Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа 6-7 лет) в процессе обучения спортивным играм с мячом
методическая разработка (подготовительная группа)

В данном материале представлен комплекс упражнений с мячом для развития координационных способностей  у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа 6-7 лет) в процессе обучения спортивным  играм с мячом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_koordinatsionnye_sposobnosti.docx693.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие координационных способностей  у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа 6-7 лет) в процессе обучения спортивным  играм с мячом»

1.ВВЕДЕНИЕ

Игра, как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Так как спортивные игры относятся к сложным подвижным играм и требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движений, быстроты двигательной реакции, в дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощенным правилам.

Спортивные игры требуют хорошего уровня развития основных движений,  физических качеств. Важное место занимает развитие координационных способностей у детей.

Координационные способности - это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.

Существуют различные классификации координационных способностей.  Разные авторы называют двигательными координациями или координационными способностями одни и те же качества,  часто вкладывая в них сходное содержание. К ним относятся: ловкость,  гибкость,  меткость,  точность,  подвижность,  прыгучесть,  равновесие, ритмичность, пластичность.

Все эти способности очень важны в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста спортивным  играм с мячом.

Цель: создание условий для  развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа 6-7 лет) в процессе обучения спортивным играм с мячом.

Задачи:

  1. Раскрыть возможности применения разработанных игровых упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, как способа развития координационных движений;
  2. Развитие физических качеств детей дошкольного возраста;
  3. Повышать физическую работоспособность;
  4. Воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой и к ЗОЖ.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧКОЙ РАЗРАБОТКИ

Для реализации целей и задачей был разработан комплекс упражнений для развития координационных движений у детей старшего дошкольного возраста в парах. Перед тем, как выполнять упражнение в парах, все задания разучивались и закреплялись индивидуально.

Для того, чтобы повысить интерес  к занятиям, сформировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям,  в разработанных упражнениях  используются мячи разных спортивных игр (теннис, футбол, баскетбол), а также различные мячи (сенсорные мячи, фитболы, воздушные шары), имеющиеся в оснащении физкультурного зала.

Комплекс упражнений в парах для развития координационных способностей

Название

Описание

Оборудование

Координационные движения

Вариативность

Фото

«Дружные пары»

И.п.:  стоя на гимнастической скамейке лицом друг к другу

Дозировка: 1 минута

Методика выполнения:

Два ребенка встают на гимнастическую скамейку лицом друг к другу и передают воздушный шар ногой (пасуют).

Гимнастическая скамейка

Воздушный шар

Маты

Равновесие

Точность

После паса сделать поворот вокруг себя или присесть руки в стороны

https://sun9-31.userapi.com/c205728/v205728654/66f47/IgEIa8xZahE.jpg

«Веселые паучки»

И.п.: сидя с опорой на ладони и ступни, ягодицы не касаются пола, расстояние между детьми 1 метр

Дозировка: 1 минута

Методика выполнения:

Дети встают в позу паучка и передают воздушный шар друг другу пасом ноги.

Воздушный шар

Равновесие

Точность

Добавить 2 воздушных шара

https://sun9-30.userapi.com/c858320/v858320654/17ea99/iFXBXGW62Ho.jpg

«Футбол головой»

И.п.: стоя лицом друг к другу, расстояние между детьми 1 метр

Дозировка: 1 минута

Методика выполнения:

Дети стоят лицом друг к другу и передают воздушный шар головой.

Воздушный шар

Точность

Меткость

Гибкость

После паса сделать поворот вокруг себя или присесть или отжаться

https://sun9-30.userapi.com/c204628/v204628654/66a78/bUMBoawYHC8.jpg

«Футбол головой с перекатом мяча»

И.п.: стоя на коленях, спина ровная, расстояние между детьми 1 метр 

Дозировка: 1 минута

Методика выполнения:

Дети стоят на коленях друг напротив друга. У одного  - сенсорный мяч, у другого – воздушный шар. По сигналу ребята начинают выполнять упражнение одновременно: сенсорный мяч катят по мату, воздушный шар   - пас головой.

Сенсорный мяч

Воздушный шар

Равновесие

Точность

Меткость

Гибкость

1.Заменить сенсорный мяч на футбольный (волейбольный)

2.Мяч не катить, а бросать точно в руки

https://sun9-29.userapi.com/c857016/v857016469/ddab2/BZoBuTkbfkU.jpg

«Передай мяч»

И.п.: стоя лицом друг к другу,  расстояние между детьми 1.5 метра

Дозировка: 1 минута

Методика выполнения:

Дети стоят в паре. У одного ребенка в руках – сенсорный мяч, у другого футбольный мяч. По команде дети начинают одновременно передавать мяч своей паре: сенсорный мяч бросают в руки, футбольным мячом дают пас.  

Сенсорный мяч

Футбольный мяч

Ловкость

Точность

Меткость

Заменить сенсорный мяч на другой (теннисный, волейбольный, фитбольный)

https://sun9-8.userapi.com/c857016/v857016469/ddaa8/7KxRKTz3qxI.jpg

«Попрыгунчики»

И.п.: сидя на фитболе, стопы на полу, ноги параллельно друг другу, расстояние между детьми 1 метр 

Дозировка: 1 минута

Методика выполнения:

Выполняя движения вверх-вниз,  перебрасывают теннисные мячи.

Теннисный мяч

Фитболы по количеству детей

Равновесие

Точность

Ловкость

Меткость

1.Добавить два теннисных мяча

2.Использовать вместо теннисного мяча воздушный шар

3.Менять расстояние между фитболами

https://sun9-29.userapi.com/c205616/v205616033/6a093/eIBemoOdMdM.jpg

«Футбол с теннисными мячами»

И.п.: стоя, мяч лежит на полу

Дозировка: 1 минута

Методика выполнения:

Ребенок по прямой ведет теннисный мяч ногой, по сигналу выполняет разворот на 180 градусов и начинает вести мяч в противоположную сторону.

Теннисные мячи по количеству детей

Свисток (или другой звуковой сигнал)

Ловкость

Точность

Подвижность

Можно заменить на мяч от настольного тенниса

Изменить  время  сигнала для разворота,

Менять направление при смене мызкального сопровождения

https://sun9-43.userapi.com/c857136/v857136033/e1a5b/nu9nMTmnhbQ.jpg

«Не упади»

И.п.: сидя на фитболе  позе наездника), стопы на полу, ноги параллельно друг другу

Дозировка: 1 минута

Методика выполнения:

Дети сидят на фитболах. По сигналу поднимают руки и открывают ноги от пола.

Фитболы по количеству детей

Маты

Равновесие

Можно менять положение после сигнала: руки в стороны, ноги вперед, поза «лягушки»

https://sun9-36.userapi.com/c206720/v206720033/6a49e/AmaLRSHnLSs.jpg

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный комплекс можно использовать на занятиях по физической культуре (с подгруппой детей), в подгрупповой  и  индивидуальной работе, включать в комплексы утренней и бодрящей гимнастик.

Упражнения можно использовать, как целый комплекс, так и включать отдельные упражнения в систему других упражнений.

С усвоением упражнений можно менять дозировку, предметы для выполнения упражнений, сигналы, временные интервалы.

Способ организации детей: попеременный, посменный, круговая тренировка. Круговая тренировка выполняется после того, как дети усвоили отдельные игровые упражнения, может сопровождаться музыкальным произведением (смена упражнения после смены музыки).

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Желобкович, Е.Ф. Футбол в детском саду. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2009.
  3. Николаева, Н.ИШкола мяча: Учебно – методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: Издательство “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2008.
  4. Назаренко,Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов  /  Л.Д.  Назаренко  //  Теория и практика физической культуры. – 2003. – No 8.
  5. Назаренко, Л.Д.  Средства и методы развития двигательных координаций  /  Л.Д.  Назаренко  //  М.:Теория и практика физической культуры, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благопри...

КОНСПЕКТ Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста» ОО «Физическое развитие»

В данном занятии  представлен опыт работы с детьми подготовительной к школе группы. Конспект составлен в  соответствии с «Основной образовательной программой  дошкольного образова...

Статья "Значение использования координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Значение использования координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста по средством фитбол-гимнастики

Дипломная работа по теме "Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста по средством фитбол-гимнастики"...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (подготовительная группа 6-7 лет)

Умственное развитие — важнейшее направление в формировании психики детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение определенной суммы знаний, но, главным образом, развитие психи...