-развивать художественный интерес.

Используемые технологии:

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Ответственный исполнитель: все педагоги

Проблемно- игровые игротренинги в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 15 мин. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Работа со сказкой – 4 занятия в месяц по 15 мин. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Данная технология широко используется нами и раскрывается посредством театрализованной деятельности.

Методы обучения умственно отсталых детей навыкам ЗОЖ.

У детей с нарушениями интеллекта из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.

Мы предлагаем следующую последовательность методов по формированию навыков здорового образа жизни, самообслуживания и культурно- гигиенических навыков.

-создание положительно-эмоционального отношения к навыку;

-игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыков с персонажем) ;

-демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментировании каждого действия) ;

-совместные действия педагога с ребенком;

-действия ребенка по подражанию действиям взрослого;

-самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности, комментирование по этапности выполнения действий самим ребенком).

Результат работы по использованию театрализованных игр в обучении детей с умственной отсталостью навыкам ЗОЖ.

Результатами работы являются: овладение детьми навыками самообслуживания, снижение заболеваемости, овладение детьми навыками самооздоровления , осознание воспитанниками понятия «здоровый образ жизни» и его влияние на состояние здоровья -минимизация вредных привычек.

Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью в коллективе, в игре, в посильной постоянной деятельности даёт положительные результаты. У детей вырабатываются навыки правильного элементарного социального поведения и такие качества, как трудолюбие, доброжелательность, самостоятельность, ответственность за выполнение – пусть маленького – порученного ему дела, аккуратность, бережное отношение к вещам. Всё это достигается нами огромным трудом, терпением и требует продолжения этой коррекционной работы на протяжении всего нахождения детей в детском саду.

По итогам многолетнего опыта видно, что театрализованная деятельность является действенным способом в обучении и развитии детей с умственной отсталостью. Это лучший способ усвоения информации и общественного опыта. Участие детей в театрализованных играх позволяет им почувствовать себя частью детского коллектива. Театрализованная игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития детей, для формирования их способностей и становления личности в целом. В настоящее время перед нами стоит необходимость комплексного изучения возможностей формирования игровой деятельности этих детей, что послужит залогом успешного развития их психической сферы в целом и социальной адаптации в частности. Расширять уровень игровых навыков и умений.

Список используемой литературы

1.​ Баряева Л. Б ., Зарин А. П. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Санкт- Петербург 2001.

2.​ Баряева Л. Б ., Зарин А. П., Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. 2000

3.​ Гаврилушкина О. П. , Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Москва 1980

4.​ Усова А. П . Роль игры в организации жизни и деятельности детей / Дощк. Воспитание. 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Технологии здоровьесбережения в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ, рекомендации по созданию активной сенсорно-развивающей среды, пособия....

Технология нравственного воспитания средствами театрализованной деятельности

Этот материал в помощь тем, кто считает, что нравственному воспитанию детей надо уделять большое внимание. А пословицы - отличные помощники в этой важной деятельности!...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

В данной статье говорится о необходимости обучения детей с умственной отсталостью в легкой степени  основам безопасной жизнидеятельности. Формировании умений и навыков по здоровому образу жизни,...

Презентация "Использование средств театрализованной деятельности с детьми"

Уникальным средством развития творческих способностей детей является театрализованная деятельность. Мой педагогический опыт заключается в создании условий для развития творческих способностей и ...

Использование средств театрализованной деятельности с детьми

Презентация "Использование средств театрализованной деятельности с детьми"...

«Взаимодействие с родителями по организации предметно-игровой деятельности с детьми с умственной отсталостью»

Вовлекая в образовательный процесс родителей, совместно можно достичь положительной динамики не только в образовательном, но и эмоциональном направление, способствуя укреплению семейных взаимоотношени...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми с умственной отсталостью по социально-коммуникативному развитию. « Угощение для матрёшек»

Цель: Способствовать развитию социального восприятия и социальных представлений, коммуникативного поведения....