Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ».
методическая разработка (младшая группа)

Нурадилова Шамбике Савкатовна

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuradilova_shs.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ».

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Поэтому проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа.

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

Задачами здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий являются:

1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие;

2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;

3. Создать оптимальные условия для психического и физического развития дошкольников;

 4. Помочь родителям организовать оздоровительную работу дома.

Выделяются следующие виды здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:

  • физкультурно-оздоровительные;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов;
  • валеологического просвещения детей и их родителей.

Этапы внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:

  • анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валелогических умений и навыков, а также здоровье сберегающей среды;
  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства;
  • освоение педагогами методик и приёмов здоровье сбережения детей и взрослых внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых;
  • работа валеологической направленности с родителями.

В этой работе освещены вопросы здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном пространстве ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации образовательного процесса, предложены рекомендации по использованию различного оборудования и технологий, описан практический опыт, применяемый в педагогической деятельности воспитателя. Данная разработка поможет в повышении педагогических навыков, которые могут быть использованы на практике при работе с детьми.

Применять методическую разработку для воспитателей в условиях детских образовательных учреждений.

Полноценная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (специалистов по работе с ИКТ, родителей.

Способы взаимодействия:

1. проведение НОД с использованием здоровьесберегающих технологий;

2. консультации воспитателей;

3. Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателей.

Применение и актуальность здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Результативность использования данной методической разработкииспользование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ позволит сохранить и улучшить   здоровье всех участников образовательного процесса в ДОУ. Поможет воспитателю грамотно составить конспект для работы с детьми.

Принцип построения методической разработки:

  • Доступность;
  • Стимулирование познавательных процессов;
  • Последовательность и системность.

Ожидаемый результат:

  • Повышение – компетентности педагогов ДОУ;
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство.

Введение

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

Давным-давно, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

 Начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

2. Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые педагоги применяют в ДОУ

«Минутки здоровья»

Самомассаж от простуды

У человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Под воздействием массажа организм и взрослого и ребенка начинает лечить сам себя. Самомассаж делать несложно. Например, массаж рук.

«Веселые пальчики».

Карандаш положить на нескользящую поверхность, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

«Карандаш щекочет пальчики

Веселятся девочки и мальчики!

2. «Добывание огня».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

«Быстро палочкой мы трем-

Огонек сейчас найдем»

3. «Юла».

Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.

«Стану я сейчас юлой-

на ноге кручусь одной»

4. «Вертолёт».

Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами.

«Вертолет готов к полету,-

Говорим ми все пилоту.

Винт скорее закрути и лети, лети, лети».

5. «Скольжение»

Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, уперев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.

«Гладко вниз сейчас скольжу,

Съехать с горки я спешу».

6. «Послушный карандаш»

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу».

7. «Лягушки»

Прокатывание карандаша между ладонями сначала в вертикальном, а затем в горизонтальном положении карандаша.

«Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!

Прокатывание карандаша тремя пальцами правой, а затем левой руки.

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!»

Массаж фундуком (грецким) орехами, гладкой галькой.

Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...

Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...

Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ"

Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ"...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».

Педагоги наряду с медиками осознают свою ответственность за здоровье учащихся. Их внимание  сконцентрировано сегодня на профилактике заболеваний  и охране здоровья детей. В целях уменьшения ...

Методическая разработка МАСТЕР – КЛАСС «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»

   Мастер-класс разработан с целью повышения профессионального уровня педагогов об использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.  ...

Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»

Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»...