Воспитание интереса к различным доступным видам двигательной активности у дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Нынешние дети мало двигаются и это связано со многими факторами. Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т.д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей. Родители вместо бассейна или спортивной секции предпочитают ограничивать досуг ребенка квартирой, где есть телевизор и компьютер, а школы развития с полуторагодовалого возраста гораздо популярнее гимнастических залов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_2016.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

         

Воспитание интереса к различным доступным видам двигательной активности у дошкольников.

Нынешние дети мало двигаются и это связано со многими факторами. Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т.д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей. Родители вместо бассейна или спортивной секции предпочитают ограничивать досуг ребенка квартирой, где есть телевизор и компьютер, а школы развития с полуторагодовалого возраста гораздо популярнее гимнастических залов. Современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными условиями: замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир; ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта).  По данным исследований, у детей отсутствует интерес к двигательной активности: дошкольники предпочитают просмотр телевизора и малоподвижные игры, что ведет к неадекватности статических и динамических нагрузок. В результате 30-40 % дошкольников имеют избыточный вес в следствии "двигательного дефицита".

Помимо этого, возраст 6-7 лет - период подготовки к адаптации детей к школе. Это связано с повышением требований к организму ребенка: длительные статические нагрузки, снижение двигательной активности, значимый психологически фактор. В данной ситуации от уровня физической подготовленности, заложенной в дошкольном возрасте, зависит период адаптации к школе и дальнейшей учебе. Низкая двигательная активность ведет к тому, что растут показатели заболеваемости дошкольников.


Главными, актуальными задачами  работы  по организации двигательной активности являются:                                                                                                      - охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение физического и психического благополучия.

Физкультурно-оздоровительная деятельность сопровождает ребёнка в течении дня. Это способствует повышению двигательной активности детей. Ведь движение и игра для детей не только жизненная необходимость - это сама жизнь. Правильно организованная двигательная деятельность - важнейший фактор здорового образа жизни и укрепления здоровья вне зависимости от возраста.
В группе мы создали условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями и потребностями ребёнка в группе и на участке. Подобрали
физкультурное оборудование с учётом специфики группы и возраста детей, изготовили нетрадиционное оборудование своими руками,  изготовили пособия из бросового материала, эстетически оформили, удобно разместили  его, чтобы был доступен детям.  Разнообразие пособий вызывает у ребёнка интерес к движениям, предупреждает у него развитие двигательных стереотипов, активизирует творческие способности, умение использовать пособия в разнообразной деятельности - двигательной, игровой. Движения являются одним из средств общения между детьми.
В своей работе использую разные формы организации детей. Каждая из форм физического воспитания имеет и своё специфическое назначение: обучающее (занятия по физкультуре), организационное (утренняя гимнастика),
стимулирование умственной работоспособности(физкультминутки),                                                                              активный отдых (досуги, дни здоровья, каникулы),                                 коррекция физического и двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная работа);
На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
Содержательная сторона двигательного режима дошкольников направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей..
Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Формируется и развивается внутренний мир ребёнка - его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребёнка.
Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям полноценно выполнять умственную деятельность.
Стараюсь использовать разные формы физкультурных занятий: учебно- тренирующего характера, сюжетные, игровые, тематические, комплексные, на воздухе.  Основы методики физкультурных занятий исходят из специфики, заключающейся в том, что каждое из них: - определённая "оздоровительная доза" в виде движения, физической нагрузки, влияющей на здоровье детей, их правильное физическое развитие и подготовленность, обязательно с учётом индивидуальных способностей; - это двигательная деятельность, где движение всегда должно восприниматься организмом как "мышечная радость" и использоваться воспитателем как средство разностороннего развития; общение со сверстниками и воспитателем как социальный компонент; обучение двигательным умениям как возможность самовыражения.
Двигательная активность на занятии - важный показатель
его эффективности. Она играет двоякую роль: обеспечивает
удовлетворение потребностей детей в движении и создаёт условия для овладения конкретным движениям.
Утренняя гимнастика - важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей; велико также её организованное значение. При проведении утренней гимнастики стараюсь обеспечить у детей полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений. Также использую разные формы проведения утренней гимнастики: традиционная форма с использованием  общеразвиваю щих упражнений; обыгрывание какого-либо сюжета; игрового характера. При этом соблюдаю требование к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию, а также использование времени и дозировки выполнения упражнений в соответствии возрастным особенностям детей.
Итак, утренняя гимнастика позволяет полноценно решать оздоровительную задачу.
Ещё одним обязательным мероприятием стало  проведение бодрящей гимнастики пробуждения.  Её ежедневное выполнение положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Во время проведения гимнастики пробуждения стараюсь учитывать правильную нагрузку на мышцы. Обязательным условием проведения гимнастики является постепенный подъём детей, игровая форма, наличие специальных массажных ковриков .
Чтобы обеспечить активный отдых, умственную работоспособность детей на занятии  провожу физкультминутки. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомлённым мышцам, а также органам зрения и слуха. Комплексы физкультминуток подбираю в
зависимости от вида занятия и его содержания. Провожу их в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.
В двигательном режиме отвожу место самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. самостоятельная деятельность является важным источником активности и  саморазвития ребёнка. Стремлюсь к тому, чтобы дети в своей самостоятельной деятельности творчески использовали весь арсенал
подвижных игр, упражнений, разученных во время организованных видов занятий. Учитываю индивидуальные особенности двигательной активности детей во время самостоятельной деятельности. Добиваюсь с помощью разных педагогических приёмов постепенного влечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключения детей с высокой интенсивностью двигательной активности с активной на более спокойную деятельность.
Хорошую двигательную разрядку получают дети во время подвижных игр, поэтому в течении дня несколько раз организую их. Оздоровительный эффект подвижных игр стараюсь обеспечить при целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности. Учитываю интерес детей, обеспечиваю большое разнообразие видов и форм проведения. В содержание подвижных игр на воздухе включаю следующие виды физических упражнений: основные движения (как правило хорошо знакомые детям), элементы спортивных игр, спортивные упражнения (знакомые детям или разучиваются вновь); общеразвивающие  упражнения (только в качестве составной части подвижных игр, например, "Ровным кругом", "Сделай фигуру" и т. д.).  укрепление здоровья, желанию заботиться о своём здоровье, стремлению беречь свой организм.
Физкультурные досуги и праздники также обеспечивают
совершенствование двигательных умений, оказывают благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает быстроту, ловкость, выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.
Содержание составляю знакомые, в основном, подвижные игры и физические упражнения, знакомые детям и обновлённые путём введения неожиданных для ребят условий, необычных пособий, способов организации. Длительность досуга я равняю длительности физкультурного занятия.   Таким образом, я стараюсь двигательную активность детей делать более разнообразной, чтобы она способствовала укреплению здоровья детей, созданию эмоционального положительного тонуса.
Родители - активные помощники в организации образовательного процесса.
Нельзя добиться хороших результатов в решении физического воспитания и развития, если они не решаются совместно с семьёй. Я стараюсь максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления к сотрудничеству.
Провела анкетирование родителей "Здоровье детей и снижение заболеваемости", "Укрепление здоровья ребёнка в семье" и др., что позволило наиболее глубоко изучить и понять, какие темы и в какой форме необходимо раскрыть родителям.
Информирую родителей о состоянии здоровья и физического развития ребёнка.
Широко использую информацию в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение - основа здоровья", "Как оборудовать спортивный уголок дома", "Воспитание правильной осанки у детей", "Зимняя прогулка" и т. д.),
разработала рекомендации и памятки: "Как правильно одеть ребёнка на прогулку", "Распорядок дня в детском саду и дома", "Физкультура вместе с мамой (папой) и т. д.
Интересно проходят спортивные досуги с участием родителей "Папа, мама, я - спортивная семья!".

Таким образом, проводимая мной работа, ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность: занятий, утренней гимнастики,  гимнастики пробуждения, подвижных игр, физкультминуток, дней здоровья, физкультурных досугов и праздников, самостоятельной двигательной деятельности детей, постоянная опора на интерес детей – дала положительный результат: наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!
Ведь главное - вырастить и воспитать здоровую личность!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для разных видов двигательной активности детей (из опыта работы)

Проблема сегодняшнего дня - детская малоподвижность. Уже с раннего возраста нашим детям двигательную игровую деятельность заменяет телевизионная зрелищность. Родители, в силу своей занятости, мало вре...

Воспитание интереса к различным доступным видам двигательной активности у дошкольников.

Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, об...

Буклет для педагогов "Развитие двигательной активности у дошкольников через различные виды деятельности в образовательном пространстве ДОУ"

В буклете предлагается информация для педагогов ДОУ, как правильно орагнизовать среду в детском саду  для развития у детей двигательной активности....

Проект "Привлечение родителей к формированию правильной осанки у детей младшего дошкольного возраста через разнообразные виды двигательной активности"

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые для этого ...