Анализ физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками МБОУ СОШ 26 (дошкольное отделение) по формированию физического аспекта школьной готовности
статья

Анализ физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками МБОУ СОШ 26 (дошкольное отделение) по формированию физического аспекта школьной готовности

В основе физкультурно-оздоровительной работы лежит программа «Образовательная система Школа 2100»,  а так же элементы методики Л.Д. Глазыриной «Ненасильственное физическое воспитание», программы С.Б. Шармановой, А.И.Федорова «Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников» и программы «Здоровый малыш» Гиль Г.И.

Основной направленностью данной программы является обучение дошкольников основам физической культуры, закаливание и укрепление детского организма, обучение каждого ребёнка осознанному занятию физическими упражнениями, создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем). Поэтому, ведущей целью физкультурно-оздоровительной работы будет: формирование физической готовности к школьному обучению посредством  совершенствования  двигательной активности детей, развития представления о своём  теле и своих физических возможностях, воспитания бережного отношения к своему организму, формирования культурно-гигиенических навыков, интереса к различным видам спорта, развитию физические качества (волю, целеустремлённость, выносливость, смелость).

Соответственно, задачи, решаемые в рамках данной физкультурно-оздоровительной работы, будут звучать так:

  • Содействие гармоничному развитию ребенка.
  • Способствовать совершенствованию двигательной координации и основных двигательных умений и навыков.
  • Содействие оптимальному физическому развитию.
  • Формирование таких социальных качеств, как дисциплинированность, справедливость, ответственность, честность, сотрудничество.
  • Развитие понятия о правилах безопасности.
  • Формирование интереса и любви к спорту.
  • Формирование правил личной гигиены.
  • Двигательное, умственное, эмоциональное, социальное развитие, формирование доброжелательности по отношению к окружающим.
  • Способствовать формированию интереса к активному образу жизни.

Ведущие принципы программы совпадают с программой Л.Д. Глазыриной, методика занятий по системе «Ненасильственное физическое воспитание».

В основе физического воспитания положено три принципа.

Принцип фасцинации ( от англ. fascination – очарование)  - специально организованное вербальное (словесное) воздействие, которое предназначено для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии детьми различного рода сообщений, управление процессом занятий и достижения результативности во всех сферах реализации программы: оздоровительной, воспитательной, образовательной.

Принцип синкретичности (от греч. synkretismos – соединение, объединение) – нерасчлененность психических функций на этапах развития ребенка. Согласно теории Л.С. Выготского, он имеет большое значение для развития детского мышления.

В данной методике процесс направлен на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребенок постигает для себя истинное значение физических упражнений, их назначение, природу внедрения.

Принцип творческой направленности, результатом которого является самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.

Исходя из того, что в дошкольном возрасте игра становится ведущей деятельностью ребенка и является оптимальной основой для физического, умственного, социального и эмоционального развития, программа по физическому воспитанию дошкольников включает подвижные игры. Задача педагога состоит в том, чтобы, ни в коей мере не подавляя инициативу детей, направить игру в нужное русло. Опираясь на исследования К. Беннета, в самостоятельных подвижных играх детей можно выделить четыре основные ситуации, которые должен моделировать педагог для достижения поставленных целей: ситуации свободного выбора, проблемно-контролируемые ситуации, имитации, творческие ситуации. Каждая ситуация лучше всего может быть смоделирована в определенных условиях - на игровой площадке, в спортивном зале. В каждой ситуации от воспитателя требуется различная степень активности.

Ситуация свободного выбора лучше всего моделируется на открытых спортивных площадках, оснащенных безопасным инвентарем. В этой ситуации воспитатель предоставляет детям возможность самим исследовать и повторять произвольно выполняемые двигательные действия. Детям при этом предоставлена свобода выбора: они по желанию могут играть одни, в сотрудничестве с остальными или в компании своих друзей, но самостоятельно.

Посредством создания проблемно-контролируемых ситуаций ребенок познает движение в пространстве. Задача воспитателя - смоделировать проблему и всячески поощрять в каждом ребенке желание найти решение.

Имитации. Эта ситуация заключается в том, что воспитатель выполняет те или иные двигательные действия, а затем дети имитируют их как можно точнее. Воспитатель при этом должен соблюдать принципы индивидуального подхода, разделив всех детей в соответствии с их возможностями на небольшие группы и задавая в каждой из них адекватные задачи.

Последняя ситуация, используемая воспитателями для обучения дошкольников двигательным действиям, - это творческая ситуация. Здесь воспитатель задает детям сложную задачу - выразить посредством движения то или иное понятие. Например, изобразить чувство гнева, радости, веселья и т.д.

             Структура программы по физическому воспитанию в дошкольный период складывается из четырех основных разделов.

1. Психомоторное развитие. В ходе формирования психомоторных навыков детей знакомят с названием частей тела, их пропорциональными размерами. Затем у детей формируется визуальное восприятие (способность к визуальным наблюдениям, зрительная память и т.д.), слуховое и, наконец, кинестетическое восприятие.

2. Обучение двигательным умениям и навыкам. Этот раздел включает, в свою очередь, следующие виды физической активности:

а) игровую физическую активность, направленную на развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков (бег, прыжки, метание, хватание, отбивание (мяча) ногами и руками). Помимо контроля за правильностью выполнения движений детей учат полному контролю за движением своего тела, с тем чтобы изучаемые двигательные умения могли быть использованы в различных ситуациях.

При организации игровой физической активности дошкольников следует помнить о том, что правила игр должны быть как можно более простыми, а участие в них - массовым. Основу игр соревновательного характера должны составлять взаимопомощь и сотрудничество, а основной акцент такой деятельности делается на улучшении индивидуальных результатов, а не на победе над кем-либо;

б) гимнастику, включающую упражнения на равновесие, лазанье, кувырки, упражнения на перенос веса с одной части тела на другую, а также упражнения, способствующие развитию взрывной силы, например прыжки. Для занятий гимнастикой с дошкольниками необходим простейший инвентарь: деревянные скамейки, кубы и др.;

в) танцы, посредством которых дети учатся придавать движениям интерпретирующий, выразительный и коммуникативный характер. На занятиях танцами детей учат адекватно воспринимать и оценивать пространство, время и силу, взаимоотношения со своими сверстниками и окружающим миром. Танец подразумевает исследовательскую, импровизационную и изобретательскую деятельность детей. Посредством танца у детей развивают чувство ритма. В процессе танца детьми используются различные движения и их сочетания.

3. Физическая подготовленность, которая является важнейшим разделом программ по физическому воспитанию дошкольников. Именно на этом, начальном, этапе дети должны всячески поощряться к физической активности, подвижным играм. В доступной форме детям должны объясняться такие понятия, как активный образ жизни, правильное питание, из взаимосвязь и значение.

Помимо теоретической подготовки в рамках этого раздела должно проводиться тестирование уровня физической подготовленности дошкольников.

4. Плавание и игры на воде. Этот раздел программы по физическому воспитанию является важным для детей дошкольного возраста и при наличии условий (бассейн, квалифицированные инструкторы) его рекомендуется использовать при работе с детьми дошкольного возраста. При этом детей учат преодолевать страх перед водой посредством игр на воде, обучают правилам безопасности на воде, а также основам плавания.

           Содержание физических упражнений  для старших дошкольников обусловлено следующими задачами:

Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры, соблюдая заданный темп. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Учить сочетать замах с броском при метании, добиваться активного движения кисти руки при броске. Учить подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп, перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, сочетая разбег с отталкиванием, приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Учить выполнять общеразвивающие упражнения из различных исходных положений, в разном темпе, ритме, с разными усилиями, амплитудой точно и красиво. Продолжать учить самостоятельно скатываться с горки, выполняя повороты при спуске, катать друг друга на санках. Учить скользить по ледяным дорожкам самостоятельно, скользить с невысокой горки. Продолжать учить передвигаться скользящим шагом. Учить спускаться с горы в основной стойке. Учить кататься на двухколесном велосипеде, самокате. Учить самостоятельно надевать коньки с ботинками, сохранять равновесие на коньках (на утрамбованной площадке, на льду), кататься по прямой, отталкиваясь поочередно. Продолжать учить выполнять выдохи в воду, лежание на груди и на спине, скольжение на груди и на спине. Учить элементам спортивных игр. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Продолжать формировать правильную осанку.

Необходимо заметить, что занятия рассчитаны на детей, постоянно посещающих ДОУ, но и для вновь прибывших освоение программы не будет сложным благодаря правильной организации занятий и работе с детьми компетентных педагогов.
Упражнения в основных движениях: упражнения в ходьбе. Ходить обычным шагом, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, в приседе и полуприседе, скрестным шагом, гимнастическим шагом, выпадами, спиной вперед, приставным шагом, перекатом с пятки на носок, ходить с выполнением движений руками, в сочетании с остановками, бегом, заданиями воспитателя, в различных направлениях, меняя длину шага, темп ходьбы. Ходить по различной поверхности: по песку, плотной поверхности, по камешкам, по рейкам.
Упражнения в равновесии. Ходить по узкой рейке гимнастической скамейки, веревке (диаметр 1,5–3 см), по наклонной доске прямо и боком, на носках. Ходить по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов. Ходить по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком, приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.
Упражнения в беге. Бегать на носках, с высоким подниманием бедра, забрасывая голени назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелкими и широкими шагами, в колонне по одному и по два, по прямой и наклонной поверхности. Бегать непрерывно в течение 1,5–3 минут в медленном темпе, бегать в среднем темпе на 80–120 м (2–4 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3–5 раз по 10 м. Бегать на скорость: 20 м примерно за 5,5–5 секунд. Бегать на скорость: 30 м примерно за 7,5–6,5 секунды к концу года.
Упражнения в бросании, ловле, метании. Бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками, одной рукой, с хлопками и другими заданиями. Перебрасывать мячи друг другу из разных исходных положений, через сетку. Отбивать мяч об пол, о землю на месте и с продвижением вперед (6–8 раз). Прокатывать, перекидывать набивные мячи (весом 1 кг); метать мячи, мешочки с песком в горизонтальную и вертикальную цели (расстояние 3–5 м), в движущуюся цель, метать вдаль правой и левой рукой не менее 5–8 м.
Упражнения в ползании, лазанье. Ползать на животе, спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Ползать на четвереньках, толкая головой мяч по скамейке. Передвигаться вперед с помощью рук и ног, сидя на бревне. Ползать и перелезать через предметы (скамейки, бревна). Подлезать под дуги, веревки (высотой 40–50 см). Лазать по гимнастической стенке чередующимся способом ритмично, с изменением темпа. Лазать по веревочной лестнице, канату, шесту свободным способом.
Упражнения в прыжках. Прыгать разными способами на месте: ноги скрестно – ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге 4–5 м. Прыгать через 5–6 предметов на двух ногах (высота 15–20 см), на предметы: пеньки, кубики, бревно (высотой до 20 см). Подпрыгивать до предметов, подвешенных на 25–30 см выше поднятой руки. Прыгать в длину с места (80–90 см), в высоту (30–40 см) с разбега 6–8 м; в длину (на 180–190 см) с разбега 8 м. Прыгать в глубину (с пенька, бревна, кубов с 30–40 см) в указанное место. Прыжки через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад.
Построения и перестроения. Строиться в колонну по одному, по двое, в несколько колонн, кругов. Перестраиваться из одной колонны в несколько на месте, на ходу, из одной шеренги в две, из одного круга – в два. Поворачиваться на месте налево, направо переступанием и в движении – на углах. Равнение в колонне на вытянутые руки вперед; в шеренге и в круге – на вытянутые руки в стороны.
Общеразвивающие упражнения: упражнения для рук и плечевого пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову. Поднимать руки вверх-назад попеременно, одновременно. Поднимать и опускать плечи. Поднимать и опускать кисти, сжимать и разжимать пальцы.
Упражнения для туловища. Поворачивать туловище в стороны, поднимая руки вверх-в стороны из положения руки к плечам; наклониться вперед, подняв руки вверх, держа руки в стороны. В упоре сидя поднимать обе ноги (оттянув носки), удерживая ноги в этом положении. Садиться из положения лежа на спине и снова ложиться. Наклоняться, поднимая за спиной сцепленные руки. Поочередно отводить ноги в сторону из упора присев; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ногу к груди (группироваться).
Упражнения для ног. Переступать на месте, не отрывая от опоры носки ног. Поднимать прямые ноги вперед (махом); выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх). Выставлять ногу вперед на носок скрестно. Приседать, держа руки за головой; поочередно пружинисто сгибать ноги (стоя, ноги врозь). Свободно размахивать ногой вперед-назад, держась за опору.
Спортивные упражнения: катание на санках. Катать друг друга, кататься с горки по двое. Выполнять повороты при спуске. Поднимать во время спуска заранее положенный предмет.
Скольжение. Скользить после разбега по ледяным дорожкам стоя и присев, на одной ноге, с поворотами. Скользить с невысокой горки.
Ходьба на лыжах. Ходить по лыжне скользящим шагом друг за другом; переменным шагом по пересеченной местности; ходить на лыжах с палками в руках, ходить на лыжах, обходя стоящие на пути предметы (флажок, дерево, куст). Повороты на месте и в движении, подъем на склон «лесенкой», спуск со склона.
Катание на коньках. Самостоятельно надевать ботинки с коньками. Сохранять равновесие на коньках (на утрамбованной площадке, на льду). Принимать правильное исходное положение (ноги слегка согнуты, туловище наклонить вперед, голову держать прямо, смотреть перед собой). Выполнять пружинистые приседания из исходного положения. Скользить на двух ногах с разбега. Поворачиваться направо и налево во время скольжения, торможения. Скользить на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь. Кататься на коньках по прямой, по кругу, сохраняя при этом правильную позу.
Катание на велосипеде. Кататься на двухколесном велосипеде самостоятельно по прямой, по кругу, «змейкой», выполнять повороты налево и направо, тормозить.
Катание на самокате. Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой, по прямой, по кругу, с поворотами; тормозить и останавливаться в обозначенном месте по сигналу.
Плавание. Скользить на груди и на спине, перевороты с груди на спину и наоборот, скользить на груди и на спине, чередуя вдох и выдох; в сочетании с дыханием движения ногами, руками. Плавать произвольным способом 10–15 минут.
Игры с элементами спорта.
Городки. Знать 3–5 фигур, пользоваться для выбивания городков с линии кона и полукона метанием биты с боку и от плеча. Уметь самостоятельно строить фигуры.
Баскетбол. Перебрасывать мяч друг другу от груди, передавать мяч в движении с отскоком от пола, ловить летящий мяч в движении. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях с резкой остановкой, ускорением и замедлением. Вести мяч и забрасывать его в корзину двумя руками от груди и из-за головы.
Бадминтон. Правильно держать ракетку, перебрасывать волан в сторону партнера без сетки и через нее. Отбивать волан ракеткой, на-правляя его в определенную сторону. Свободно передвигаться по площадке, стараясь не пропустить волан. Играть в паре с воспитателем.
Футбол. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении, обводить мяч вокруг предметов. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой стоя на месте. Закатывать мяч в лунки, ворота, передавать мяч ногой друг другу в парах, отбивать от стенки несколько раз подряд.
Хоккей. Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, друг другу, задерживая шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева), с места и после ведения.
Настольный теннис. Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать рукой и ракеткой мяч от пола, стены. Подавать мяч через сетку после отскока от стола.
Подвижные игры.
Игры с бегом. «Мы – веселые ребята», «Парный бег», «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Совушка», «Два Мороза», «Пустое место», «День и ночь», «Снежная карусель».
Игры с прыжками. «Удочка», «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Классики», «Не попадись!», «Не оставайся на полу», «Чехарда».
Игры с ползанием и лазаньем. «Медведь и пчелы», «Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Пожарные на учении», «Переправа».
Игры с метанием, бросанием и ловлей. «Охотники и зайцы», «Мяч водящему», «Охотник и звери», «Ловишки с мячом», «Школа мяча».
Игры-эстафеты. «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Забрось мяч в кольцо», «Веселые соревнования».
Игры с элементами соревнования. «Кто быстрее?», «Кто выше?», «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?».
Народные подвижные игры. «Гори, гори ясно!», «Платок», «Много троих, хватит двоих», «Дедушка-рожок», «Краски», «Колечко», «Веселый садовник».
В результате работы дети могут:
– ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
– выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;
– перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча;
– лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
– прыгать на мягкое покрытие с высоты (20–40 см); мягко приземляться, прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места на расстояние не менее 80–100 см, с разбега (не менее 100–180 см), в высоту с разбега (не менее 40–50 см), прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
– перестраиваться в колонну по трое, четверо, в 2–3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, размыкаться в колонне, шеренге; соблюдать интервалы во время передвижения, выполнять повороты направо, налево, кругом;
– знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, выполнять четко, ритмично, в заданном темпе;
– самостоятельно скатываться с горки, выполнять повороты, катать друг друга на санках;
– скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание;
– ходить на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 2–3 км, подниматься на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске;
– самостоятельно сохранять равновесие на коньках, кататься по прямой, отталкиваясь поочередно, тормозить;
– кататься на двухколесном велосипеде и самокате;
– плавать произвольно;
– активно участвовать в играх с элементами спорта (городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей, настольный теннис);
– самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, придумывать с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.

Кроме того, в школе-сад №123 существует стационарный круглогодичный бассейн, посещение которого является частью образовательной программы по физическому воспитанию.

Основной задачей обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста является освоение спортивных способов плавания; изучение техники движения кролем на груди и спине. Обучение плаванию выбранным способом, на базе которого осваиваются остальные спортивные способы.

Использование специальных развивающих упражнений позволяет продвинуть вперед психическое и физическое развитие ребенка. Развивающие упражнения, сравнению с теми, с которыми ребенок уже справляется, оказываются новыми для него.

Во-первых, они направлены на овладение новыми способами действий с уже знакомыми предметами;

Во-вторых, в них могут быть включены незнакомые ребёнку предметы, более сложные правила;

В-третьих, можно изменить и содержание упражнений, в зависимости от степени совершенства их выполнения.

Каждое такое нововведение предъявляет свои требования к ребенку, активизирует и развивает те или иные навыки плавания, способствует совершенствованию крупной моторики в целом, а так же способствует развитию его психики, формирует важные личностные качества, такие, как упорство в достижении цели, волю, дисциплинированность. Задания усложняются лишь в одном направлении, т.к. в другом случае они могут оказаться неожиданно сложными для ребенка и развивающего эффекта не будет, т.е. выйдет за пределы зоны его ближайшего развития.

Цель программы – максимальное содействие индивидуальному развитию детей путем углубленного изучения и развития уровня психического развития, психологической и физической готовности к школьному обучению.

В связи с этим, выдвигаются  следующие задачи:

  • Развитие любознательности как основы познавательной активности старших дошкольников
  • Развитие способностей ребенка
  • Развитие коммуникативности

Программа призвана обеспечить физическое и интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития его личности, способностей; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, оптимальную нагрузку на него с целью защиты от переутомления.

Принципы построения программы:

  • Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей,
  • Систематичность и последовательность в  проведении коррекционной работы,
  • Личностно-ориентированный подход к детям.

Кроме того, программам предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к детям, работу с различными подгруппами ребят, учитывает их возрастные особенности.

В процессе овладения новыми упражнениями детьми старшего возраста используются следующие методические приемы:

  • Показ упражнений
  • Средства наглядности
  • Разучивание упражнений
  • Исправление ошибок
  • Подвижные игры на суше и в воде
  • Имитация упражнений
  • Оценка (самооценка) двигательных действий
  • Индивидуальная страховка и помощь
  • Межличностные отношения между тренером-педагогом и ребенком
  • Круговая тренировка
  • Игры на внимание и память
  • Соревновательный эффект
  • Контрольные задания

Благодаря такой организации занятий каждое новое движение осваивается гораздо быстрее и легче, чем в традиционных формах.

                 Занятие физической культурой и плаванием в рамках единых педагогических целей и требований позволяют не только  развивать двигательные умения и навыки, необходимые для осуществления элементарной двигательной деятельности ( ходьба, бег, прыжки и пр.), формировать двигательные качества (ловкость, быстрота, глазомер, гибкость, выносливость и т.д.), физическую культуру личности, осуществлять нравственное воспитание, но и уделять значительное внимание совместному использованию методик, благодаря которым  осуществляется и умственное развитие, и формируется школьная готовность в целом.

А кроме того, гармоничное физическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего гармоничного развития личности.

 

Сочетание указанных методик позволяет гармонично соединять двигательную деятельность на физкультурном занятии с упражнениями и дидактическими играми, традиционно используемыми в статических видах детской деятельности, что делает возможным повышение уровня умственного развития детей без ограничения их двигательной активности, являющейся важным компонентом здорового образа жизни.

Эффективность комбинаций методик выявлялась при помощи метода психологического тестирования. Были использованы стандартизированные диагностические методики, разработанные научным коллективом авторов под руководством Л.А. Венгера (1978): "Эталоны" и "Перцептивное моделирование" для изучения уровня развития восприятия (О.М. Дьяченко и В.В. Холмовская), "Схематизация" (Р.И. Бардина) - для выявления уровня развития наглядно-образного мышления, "Систематизация" (Н.Б. Венгер) - для изучения уровня развития логического мышления. Дополнительно у детей было исследовано состояние памяти и такие свойства внимания, как переключение и распределение: методики "Выучи слова" и "Проставь значки" (Р.С. Немов, 2000).

Анализ данных выявил лучшие показатели умственного развития у детей на завершающем этапе. Так, в результате целенаправленного педагогического воздействия в старшей группе (5-6 лет) средний показатель умственного развития увеличился с 3,4 до 5,8 балла. У детей подготовительной группы (6-7 лет) зафиксировано повышение с 5,8 до 8,7 балла. Наибольший прирост результатов был отмечен у детей с высокой двигательной активностью. Выполняя двигательные действия в сочетании с упражнениями умственной направленности, они в значимой для себя деятельности совершенствовали процессы, лежащие в основе умственного развития. По отзывам педагогов, изменилось отношение этих детей к обучающим занятиям. Они стали внимательнее, сдержаннее, снизилось количество ненужных, беспорядочных движений.

Проведение занятий с использованием комбинации методик позволило детям  достичь более высокого прироста по всем показателя.

По результатам проведенной работы можно сказать, что средства физического воспитания содержат неограниченные возможности не только для решения специфических задач улучшения физического статуса занимающихся, но и для развития психических функций ребёнка, что обосновывает целесообразность их использования для решения задач в том числе и  умственного развития.

Использование в процессе физического воспитания дошкольников упражнений, направленных на развитие общей выносливости, значительно повышает уровень физической подготовленности и способствует гармоническому развитию личности в целом.

В процессе занятий физической культурой были изменены: объем, интенсивность и направленность нормированной двигательной активности детей в режиме дня при сохранении общей структуры режимных моментов за счет сокращения их организационной части и перераспределения содержания.

На физкультурных занятиях на развитие двигательных качеств отводилось 67% времени в старшей группе и 76 % в подготовительной. На каждом учебном занятии выполнялись упражнения, направленные на развитие всех двигательных качеств, которые для удобства планирования и построения занятий объединены по направленности воздействия в три группы. При планировании учитывалось то, что развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы. Поэтому оптимальное сочетание в процессе физического воспитания упражнений, направленных на развитие гибкости с силовыми и другими упражнениями обеспечивали гармоническое развитие двигательных качеств.

Для комплексного развития двигательных способностей в каждое из занятий поочередно включались группы упражнений на развитие определенных двигательных качеств.

В качестве средств развития общей выносливости  использовался дозированный бег в аэробном режиме, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, выполняемые в движении, прыжки, ходьба на лыжах в зимнее время года и занятия плаванием круглогодично.

Продолжительность непрерывной аэробной (беговой) нагрузки зависела от дистанции и средней скорости ее преодоления. Начальная дистанция 300 м была определена исходя из того, что выносливость в начале учебного года в старшей группе определялась именно временем преодоления этой дистанции. К концу учебного года (май) дети старшей группы (5-6 лет) преодолевали дистанцию 1000 м, а в подготовительной к школе группе (6-7 лет) – 1400 м. Беговая нагрузка повышалась постепенно и волнообразно в зависимости от возраста детей, их физического состояния, времени года и ряда других факторов. В первые две недели занятий ослабленные дети могли преодолевать это расстояние, чередуя бег и ходьбу. Моторная плотность занятий в группах составляла 70-80%.

Критериями эффективности комбинации методик являются: морфофункциональные показатели, физическая подготовленность и состояние здоровья. Выявлено, что динамика уровня физического развития детей на начальном этапе значительно выше, чем на начальном.

Анализируя динамику морфофункциональных показателей детей можно отметить, что более высокими как у мальчиков, так и у девочек оказались показатели окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, что может свидетельствовать о закономерности влияния нормированной двигательной активности циклического характера на активизацию этих показателей морфофункционального развития детей.

У детей произошли положительные изменения результатов во всех двигательных тестах, обусловленные, как естественными процессами роста и развития детей, так и целенаправленным использованием средств физического воспитания.

Наибольший прирост результата отмечен в шестиминутном беге - у мальчиков он улучшился на 57,21%, у девочек на 57,53%. Преодолеваемая детьми за 6 минут дистанция оказалась в среднем в 1,5 раза длиннее, чем обычные показатели для этого возраста. Это свидетельствует о том, что предложенные нагрузки были адекватны возможностям организма старших дошкольников.

В результате использования комбинации методик произошли изменения и в состоянии здоровья детей. Так, на завершающем этапе на 20% произошло увеличение количества здоровых детей.

Таким образом, применение комбинации указанных методик содействует не только оптимизации физического состояния детей старшего дошкольного возраста, но и положительно влияет на развитие умственных способностей, двигательных умений и навыков, а так же целого ряда необходимых двигательных качеств. Все это способствует формированию школьной готовности ребёнка в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_fizkulturno.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками МБОУ СОШ 26 (дошкольное отделение) по формированию физического аспекта школьной готовности

В основе физкультурно-оздоровительной работы лежит программа «Образовательная система Школа 2100»,  а так же элементы методики Л.Д. Глазыриной «Ненасильственное физическое воспитание», программы С.Б. Шармановой, А.И.Федорова «Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников» и программы «Здоровый малыш» Гиль Г.И.

Основной направленностью данной программы является обучение дошкольников основам физической культуры, закаливание и укрепление детского организма, обучение каждого ребёнка осознанному занятию физическими упражнениями, создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем). Поэтому, ведущей целью физкультурно-оздоровительной работы будет: формирование физической готовности к школьному обучению посредством  совершенствования  двигательной активности детей, развития представления о своём  теле и своих физических возможностях, воспитания бережного отношения к своему организму, формирования культурно-гигиенических навыков, интереса к различным видам спорта, развитию физические качества (волю, целеустремлённость, выносливость, смелость).

Соответственно, задачи, решаемые в рамках данной физкультурно-оздоровительной работы, будут звучать так:

  • Содействие гармоничному развитию ребенка.
  • Способствовать совершенствованию двигательной координации и основных двигательных умений и навыков.
  • Содействие оптимальному физическому развитию.
  • Формирование таких социальных качеств, как дисциплинированность, справедливость, ответственность, честность, сотрудничество.
  • Развитие понятия о правилах безопасности.
  • Формирование интереса и любви к спорту.
  • Формирование правил личной гигиены.
  • Двигательное, умственное, эмоциональное, социальное развитие, формирование доброжелательности по отношению к окружающим.
  • Способствовать формированию интереса к активному образу жизни.

Ведущие принципы программы совпадают с программой Л.Д. Глазыриной, методика занятий по системе «Ненасильственное физическое воспитание».

В основе физического воспитания положено три принципа.

Принцип фасцинации ( от англ. fascination – очарование)  - специально организованное вербальное (словесное) воздействие, которое предназначено для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии детьми различного рода сообщений, управление процессом занятий и достижения результативности во всех сферах реализации программы: оздоровительной, воспитательной, образовательной.

Принцип синкретичности (от греч. synkretismos – соединение, объединение) – нерасчлененность психических функций на этапах развития ребенка. Согласно теории Л.С. Выготского, он имеет большое значение для развития детского мышления.

В данной методике процесс направлен на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребенок постигает для себя истинное значение физических упражнений, их назначение, природу внедрения.

Принцип творческой направленности, результатом которого является самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.

Исходя из того, что в дошкольном возрасте игра становится ведущей деятельностью ребенка и является оптимальной основой для физического, умственного, социального и эмоционального развития, программа по физическому воспитанию дошкольников включает подвижные игры. Задача педагога состоит в том, чтобы, ни в коей мере не подавляя инициативу детей, направить игру в нужное русло. Опираясь на исследования К. Беннета, в самостоятельных подвижных играх детей можно выделить четыре основные ситуации, которые должен моделировать педагог для достижения поставленных целей: ситуации свободного выбора, проблемно-контролируемые ситуации, имитации, творческие ситуации. Каждая ситуация лучше всего может быть смоделирована в определенных условиях - на игровой площадке, в спортивном зале. В каждой ситуации от воспитателя требуется различная степень активности.

Ситуация свободного выбора лучше всего моделируется на открытых спортивных площадках, оснащенных безопасным инвентарем. В этой ситуации воспитатель предоставляет детям возможность самим исследовать и повторять произвольно выполняемые двигательные действия. Детям при этом предоставлена свобода выбора: они по желанию могут играть одни, в сотрудничестве с остальными или в компании своих друзей, но самостоятельно.

Посредством создания проблемно-контролируемых ситуаций ребенок познает движение в пространстве. Задача воспитателя - смоделировать проблему и всячески поощрять в каждом ребенке желание найти решение.

Имитации. Эта ситуация заключается в том, что воспитатель выполняет те или иные двигательные действия, а затем дети имитируют их как можно точнее. Воспитатель при этом должен соблюдать принципы индивидуального подхода, разделив всех детей в соответствии с их возможностями на небольшие группы и задавая в каждой из них адекватные задачи.

Последняя ситуация, используемая воспитателями для обучения дошкольников двигательным действиям, - это творческая ситуация. Здесь воспитатель задает детям сложную задачу - выразить посредством движения то или иное понятие. Например, изобразить чувство гнева, радости, веселья и т.д.

             Структура программы по физическому воспитанию в дошкольный период складывается из четырех основных разделов.

1. Психомоторное развитие. В ходе формирования психомоторных навыков детей знакомят с названием частей тела, их пропорциональными размерами. Затем у детей формируется визуальное восприятие (способность к визуальным наблюдениям, зрительная память и т.д.), слуховое и, наконец, кинестетическое восприятие.

2. Обучение двигательным умениям и навыкам. Этот раздел включает, в свою очередь, следующие виды физической активности:

а) игровую физическую активность, направленную на развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков (бег, прыжки, метание, хватание, отбивание (мяча) ногами и руками). Помимо контроля за правильностью выполнения движений детей учат полному контролю за движением своего тела, с тем чтобы изучаемые двигательные умения могли быть использованы в различных ситуациях.

При организации игровой физической активности дошкольников следует помнить о том, что правила игр должны быть как можно более простыми, а участие в них - массовым. Основу игр соревновательного характера должны составлять взаимопомощь и сотрудничество, а основной акцент такой деятельности делается на улучшении индивидуальных результатов, а не на победе над кем-либо;

б) гимнастику, включающую упражнения на равновесие, лазанье, кувырки, упражнения на перенос веса с одной части тела на другую, а также упражнения, способствующие развитию взрывной силы, например прыжки. Для занятий гимнастикой с дошкольниками необходим простейший инвентарь: деревянные скамейки, кубы и др.;

в) танцы, посредством которых дети учатся придавать движениям интерпретирующий, выразительный и коммуникативный характер. На занятиях танцами детей учат адекватно воспринимать и оценивать пространство, время и силу, взаимоотношения со своими сверстниками и окружающим миром. Танец подразумевает исследовательскую, импровизационную и изобретательскую деятельность детей. Посредством танца у детей развивают чувство ритма. В процессе танца детьми используются различные движения и их сочетания.

3. Физическая подготовленность, которая является важнейшим разделом программ по физическому воспитанию дошкольников. Именно на этом, начальном, этапе дети должны всячески поощряться к физической активности, подвижным играм. В доступной форме детям должны объясняться такие понятия, как активный образ жизни, правильное питание, из взаимосвязь и значение.

Помимо теоретической подготовки в рамках этого раздела должно проводиться тестирование уровня физической подготовленности дошкольников.

4. Плавание и игры на воде. Этот раздел программы по физическому воспитанию является важным для детей дошкольного возраста и при наличии условий (бассейн, квалифицированные инструкторы) его рекомендуется использовать при работе с детьми дошкольного возраста. При этом детей учат преодолевать страх перед водой посредством игр на воде, обучают правилам безопасности на воде, а также основам плавания.

           Содержание физических упражнений  для старших дошкольников обусловлено следующими задачами:

Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры, соблюдая заданный темп. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Учить сочетать замах с броском при метании, добиваться активного движения кисти руки при броске. Учить подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп, перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, сочетая разбег с отталкиванием, приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Учить выполнять общеразвивающие упражнения из различных исходных положений, в разном темпе, ритме, с разными усилиями, амплитудой точно и красиво. Продолжать учить самостоятельно скатываться с горки, выполняя повороты при спуске, катать друг друга на санках. Учить скользить по ледяным дорожкам самостоятельно, скользить с невысокой горки. Продолжать учить передвигаться скользящим шагом. Учить спускаться с горы в основной стойке. Учить кататься на двухколесном велосипеде, самокате. Учить самостоятельно надевать коньки с ботинками, сохранять равновесие на коньках (на утрамбованной площадке, на льду), кататься по прямой, отталкиваясь поочередно. Продолжать учить выполнять выдохи в воду, лежание на груди и на спине, скольжение на груди и на спине. Учить элементам спортивных игр. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Продолжать формировать правильную осанку.

Необходимо заметить, что занятия рассчитаны на детей, постоянно посещающих ДОУ, но и для вновь прибывших освоение программы не будет сложным благодаря правильной организации занятий и работе с детьми компетентных педагогов.
Упражнения в основных движениях: упражнения в ходьбе. Ходить обычным шагом, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, в приседе и полуприседе, скрестным шагом, гимнастическим шагом, выпадами, спиной вперед, приставным шагом, перекатом с пятки на носок, ходить с выполнением движений руками, в сочетании с остановками, бегом, заданиями воспитателя, в различных направлениях, меняя длину шага, темп ходьбы. Ходить по различной поверхности: по песку, плотной поверхности, по камешкам, по рейкам.
Упражнения в равновесии. Ходить по узкой рейке гимнастической скамейки, веревке (диаметр 1,5–3 см), по наклонной доске прямо и боком, на носках. Ходить по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов. Ходить по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком, приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.
Упражнения в беге. Бегать на носках, с высоким подниманием бедра, забрасывая голени назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелкими и широкими шагами, в колонне по одному и по два, по прямой и наклонной поверхности. Бегать непрерывно в течение 1,5–3 минут в медленном темпе, бегать в среднем темпе на 80–120 м (2–4 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3–5 раз по 10 м. Бегать на скорость: 20 м примерно за 5,5–5 секунд. Бегать на скорость: 30 м примерно за 7,5–6,5 секунды к концу года.
Упражнения в бросании, ловле, метании. Бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками, одной рукой, с хлопками и другими заданиями. Перебрасывать мячи друг другу из разных исходных положений, через сетку. Отбивать мяч об пол, о землю на месте и с продвижением вперед (6–8 раз). Прокатывать, перекидывать набивные мячи (весом 1 кг); метать мячи, мешочки с песком в горизонтальную и вертикальную цели (расстояние 3–5 м), в движущуюся цель, метать вдаль правой и левой рукой не менее 5–8 м.
Упражнения в ползании, лазанье. Ползать на животе, спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Ползать на четвереньках, толкая головой мяч по скамейке. Передвигаться вперед с помощью рук и ног, сидя на бревне. Ползать и перелезать через предметы (скамейки, бревна). Подлезать под дуги, веревки (высотой 40–50 см). Лазать по гимнастической стенке чередующимся способом ритмично, с изменением темпа. Лазать по веревочной лестнице, канату, шесту свободным способом.
Упражнения в прыжках. Прыгать разными способами на месте: ноги скрестно – ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге 4–5 м. Прыгать через 5–6 предметов на двух ногах (высота 15–20 см), на предметы: пеньки, кубики, бревно (высотой до 20 см). Подпрыгивать до предметов, подвешенных на 25–30 см выше поднятой руки. Прыгать в длину с места (80–90 см), в высоту (30–40 см) с разбега 6–8 м; в длину (на 180–190 см) с разбега 8 м. Прыгать в глубину (с пенька, бревна, кубов с 30–40 см) в указанное место. Прыжки через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад.
Построения и перестроения. Строиться в колонну по одному, по двое, в несколько колонн, кругов. Перестраиваться из одной колонны в несколько на месте, на ходу, из одной шеренги в две, из одного круга – в два. Поворачиваться на месте налево, направо переступанием и в движении – на углах. Равнение в колонне на вытянутые руки вперед; в шеренге и в круге – на вытянутые руки в стороны.
Общеразвивающие упражнения: упражнения для рук и плечевого пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову. Поднимать руки вверх-назад попеременно, одновременно. Поднимать и опускать плечи. Поднимать и опускать кисти, сжимать и разжимать пальцы.
Упражнения для туловища. Поворачивать туловище в стороны, поднимая руки вверх-в стороны из положения руки к плечам; наклониться вперед, подняв руки вверх, держа руки в стороны. В упоре сидя поднимать обе ноги (оттянув носки), удерживая ноги в этом положении. Садиться из положения лежа на спине и снова ложиться. Наклоняться, поднимая за спиной сцепленные руки. Поочередно отводить ноги в сторону из упора присев; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ногу к груди (группироваться).
Упражнения для ног. Переступать на месте, не отрывая от опоры носки ног. Поднимать прямые ноги вперед (махом); выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх). Выставлять ногу вперед на носок скрестно. Приседать, держа руки за головой; поочередно пружинисто сгибать ноги (стоя, ноги врозь). Свободно размахивать ногой вперед-назад, держась за опору.
Спортивные упражнения: катание на санках. Катать друг друга, кататься с горки по двое. Выполнять повороты при спуске. Поднимать во время спуска заранее положенный предмет.
Скольжение. Скользить после разбега по ледяным дорожкам стоя и присев, на одной ноге, с поворотами. Скользить с невысокой горки.
Ходьба на лыжах. Ходить по лыжне скользящим шагом друг за другом; переменным шагом по пересеченной местности; ходить на лыжах с палками в руках, ходить на лыжах, обходя стоящие на пути предметы (флажок, дерево, куст). Повороты на месте и в движении, подъем на склон «лесенкой», спуск со склона.
Катание на коньках. Самостоятельно надевать ботинки с коньками. Сохранять равновесие на коньках (на утрамбованной площадке, на льду). Принимать правильное исходное положение (ноги слегка согнуты, туловище наклонить вперед, голову держать прямо, смотреть перед собой). Выполнять пружинистые приседания из исходного положения. Скользить на двух ногах с разбега. Поворачиваться направо и налево во время скольжения, торможения. Скользить на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь. Кататься на коньках по прямой, по кругу, сохраняя при этом правильную позу.
Катание на велосипеде. Кататься на двухколесном велосипеде самостоятельно по прямой, по кругу, «змейкой», выполнять повороты налево и направо, тормозить.
Катание на самокате. Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой, по прямой, по кругу, с поворотами; тормозить и останавливаться в обозначенном месте по сигналу.
Плавание. Скользить на груди и на спине, перевороты с груди на спину и наоборот, скользить на груди и на спине, чередуя вдох и выдох; в сочетании с дыханием движения ногами, руками. Плавать произвольным способом 10–15 минут.
Игры с элементами спорта.
Городки. Знать 3–5 фигур, пользоваться для выбивания городков с линии кона и полукона метанием биты с боку и от плеча. Уметь самостоятельно строить фигуры.
Баскетбол. Перебрасывать мяч друг другу от груди, передавать мяч в движении с отскоком от пола, ловить летящий мяч в движении. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях с резкой остановкой, ускорением и замедлением. Вести мяч и забрасывать его в корзину двумя руками от груди и из-за головы.
Бадминтон. Правильно держать ракетку, перебрасывать волан в сторону партнера без сетки и через нее. Отбивать волан ракеткой, на-правляя его в определенную сторону. Свободно передвигаться по площадке, стараясь не пропустить волан. Играть в паре с воспитателем.
Футбол. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении, обводить мяч вокруг предметов. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой стоя на месте. Закатывать мяч в лунки, ворота, передавать мяч ногой друг другу в парах, отбивать от стенки несколько раз подряд.
Хоккей. Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, друг другу, задерживая шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева), с места и после ведения.
Настольный теннис. Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать рукой и ракеткой мяч от пола, стены. Подавать мяч через сетку после отскока от стола.
Подвижные игры.
Игры с бегом. «Мы – веселые ребята», «Парный бег», «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Совушка», «Два Мороза», «Пустое место», «День и ночь», «Снежная карусель».
Игры с прыжками. «Удочка», «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Классики», «Не попадись!», «Не оставайся на полу», «Чехарда».
Игры с ползанием и лазаньем. «Медведь и пчелы», «Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Пожарные на учении», «Переправа».
Игры с метанием, бросанием и ловлей. «Охотники и зайцы», «Мяч водящему», «Охотник и звери», «Ловишки с мячом», «Школа мяча».
Игры-эстафеты. «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Забрось мяч в кольцо», «Веселые соревнования».
Игры с элементами соревнования. «Кто быстрее?», «Кто выше?», «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?».
Народные подвижные игры. «Гори, гори ясно!», «Платок», «Много троих, хватит двоих», «Дедушка-рожок», «Краски», «Колечко», «Веселый садовник».
В результате работы дети могут:
– ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
– выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;
– перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча;
– лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
– прыгать на мягкое покрытие с высоты (20–40 см); мягко приземляться, прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места на расстояние не менее 80–100 см, с разбега (не менее 100–180 см), в высоту с разбега (не менее 40–50 см), прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
– перестраиваться в колонну по трое, четверо, в 2–3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, размыкаться в колонне, шеренге; соблюдать интервалы во время передвижения, выполнять повороты направо, налево, кругом;
– знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, выполнять четко, ритмично, в заданном темпе;
– самостоятельно скатываться с горки, выполнять повороты, катать друг друга на санках;
– скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание;
– ходить на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 2–3 км, подниматься на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске;
– самостоятельно сохранять равновесие на коньках, кататься по прямой, отталкиваясь поочередно, тормозить;
– кататься на двухколесном велосипеде и самокате;
– плавать произвольно;
– активно участвовать в играх с элементами спорта (городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей, настольный теннис);
– самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, придумывать с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.

Кроме того, в школе-сад №123 существует стационарный круглогодичный бассейн, посещение которого является частью образовательной программы по физическому воспитанию.

Основной задачей обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста является освоение спортивных способов плавания; изучение техники движения кролем на груди и спине. Обучение плаванию выбранным способом, на базе которого осваиваются остальные спортивные способы.

Использование специальных развивающих упражнений позволяет продвинуть вперед психическое и физическое развитие ребенка. Развивающие упражнения, сравнению с теми, с которыми ребенок уже справляется, оказываются новыми для него.

Во-первых, они направлены на овладение новыми способами действий с уже знакомыми предметами;

Во-вторых, в них могут быть включены незнакомые ребёнку предметы, более сложные правила;

В-третьих, можно изменить и содержание упражнений, в зависимости от степени совершенства их выполнения.

Каждое такое нововведение предъявляет свои требования к ребенку, активизирует и развивает те или иные навыки плавания, способствует совершенствованию крупной моторики в целом, а так же способствует развитию его психики, формирует важные личностные качества, такие, как упорство в достижении цели, волю, дисциплинированность. Задания усложняются лишь в одном направлении, т.к. в другом случае они могут оказаться неожиданно сложными для ребенка и развивающего эффекта не будет, т.е. выйдет за пределы зоны его ближайшего развития.

Цель программы – максимальное содействие индивидуальному развитию детей путем углубленного изучения и развития уровня психического развития, психологической и физической готовности к школьному обучению.

В связи с этим, выдвигаются  следующие задачи:

  • Развитие любознательности как основы познавательной активности старших дошкольников
  • Развитие способностей ребенка
  • Развитие коммуникативности

Программа призвана обеспечить физическое и интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития его личности, способностей; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, оптимальную нагрузку на него с целью защиты от переутомления.

Принципы построения программы:

  • Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей,
  • Систематичность и последовательность в  проведении коррекционной работы,
  • Личностно-ориентированный подход к детям.

Кроме того, программам предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к детям, работу с различными подгруппами ребят, учитывает их возрастные особенности.

В процессе овладения новыми упражнениями детьми старшего возраста используются следующие методические приемы:

  • Показ упражнений
  • Средства наглядности
  • Разучивание упражнений
  • Исправление ошибок
  • Подвижные игры на суше и в воде
  • Имитация упражнений
  • Оценка (самооценка) двигательных действий
  • Индивидуальная страховка и помощь
  • Межличностные отношения между тренером-педагогом и ребенком
  • Круговая тренировка
  • Игры на внимание и память
  • Соревновательный эффект
  • Контрольные задания

Благодаря такой организации занятий каждое новое движение осваивается гораздо быстрее и легче, чем в традиционных формах.

                 Занятие физической культурой и плаванием в рамках единых педагогических целей и требований позволяют не только  развивать двигательные умения и навыки, необходимые для осуществления элементарной двигательной деятельности ( ходьба, бег, прыжки и пр.), формировать двигательные качества (ловкость, быстрота, глазомер, гибкость, выносливость и т.д.), физическую культуру личности, осуществлять нравственное воспитание, но и уделять значительное внимание совместному использованию методик, благодаря которым  осуществляется и умственное развитие, и формируется школьная готовность в целом.

А кроме того, гармоничное физическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего гармоничного развития личности.

Сочетание указанных методик позволяет гармонично соединять двигательную деятельность на физкультурном занятии с упражнениями и дидактическими играми, традиционно используемыми в статических видах детской деятельности, что делает возможным повышение уровня умственного развития детей без ограничения их двигательной активности, являющейся важным компонентом здорового образа жизни.

Эффективность комбинаций методик выявлялась при помощи метода психологического тестирования. Были использованы стандартизированные диагностические методики, разработанные научным коллективом авторов под руководством Л.А. Венгера (1978): "Эталоны" и "Перцептивное моделирование" для изучения уровня развития восприятия (О.М. Дьяченко и В.В. Холмовская), "Схематизация" (Р.И. Бардина) - для выявления уровня развития наглядно-образного мышления, "Систематизация" (Н.Б. Венгер) - для изучения уровня развития логического мышления. Дополнительно у детей было исследовано состояние памяти и такие свойства внимания, как переключение и распределение: методики "Выучи слова" и "Проставь значки" (Р.С. Немов, 2000).

Анализ данных выявил лучшие показатели умственного развития у детей на завершающем этапе. Так, в результате целенаправленного педагогического воздействия в старшей группе (5-6 лет) средний показатель умственного развития увеличился с 3,4 до 5,8 балла. У детей подготовительной группы (6-7 лет) зафиксировано повышение с 5,8 до 8,7 балла. Наибольший прирост результатов был отмечен у детей с высокой двигательной активностьюВыполняя двигательные действия в сочетании с упражнениями умственной направленности, они в значимой для себя деятельности совершенствовали процессы, лежащие в основе умственного развития. По отзывам педагогов, изменилось отношение этих детей к обучающим занятиям. Они стали внимательнее, сдержаннее, снизилось количество ненужных, беспорядочных движений (см. табл. 11).

Проведение занятий с использованием комбинации методик позволило детям  достичь более высокого прироста по всем показателям (см. табл. 12).

По результатам проведенной работы можно сказать, что средства физического воспитания содержат неограниченные возможности не только для решения специфических задач улучшения физического статуса занимающихся, но и для развития психических функций ребёнка, что обосновывает целесообразность их использования для решения задач в том числе и  умственного развития.

Использование в процессе физического воспитания дошкольников упражнений, направленных на развитие общей выносливости, значительно повышает уровень физической подготовленности и способствует гармоническому развитию личности в целом.

В процессе занятий физической культурой были изменены: объем, интенсивность и направленность нормированной двигательной активности детей в режиме дня при сохранении общей структуры режимных моментов за счет сокращения их организационной части и перераспределения содержания

(см. табл.13).

На физкультурных занятиях на развитие двигательных качеств отводилось 67% времени в старшей группе и 76 % в подготовительной. На каждом учебном занятии выполнялись упражнения, направленные на развитие всех двигательных качеств, которые для удобства планирования и построения занятий объединены по направленности воздействия в три группы. При планировании учитывалось то, что развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы. Поэтому оптимальное сочетание в процессе физического воспитания упражнений, направленных на развитие гибкости с силовыми и другими упражнениями обеспечивали гармоническое развитие двигательных качеств.

Для комплексного развития двигательных способностей в каждое из занятий поочередно включались группы упражнений на развитие определенных двигательных качеств (см. табл. 14 ).

В качестве средств развития общей выносливости  использовался дозированный бег в аэробном режиме, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, выполняемые в движении, прыжки, ходьба на лыжах в зимнее время года и занятия плаванием круглогодично.

Продолжительность непрерывной аэробной (беговой) нагрузки зависела от дистанции и средней скорости ее преодоления. Начальная дистанция 300 м была определена исходя из того, что выносливость в начале учебного года в старшей группе определялась именно временем преодоления этой дистанции. К концу учебного года (май) дети старшей группы (5-6 лет) преодолевали дистанцию 1000 м, а в подготовительной к школе группе (6-7 лет) – 1400 м. Беговая нагрузка повышалась постепенно и волнообразно в зависимости от возраста детей, их физического состояния, времени года и ряда других факторов. В первые две недели занятий ослабленные дети могли преодолевать это расстояние, чередуя бег и ходьбу. Моторная плотность занятий в группах составляла 70-80%.

Критериями эффективности комбинации методик являются: морфофункциональные показатели, физическая подготовленность и состояние здоровья. Выявлено, что динамика уровня физического развития детей на начальном этапе значительно выше, чем на начальном (см. табл. 15 ).

Анализируя динамику морфофункциональных показателей детей можно отметить, что более высокими как у мальчиков, так и у девочек оказались показатели окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, что может свидетельствовать о закономерности влияния нормированной двигательной активности циклического характера на активизацию этих показателей морфофункционального развития детей.

У детей произошли положительные изменения результатов во всех двигательных тестах, обусловленные, как естественными процессами роста и развития детей, так и целенаправленным использованием средств физического воспитания (см. табл. 16).

Наибольший прирост результата отмечен в шестиминутном беге - у мальчиков он улучшился на 57,21%, у девочек на 57,53%. Преодолеваемая детьми за 6 минут дистанция оказалась в среднем в 1,5 раза длиннее, чем обычные показатели для этого возраста. Это свидетельствует о том, что предложенные нагрузки были адекватны возможностям организма старших дошкольников.

В результате использования комбинации методик произошли изменения и в состоянии здоровья детей. Так, на завершающем этапе на 20% произошло увеличение количества здоровых детей.

Таким образом, применение комбинации указанных методик содействует не только оптимизации физического состояния детей старшего дошкольного возраста, но и положительно влияет на развитие умственных способностей, двигательных умений и навыков, а так же целого ряда необходимых двигательных качеств. Все это способствует формированию школьной готовности ребёнка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ

Краткий анализ физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Описаны формы физкультурной работы, представлены планы оздоровительных мероприятий....

Анализ физкультурно-оздоровительной работы 2012-2013г.г.

Анализ физкультурно – оздоровительной работыМБДОУ «Детский сад №44»2012 – 2013 учебный год...

Анализ физкультурно- оздоровительной работы в ясельной группе.

Анализ всех проводимых и проведенных, планируемых мероприятий по здоровье сбережению в ясельной группе....

Анализ физкультурно-оздоровительной работы.

Развёрнутый анализ физкультурно-оздоровительной работы инструктора по физкультуре в детском саду....

анализ физкультурно-оздоровительной работы

Успешная работа является следствием грамотногоя анализом физкультурно-оздоровительной деятельности. Основной задачей поставленной в этом виде деятельности является достижения высокой эффективности раб...

Анализ физкультурно оздоровительной работы в доу

Наблюдение и анализ физкультурно оздоровительной работы в доу...