Использование элементов Су – Джок терапии в системе здоровьесберегающих технологий.
статья

Цель использования Су-Джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su-dzhok.docx64.06 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов Су – Джок терапии в системе здоровьесберегающих технологий.

Здоровье – одно из компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из  условий успешного социального и экономического развития любой страны. Сохранение и укрепление здоровья детей важно для всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом.

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому Су-Джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Актуальность использования Су-джок терапии в коррекционно-развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

- ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

-  детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Цель использования Су-Джок терапии:

- стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.

Задачи Су-Джок терапии:

- стимулировать речевые области в коре головного мозга.

- развивать память, внимание, совершенствовать навыки пространственной ориентации.

- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.

- использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах деятельности по коррекции речи у детей.

Для реализации данных задач используем следующие направления:

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);

- совершенствование лексико-грамматических категорий;

- совершенствование навыков пространственной ориентации;

- упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Используя элементы Су-джок терапии, применяем следующие методы

  1. Словесные методы. Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.
  2. Наглядные методы. Используются схемы, видеоматериалы, иллюстрации.
  3. Игровые методы. Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики. Это могут быть занятие-игра, игровые упражнения.
  4. Практические методы. Массаж кистей, стоп и пальцев.

приёмы:

  • показ;
  • подражание;
  • указание;
  • упражнение;
  • дидактическая игра;
  • пояснения;
  • подвижная игра;
  • многократное повторение;
  • поощрение.

Форма проведения занятий:

  • физминутки;
  • индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия;
  • занятие — развлечение.

Стиль общения:

  • личностно-ориентированный;
  • на основе взаимоуважения и партнерских взаимоотношений;
  • демократический, на основе уважительного отношения к ребенку.

Эмоциональное сопровождение.

  • атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
  • доброжелательный настрой;
  • заинтересованность педагога в успехах детей;
  • собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

В результате использования Су-Джок терапии мы ожидаем:

  • благоприятное воздействие на весь организм;
  • стимуляция речевые зоны коры головного мозга;
  • развитие координация движений и мелкой моторики;
  • развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Вариативность использования разнообразных методов по Су-Джок позволяет добиться следующих преимуществ:

  • сократить сроки коррекционной работы;
  • повысить качество работы;
  • снизить энергетические затраты;
  • наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Я применяю Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.hello_html_1807b8cc.jpg

Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Используя элементы Су-Джок терапии, применяются следующие  приемы:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.hello_html_m3b39c274.jpg

Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

 Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

С этой целью хочу поделиться своим опытом работы, проведя мастер-класс..

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, развитии лексико-грамматических категорий, коррекции произношения (автоматизации звука), совершенствовании навыков пространственной ориентации.

Формы работы:

1. Массаж Су – Джок шарами.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков.

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий:

1) словоизменение;

2)словообразование;

3) отработка предложно-падежных конструкций;

4) работа над словарем.

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания, совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела.

6. Использование шариков при выполнении физминутки.

7. Использование шариков для звукового анализа слов.

8. На этапе характеристики звука.

9. Связь звука с буквой.

10. Развитие фонематического слуха.

11. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

12. Использование шариков для слогового анализа слов.

13. Игры с шариком Су-Джок, направленные на развитие мелкой моторики.

Формы работы.

1. Массаж Су – Джок шарами.

/дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом.

/Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,      

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков.

/ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий:

«Шарик кати - слово говори».

Игры с перекатыванием массажёра друг другу:

Упражнение «Один-много». Учитель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания, совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела.

«Лево-право различаю, каждый свой я пальчик знаю».

«Слушай и запоминай, повторяй и выполняй».                                                              «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай».                                              «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу».                                                              Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении физминутки.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

На поляне, на лужайке                    /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.             /прыгать и водить по ладошке шариком/

И катались по траве,                       /катать по ладошкам вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,               /прыгать по ладошке шариком/

Но напрыгались, устали.                /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,                 /извиваясь, вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.              /гладить шариком каждый палец/

7. Использование шариков для звукового анализа слов.

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.

«Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…».

Игра «Звуковая гусеница».  Детям предлагается определить количество звуков в слове (с использованием наглядности или на слух), а затем выложить соответствующее количество цветных шариков.

8. На этапе характеристики звука.

«Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»

«Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу»

Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:                        - красный - для гласных;                                                                                       - синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;                                                        

синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;                                                     

зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;                                                          

зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.                                                            

 9. Связь звука с буквой.

«Буквы знаю и пишу…». Прокатывание шариком по написанной букве. Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

10. Развитие фонематического слуха.

Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди других  

звуков, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет.

Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.

«Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой».

«Телеграфисты» (простукивание шариком заданного ритмического рисунка).

«Шарик мы ладошкой «стук», если слышим нужный звук».

11. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно:                                                                   

 «Зелёный шарик положи на сундучок,                                                                    

Синий спрячь за сундучок!»

Красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки;        Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

12. Использование шариков для слогового анализа слов.

«Шарик мы ладонью  «стук», повторяем в слове (слоге) звук»

«Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»

 «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай».

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

13. Игры с шариком Су-Джок, направленные на развитие мелкой моторики.

«Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем».

Ребенок перекатывает в ладошке, работая пальцами, два шарика. Затем перекладывает в другую руку. Потом одновременно в двух руках.

Используя игровые элементы на занятиях с ребёнком легче достигнуть поставленной цели в коррекционной работе. Мною была сделана подборка различных игр с использованием массажного шарика Су-Джок. Их рекомендую для использования логопедам, педагогам и родителям.

Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и способствует повышению физической и умственной работоспособности, создаёт базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц. Также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории, развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия.

Су-джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.

Су-джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

        Используя на занятиях элементы Су – Джок терапии, необходимо помнить:

- Су-джок терапия не имеет противопоказаний, безопасна в использовании

- самомассаж дети могут выполнять как самостоятельно, так и под контролем взрослого;

- на каждом занятии можно использовать 1, а то и 2-3 упражнения или игры с применением массажера Су- Джок;

- все игры или упражнения рекомендовано проводить с проговариванием стихов, чистоговорок, скороговорок;

- использование массажера Су- Джок возможно на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи;

- во время занятий использовать индивидуальный подход, учитывающий       уровень речевой, двигательной, познавательной деятельности детей;

- никогда не делать критических замечаний ребёнку, только одобрение и похвала, собственный пример педагога стимулирует ребенка к деятельности.

Таким образом, Су – Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук. Массаж шарами способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие ребенка.

Литература

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед – 2010. №1. – с. 36-38

4. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

5. Пак Чже Ву. Вопросы терапии и практики Су – Джок. – Академия, 2009.                    

6. Платонова О.А. Су-джок терапия для всех; М.; ACT; СПб.; Сова, 2007.                        

    7. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 2013 г.

8. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

9.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми"

Консультация для родителей "Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми"...

Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию

Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию...

Использование элементов Су – Джок терапии в системе здоровьесберегающих технологий.

Выступление на педсовете о нетрадиционной доровьесберегающей технологии...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми.

Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми...

«Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми»

       В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су &nda...

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии, как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития. В связи с этим представляю вашему вниманию н...