Индивидуально – дифференцированный подход к процессу оздоровления и физического воспитания детей
консультация (старшая группа)

Индивидуально - дифференцированный подход к процессу оздоровления и физического воспитания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_fizo.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения физкультурных занятий.

     Занятия физической культурой – основная форма организации физического воспитания детей с нарушением зрения, которые проводятся в соответствии с требованиями программы для детского сада и по показаниям врача-офтальмолога.

     Структура занятий, их содержание, методы проведения зависят от характера зрительных нарушений, вторичных отклонений, уровня развития двигательных умений, навыков и особенностей лечебно-восстановительного процесса.

     На занятиях физической культурой ребенку приходится работать с опорой на зрение. Постоянный зрительный контроль приводит к быстрой утомляемости детей, что особенно следует учитывать при организации занятий и строить их с учетом зрительной нагрузки.

     Это необходимо в связи с тем, что основным методом плеоптического лечения (метод лечения амблиопии) детей является окклюзия (закрывание одного из глаз) со стороны лучше видящего глаза. В этих условиях ребенок оказывается в состоянии искусственного слабовидения. Дети в этот период, как правило, находятся в состоянии психического стресса: плачут, пытаются снять окклюдор, не вступают в контакт со сверстниками и педагогами, неадекватно реагируют на требования старших. В этот период дети, плохо видя амблиопичным глазом, с трудом ориентируются в пространстве, среди окружающих предметов. Они предпочитают больше сидеть, меньше ходить и бегать. Движения их скованны, неуверенны. Они не всегда видят, как правильно выполнить движение, а это приводит к неправильному формированию двигательного навыка, исправление которого потребует от педагога дополнительной работы.

     Ребенок с трудом овладевает двигательными навыками, ориентируется только с помощью зрения. В связи с этим нервная система испытывает большую нагрузку, требует постоянного напряжения. Все это утомляет ребенка физически.

     Педагогу необходимо использовать на занятии сохранные анализаторы - осязание и слух. Например, в ходьбе по ограниченной плоскости можно использовать мягкие дорожки, чтобы ребенок ногами ощущал пространство плоскости. Хорошо ориентируются дети на различные звуковые сигналы – хлопки, удары в бубен, звон колокольчика и т.д. С их помощью педагог может ориентировать детей, указывая направление ходьбы или бега, место сбора команд, определить нахождение водящего в игре и т.д. Развивая осязание и слух, мышечное чувство, можно добиться того, чтобы дети справлялись с заданиями.

     В период лечения методом прямой окклюзии дети при передвижении заметно наклоняют голову вниз, так как их зрение в этот период позволяет рассматривать все только на близком расстоянии. Вследствие такого положения головы  у ребенка могут появиться сутулость и искривление позвоночника. Поэтому педагог, в процессе проведения занятий, особое внимание должен уделять правильному положению тела.

     Особенности работы с детьми, имеющими нарушения зрения, вызывают необходимость индивидуального подхода к обучению каждого ребенка. Это не означает, что на занятии каждому ребенку или группе детей должны даваться разные упражнения. Со всеми детьми группы осваивается один и тот же материал, перед всеми ставится одна и та же задача. Дается одно и то же упражнение, но результата добиваются разными путями.

Детям с низкой остротой зрения уменьшается нагрузка путем сокращения количества повторений, длины дистанций, снижения темпа выполнения упражнений. Им противопоказаны упражнения с внезапными и значительными усилиями. Таким детям рекомендуется чаще устраивать зрительный отдых.

     Как правило, возрастные группы детей бывают укомплектованы неоднородно по остроте зрения и формам заболевания. В них могут входить дети с амблиопией и косоглазием и дети слабовидящие. Такой состав группы затрудняет проведение физкультурного занятия.

     Если в группе всего 1-2 слабовидящих ребенка, то это сказывается на работе всей группы. Обычно такие дети отстают по всем показателям, плохо ходят, бегают, прыгают, снижают темп проведения занятия, в играх отстают. При организации занятий в группе, где есть слабовидящие дети, педагоги прежде всего держат в поле зрения этих детей, определяют их местоположение таким образом, чтобы они чувствовали себя свободно и не мешали остальным детям. Например, при ходьбе в колонне друг за другом целесообразно поставить таких детей в конце колонны.

     При построении в звенья для ОРУ надо ставить этих детей в первый ряд звена, чтобы они могли лучше видеть показ упражнения. При выполнении упражнений и  движений следует давать им посильные задания, активизировать их деятельность так, чтобы они не чувствовали себя последними во всем, так как это может привести к нежеланию заниматься физкультурой.

     Можно облегчить задание слабовидящему ребенку, незначительно помогая ему, но добиться, чтобы он выполнил его. Таким детям необходима дифференцированная нагрузка на занятии.

Конспект ООД инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)

Тема: Весенняя прогулка.

Проблема для детей группы тяжелые нарушения зрения: гиподиномия детей, слабая заинтересованность детей в двигательной активности, неуверенность в своих возможностях.

Задачи:

  1. Закреплять двигательные навыки.
  2. Учить ориентироваться в пространстве.
  3. Закрепить навыки разных видов ходьбы.
  4. Дать детям чувство уверенности в своих силах, радости от движения.

Оборудование для педагога: фонограмма

Оборудование для воспитанников: гимнастические деревянные палки по количеству детей, кочки-ориентиры для детей,  досочки, «Гусиница», ребристая дорожка.

Технологии:

  1. личностно – ориентированная
  2. здоровья - зберегающая

Весенняя прогулка.

В нашем садике есть дети,

Лучше всех они  на свете.

Вводная часть.

Дети входят в зал.

- К нам в гости сегодня пришло много гостей. Они очень хотят посмотреть, как вы умеете заниматься, как вы хорошо все умеете делать. Слышите, как они вам хлопают. Садитесь на скамейку.

Очень рада вас видеть. Вы ничего не потеряли пока шли в зал. Давайте проверим. Ведь очень сложен человек.

Есть и правая рука,

Есть и левая рука,

Есть и правая нога,

Есть и левая нога,

Уши, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Две коленки,

Есть спина и она у нас пряма,

А еще есть голова,

И она у нас умна.

- А что надо делать, что бы наше тело было сильным, ловким?  (зарядку).

- Тогда лежебоки, ну-ка вставайте. На зарядку поднимайтесь. Хорошенько потянулись. Хорошо, что вы проснулись.

- Все готовы?  (готовы).

- Все здоровы?  (да).

Становитесь парами на веселую зарядку.

Дети парами идут по кругу.  (Дети, которые видят хуже идут внутри круга, что бы избежать травматизма).  Дети выполняют под музыку разные виды ходьбы: на носочках, на пятках, спиной назад, легкий бег.

- Вставай те в круг. Руки опустили, шаг назад.

2 часть. Основная.  

ОРУ под музыкально озвученные упражнения.

  1. Часики – наклоны головой
  2. Часики – наклоны туловищем
  3. Пропеллер
  4. Насосы
  5. Вдох и выдох

- Молодцы! Слышите, что это за звуки? Садитесь на скамейку, послушаем.

- Птицы поют. Весна. Пойдемте на весеннюю полянку, только до нее не просто добраться. Надо пролезть через туннель, пройти по дорожке-гусенице и по мостику. Но вы справитесь.

Дети проходят полосу препятствий.

- Молодцы! Такой трудный путь преодолели, но впереди нас ждет новая преграда. Слышите? Что это? ( река) Звучит фонограмма «шум реки».

- Нам надо переправиться на другой берег. Как это сделать?

- Садитесь в лодку.

Дети садятся друг за другом ноги врозь, руки кладут на плечи впереди сидящему ребенку.

- Готовы? Будьте внимательны, мы отплываем!

Дети по команде выполняют наклоны вправо, влево, вперед, назад.

- Какая быстрая река ели причалили. Но какая чудесная весенняя полянка. На ней так здорово играть. Поиграем, выбивала мячиком.

Игра «Выбивала»

Водящий ребенок встает на ориентир коврик, в руках держит мягкий звучащий мячик. Остальные дети под музыку ходят по залу и звенят бубенчиком. С окончанием музыки дети замирают на месте, в бубенчик звенит толь ребенок, которого назвал педагог.

Вода …… слушает внимательно,

прицеливается, мячик кидает,

и в …..попадает (не попадает).

 - Как хорошо на нашей полянке. Давайте наших гостей пригласим к нам и научим их танцевать наш танец.

Игра – танец «Наш хоровод»

Заключительная часть.

- Садитесь на коленочки. Давайте спросим у гостей, что хорошо получилось у ……. Какие вы все молодцы. Давайте себя похвалим.

Я  умничка, лапочка, светик,

Я самый чудесный ребенок на свете.

Гладят себя по головке,

Обнимают себя за плечи.

Хорошо погуляли, позанимались, но вам пора возвращаться в группу. Попрощаемся с нашими гостями. На ножки встали ручки вверх подняли, до свидания помахали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Зачастую педагоги ошибочно используют понятия "личностный подход", "индивидуальный подход", "дифференцированный подход" как синонимы. Уточним сущность указанных понятий."Личностный подход"...

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физического развития детей дошкольного возраста средствами эмоционального стимулирования

Представлено планирование использования методов эмоционального стимулирования с точки зрения триединства понятия "Здоровье"....

Проект на тему: Реализация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр

Реализация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей младшего дошкольного возраста через проведение подвижных игр...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Педагогический совет: «Организация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий и методик»

Презентация  к Педагогическому совету "Организация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий и методик"...

Познавательно-оздоровительный проект «Оздоровление и физическое воспитание детей 4-5 лет через нестандартное оборудование при сотрудничестве с семьей»

Познавательно-оздоровительный проект«Оздоровление и физическое воспитание детей 4-5 лет через нестандартное оборудование при сотрудничестве с семьей»...