ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ), В ТОМ ЧИСЛЕ И У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
статья (старшая, подготовительная группа)

Николаева Юлия Алексеевна

В статье рассказывается об использовании различных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-огопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nikolaeva_yu.a.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ).

Ю.А. Николаева

ГБДОУ детский сад №101

Калининского района

г. Санкт - Петербурга

      В настоящее время вопрос оздоровления детей дошкольного возраста становится все более актуальным. Именно в этом возрасте идет активное развитие всех систем организма. Поэтому очень важно заботится о здоровье детей, начиная с рождения. «Здоровье – это состояние полного психического, физического и эмоционального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней» (из Устава ВОЗ).

      Но, к сожалению, в современном мире наши дети болеют все чаще и чаще, особенно, попадая из дома в детские дошкольные учреждения. Казалось бы, улучшается качество жизни. Сейчас круглый год  мы можем позволить себе есть овощи и фрукты. Но вот только польза от таких привозных продуктов невелика.  Сегодня у большинства людей есть возможность съездить на море, в экзотическую страну. Но и это повышает риск подхватить там какую-либо инфекцию. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, мало гуляют, неправильно питаются, предпочитая овощам и фруктам полуфабрикаты и сладости. Родители, загруженные на работе, не могут уделять достаточное количество времени своим детям. В результате дети проводят время у телевизора, осваивают современные гаджеты уже в 2-3 года.  Да и живем мы в условиях «загазованности» и плохой экологической обстановки. Посещая детские сады, большие магазины, игровые центры, кинотеатры, пользуясь общественным транспортом, очень высок риск респираторных вирусных инфекций, ротовирусов. Современные же родители, которые получают теперь информацию, в основном, в Интернете, все чаще и чаще начинают отказываться от профилактических прививок своим детям, считая, что они вредны и снижают иммунитет.

     В настоящее время  у дошкольников  диагностируют такие заболевания, как астенический синдром, неврозоподобное поведение, повышенная тревожность, синдром дефицита внимания и гиперактивность, сахарный диабет, сколиоз и многие другие болезни. Для того, чтобы наши дети не стали жертвами этих болезней, нужно внедрять в дошкольные и школьные детские учреждения здоровьесберегающие технологии, а также заниматься профилактикой заболеваемости.

     В связи с вышесказанным, я считаю, что использование таких технологий в моей работе является не только нужным, но и обязательным. Уже много лет  здоровьесберегающие технологии стали неотъемлемой частью моих занятий с дошкольниками.

     Я - учитель-логопед, работающая с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (Тяжелые нарушения речи). Это означает, что к нам в логопедические группы уже попадают дети не только с нарушенной речью, но и с нарушениями в физическом  и психическом развитии. Поэтому я стараюсь в своей работе с этими детьми использовать все возможные методы и приемы, способствующие коррекции не только речи, но и оздоровлению их организма в целом.

     Коррекция речи детей с ОВЗ тесно связана с развитием правильного типа дыхания. Дошкольники, как правило,  имеют верхнеключичный тип дыхания, у них короткий и непродолжительный выдох, имеются нарушения темпа, ритма речи, силы голоса. Для коррекции всех этих нарушений я использую в своей работе метод  биологической обратной связи-«БОС- здоровое дыхание». Он позволяет поставить у детей правильный тип дыхания - диафрагмальное, формирует длительный, продолжительный выдох.  Такое дыхание является полезным для здоровья и способствует не только коррекции речи, но и улучшает психоэмоциональное состояние детей, процесс засыпания, а также улучшает концентрацию внимания, повышает работоспособность и способствует в дальнейшем уменьшению количества острых респираторных заболеваний. По моим наблюдениям с началом использования данной технологии количество ОРЗ у детей в моей группе значительно уменьшилось.

    Инновационной для меня здоровьесберегающей технологией стало использование на своих занятиях кинезиологических упражнений. Универсальность этих упражнений в том, что их можно включать практически в любое занятие в виде динамической паузы или проводить перед занятием как оргмомент, настраивая детей на работу. Любое кинезиологическое упражнение в той или иной мере решает задачи коррекционного воздействия логопеда, а  именно коррекция речи. Что же такое кинезиология? Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения. Проще говоря, это гимнастика для мозга. Она направлена на активизацию коры головного мозга, что позволяет развивать способности человека.

     Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Благодаря этим упражнениям у детей повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, память, внимание, облегчается процесс чтения и письма. Приведу пример одного из таких упражнений, которое называется «Перекрестные шаги»: упражнение выполняем стоя, поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем (или ладонью ) правой руки дотронутся до колена левой ноги, затем тоже делаем с правой ногой и левой рукой, не наклоняя туловище вперед.         Аналогичные движения можно делать за спиной, соединяя левую руку и правую ногу и наоборот.  Данное упражнение активизирует зону обоих полушарий и тем самым образуется большое количество нервных путей, обеспечивая хороший уровень мышления.

       У детей с нарушениями речи имеются недостатки в развитии артикуляционной моторики, мелкой и общей моторики. Поэтому на занятиях обязательно проводится артикуляционная гимнастика, традиционная пальчиковая гимнастика, речь с движениями. Помимо этого я учу детей элементам самомассажа, провожу с ними суставную гимнастику. Детям, посещающим логопедическую группу, часто ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), часто у них имеется повышенный или пониженный тонус мышц. Эти дети нуждаются в отдыхе, расслаблении, снятии напряжения. Поэтому на своих занятиях я также использую упражнения на релаксацию под специальную тихую и спокойную, музыку. Это полезно и для детей с заиканием.

      В работу по оздоровлению наших детей необходимо включать и родителей. Но очень занятые, много работающие родители не всегда могут посетить открытое занятие логопеда или прийти на консультацию и мастер-класс. Поэтому для работы с родителями я использую ИКТ. Для этого я создала в системе Интернет «Блог логопеда». В нем родители могут найти методические рекомендации логопеда для занятий с детьми дома, упражнения по самомассажу, артикуляционную гимнастику, кинезиологические упражнения, а также мелодии для релаксации, которые можно включать детям перед сном для расслабления и более быстрого засыпания.

       Я и сама стараюсь быть примером для детей и поддерживать здоровый образ жизни. Занимаюсь йогой, пилатесом, плаваю в бассейне, катаюсь на лыжах и роликах.

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что использовать здоровьесберегающие технологии в детских дошкольных учреждениях  можно и нужно всем педагогам. Потому,что по словам Ж. Тассо:            «Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движения».

                                    Литература:

1.Кириллова Л.П., Мосунов О,П,, Сазонов В.Ф. «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» Учебно-методическое пособие РГПУ- Рязань 2000

2. Интернет-ресурсы: http//www.logoped-sfera.ru/2007/05/286, http//kinziology.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Каждая из представленных технологий имеет психопрофилактическую направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога способствует психологическому здоровью до...

Непрерывная Образовательная Деятельность по образовательной области "Познавательное развитие" с детьми средней группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) "Прогулка в лес"

Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области "Познавательное развитие ФЭМП" с детьми средней группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) &qu...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ (нарушения речи)

Слайдовая презентация из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Технология проектирования в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. На примере конкретного проекта рассмотрены основные принципы данной технологии....