"Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий"
материал на тему

Актуальный педагогический опыт о развитии музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_.docx83.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Евсюкова Татьяна Васильевна

МБДОУ «Ровеньский детский сад № 3 комбинированного вида Белгородской области»

«Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий». 

                                                                               Автор опыта:

                                                                               Евсюкова Татьяна  Васильевна,

                                                                               музыкальный руководитель

Ровеньки, 2018 г.

Содержание

1.Информация об опыте…………………………………………………………..3

2.Технология опыта…………………………………………………………….....9

3.Результативность опыта…………………………………………….................12

4.Библиографический список…………………………………………………...14

5.Приложение к опыту…………………………………………………………..15

Раздел 1

Информация об опыте

Условия возникновения опыта

Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад № 3 комбинированного вида Белгородской области». В детском саду созданы все условия для организации единого образовательного пространства,  развития и воспитания ребёнка в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Как говорил Джон Локк:  «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире» [7]. Генрих Гейне отмечал, что «Единственная красота, которую я знаю - это здоровье» [7]. Из этого следует, что здоровье - это самая большая ценность и самое главное жизненное богатство. Его нельзя купить ни за какие деньги, а можно только сохранить.  И недаром русская народная пословица гласит: «В здоровом теле - здоровый дух».

Следует отметить, что благополучие нашего общества во многом зависит от состояния здоровья детей. На хрупкий детский организм отрицательно воздействуют: экологические проблемы, эмоциональный дискомфорт, некачественное питание. По данным медицинской статистики, с каждым годом все больше увеличивается количество  детей дошкольного возраста с хроническими заболеваниями. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Несмотря на то, что в российских семьях возрождается тенденция здорового образа жизни, ведется его активная пропаганда в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к самому себе, к окружающим людям. А это очень важно, так как именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы органов.

Автор опыта считает, что первоочередная задача государства - это воспитание здорового подрастающего поколения. От ее решения во многом зависит будущее процветание государства. В существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, с повышением его функциональных возможностей, уровнем физического и психического развития.

Как известно, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает одну из важнейших задач — охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Поэтому, музыкальный руководитель, как и другие педагоги детского сада, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, при этом, активно внедрять в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Следует отметить то, что музыкальное развитие ребенка тесно  связано с физическим. Музыка воздействует не только на эмоции, но и вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Как было доказано В.М. Бехтеревым, музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

П.Н. Анохин сделал вывод о том, что музыка положительно влияет на работоспособность или отдых человека.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина написала о том, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки и регулирует дыхание. Было доказано, что ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Активизировать умственную деятельность помогают развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыка является одним из средств физического развития детей.

На начальном этапе работы над опытом была проведена диагностика по выявлению уровня музыкальных и творческих способностей дошкольников по диагностическому материалу к программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.

(Приложение №1). Результаты диагностики показали, что из 34 дошкольников у 7 детей (20%) высокий уровень развития музыкальных и творческих способностей, у 20 детей (60%) – средний уровень и у 7 дошкольников (20%) низкий уровень развития музыкальных и творческих способностей.

Этот вывод и послужил стимулом для создания такой системы музыкально – оздоровительной работы по художественно – эстетическому развитию, которая соединяла бы в себе традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями, а также способствовала развитию музыкальных и творческих способностей детей.

В опыте представлены основные направления профессиональной деятельности, используемые технологии здоровьесбережения, этапы реализации данной системы.

Актуальность опыта.

 Известно, что с первых дней жизни ребёнка,  общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Наши дети  - это современные дети, которые живут в эпоху, полную противоречий,  насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с другими детьми, со взрослыми постепенно заменяется компьютерными играми, просмотром телевизионных передач и фильмов. Ребенок часто копирует то, что он увидел на экране. А чтобы справиться с такими нагрузками у него не хватает запасов физического и психического здоровья. Детям трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей, они становятся импульсивными.

Как говорится во Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей отражает социально – экономическое состояние страны, социальной медицины, а также  отражает отношение государства к проблеме охраны детства и материнства. Таким образом, в последнее время оздоровление детей становится приоритетным направлением в работе дошкольных образовательных  учреждений.

В связи с этим, медицинские работники и педагоги должны искать новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей и создать благоприятные условия для их внедрения.

Самые древние источники свидетельствуют о лечебной силе музыки. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле восстанавливает музыка. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна лечил музыкой больных психическими и  нервными заболеваниями. Распространение музыкотерапии  пошло с 19 века в Европе. И в наши дни врачи все чаще обращаются к музыкотерапии, действуя на подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил, что музыка – это могучий источник мысли, что без музыкального воспитания  невозможно полноценное умственное развитие и что музыка – это язык чувств [3].

      Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков и широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, была выстроена система развития музыкальных и творческих способностей  дошкольников. В основе работы по развитию певческих навыков лежат идеи детского музыкального воспитания Емельянова В.В.,  К. Орфа,  а также методические рекомендации Орловой Т.М., Бекиной С.М. и других современных педагогов. На музыкальных занятиях используются различные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, исследовательской деятельности, развивающего, проблемного обучения, информационно - коммуникативные и др. Все это, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. А самыми главными и востребованными технологиями являются здоровьесберегающие, потому что забота о здоровье детей – это важнейшая задача всего общества. Распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, игровой самомассаж, пальчиковые и ритмические игры, которые используются на занятиях по художественно – эстетическому развитию, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка. Следовательно, главная задача музыкального руководителя – создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе. Данные аспекты и являются актуальностью выбранной темы. Так как главным видом любой деятельности у дошкольника является игра, на музыкальных занятиях актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.  

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья.  

В связи с этим,  при использовании нетрадиционных методов в музыкальном воспитании дошкольников,  на практике   возникают следующие противоречия:  с одной стороны – это новый шаг, который преследует сразу две цели:  музыкальное развитие и оздоровление ребенка, с другой стороны, для решения этой задачи необходимо опираться не только  на образовательные стандарты, но и внести в программу дошкольного учреждения новые формы, методы и средства в занятия по художественно – эстетическому развитию, что позволит в дальнейшем не только развивать музыкальность и творчество ребенка,  но и укреплять психическое и физическое здоровье, получать удовольствие от игр, упражнений, занятий.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании  условий для укрепления и сохранения здоровья, развития музыкальных и творческих способностей дошкольников  на основе  внедрения  в музыкально – образовательный процесс  здоровьесберегающих технологий в игровой форме,  способствующих оздоровлению детей и формированию устойчивого интереса к здоровому образу жизни.  

Длительность работы над опытом

         1этап – начальный -  (сентябрь 2016.), где была проведена диагностика и выявлены недостатки в развитии музыкальных и творческих способностей детей.

2 этап – основной – (октябрь 2016 – октябрь 2017 г.г.), была проведена работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в музыкально – образовательный процесс с целью укрепления здоровья и повышению уровня развития музыкальных и творческих способностей дошкольников.

3 этап – заключительный – (октябрь 2018г.), была проведена повторная диагностика, которая показала успешность выбранных методов и приемов для развития музыкально – творческих способностей и укрепления психического и физического здоровья.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представляет единую систему музыкально – оздоровительной работы по развитию музыкально – творческих способностей и формированию устойчивого интереса к здоровому образу жизни.

Теоретическая база опыта

За сравнительно небольшой срок в системе музыкального образования дошкольников произошло много изменений: изменились как дети, так и родители, появилось огромное количество новых программ, педагогических технологий. Но самое главное это то, что изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. К сожалению, на передний план выдвигаются образовательные задачи. В угоду учебной деятельности, у современных дошкольников катастрофически не хватает времени на игру, сокращается продолжительность прогулки. Поэтому, на современном этапе от музыкального руководителя требуется обращение к новым формам, приемам и методам, которые бы позволили обучать, воспитывать, развивать и оздоравливать дошкольников так, чтобы они об этом даже и не догадывались. 

По требованию федерального дошкольного образовательного стандарта необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы целенаправленная и осознанная деятельность детей служила основным средством их развития, поддерживалась собственная инициатива ребенка в различных видах деятельности.

По мнению ученых О.Е. Веннецкая, Т.Н. Доронова, К.В. Тарасова, М.А. Рунова, С.Г. Якобсон и др., существуют средства, которые позволяют направлять инициативу ребенка в педагогически ценное русло и дают возможность дошкольному учреждению реализовать ФГОС  ДО:

- изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

- реструктуризация содержания образовательной деятельности;

-  рациональная организация предметно – пространственной  среды;

- эффективное взаимодействие детского сада с семьей [10].

Творческий подход с применением здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии с дошкольниками подразумевает следующее:
во всех видах деятельности должно присутствовать музыкальное творчество, а творческие способности должны развиваться так, чтобы даже самые сложные упражнения проходили легко и радостно, а дети и не замечали, что их чему-то учат. 
 Очень важно здесь расширение состава используемых средств и методов, обеспечение вариативности и нетрадиционности содержания занятий, учитывающих задачи и условия их проведения, выбор альтернативных форм и методов организации учебно – воспитательного процесса. Его необходимо строить на общепедагогических принципах: принципе научности и доступности, принципе непрерывности и практической целеустремленности, принципе динамичности и открытости.

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

- проявить эмоции, переживания, фантазию;

- самовыразиться;

- снять психоэмоциональное напряжение;

- избавиться от страхов;

- стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами. Музыкальная игра является активным  средством музыкального воспитания дошкольников. Привлекательность этой формы детской деятельности, интерес и радость, которые испытывают дети, способствуют успешному развитию у них музыкальных и  творческих способностей.

Огромная роль в изучении проблемы детской музыкальной игры принадлежит научным исследованиям А.В. Кенеман и Н.А. Ветлугиной.

В разрабатываемой ими системе игр устанавливалась последовательность с учетом усложнения, учитывался принцип повторности, принцип варьирования.

Актуальность научных работ А.В. Кенеман и Н.А. Ветлугиной подтверждается работами ученых  последующих поколений: Л.Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной, М.Л. Палавндишвили и других.

Большую роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей отводит О.П. Радынова (автор программы «Музыкальные шедевры»). Р.С. Папкова систематизировала и активно пропагандировала музыкально – дидактические игры Н.А. Щербакова – автора многих игр для детей с нарушением речи и задержкой психического развития.

 В.А. Сухомлинский писал: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» [3].

 Насколько успешен будет процесс воспитания, зависит от умения, творческого потенциала педагога, от того, какие формы работы он использует, какие способы и средства при этом являются преобладающими, какие методы и приемы он считает наиболее эффективными и приемлемыми, то есть какова его концепция.

Автор опыта выдвигает свою концепцию: хорошо воспитать – больше играть.

В основе педагогического опыта лежат разнообразные игровые приемы, которые не только стимулируют  интерес детей к музыкальной деятельности, будят воображение, активизируют творческие проявления,  побуждают к сопереживанию, но и повышают адаптивные возможности детского организма, снижают уровень заболеваемости, укрепляют физическое и психическое здоровье, формируют устойчивый интерес к здоровому  образу  жизни.

Новизна опыта

1.  Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме;2. Проведение интегрированных музыкально – валеологических занятий;

3. Применение новых форм взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию, включающих вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.

Характеристика условий, в которых возможно применение

данного опыта

Для реализации данного опыта, который может реализоваться в дошкольных образовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп, должны быть созданы все необходимые условия:

в музыкальном и физкультурном зале,  групповых комнатах и «Русской горнице»,  на спортивной площадке и всей территории ДОУ.

   

Раздел 2

Технология описания опыта

Автором опыта была поставлена цель: организовать музыкально – оздоровительную работу в дошкольном учреждении таким образом, чтобы она обеспечивала каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1. Определение уровня развития музыкальных и творческих способностей дошкольников.

2. Внедрение в музыкально – образовательный процесс  инновационных приемов и методов здоровьесбережения, с целью повышения адаптивных возможностей детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

3. Создание предметно – пространственной среды и условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

С целью развития музыкальных и творческих способностей дошкольников, автором используются следующие педагогические принципы: принцип последовательности и систематичности, принцип воспитывающего обучения, принцип доступности, принцип постепенности, принцип наглядности, принцип сознательности. Все эти принципы выполняются одновременно и постоянно.

Для обеспечения психологического, физического и интеллектуального комфорта дошкольников, автором опыта была создана предметно – пространственная среда, которая способствует соблюдению баланса активности и отдыха.

Автором выбрана основная форма музыкальной деятельности – это музыкальные занятия. В ходе занятий осуществляется целенаправленное,  систематическое и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого дошкольника (Приложение № 3).

Занятия, которые проводятся музыкальным руководителем, разнообразны: проводятся индивидуальные, фронтальные занятия и занятия по подгруппам.

Разнообразны они и по содержанию: это типовые, тематические, комплексные и интегрированные занятия.

В ходе работы, автором опыта была выстроена система музыкально – оздоровительной деятельности. Данная система предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий (Приложение № 2):

1. Валеологические песенки – распевки [2]. Все музыкальные занятия начинаются с песенок – распевок. Добрые, несложные  тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, подготавливают голос к пению,  улучшают эмоциональный климат на занятии, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира.

2. Дыхательная гимнастика [2]. Дыхательная гимнастика способствует восстановлению центральной нервной системы, положительно влияет на обменные процессы, которые играют важную роль в кровоснабжении, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Как известно, периферические органы дыхания, голоса, артикуляции,  слуха неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох, учащенность дыхания, укороченность выдоха, неумение делать незаметный добор воздуха, неправильная осанка – все это является нарушением функции речевого дыхания. Поэтому, главная суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

Таким образом, следует отметить то, что в результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики, повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

      3. Оздоровительные и фонопедические упражнения [5]. Данные упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. На заметку были взяты разработки В. Емельянова, М. Картушиной. Данные упражнения способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, а также способствуют стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла - интонационно-фонетические, которые направлены на корректировку произношения звуков и активизацию  фонационного выдоха и голосовых сигналов доречевой коммуникации. А также используются  игры со звуком.

4. Музыкотерапия [4]. Музыкотерапия – это одна из самых важных составляющих музыкально-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Как показывает опыт, слушание правильно подобранной музыки способствует не только снятию напряжения и раздражительности, но и способствует снятию головной и мышечной  боли, а также восстановлению спокойного дыхания. Кроме этого, музыкотерапия повышает иммунитет детей. В дошкольном учреждении музыкотерапия проводится в течение всего дня: так, под соответствующую музыку, детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна. А также, музыкотерапию используют в качестве фона для занятий и свободной деятельности.

5. Артикуляционная гимнастика [4]. Ее основная цель: подготовка к правильному произнесению фонем, выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Данные упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате, у дошкольников повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

6. Пальчиковые игры [12]. Пальчиковые игры и сказки занимают важное место на музыкальных занятиях. Они произносятся под музыку или исполняются как песенки. Пальчиковые игры способствуют развитию речи ребенка, развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

7. Речевые игры [11]. Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Так как музыкальный  слух  развивается в тесной связи со слухом речевым, то необходимо речевое музицирование. В речевых играх текст дети поют или ритмично декламируют соло, дуэтом или хором. Детский фольклор служит основой для речевых игр. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.  

Таким образом, следует отметить то, что использование речевых игр на музыкальных занятиях, на занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие двигательной активности дошкольников, эмоциональной выразительности.

8. Игровой массаж [2]. На музыкальных занятиях проводится игровой массаж. Как известно, еще тысячи лет назад  тибетскими врачами было установлено то, что человеку приятно ходить босиком, хлопать в ладоши, так как это посылает положительные сигналы внутренним органам.  В данной области, автор опыта опирался на материалы использования игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной,  А. Галанова. Игровой массаж  повышает  защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма. Как  показывает опыт, при использовании игрового массажа, у дошкольников снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных  особенностей каждого ребенка, его интересов. В связи с этим, музыкальные занятия строятся на планировании, направленном на усвоение дошкольниками  определенного содержания, и строятся на педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Следовательно, успех музыкальных занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который должен  активно помогать организовывать самостоятельное  музицирование детей в группе.

Раздел 3

Результативность опыта

Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дало свои результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

- повышение уровня речевого развития детей;

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

Проведенный в конце учебного года мониторинг показал хорошую динамику музыкального развития дошкольников.  Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия и, соответственно, лучше усвоили материал программы. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития значительно вырос.  Так, из 34 диагностируемых дошкольников 23 человека (70%) имеют высокий уровень развития музыкальных и творческих способностей, 7 человек (20%) – средний уровень и 4 человека (10%) имеют низкий уровень развития музыкальных и творческих способностей.  В ходе мониторинга, выявилась диаграмма уровня развития музыкальных и творческих способностей дошкольников.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: представленные результаты диагностирования дошкольников свидетельствуют о положительной динамике развития музыкальных и творческих способностей. Здоровьесберегающие технологии: валеологические распевки, комплексы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, речевые упражнения, релаксации, их систематическое использование способствуют развитию музыкальных и творческих способностей дошкольников, формируют устойчивые певческие навыки, играют важную роль в охране детского голоса, профилактике заболеваний, связанных с дыханием. А представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями детских садов для развития певческих навыков, музыкально – творческих способностей детей посредством  здоровьесберегающих технологий.

        Библиографический список

1. Абелян Л. Забавное сольфеджио [Текст]: учебное пособие для детей дошкольного возраста  / Л. Абелян. -  СПб.: 1992.- 98 с.

2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения [Текст] / О.Н. Арсеневская. -  Волгоград: Учитель, 2009. – 204 с.

3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]  / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1989. –  296 с.

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст]  / Л.В. Гаврючина. – М.: Сфера, 2008. – 124 с.

5. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры [Текст]   / В.В. Емельянов. -  СПб: 1999. – 96 с.

6. Картушина  М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст]  / М.Ю. Картушина.  - М.: Сфера, 2004. – 187 с.

7.  Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет [Текст]  / М.Ю. Картушина. – М.:  Сфера, 2008. – 220 с.

8. Метлов Н.А.  Музыка детям: пособие для воспитателя и музыкального руководителя  [Текст]  / Н.А. Метлов. - М.: Просвещение, 1985. – 142 с.

9. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет [Текст] / Е.И.  Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 102 с.

10. Продолжаем изучать ФГОС ДО [Текст] // Музыкальный руководитель. -2015, № 1

11. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст]  / Г.П. Стулова. -  М: Прометей, МГПУ им. В.И.Ленина,1992. – 142 с.

12. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика  [Текст]  / О.В. Узорова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 96 с.

Приложение

1. Приложение № 1 – Диагностический материал по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Комаровой, М.А. Васильевой.

2. Приложение № 2 – Здоровьесберегающие технологии, используемые в процессе реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (музыкальная деятельность).

3. Приложение № 3 – Музыкальное занятие со здоровьесберегающими технологиями в старшей группе «Осень разноцветная».

Приложение № 1

Диагностический материал по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность).

При заполнении этого раздела музыкальный руководитель наблюдает за ребенком и специально организует музыкально – дидактические игры и беседы с детьми.

Критерии оценки:

Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в  музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания.  Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень – малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Критический уровень (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью.

Приложение № 1

Диагностическая карта освоения программы.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность).

Ф.И. ребенка ______________________________

Возраст: __________________________________

Дата заполнения:___________________________

№ п/п

Компоненты качества

Отметка о развитии («+»/«-» )

Методы диагностики

Развитие музыкально – художественной деятельности

1.

различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты)

наблюдение,

беседа

2.

может петь плавно, легким звуком, отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента

наблюдение,

беседа

3.

умение импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера (колыбельную, марш, вальс)

наблюдение

4.

способен выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и на месте.

наблюдение

5.

ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки

наблюдение

6.

самостоятельно инсценирует содержание песни, хороводов

наблюдение

7.

умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве

наблюдение

Приобщение к музыкальному искусству

1.

определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), произведения по мелодии, вступлению

беседа

2.

различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, виолончель)

беседа

Итого

«+» __«-» ___

Уровень*

*Оценка уровня:

«высокий уровень» - все компоненты качества отмечены знаком «+»

«средний уровень» - большинство компонентов отмечены знаком «+»

«низкий уровень» - большинство компонентов отмечены знаком «-»

Приложение № 2

Здоровьесберегающие технологии, используемые в процессе реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (музыкальная деятельность)

Музыкально – валеологические распевки

Доброе утро! (дети поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день

Будет веселее (хлопают в ладоши).
Мы погладим лобик, носик и щечки  (выполняют движения по тексту).
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем  (разводят руки в стороны).
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дети хором:

Здравствуй солнце золотое, (Одна рука тянется над головой)
Здравствуй небо голубое, (Другая)
Здравствуй свежий ветерок, (Руки над головой качаются)
Здравствуй маленький дубок  (Садятся показывают рукой),
Мы живем в родном краю- (Руки обе разводят)
Всех я вас приветствую! (Ладошки на грудь положили)

Дыхательная гимнастика

"Машина"

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

«Насос» («Накачиваем шины»)

 По шоссе летят машины, все торопятся, гудят.

 Мы накачиваем шины, дышим много раз подряд.

Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка     опущена     вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены. На счет «раз» слегка кланяемся вниз - руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к

Приложение № 2

полу, голова опущена – вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счет скругленной спины, ноги прямые. «Два» - выпрямились, но не полностью, то есть спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, - выдох ушел пассивно.

Артикуляционная гимнастика

"Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала  (Дети зевают).

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглотала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
 Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);  «Язычок, покажись!» (покусать кончик языка); «Зубок не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад); «Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности); «Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы); «Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу); «Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами); «Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами); «Улыбка» (улыбнуться).

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

«Капризка»

Я не буду убираться!

Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть,

Никого не слушать!

Затем дети сначала кричат: «А – а!», затем воют: «У – у – у!», а потом визжат: «И – и!»

Игроритмические упражнения

Приложение № 2

«Дождь»
Дождик слабенький бывает, вот такой… /тихо и редко хлопает в ладоши (половинные) .

Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! (дети повторяют движение)

А бывает дождик сильный, вот такой… (хлопает в ладоши сильней ) (четвертные)
Снова хлопайте, ребятки, все со мной! (дети повторяют движение)

А ещё бывают в небе чудеса – 
гром гремит и начинается ГРОЗА! (топает и хлопает одновременно) (восьмые). 
(Дети подхватывают движения)
«Лужи»
Шлеп-шлеп-шлеп -  иду по лужам  (дети ритмично постукивают  ладонями по ногам)

Хлюп-хлюп-хлюп - вода в ботинках (ритмично притопывают ногами ).
Кап-кап-кап -  мне зонтик нужен (поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами с одновременным движением рук сверху вниз ),
Оп-оп-оп - вода по спинке (скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям)
Буль-буль-буль - упала шапка (выполняют ритмичную пружинку)

Ой-ой-ой, кругом вода (качают головой, руки к голове )
Да-да-да, ( ритмично кивают головой )
Себя так жалко  ( гладят себя по голове)

Одевайтесь в дождь всегда!

Пальчиковые игры.

«Кошка»
Посмотрели мы в окошко -  (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)

Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

«Моя семья»

Этот пальчик — дедушка, — сжав пальчики в кулачки,

Этот пальчик — бабушка, разжимаем их по - очереди

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья! — сжимаем пальчики в замок

Игровой массаж

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

Приложение № 2

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись

«Зайка»

Зайка белый прибежал - и по снегу прыгать стал.

 Прыг – скок, прыг – скок! Непоседа наш дружок.

 Зайка прыгнул на пенѐк, в барабан он громко бьѐт:

 Бум-бум-тра-та-та! Зимой погода – красота!

А в лесу такой мороз! Зайка наш совсем замѐрз.

Лапками – хлоп-хлоп! Ножками – топ-топ!

Носик – трѐт-трѐт-трѐт, ушки – мнѐт-мнѐт-мнѐт.

Прыгай выше, зайка, зайка - попрыгайка.

 Дети легко постукивают пальцами по ступням ног. Дети шлѐпают ладошками по коленям. Дети хлопают ладошками по плечам. Хлопают в ладоши. Топают. Поглаживают крылья носа, пощипывают ушки. Лѐгкие прыжки. 

Коммуникативная игра — танец «Здравствуй, мой дружок!»

Цель: развитие координации движений, воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми

Дети стоят в кругу.

Здравствуй, здравствуй, каблучок! — стучат пяточкой о пол

Здравствуй, здравствуй, кулачок! — постукивают кулачками перед собой

А теперь пойдём в кружок. — идут в центр круга, взявшись за руки

Здравствуй, здравствуй, мой дружок! — приветствуют друг друга, кивая головой

Музыкотерапия

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

1. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".

2. И.С.Бах. "Шутка".

3. И.Брамс. "Вальс".

4. А.Вивальди "Времена года"

5. Й.Гайдн. "Серенада"

6. Д.Кабалевский "Клоуны"

7. Д.Кабалевский "Петя и волк"

8. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"

9. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"

10. И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

1. "Антошка" В.Шаинский

2. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин

3. "Будьте добры" А.Санин

4. "Веселые путешественники" М.Старокадомский

5. "Все мы делим пополам" В.Шаинский

Приложение № 2

6. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин

7. "Если добрый ты" Б.Савельев

8. "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко

9. "Настоящий друг" Б.Савельев

10. "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна:

1. Л.Боккерини "Менуэт"

2. Э.Григ "Утро"

3. А.Дворжак "Славянский танец"

4. Лютневая музыка XVII века

5. .Лист "Утешения"

6. Ф.Мендельсон "Песня без слов"

7. В.Моцарт "Сонаты"

8. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"

9. М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"

10. К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации:

1. И.С.Бах "Ария из сюиты №3"

2. Л.Бетховен "Лунная соната"

3. К.Глюк "Мелодия"

4. Э.Григ "Песня Сольвейг"

5. К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные:

1. Н.Римский-Корсаков "Море"

2. Г.Свиридов "Романс"

3. К.Сен-Санс "Лебедь"

Приложение № 3

Музыкальное занятие со здоровьесберегающими технологиями

в старшей группе «Осень разноцветная»

Тип занятия: музыкальное занятие со здоровьесберегающими технологиями.

Возрастная группа - старшая.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», музыкальная деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое».

Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии.

Задачи:

-продолжать учить детей внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер музыки, темп;

-развивать правильное певческое дыхание, диапазон голоса;

- развитие артикуляции и дикции;

- обогащать музыкальные впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;

- закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением;

- способствовать развитию творческой активности детей в музыкально-исполнительской деятельности;

- закреплять знания детей о временах года, месяцах осени;

-воспитывать потребность к здоровому образу жизни;

- развивать коммуникативные навыки ребенка

Оборудование:

Музыкальные инструменты, музыкальный центр, бумажные разноцветные листья, снежинки, карточки с изображением грустного и веселого клоуна для каждого ребёнка, картинки с изображением времен года, портрет композитора П.Чайковского, платочек для музыкальной игры.

                Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку и становятся по кругу

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Начнем наше музыкальное занятие с веселой разминки,.

Музыкальная разминка «Добрый день»

Музыкальный руководитель: Молодцы! Кто хочет побегать? А попрыгать?

Дети: Мы! (Музыкально-ритмическое упражнение «Побегаем-попрыгаем»                        (бег на носочках; прыжки с хлопками)).

Музыкальный руководитель: Молодцы, а сейчас  проходите и присаживайтесь на свои стульчики.

Приложение № 3

Музыкальный руководитель: Некогда солнышку в небе лениться,                                                                 Есть у него разноцветные спицы.                                                                Пряжа цветная на дне сундука                                                                         Ровно четыре волшебных клубка

                                                      Трудится солнышко без остановки

                                                      Каждому времени  вяжет обновки                                                                  Пряжа у солнышка разного цвета                                                                      Ярко-зеленая для жаркого лета                                                                           Белую пряжу наденет зима

                                                      Разные платья меняет земля

Музыкальный руководитель: Дети, о чем идет речь?

Дети:  О временах года.

Музыкальный руководитель: А какие времена года вы знаете?

Дети: Лето, Зима, Весна, Осень.

Музыкальный руководитель: Сейчас Захар загадает загадку, а вы должны будете ее отгадать. Слушайте внимательно.

Пришла без красок и без кисти -
И перекрасила все листья,
Она птиц к югу отправляет,
Она деревья раздевает,
Ребята, когда это бывает?

Дети: Осенью!

Музыкальный руководитель: А какая же осень бывает?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя.

Музыкальный руководитель: В какие краски осень наряжает природу?

Дети: Желтый, красный, оранжевый и т.д.

Музыкальный руководитель: Да, действительно, осень бывает такая разная. Ранней осенью природа разукрашена разноцветным нарядом, радует богатым урожаем. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, дуют холодные ветра, опадают листочки, улетают в теплые края птицы. Пролетает первый снежок  – вестник зимы. Все эти переодевания бывают осенью.

Музыкальный руководитель: Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Музыкальный руководитель: Правильно. А какой сейчас месяц осени?

Дети: Ноябрь.

Музыкальный руководитель: Совершенно верно сейчас на дворе ноябрь - последний месяц осени. И сегодня у нас будет необычное занятие. Приглашаю вас совершить путешествие на осеннюю полянку.  Вы готовы путешествовать?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Как же нам попасть на осеннюю полянку?

Дети: На машине, автобусе, самолете и т.д.

Приложение № 3

Музыкальный руководитель: Правильно. А давайте отправимся из нашего детского сада на осеннюю полянку с помощью музыки. Давайте закроем глаза и послушаем внимательно музыку, а потом вы расскажете, что нам рассказала музыка по дороге к осенней полянке.

Закрываем глаза и слушаем музыку.

«Октябрь» П.Чайковский (аудио запись).

Музыкальный руководитель: Открываем глаза, ребята. Вот мы с вами и на месте, посмотрите, что изменилось в нашем зале? Кто мне расскажет, что он видел по дороге?

Ответы детей:  (В зал прилетели листочки,  в лесу видели много листьев разного цвета, большие деревья, встретили в лесу лесных обитателей и  т.д.)

Музыкальный руководитель: Ребята, а вам понравилась музыка, которая вас сопровождала?

Дети: Да, очень понравилась, красивая музыка.

Музыкальный руководитель: Давайте с помощью карточек определим настроение музыки.

( Детям раздаются карточки с изображением веселого и грустного клоуна)

Музыкальный руководитель: Почему вы выбрали грустного клоуна?

Дети: Потому что музыка спокойная, тихая, медленная, грустная, печальная и т.д.

Музыкальный руководитель: Ребята, а если вас попросят нарисовать эту музыку, то какой бы цвет вы выбрали?

Дети: Серую, черную, фиолетовую, красную, желтую, зеленую.

Музыкальный руководитель: Да, дети, я с вами полностью согласна. Я бы тоже выбрала такие цвета. Это красивое произведение называется «Октябрь», сочинил его великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Давайте соберем листочки с нашей  полянки и подуем на них как осенний ветерок.

Упражнение «Сдуй листочек с ладошки»

Осенью ветерок сильный, холодный и даже можно простудиться.                Скажите, дети осенью мы часто болеем?

Дети: Да

Музыкальный руководитель: Что же нам нужно делать, чтобы не болеть в холодную осеннюю погоду?

Дети: Чтобы не болеть в холодную погоду нужно укреплять свой организм.  Есть витамины, делать зарядку, укреплять здоровье.

(Выполняют дыхательную гимнастику, артикуляционные и дикционные упражнения)

Музыкальный руководитель: Молодцы! Мы оздоровились и подготовили свой голос для пения. А сейчас закройте глаза и послушайте внимательно загадку, которую подготовил Степа.

Запорошила дорожки,  разукрасила окошки

Радость детям подарила и на санках прокатила

Приложение № 3

(Открывают глаза, на ковре лежат снежинки)

Дети:  Зима

Музыкальный руководитель: Сейчас поздняя осень, которая встречает какой зимний месяц?

Дети: Декабрь

Музыкальный руководитель: Вы любите Зиму? Что вам нравится в этом времени года?

Выполните такое задание « Угадай песню по картинке»                                            (По изображению времен года узнать знакомую песню).

Дети: «Зимние подарки».

Музыкальный руководитель: Давайте, мы исполним эту песню с музыкальными инструментами. Как вы думаете, какой музыкальный инструмент можно  использовать для красивого звучания мелодии песни?

Дети: Музыкальный треугольник, потому что характер музыки веселый, звонкий и этот музыкальный инструмент будет украшать мелодию.

Исполнение песни «Зимние подарки» С. Насауленко

Музыкальный руководитель: С заданием справились, молодцы.  Песня звучала красиво.

Вы очень старались, наверное, устали и хотите вернуться в детский сад?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: Давайте закроем глаза и с помощью физкультминутки «Белые мишки»  мы вернемся в наш детский сад.

(Физкультминутка «Белые мишки»).

Музыкальный руководитель: Ну, вот мы после волшебного путешествия вернулись в детский сад.

Музыкальный руководитель: Делаем ровный, красивый круг будем играть в игру «Передача платочка».

Игра  «Передача платочка»  (Плавная музыка – передают платочек, с окончанием музыки и у кого платочек, тот выполняет подскоки, остальные дети хлопают).

Музыкальный руководитель: Наше музыкальное занятие заканчивается. Вам понравилось сегодня на музыкальном занятии?

Дети: Да

Музыкальный руководитель: Что вам понравилось больше всего? Какое произведение мы слушали? С каким композитором мы сегодня познакомились? О каком времени года мы узнали? Ребята, чтобы не болеть зимой, что нужно делать?

Дети: Чтобы не болеть, надо делать гимнастику для всего тела: делать массаж, дыхательные упражнения, а чтобы правильно разговаривать и красиво петь, необходимо делать гимнастику для языка, губ, лица.

Музыкальный руководитель: До свиданья, дети!

Дети: До свиданья!

(Под музыку дети возвращаются в группу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие одаренности и творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Всем детям присуща умственная активность,  свойственны интерес к новизне, стремление попроб...

Мастер - класс «Использование орф-технологий в развитии музыкальных и творческих способностей детей посредством игры на музыкальных инструментах и движений».

движений».Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими орф-приемами для ознакомления детей дошкольного возраста с миром импровизации и музицирования через...

Консультация для родителей "Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально – дидактических игр".

Данный материал будет полезен воспитателям и музыльным руководителям. В основе музыкально-дидктичкеских игр лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает...

Проект в группах раннего возраста на тему: «Развитие музыкальных и творческих способностей детей посредством театрализации с использованием инновационных технологий, в рамках регионального компонента».

Актуальность   Ранний возраст является идеальным для начала развития музыкальных и творческих способностей. Дети в возрасте от 2-х лет начинают думать и реагировать посредством символов, в т...

Развитие музыкальных и творческих способностей детей посредством театрализации с использованием инновационных технологий, в рамках регионального компонента.

Раннее музыкальное воспитание повышает качество раннего опыта жизни ребенка. Оно помогает развивать слуховые навыки; способствует развитию моторных навыков (как крупных, так и малых групп мышц); увели...

педагогический проект «Развитие речи и творческих способностей дошкольников, посредством технологии друдлы».

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошко...