Статья на тему: «Организация походов, как совместной досуговой деятельности дошкольного учреждения с семьями воспитанников»
статья (подготовительная группа)

Малахова Екатерина Михайловна

Статья для воспитателей и инструкторов по физической культуре по организации и проведению походов в дошкольных учреждениях с детьми и их ролдителями. Приобщение к здорорвому образу жизни, совместному досугу в природных условиях, включая познавательную деятельность орб окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:  «Огранизация  походов,  как совместной досуговой деятельности дошкольного учреждения с семьями воспитанников»

                                                        

В системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, важное место принадлежит туристским прогулкам.

Настоящая походная деятельность для дошкольников еще не доступна. Но при подготовке и проведении туристических прогулок, и в процессе общения с детьми, педагог употребляет термин «Поход».

Поход — активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах, велосипедах и т.д.)

Туристская деятельность дошкольников — эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. Она включает в себя знакомство с окружающим миром, расширяет кругозор детей, способствует воспитанию патриотических чувств и положительных черт характера.

Великий педагог В. А. Сухомлинский давал совет учителям: «идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».

Каждая туристская прогулка ставит перед собой определенные задачи. Это может быть ознакомление с окружающим миром, его достопримечательностями, с памятниками искусства и архитектуры.

В походах возможно сочетание выполнения образовательных задач с организацией условий походной жизни (разбивка лагеря, приготовление пищи на костре, преодоление природных преград и др.)

Туристская прогулка может преследовать экологические цели — ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Но главной ее целью и задачей всегда является оздоровление детей, т.к. от обычной познавательной экскурсии, за пределы участка детского сада, туристскую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе.

Важность походов в дошкольных учреждениях в том, что они оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а так же комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Доказано, что  продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, передвижения на лыжах, велосипедах) способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной защиты от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.

Поход как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность походов в том, что он всесезонен, следовательно можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности.

В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Пеньки,  канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, а так же природный материал (шишки, жёлуди, камешки, палки) стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях (лес, парк, луг, поле, берег реки), дошкольник проявляет творчество, мышечную раскрепощенность. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности.

Туристская прогулка в лес, на луг, к реке, озеру — это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Положительные эмоции (удивление, восторг, радость), творчество — важнейшие факторы оздоровления.

Систематическое проведение туристских прогулок позволяют регулировать работоспособность детей и избегать психического утомления, которое накапливается за неделю, месяц, сезон. Поход является прекрасным средством активного отдыха и формирует у детей и взрослых умение интересно и содержательно организовывать свой досуг.

Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Коллективные прогулки способствуют формированию и укреплению детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивать в каждом ребёнке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

Обязательной составной частью туристской прогулки является работа по ознакомлению детей с историей и культурой родного края. В процессе восприятия различных предметов и явлений общественной жизни ребёнок получает богатый чувственный опыт, который необходим для развития его мышления и речи. У детей развивается любознательность, расширяется кругозор, формируются первичные представления о традициях и культуре народа, закладываются основы национального самосознания.

В походах дети приобщаются к удивительному миру природы, которая воздействует на них своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в её тайны. Продуманная система работы по охране природы позволит подключить детей к реализации экологической программы региона. С помощью взрослых дети узнают о лечебных свойствах растений родного края, участвуют в сборе лекарственных трав.

Основной целью развития национальной системы дошкольного образования является создание оптимальных условий для физического и психического развития ребенка. Важнейшее условие достижения цели – интеграция семейного воспитания и общественного дошкольного образования, в процессе которого вырабатывается общая стратегия действий по вопросам развития личности ребенка, так как именно воспитательные возможности семьи позволяют воздействовать на человека на протяжении всей жизни. В них отмечается, что основная ответственность за воспитательный процесс лежит на родителях. Работа всего коллектива сориентирована на взаимодействие с семьей для равномерного и органичного участия родителей в воспитании и обучении детей. Сущностью такого взаимодействия является личностно ориентированное образование дошкольника, которое соединяет воспитание и обучение в единый процесс помощи, поддержки и эмоциональной педагогической защиты развития ребенка.

Первым шагом к налаживанию совместной деятельности стала организация в детском саду образовательного взаимодействия педагогов и родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что туристские прогулки в детском саду включают в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительные, социально-коммуникативные, эмоционально-психологические, эстетические, познавательные и прикладные. И, тем самым, являются прекрасным средством всестороннего развития личности ребёнка.

Этапы работы:

  1. Планирование маршрута.
  2. Составление карты-схемы, где определяем путь – передвижение туристической группы.
  3. Определение конечного маршрута: берег Красного пруда, лесная поляна, поляна у водопада.
  4. Экипировка детей в соответствии с сезоном, погодой.
  5. Игры-развлечения и сюрпризные моменты («Найди клад», «Встречайте весёлого лесовика»)
  6. Чаепитие.

Предварительная работа

  1. Показ и объяснение маршрута на карте-схеме.
  2. Инструктаж о правилах поведения в городе, о правилах дорожного движения.
  3. Инструктаж о правилах поведения на поляне, в лесу.

Примерный план похода в осенний период с детьми подготовительной к школе группы

  1. Сбор у детского сада. Построение (ребёнок и родители). Движение по улице с соблюдением правил дорожного движения.

  1. Ходьба по лесной тропе. Обратить внимание детей на природу. Какое время года? Какого цвета листва на деревьях? Как называются деревья? Рассмотреть опавшие листья? Определить с какого они дерева? Собрать листья в гербарий, а так же природный материал (шишки, жёлуди, каштаны, ветки деревьев).  Предложить родителям и детям после похода выполнить совместную поделку из природного материала.

  1. Ходьба по лесной тропинке друг за другом. Идя мимо деревьев, рассмотреть их. Назвать. Переходя через бревно, помочь другу, подать руку. Родители помогают детям преодолевать препятствие.

  1. На лесной поляне. Воспитатель организует игры и конкурсы с детьми и родителями: «Кто быстрее?», «Кто дальше прыгнет?», «Перетяни соперника», «Бег с мячом», «Бег через скакалку», «Репка».

  1. Свободные игры детей и родителей со спортивными атрибутами: Скакалка, кольцеброссы, мячи, бадминтон.
  2. Чаепитие на поляне.

  1. Возвращение в детский сад короткой  лесной тропой. Сбор природного материала. Ходьба по улице к детскому саду с соблюдением правил дорожного движения.

Составила: Малахова

Екатерина Михайловна

Инструктор по физическому воспитанию

ГБДОУ  детский сад № 25

2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа дошкольного учреждения с семьями воспитанников по вопросам здоровья

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то ...

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников, по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста....

Проблемы взаимоотношений дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

                                 «Наши дети - это наша старость.       ...

Проблемы взаимоотношений дошкольного учреждения с семьями воспитанников

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественно - эстетиче...

Построение системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников

Построение системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников...

Планирование и организация совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи в сфере физической культуры

В данной методической разработке представлена система работы  педагогического коллектива ДОУ с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосфе...

Сценарий досуговой деятельности дошкольного учреждения квест «Буратино в Стране Музыкальных Инструментов» (старший дошкольный возраст)

Возраст: 5-7 летТема: « Буратино в Стране Музыкальных Инструментов».Форма организации: групповаяФорма проведения: квест-играЦель: способствовать развитию личностных и музыкальных компетенц...