Дополнительная образовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «Значок ГТО»
рабочая программа

Лебедева Ольга Яковлевна

Программа  «Значок ГТО»  в системе дополнительного образования является физкультурно – спортивной направленности, которая является важным направлением в развитии и воспитании воспитанников «Центра помощи детям». Программа ориентирована на физическое совершенствование воспитанников, приобщение к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. Являясь наиболее доступным для детей, занятия спортом физкультурой обладают необходимой эмоциональностью, привлекательностью. Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения,  развития способностей, физического потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы - формирование у обучающихся устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом средствами игры, беседы, викторин и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachok_gto_kruzhok.docx81.12 КБ

Предварительный просмотр:

   муниципальное казённое учреждение

для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей

«Центр помощи детям» города Троицка

Челябинской области

     СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

МКУ «Центр помощи детям»

_____________   2020 г.

               УТВЕРЖДАЮ

И. о директора МКУ «Центр помощи»

Т. А. Чащина    _____________

____________2020 г.

                                                                                                                 

                                                                                               

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

спортивной  направленности

«Значок ГТО»

Возраст обучающихся 6 -18 лет,

Срок реализации – 1 год

Автор – составитель:

Евтифеева Ольга Яковлевна

Педагог дополнительного образования

Троицк, 2020 г.

                                                                 

Содержание:

1. Целевой раздел.                                                                                                    

  1. .Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении.
  2. . Организация учебно-воспитательного процесса в МКУ «Центр помощи».

2. Пояснительная записка.                                                                              

2.1. Направленность дополнительной образовательной программы.

2.2. Цели и задачи дополнительной образовательной программы.

2.3. Педагогическая целесообразность программы.

3. Организационно-методическое обеспечение программы         

3.1. Возраст детей, участвующих в реализации программы.

3.2. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

3.3. Формы и методы занятий.

3.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.        

4. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.

5. Материально-техническое обеспечение программы.

6. Список использованной литературы.                                

                                

                                        

                                        

                                                

  1. Целевой раздел

1.1.Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении.

Муниципальное казённое учреждение «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» города Троицка Челябинской области (далее Учреждение) был открыт как МОУ «Детский дом» в 2001 году.

Юридический адрес: 457100, Челябинская область, г.Троицк, ул.Пионерская, д.8.

Телефоны: 8(351 63) 21748; 8(351 63) 26592;

Аккредитация учреждения: серия ОП № 005491, регистрационный № 317 от 29.04.2010 года.

Лицензия: серия А № 0002468, регистрационный № 9447 от 07.03.2012 года на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: серия 74JI02 № 0001780, регистрационный № 12599 от 29.04.2016 года на право оказывать бесплатные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, по подвидам дополнительного образования: дошкольное образование, дополнительное образование детей и взрослых.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности: серия ЛО № 0007444, регистрационный № ЛО-74-01-003606 от 23.05.2016 года.

Учреждение является организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающей социальные услуги.

Предметом деятельности Учреждения является социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет, и оказание им социальной, правовой, психологической и педагогической помощи, реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с лицензией.

Приоритетом является организация свободного досуга воспитанников путем организации его деятельности по интересам и самореализации как личности в процессе совместной деятельности ребенка и педагога.

МКУ «Центр помощи детям» города Троицка имеет достаточное кадровое обеспечение. Общее число воспитателей и младших воспитателей – 22 человека на 40 детей. Средний возраст педагогов 48 лет, профессиональный стаж 15 лет. Воспитателям предоставлено право на творческое самовыражение, выбор форм и методов обучения и воспитания в пределах образовательных программ.

1.2. Организация учебно-воспитательного процесса в Учреждении.

Учебно-воспитательный процесс регламентируется режимом дня Учреждения, СанПин 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Продолжительность каникул – 30 календарных дней в течение года. Летние каникулы с 01 июня по 31 августа.

    Режим работы МКУ «Центр помощи детям» города Троицка круглосуточный. Комплектование по группам по принципу семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу, максимально способствующих умственному, эмоциональному, физическому и социальному развитию каждого воспитанника.

  1. Пояснительная записка к  программе «Значок ГТО»

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве  приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

         При разработке и оформлении программы были учтены требования Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных Государственных образовательных стандартов, указа Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО),  Постановления Правительства Российской Федерации №540 от 11.06.2014года «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. №329 - ФЗ «О физической культуре спорте в Российской Федерации».

 Здоровье и здоровый образ жизни. К сожалению, эти понятия  пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека  нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся   очень высока, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения.

В данной программе показана работа по формированию у детей потребности в изучении истории ГТО в России, потребностей в сдаче норм ГТО в условиях «Центра помощи дедям».

2.1 Направленность дополнительной образовательной программы.

Программа  «Значок ГТО»  в системе дополнительного образования является физкультурно – спортивной направленности, которая является важным направлением в развитии и воспитании воспитанников «Центра помощи детям». Программа ориентирована на физическое совершенствование воспитанников, приобщение к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. Являясь наиболее доступным для детей, занятия спортом физкультурой обладают необходимой эмоциональностью, привлекательностью.

Программа является модифицированной, по уровню усвоения – общекультурной, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности модульной.

2.2. Цели и задачи дополнительной образовательной программы.

Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения,  развития способностей, физического потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы - формирование у обучающихся устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом средствами игры, беседы, викторин и др.

Реализация этой цели будет способствовать решению таких важных задач, как:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития комплекса ГТО в частности, о роли ГТО в процессе формирования основ культуры здорового образа жизни;
  • обучение знаниям, умениям и навыкам в физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
  • создание условий для развития творческих способностей обучающихся;
  • общее гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности;
  • выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

• «от простого к сложному» (научившись элементарным спортивным навыкам, ребенок применяет свои умения в выполнении сложных упражнениям);

• последовательности;

• систематичности.

2.3. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Значок ГТО» предполагает участие воспитанников в играх: народных; командных и др. Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей.

Игра помогает находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищем, проявлять ловкость и быстроту, силу и выносливость.

Игра обеспечивает гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.

Исследователи игровой деятельности поддерживают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умения ориентироваться в окружающей нас действительности.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития.

Данная программа включает игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

Новизна программы «Значок ГТО» заключается в овладение теоретических основ физического воспитания в сочетании с практическими навыками.  Термин «практические знания», обозначающий владение не просто информацией, но и точные знания того как это сделать. Основа для формирования убеждений в необходимости самостоятельных занятий с целью повышения физической и умственной работоспособности. Повышения уровня знаний воспитанников в области физической культуры и приобретение практического опыта физического самосовершенствования.

Актуальность программы.

«Зачем выполнять ГТО в 21 веке?» Ответ на этот вопрос для каждого молодого человека может быть свой. Кто-то хочет сравнить себя со старшими членами семьи, имеющими советский знак ГТО. Кто-то хочет попробовать достичь конкретного результата и проверить свою силу воли и настойчивость. А кто-то просто привык быть первым в учёбе и спорте. Все люди разные. Однако, у всех, кто добровольно решил пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, – целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиваться успеха в условиях конкуренции на рынке труда.

Организаторы проекта ГТО считают возрождение комплекса ГТО в учебных заведениях принципиально важным для формирования у молодого поколения целеустремлённости и уверенности в своих силах.

Возвращение ГТО в Россию востребовано временем и социальными факторами. Оно позитивно встречено большинством россиян. Здоровье народа бесценно, и его фундамент закладывается в том числе и подобными общегосударственными мероприятиями регулярного характера. Наработанный десятилетиями механизм основы системы физического воспитания жизнеспособен, и можно надеяться, что его реализация вскоре инициирует прогресс в развитии российского спорта.

Сегодня ГТО возрождается, преобразившись в новой форме и новых условиях. Президент России 11 июня этого года издал соответствующее постановление, которое возобновляет забытый на 23 года комплекс. В данном случае преследуется немного другая цель. Программа ГТО создается для того, чтобы увеличить процент населения, которое регулярно занимается спортом, а также в целом продлить жизни россиян. Комплекс ГТО вернется в школы России уже с первого сентября. А в 2015 году он будет уже учитываться как критерий для поступления в ВУЗы. Система получила много изменений. Так, дети теперь будут заниматься спортом по этой системе с 6 лет. Всего же, на внедрение полной системы потребуется около четырех лет. На реализацию планируется потратить около полутора миллиардов рублей, они будут взяты с тех денег, которые остались после Олимпиады в Сочи. Президент Росии Владимир Путин отметил, что комплекс ГТО в данном случае будет прививать детям спортивные навыки и любовь к физкультуре. Но будет ли так на самом деле – мы увидим через время. А на сегодняшний момент наша задача заключается в том, чтобы привить интерес у школьников к комплексу ГТО, к занятиям спортом, к сохранению здоровья в целом.

3. Организационно-методическое обеспечение программы.

3.1. Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа охватывает возрастные группы от 6 до 18 лет,  набор детей свободный, переменный. Определяет основные направления воспитания: доброжелательность, самостоятельность, гражданственность, коллективизм, ответственность. Позволяет готовить воспитанников к самостоятельной жизни и является прекрасным методом профилактики асоциального поведения.

3.2. Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Занятия проводятся два раза в неделю после окончания основного учебного процесса и перерыва отведенного на отдых. Продолжительность занятий зависит от возраста учащихся и определяется программой. Между занятиями предусмотрен перерыв. Программа рассчитана на один  года. Для успешного освоения программы численность детей в группе составляет не менее 6 человек. Годовой курс программы рассчитан на 78 часов.

Организация деятельности дополнительной общеобразовательной программы позволяет создать атмосферу сотрудничества и увлеченности совместной игровой деятельностью  воспитанников «Центра помощи детям» и педагога:

• деятельность организована на добровольных началах;

• дети занимаются в свободное и удобное для них время;

• атмосфера организации деятельности носит неформальный, комфортный  характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;

• учитываются возрастные психологические закономерности;

• доступность программного материала и его вариативность

3.3. Формы и методы занятий

Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с учащимися  на темы предусмотренные программой, показ изучаемых элементов, подвижных игр, просмотр презентаций. В данной программе предусматривается проведение специальных теоретических занятий на следующие темы: «Утренняя гимнастика», «Гигиена», «Истоия развития комплекса ГТО в России», «Правильная осанка». А так же изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными  и спортивными играми, гимнастическими упражнениями.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

  • занятия –  объяснения;
  • занятия общения и систематизации знаний;
  •  игра;
  • тренировка.

Для решения поставленных задач в процессе деятельности используются все методы, которыми располагает современная дидактика:

  • Устные:  словесные – объяснение,  рассказ, беседа, инструктаж.
  • Наглядные:  демонстрационные – демонстрация техники выполнения физических упражнений.
  • Практические:  выполнение физических упражнений и элементов спорта.
  • Репродуктивная: демонстрация приемов выполнения физических упражнений с последующим повторением воспитанниками;
  • Методы стимулирования и мотивации – участие в соревнованиях, спортивных праздниках.

3.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

В результате реализации  дополнительной общеобразовательной программы «Значок ГТО» воспитанники могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, что значительно облегчит их адаптацию в социум при выпуске из «Центра помощи детям». Тесно взаимодействуя  и занимаясь в команде,  формируются коммуникативные навыки, эмоциональное восприятие. Возможность  заниматься в команде и самостоятельно развивают ответственность, создают условия для личностного и профессионального самоопределения  будущих выпускников.

Воспитанники научатся:

Понимать значение комплекса ГТО, сдавать нормы ГТО расчитанные на их возрастную группу, активно играть, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

Будут знать:

- Историю возникновения комплекса ГТО в России;

- нормативы комплекса ГТО своей возрастной группы;

- о способах и особенностях движение и передвижений человека;

- о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

- о причинах травматизма и правилах его предупреждения;

 Будут уметь:

- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Ожидаемый результат:

- у воспитанников выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о комплексе ГТО, о культуре движении;

- воспитанник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха

и укрепления здоровья;

-обобщение и углубление знаний об истории комплекса ГТО, о культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.

4. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Значок ГТО»

сентябрь

сентябрь

Наименование мероприятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Беседа с просмотром презентации «Что такое ГТО? Ступени современного ГТО».

Вводная беседа о занятиях и правилах поведения на кружке. План и задачи кружка. Народные игры (Лапта)

2

1

1

2

Знакомство с историей возникновения норм сдачи ГТО в СССР и  России. Подвижные игры.

2

1

1

3

Участие в соревнованиях «Кросс Нации»

2

-

2

4

Как сдавать нормы ГТО школьникам

2

1

1

октябрь

1

Беседа«Этапы развития комплекса ГТО».

Игры на развитие памяти, внимания, воображения

2

1

1

2

Беседа «Значки ГТО»

Подвижные игры.

2

1

1

3

Беседа «Значение ГТО во время Великой Отечественной войны»

Игры с элементами спортивных игр

2

1

1

4

Участие в городских соревнованиях

2

-

2

ноябрь

1

Беседа с просмотром видеоролика «Техника выполнения бега на короткие дистанции».

2

1

1

2

«Значение ГТО во время Великой Отечественной войны»

Подвижные игры с элементами спортивных игр

2

1

1

3

Беседа «Красивая осанка»

Комплекс упражнений для осанки

2

1

1

4

Участие в городских соревнованиях

2

-

2

декабрь

1

Беседа с просмотром видеоролика «Лыжи ГТО»

2

1

1

2, 3

Способы скольжения и торможения на лыжах

4

1

3

3,4

Техника классического хода на лыжах

4

1

3

январь

1

Беседа «Чтоб здоровыми остаться надо….»,

Эстафетные игры

2

1

1

2,3

Техника конькового хода на лыжах

4

1

3

4

Участие в городских соревнованиях

2

1

1

февраль

1

Беседа «Чтоб здоровыми остаться надо….»,

Эстафетные игры

2

1

1

2

Мероприятие « Я сильный, ловкий, быстрый»

2

1

1

3

Техника спуска с горы на лыжах

4

1

3

4

Участие в соревнованиях «Лыжня России»

2

-

2

март

1

Нормы ГТО – общефизические упражнения

2

1

1

2

Участие в соревнованиях «Хоккей в валенках»

2

-

2

3

Беседа с просмотром видео «Фигурное катание».

Посещение ФОКа

2

1

1

4

Посещение ФОКа

2

-

2

апрель

1

Стрельба и нормы ГТО

2

1

1

2,3

Техника выполнения стрельбы из пневматической винтовки

4

1

3

4

Участие в городских соревнованиях

2

-

2

май

1

ГТО Плавание. Посещение бассейна.

2

1

1

2

Посещение бассейна

2

-

2

3

Подготовка к игре «Зарница»

4

1

3

4

Участие в игре «Зарница»

4

1

3

Итого:

80

25

55

5. Материально-техническое обеспечение программы.

Для успешной реализации данной программы требуется: спортивный зал, стадион с беговыми дорожками. Вспомогательное оборудование (коврики, мячи, стойки, снаряды). Спортивное снаряжение (лыжи беговые, коньки, пневматическая винтовка. Для проведения бесед и мероприятий требуется компьютер, проектор, медеотека с обучающими фильмами.

Список литературы

1.Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. Москва «Просвещение» 2015

2 .Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П.Матвеев. - М.: ФиС, 1991. – 347 с.

3. Фетисов В., Виноградов П., Физическая культура и спорт в Российской Федерации, 2008 г.

4. Шевцов В.В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросах и ответах. – Тюмень: ИПК ПК, 1996. – 78 с.

Приложение 1

Игры на развитие памяти

«Художник»

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

«Все помню»

Участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую будут говориться слова (города, растения, животные и т. д.). Затем первый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т.д., допустивший ошибку выбывает из игры.

Приложение 2

Русские народные игры

«Удар по веревочке»

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

«Большой мяч»

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

«Зайки»

Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать га двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.

«Прыганье со связанными ногами»

Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.

«Растеряхи»

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

«Горелки» (Огарыши, Столбом, Парами)

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина- женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, там птички летают!" (Встречаются и другие рифмовки).  После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.

«У медведя во бору»

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.

«Укротитель диких зверей»

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: "Внимание, охотники", звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается

«Гуси»

Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

«Бой петухов»

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

«Волки во рву»

Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

«Переездной конь»

В игре могут с успехом принимать участие, как взрослые, так и дети, особенно во время массовых праздников. Все участники делятся на две команды: одни – "кони", другие – "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" – "лошадками".

«12 палочек»

12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться. Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски. Получается конструкция, похожая на качели.

Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках. Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли. Игра продолжается дальше.

Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.

«Удочка» (Рыбка, Поймать рыбку)

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры 2-ва.

1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".

«Наседка и коршун»

Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: "Коршун! Что делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" - "Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить". – "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" - "В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и бег приговора наседки.

«Лапта»

Лапта – это командная игра с мячом и битой. Для игры подойдет любая прямоугольная площадка с удобным для бега покрытием (из травы, земли, щебенки).

Цель игры заключается в следующем: послать мяч на максимально дальнее расстояние; за время его полета нужно успеть пересечь всю площадку и вернуться обратно, оставшись не засаленным противником. Удачная пробежка приносит команде очко.

Классический вариант лапты

  1. Набирают 2 команды, количество человек до 10 с каждой стороны.
  2. Размечают игровую площадку: проводят 2 черты на расстоянии 40–50 м друг от друга и 2 боковые – в 25–40 м.

За первой чертой находится город, за второй – кон, а между ними – поле.

  1. По жребию одна команда идет в город, другая уходит в поле, где и водит.
  2. Игроки, находящиеся за чертой города начинают игру. Бьющий отбивает подброшенный мяч, стараясь отправить его, как можно дальше в поле. После чего бросает лапту и устремляется через все поле к черте, обозначающей кон. Его задача – пересечь эту линию и возвратиться обратно в город, оставшись незапятнанным.

Команда водящих в это время должна поймать мяч налету либо быстро подобрать его с земли и осалить бегущего противника. При этом им не разрешается перемещаться по полю с мячом, но зато можно перебрасывать его друг другу.

  1. В том случае, когда водящим удалось запятнать бегущего, они переходят в город.

Если же бегущего не удалось осалить, то стараются быстрее перекинуть мяч за черту города. И тогда, игрок, отбивавший мяч и не успевший вернуться в город до момента падения мяча за эту черту, остается за линией кона.

  1. Такая ситуация: бьющий подал слабо мяч, и соперники успели его быстро поймать. Тогда, чтобы не рисковать, и не быть запятнанным, подающий может никуда не бежать, а остаться за чертой, в деревне, в стороне от команды.
  2. Игра идет своим чередом: все участники должны сделать по одному броску.
  3. Теперь, что касается игроков, находящихся за чертой кона и в деревне. Их может выручить своя команда. Такая возможность появляется, когда участник отбивает мяч на значительное расстояние, т. е. он дает шанс на перебежку себе и своему товарищу.
  4. Иногда бывает и такое положение в игре: вся команда, за исключением одного игрока, собралась за коном или в деревне. Тогда, ему разрешают сделать 3 броска. Если же и этот участник промахнется, то вся команда меняется местами с водящими.
  5. Команда выигрывает в том случае, когда участники выполнили по удару, пересекли кон и благополучно вернулись назад.

Игра проиграна, если уже все выполнили броски, но ни один не сумел пересечь линию кона.По завершению игры, происходит обмен позициями: команда города становится водящими, а игроки, находившиеся в поле, переходят в город.

И еще – если во время игры участник команды города поломал лапту, биту, то автоматически этой команде присуждается победа.

Нюансы

Иногда случаются совсем затруднительные ситуации в игре лапта. Правила игры все же способны разрешить и их. Например, если в активе находится только один игрок – команда не особо хорошо сыграла, и все, кроме подающего, находятся за коном или в пригороде. Что можно сделать в таком случае? Правила русской лапты говорят, что тут ход отдается игроку, которые еще ни разу не ударил по мячу. Он может совершить три удара. Но если он все-таки несколько раз промахнется, то команда уступает позицию другим.

Если мяч перелетает за боковую линию, то он не идет в счет. А сам подающий не имеет права вступать за линию города. Игроку, если он не может отбить мяч лаптой, допустимо бросить его одной рукой. Засчитан будет выигрыш тогда, когда все участники хотя бы по разу ударили по мячу, но он так и не пересек кон. Партия завершена. Теперь игроки могут поменяться площадками.

Интересное занятие – лапта. Правила игры гласят о том, что о любом изменении в составе команд следует предупредить секретаря. Вопрос о спорном мяче решает только судья. Игроки должны досконально изучить правила замены и расстановки по игровому полю.

Игра в городки. Городошные фигуры.

Игра в городки.

Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определённого расстояния.

Городошные фигуры.

Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана ниже:

В партии из 10 фигур фигуры ставят и выбивают в следующей последовательности:

  1. «Пушка»
  2. «Вилка»
  3. «Колодец»
  4. «Стрела»
  5. «Артиллерия»
  6. «Серп»
  7. «Пулемётное гнездо»
  8. «Самолёт»
  9. «Тир»
  10. «Письмо»

Все фигуры, кроме фигуры «Письмо», ставят на середине лицевой линии, не выходя за её пределы. Городки устанавливают плотно один к другому без зазоров.

Угловые городки фигуры «Письмо»
ставят на внешней линии «города», не выходя за его пределы, так, чтобы в
углах образовывались равнобедренные треугольники. Городок, обозначающий
марку, устанавливают в центре диагонали, идущей от заднего правого угла
«города» до переднего левого (для играющих правой рукой) или в центре
диагонали, идущей от заднего левого до переднего правого угла «города»
(для играющих левой рукой)..

Фигура «Слон» для играющих левой рукой устанавливается в левой половине«города» в зеркальном отражении.

  1. Площадка для игры. Оборудование. Инвентарь.

Городошная площадка и её оборудование

Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном участке размером (22-30) х (12-15) метров.

Оборудование городошной площадки:

  • металлические или полимерные листы, на которых краской наносятся линии«городков» и «пригородов». Оптимальная толщина листа — 10-12 мм;
  • отбойная стенка и ограждение;
  • осветительные приборы для игры вечером;
  • фиксированные планки высотой 50 -60 мм на лицевых линиях конов и полуконов;
  • навесы для укрытия игроков и секретаря от атмосферных осадков.

Желательно оборудование общего навеса «городами»«пригородами» и отбойной стенкой.

Поверхность
конов и полуконов должна быть достаточно твёрдой, исключающей
скольжение обуви. Наиболее предпочтительным является асфальт.

          «Город» — зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м.

«Пригород» — зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей «города». По
центру «пригорода» на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят
две отметки длиной 20 см для установки на них штрафных городков.

Штрафная
линия и площадь, находящаяся перед ней, называются штрафной зоной. Её
засыпают песком или покрывают мелом (из водной суспензии).

Листы,
на которых размечаются два «города» с «пригородами», должны иметь размер
не меньше 8,0х3,5 м и располагаться строго горизонтально (городок,
спокойно положенный в любом месте «города» или «пригорода», не должен
самопроизвольно катиться в каком-либо направлении при условии отсутствия
каких-либо воздействий на него (ветра, сотрясения площадки).

Боковые
линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий
«города» с учётом того, что ширина ограничительных линий «города» и
боковых линий «пригорода» входят в размеры «города», «пригорода», а
ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не
входит .

Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием. 

Городок

Городок
изготовляется из дерева в форме цилиндра длинной 200 +/- 1 мм и
диаметром 48-50 мм. Торцы городка должны иметь фаску 2-3 мм и быть
ровными. Городок может быть окрашен.

Бита

Бита
представляет собой круглый стержень длиной не более метра,
произвольного веса и диаметра. Бита собирается из вставок, втулок,
концевого стакана и ручки.

Наиболее целесообразно изготавливать
вставки из древесно-слоистого пластика или из кизила. Ручки — из
текстолитовых стержней или из кизила, втулки — из цельнотянутой стальной
трубы. Вставки должны плотно соединяться с втулками и закрепляться
кернением или другим способом крепления. Расстояние между втулками не
должно быть меньше диаметра вставки. Длина втулки не должна быть меньше
двух диаметров вставки. Расстояние от края втулки до места крепления
10-15 мм (за исключением крепления ручки). Составные части не должны
иметь взаимных перемещений. Для массовых соревнований допускаются биты
из твёрдых пород дерева любой конструкции, обеспечивающей безопасность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.

                     Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:- ориентирована на светский характер образования, на общечел...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"

Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание  детей с ОВЗ во внеурочное  вр...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ФИТНЕС - АЭРОБИКА» для детей школьного возраста

1.Пояснительная записка2.Цели и задачи3.Учебно-тематический план4.Содержание.5.Планируемые результаты.6.Комплекс организационно-педагогических условий....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эстетической направленности «Фантазеры».

Программа направлена на формирование у детей творческих способностей, эмоционально-эстетического восприятия окружающей действительности....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Веселые завитушки»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Развивай-ка"

Дополнительная образовательная программа "Развивай-ка", созданная на основе уникальной методики раннего развития детей Марии Монтессори, призвана оказать помощь педагогу в организации игровы...