"Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
статья на тему

Маннова Валентина Алексеевна

Статья о работе ДОУ  по реализации образовательной области "Физическое развитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО           (из опыта работы воспитателя)

В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты. Главной задачей образовательной области «Физическое развитие» является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья. Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.

Наш детский сад работает с приоритетом по физическому развитию детей  и работа по оздоровлению и физическому воспитанию  строится у нас на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, мы из года в год добиваемся  снижения уровня заболеваемости у детей. В  нашем  ДОУ  разработаны соответствующие виды планирования  воспитательно – образовательного процесса, которые помогают  решить задачи интеграции  образовательных областей. В практику работы детского сада внедряется проектная деятельность по физическому воспитанию детей. Особое место уделяется двигательной активности дошкольников. Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач.

Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении.

            Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям:

  • это и утренняя гимнастика,
  •  гимнастика после сна,
  • подвижные игры  и физические упражнения во время прогулок,
  • физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

              Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам.

              Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Утренняя гимнастика  в нашем ДОУ проводится в разных формах:

•   Традиционный комплекс утренней гимнастики                                                                                  •   Утренняя гимнастика в игровой форме                                                                                      •   С использованием полосы препятствий                                                                                               •   С включением оздоровительных пробежек                                                                                       •   С использованием простейших тренажеров.                                                                                  

                А гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами и хождением по массажным дорожкам помогает улучшить настроение детей, поднимает  мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы.  Приведу  варианты гимнастики после дневного сна:

  •  разминка в постели  и самомассаж;
  •  гимнастика игрового характера;
  •  с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
  •  хождение  по массажным дорожкам.

       Подвижные игры,  как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируются воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы.   Физкультминутки,  как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется  в работе с детьми. У нас проводятся занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в  первой половине дня (одно на воздухе). В зависимости от решаемых задач, возрастных особенностей детей и других условий определяются формы деятельности детей на прогулке.  Так, в теплый период года предпочтение отдается обучению детей игры в бадминтон, настольный теннис, городки, а также катанию на велосипеде и самокате. Зимой дети катаются на санках, лыжах, осваивают скольжение по ледяным дорожкам, с горки, играют в хоккей и т.д.                                                                      

         Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности и организованной предметно-пространственной среды  в группе по ФГОС.  Образовательное пространство нашей группы  оснащено игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием  (в соответствии со спецификой  основной образовательной программы  ДОУ). Много пособий сделано из бросового материала своими руками: бильбоке, воротики для подлезания, «Волшебные пенечки» для бега змейкой, перешагивания, «Следы великана» для развития мускулатуры ног и рук, всевозможные массажные дорожки и др. Своей яркостью такие пособия привлекают внимание детей, и они с удовольствием используют их в своей самостоятельной деятельности.                                                                                                                                                                                     Не следует забывать, что интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Мы работаем в тесном контакте с семьями воспитанников. Проводим для них мастер-классы, организуем совместные спортивные досуги, праздники, проекты, конкурсы, даем рекомендации по оптимизации двигательной активности детей.  Существует множество способов, обеспечивающих физическое развитие детей в семье: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях.
     Но наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры.  При этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у родителей. Таким образом, совместными усилиями мы стремимся к реализации главной задачи образовательной области «Физическое развитие» гармоничному  развитию у воспитанников физического и психического здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое развитие дошкольника в условиях реализации ФГОС

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Образовательная область «Фи...

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физкульт...

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта воспитателя).

Физическое развитие дошкольников в рамках ФГОС(из опыта воспитателя)....

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Дошкольный возраст является основным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физкульт...

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Стандарты по ФГОС ДО по физическому развитию дошкольников...