Анализ программ дошкольного образования по здоровьесбережению
статья (подготовительная группа)

Хорина Елена Викторовна

Предложенный материал поможет молодым педагогам разобраться в современных программах дошкольного образования, подобрать необходимый методический комплекс, аптимизировать работу по здоровьесбережению дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 42»

 «Анализ программ дошкольного образования по здоровьесбережению»

Подготовила:

Старший воспитатель

Хорина Е.В.

Воронеж 2020г

Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать основные направления развития и образования, в т.ч. физическое развитие. Количество программ для ДОО увеличивается с каждым годом. Для того чтобы выбрать ту или иную образовательную программу, педагогическим коллективам необходимо подробно познакомиться с ее содержанием, а также проанализировать ресурсы своего детского сада (кадровые, материально-технические), образовательные потребности, интересы детей, членов их семей и педагогов.

Образовательная область «физическое развитие» включает:

  • приобретение дошкольниками опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в т.ч. связанной с выполнением упражнений, направленных наразвитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
  • овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Целостность образовательного процесса в рамках физического развития воспитанников может достигаться не только путем реализации основной (комплексной) образовательной программы дошкольного образования, но и с помощью парциальных и дополнительных программ.

В настоящее время существуют разные программы по физическому развитию. Практики знают их и активно используют в работе с детьми. С учетом современных требований разрабатываются и получают распространение программы нового поколения.

Предлагаю вашему вниманию обзор парциальных и дополнительных программ по физическому развитию детей.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ:

Парциальные программы направлены на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и (или) культурных практиках. Они предназначены главным образом для того, чтобы дополнить основную образовательную программу дошкольного образования детского сада и разработать часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Проанализируем  проекты  примерных  общеобразовательных  программ,  представленных в Федеральном реестре в образовательной области «физическое развитие».

Примерная программа «От рождения до школы»  

Программа охватывает все возрастные периоды физического  и психического развития детей: от рождения до 7 лет.

Целью данной программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Основными целями и задачами образовательной области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» являются:

  • формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни;
  •  сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;
  • повышение умственной и физической работоспособности,  предупреждение утомления;
  • обеспечение гармоничного физического развития;
  • совершенствование умений и навыков в основных видах движений;
  • воспитание красоты, грациозности, выразительности движений;
  • формирование правильной осанки;
  • формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
  • развитие интереса к спорту, к участию в подвижных и спортивных играх и физических  упражнениях, активности в самостоятельной  двигательной деятельности;
  • развитие интереса и любви к спорту.

Таким образом, можно видеть, что, решая проблему физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, авторы уделяют большое значение укреплению физического здоровья ребенка.

Программа «Детство»  

Программа создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Авторы разработали программу с позиции гуманистической  педагогики на основе личностно: деятельностного подхода к развитию и образованию детей в дошкольном учреждении.

Цель программы

 — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активных практик в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Одной из приоритетных задач развития и воспитания детей является: укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры.

Содержание программы выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой, родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой,  гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно - образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для  удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.  

Образовательная область «Физическое развитие»

Раздел  «Содержание образовательной  деятельности» состоит из двух частей: «Двигательная  деятельность» и «Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными  нормами и правилами».

В первом разделе представлены задачи физического воспитания детей дошкольного возраста; перечень общеразвивающих и спортивных упражнений, ритмичных движений; содержание физических упражнений (строевые упражнения, основные движения, игры, спортивные упражнения).

Второй раздел включает представления о навыках самообслуживания и практические умения, которые должны освоить дети в процессе умывания, одевания, приема пищи, ухода за вещами и игрушками. Таким образом, в программе большое внимание уделяется формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, о здоровье и  средствах его укрепления, о  функционировании организма и правилах заботы о нем, а также овладение основами двигательной культуры.

Программа «Радуга»  

Программа дошкольного образования рассчитана на работу с детьми  от двух месяцев до восьми лет и охватывает все стороны образования детей в условиях детского сада.  

В представленной программе нашла отражение центральная идея отечественной психологической школы о творческом характере развития. Авторы рассматривают ребёнка, как субъекта индивидуального развития, активно присваивающего культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого.  

Один из центральных моментов программы – выработка личностно: ориентированного стиля общения взрослого с детьми в соответствии со спецификой каждой возрастной группой.  

Особое место авторы программы отводят физическому воспитанию как самому важному  в процессе воспитания, от которого зависит здоровье человека.

Поэтому одной из ключевых целей данной программы является «сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни».

В разделе «Физическое развитие» подробно сформулированы задачи:

• охраны и укрепления здоровья, формирования у них привычки к здоровому образу жизни;

• содействие своевременному и полноценному психическому развитию, способствуя становлению деятельности путём развития основных видов движений;

• содействие своевременному и полноценному психическому развитию, способствуя становлению сознания, закладывая основы личности.

Таким образом, решая проблему физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, авторы уделяют большое значение укреплению физического здоровья ребенка, наравне с психическим  развитием.

Программа «Истоки»

Данная программа основана на многолетних психологических и педагогических  исследованиях  авторского  коллектива, учитывает важнейшие достижения в области отечественной и мировой науки о дошкольном детстве.

Содержание данной программы ориентировано на детей от рождения до 7 лет. Цели и задачи реализации программы:

  • обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества;  
  • создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

В программе целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребёнка дошкольного возраста в детском саду.

В данном разделе так же определены показатели развития дошкольников, позволяющие судить об особенностях психического развития детей, показатели физического, функционального развития и физической подготовленности.

Таким образом, программа «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Программа «Успех» (Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н.Герасимова и др., науч руководитель А.Г. Асмолов, рук. авт. кол-ва Н.В.Федина)

В данной программе раскрывается:

«содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие», обеспечивается построением образовательного процесса на основе календаря праздников( событий).

Комплекс психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы, составляющий содержание области,  дополнен формированием физической культуры детей дошкольного возраста, определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия».

Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя «формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Профилактическая работа включает систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей».

Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей

Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей

Уровень развития физических качеств и  освоения основных движений соответствует возрастно-половым нормативам, отражен в разделе «Овладевший необходимыми интегративными умениями и навыками».

Название Программы - « Успех» - отражает основную миссию всей системы непрерывного образования Российской Федерации - формирование успешных граждан.

«Основы физического воспитания в дошкольном детстве» /Под редакцией Винер - Усмановой И.А., Горбулиной Н.М., Цыганковой О.Д .

Научная фундаментальность программы обеспечена основными концептуальными подходами, общепринятыми в педагогике, психологии, медицине, физическом воспитании и базируется на многовековом опыте развития организма человека и безоговорочном утверждении о пользе гимнастических упражнений.

Цель программы: создать эффективную модель образовательного процесса физического воспитания в дошкольном возрасте. Одной из задач программного содержания является: создание условий, способствующих развитию интегративных качеств ребенка дошкольника: интеллектуальных, физических, личностных, формирование основ культуры здоровья.

Программа учитывает индивидуальные возможности обучающихся, особенности развития детей с вариантами отклоняющегося развития, в том числе детей с ОВЗ и детей инвалидов; позволяет раскрыть таланты.

Программное содержание описывается в соответствии с возрастными возможностями детей:

Ступень общего развития (1-й год обучения): группа общей начальной физической подготовки (3-4 года);

Ступень начальной подготовки:(2-й год обучения) – (4 -5 лет) группы начальной физической подготовки, (3-й год обучения) – 5-6 лет,  

Ступень физического совершенствования (4-й год обучения) -6 – 7 лет.

В старшем дошкольном возрасте при работе детей с предметами ставятся задачи:  

•Изучение техники работы со скакалкой, мячом, лентой , обручем (девочки);

•Изучение техники работы с гимнастической палкой, кольцами (мальчики);

Для тестирования используются методики тестирования физических качеств: гибкость, координация, быстрота.  Определяется правильность формирования осанки.

Таким образом, Программа предусматривает реализацию индивидуально - дифференцированного подхода на основе применения различных вариантов однотипных упражнений для различных категорий детей, групп здоровья, уровня их физического развития, двигательной подготовленности.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Дополнительные программы направлены на развитие детей дошкольного возраста водной или нескольких образовательных областях, видах деятельности в рамках организации дополнительных образовательных услуг.

Программа «Здоровье» (автор — В.Г. Алямовская, 1993 г.)

Данная программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника.

Содержание программы предусматривает четыре направления, каждому из которых соответствует отдельная целевая программа:

физическое здоровье— программа «Группы здоровья»;

психологическое благополучие — программа «Комфорт»;

духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»;

нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».

Целевые программы рассчитаны на все возрастные группы.

Разрабатывая данную систему физического воспитания, автор стремилась учесть в ней вопросы психологического благополучия, нравственного развития, предусмотреть взаимосвязь разных видов деятельности и подобрать такое содержание, которое нравилось бы детям. В основу новой системы физического воспитания положены результаты исследований лаборатории И.А. Аршавского, работы Ю.Ф. Змановского, И.И. Туртова, система К. Купера, взгляды Н.М. Амосова.

Задачи программы:

  • укреплять здоровье детей;
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
  • развивать физические качества;
  • создавать условия для реализации потребности в двигательной активности;
  • выявлять интересы, склонности, способности;
  • приобщать к традициям большого спорта.

Алгоритм программы: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.

Программа «Физкультура от 3 до 17 лет» (автор — В.П. Щербаков, 1996г.)

Программа предусматривает непрерывное физкультурно-оздоровительное образование детей от 3 до 17 лет. Содержание подобрано таким образом, что позволяет развивать все виды двигательной активности.

Программа включает следующие разделы: «Основы знаний», «Основной материал», «Материал повторения», «Тестовые средства оценки упражнений».

Цели программы: обеспечить умственное и физическое развитие обучающегося, раскрыть его двигательные способности, сформировать физические качества.

Задачи:

  • сформировать потребность в здоровом образе жизни и обучить способам его реализации;
  • сформировать привычку постоянно заботиться о своем здоровье, навыки организации режима повседневной физической активности;
  • укрепить здоровье, обеспечить умственную и физическую работоспособность, подготовить к труду, самозащите и выполнению воинского долга;
  • развить основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;
  • сформировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивации к выполнению физических упражнений;
  • привить гигиенические навыки, приемы закаливания, содействовать формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия;
  • воспитать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, чувство коллективизма;
  • сформировать навыки культурного и физически компетентного поведения.

Результат освоения программного содержания — сформированные у обучающихся умения рационально использовать двигательный потенциал, владеть своим телом в выработанных потребностях.

Данная программа может быть дополнена с учетом местных условий и возможностей образовательных организаций.

Программа «Здоровье с детства» (автор — Т.С. Казаковцева, 1997г.)

Данная программа направлена на формирование у дошкольников валеологической и физической культуры, т.е. культуры здоровья, здорового образа жизни, движений.

Цель программы: обеспечить разностороннее и гармоническое развитие ребенка, его полноценное здоровье, развитие движений и физических качеств, сформировать убеждения и привычки здорового образа жизни на основе валеологических знаний.

Содержание программы включает два раздела в соответствии с выделенными психологическими возрастами: младший (3–5 лет) и старший (5–7 лет) дошкольный возраст.

Цели раздела «Растить здоровым» для детей младшего дошкольного возраста — обеспечить охрану и укрепление здоровья дошкольников, их полноценное физическое развитие, сформировать разносторонние движения, привычки, полезные для здоровья.

Цели раздела «Учусь быть здоровым» для детей старшего дошкольного возраста — укрепить здоровье дошкольников, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, сформировать потребность в физическом совершенстве, привычки и потребность в здоровом образе жизни.

Реализация программы предусматривает использование разных педагогических приемов: чтение художественных произведений, беседы с детьми, просмотр мультфильмов (с анализом поступков героев по алгоритму «Хорошо — плохо»), дидактические игры («Умой куклу», «Часы-лото»).

Автор программы рекомендует разные формы работы с детьми: занятия, построенные на валеологическом содержании (познавательные, тренинговые, эврестические), занятия для развития движений и совершенствования физических качеств, игры и упражнения для формирования знаний о гигиенических привычках, игры-занятия, праздники в группе («День хороших поступков») и общесадовские мероприятия («День улыбки»).

Педагогам предлагается подробный перечень подвижных игр и игровых упражнений, контрольные упражнения и критерии оценки уровня сформированности физической подготовленности дошкольников.

Особое внимание в программе уделяется взаимодействию ДОО и семьи. Так, участие родителей предполагается в тематическом вечере «Папа, мама и я — без вредных привычек», в совместной деятельности с детьми.

Развивающая педагогика оздоровления (автор — В.Т. Кудрявцев, 1998 г.)

Цели программы: сформировать двигательную сферу и создать психолого-педагогические условия развития здоровья детей на основе их творческой активности.

В программе нашли продолжение и развитие идеи Э.В. Ильенкова («Здоровый дух сам строит «для себя» здоровое тело»), А.В. Запорожца (значение двигательного воображения в управлении детских движений), Н.А. Бернштейна («Двигательное упражнение — это повторение без повторения»), А.В. Запорожца, Н.А. Бернштейна (значение «образа» в физическом воспитании: посредством образа у ребенка вырабатывается отношение к собственному движению и выполняющему его органу как к особому, самостоятельному субъекту), Ю.Ф. Змановского (педагогика оздоровления, которая оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии).

Непосредственную научную базу программы составляют теоретические, экспериментальные и прикладные разработки лаборатории социокультурных проблем детского развития Исследовательского центра семьи и детства РАО.

Для того чтобы приобщить детей к физической культуре автор предлагает использовать:

  • упражнения и задания на развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, катание, бросание, ловля, метание, равновесие);
  • упражнения на принятие и сохранения позы;
  • упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, лица и мимики;
  • спортивные и музыкально-ритмические упражнения;
  • подвижные игры, игры-аттракционы для праздников.

Развивающие формы оздоровительной работы: закаливание, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика.

Основные приоритеты педагогической работы в ходе реализации программы — развитие двигательной активности и оздоровление детей.

Автором программы выделены принципы оздоровительной работы с детьми:

  • развивать воображение через особые формы двигательной активности детей;
  • формировать осмысленную моторику;
  • создавать и закреплять целостное позитивное психосоматическое состояние в ходе выполнения различных видов деятельности.

Программа «Театр физического воспитания дошкольников» (автор — Н.Н. Ефименко, 1999 г.)

Театр физического воспитания дошкольников — это игровая по форме система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Ключевые моменты авторской системы выражены в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:

«Следуй логике природы» (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам);

«Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали»;

«Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях» (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»);

«Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути»;

«Театр физического воспитания дошкольников» (играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать);

«Положительная светлая энергия радости и удовольствия» (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями);

«Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования»;

«Создай тренажеры сам»;

«Здоровье - здоровых требует профилактики и коррекции»;

«Через движение и игру — к воспитанию человека будущего: комплексная педагогика жизни».

Как утверждает автор, «в природе уже давным-давно все есть — необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности». Исходя из этого, биологическая основа авторской системы представлена в виде 7 золотых формул двигательного развития дошкольников:

  • любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;
  • начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз;
  • начинать двигательную деятельность разумнее со сгибательных поз тела и конечностей (с «позы эмбриона»);
  • в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка — к пяткам»;
  • все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем в средних и мелких;
  • чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение, тем естественнее быстрые и резкие движения;
  • для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер) естественными являются медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные движения.

Одна из форм работы с детьми в ходе реализации содержания данной программы — горизонтальный пластический балет «Пластик-шоу», где все упражнения выполняются из положения лежа.

Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников (автор — М.Ю. Картушина, 2007г.)

Программа базируется на идеях педагогической валеологии и направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, снижение зрения у детей и повышение сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешней среды.

Цель программы: сформировать у детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

В структуре программы представлены следующие разделы:

«Познавательная деятельность»;

«Организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей»;

«Медицинское обеспечение оздоровительной работы»;

«Закаливание детей»;

«Организация рационального питания»;

«Создание условий для оздоровительной работы с детьми»;

«Работа с родителями, взаимосвязь со школой; работа с коллективом ДОУ».

Учебно-методическое обеспечение программы: цикл интегрированных оздоровительных занятий для всех возрастных групп, оздоровительные досуги, картотека «минуток здоровья», комплексы утренней и корригирующей гимнастик, подвижных игр на воздухе. Данный материал может выборочно использоваться при работе с детьми в коррекционных учреждениях.

Парциальная программа физического развития детей 3–7 лет «Малыши-крепыши» (авторы— О.В. Бережнова, В.В. Бойко, 2016г.)

Это современная интегративная развивающая программа нового поколения, обеспечивающая физическое развитие детей в контексте преемственности дошкольного и начального общего образования.

Разработана в качестве дополнения к образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» (под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой) в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основными положениями профессионального стандарта педагога.

В основу программы положен индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, в т.ч. с нарушениями развития. А также системно-деятельностный подход, который позволяет создать условия для формирования общей культуры личности детей: ценностей здорового образа жизни, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков, воспитания инициативности и самостоятельности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Программу могут использовать педагоги дошкольных групп образовательных организаций, семейных дошкольных групп, групп кратковременного пребывания, малокомплектных и частных детских садов.

Дополнительные программы

Программа «Старт» (авторы — Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина, 1997г.)

Данная программа характеризуется как творческая двигательная программа с элементами спортивной и художественной гимнастик, цирковой акробатики. Она основана на наблюдениях за самостоятельной деятельностью детей. Более десяти лет программа апробировалась в нескольких детских садах г. Москвы.

Главный принцип сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова: «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы-минимум до программы-максимум, независимо от возраста».

Цель программы: совершенствовать двигательную деятельность детей на основе формирования потребности в движениях.

Задачи:

  • применять индивидуальный подход в физическом развитии и выявлении двигательных интересов каждого ребенка на основе определения уровня их физической подготовленности и состояния здоровья;
  • выявить физиологическую и психологическую предрасположенность каждого дошкольника к тому или иному виду спорта;
  • сформировать у детей устойчивые навыки самоанализа результатов постановки последующей цели и достижения ее путем физической и духовной работы;
  • осуществлять выполнение программ минимума и максимума через игровые формы обучения и создание развивающей среды;
  • выработать у дошкольников устойчивые навыки владения своим телом с целью сохранения жизни и здоровья в различных нестандартных ситуациях, которые могут произойти в их жизни;
  • сформировать представления о здоровом образе жизни и устойчивые навыки самостоятельной организации жизнедеятельности, в которой любимый вид спорта станет неотъемлемой частью.

Особое внимание авторы уделяют организации развивающей среды, играм с обычными (бытовыми) предметами с целью развития творческих способностей.

Для реализации программы рекомендуются спортивные снаряды: гимнастическая стенка, канат-шест, турник, кольца, веревочная лестница, бум, батут, рукоходы, горизонтальные и наклонные лесенки, мячи, кегли, обручи, палки, биты, мешочки, санки, лыжи, велосипеды, самокаты.

В процессе организации физического воспитания по данной программе комплексный подход осуществляют: врач-ортопед, медицинская сестра, заведующий ДОО, воспитатель.

Программа по танцевально-игровой гимнастике «СА-ФИ-ДАНСЕ» (авторы — Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, 2000 г.)

Данная программа рассчитана на 4 года обучения для детей от 3 до 7 лет.

Цель программы: содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Задачи:

  • укреплять здоровье дошкольников;
  • совершенствовать их психомоторные способности;
  • развивать творческие и созидательные способности.

Содержание программы представлено несколькими разделами:

  • танцевально-ритмическая гимнастика: игроритмика, игрогимнастика, игротанцы;
  • нетрадиционные виды упражнений: танцевально-ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подражательные игры, игры-путешествия; креативная гимнастика.

Программа обучения плаванию в детском саду (Е.К. Воронова, 2003 г.)

Цели программы: обучить детей дошкольного возраста плаванию, сформировать осознанное отношение к занятиям физическими упражнениями; укрепить здоровье посредством закаливания; создать основы для разностороннего физического развития (развивать и укреплять опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы).

Задачи: сформировать у детей навыки плавания, бережное отношение к своему здоровью, навыки личной гигиены, умение владеть своим телом в непривычной среде.

В ходе реализации программы особое внимание уделяется созданию эмоционального отношения ребенка к выполняемому заданию. Для этого тренер проводит игры-эстафеты. При обучении базовым плавательным движениям используется метод контрастных заданий, основное правило которых — контрастность, а не переход от простого к сложному. Это позволяет активизировать детей и постоянно поддерживать их интерес к выполнению упражнений. Благодаря этому они быстрее и легче осваивают новые движения.

В программе имеются приложения: перечень средств, методов и методических приемов для обучения детей плаванию, план распределения учебного материала для всех возрастных групп.

Программа «Играйте на здоровье» (автор — Л.Н. Волошина)

Данная программа представляет собой систему обучения элементам спортивных игр посредством занимательных игровых упражнений и игр-эстафет.

Цели программы: оптимизировать деятельность педагогов по обучению детей элементам спортивных игр и упражнений, достижению «запаса прочности» здоровья, развитию их двигательных способностей, улучшению физической подготовленности.

Задачи:

  • сформировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
  • обогатить двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучить правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
  • содействовать развитию двигательных способностей;
  • воспитать положительные морально-волевые качества;
  • сформировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Содержание программы разработано на основе:

общедидактических принципов и ведущих положений дошкольной педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания и развития при построении воспитательно-образовательного процесса;

комплексного подхода к отбору программного содержания и методики проведения занятий по физической культуре, а также приемов руководства организованной и самостоятельной двигательной деятельностью;

максимальной вариативности использования предложенного содержания (на физкультурных занятиях, динамических часах, в секционной, индивидуальной работе, самостоятельной двигательной деятельности).

Программа обучения настольному теннису детей старшего дошкольного возраста «Невская ракетка» (автор — А.А. Морозова, 2006 г.)

Программа подготовлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и реализуется в течение одного года обучения.

Цель программы: сформировать у детей интерес к занятиям физическими упражнениями посредством настольного тенниса.

Содержание программы направлено на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задачи направленные на воспитание положительных черт (организованность, самостоятельность, активность, дисциплинированность), нравственных (честность, справедливость, взаимопомощь, бережное отношение к физкультурному инвентарю и ответственное выполнение поручений) и волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, настойчивость в преодолении трудностей, выдержка).

Проанализировав программы, можно заключить, что все они уделяют значительное внимание физическому воспитанию, становлению у детей целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; приобщению воспитанников к ценностям здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Литература:

1. Бережнова О.В., Бойко В.В. Парциальная программа физического развития детей 3–7 лет «Малыши-крепыши». — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017 — 136 с. Издание переработанное и дополненное;

2. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. «Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет». Б.: Изд-во Белый город. 2013 — 224с.;

3. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб. : Детство-Пресс, 2003 (ООО Тип. Правда 1906). - 59 с;

4. Ефименко Н. Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999 — 256 с., ил.

5. «Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования». — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.;

6. Картушина, Марина Юрьевна. «Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников» /М. Ю. Картушина. - Москва: Творческий Центр Сфера, 2007. - 207, [8] с. : ил., ноты, табл.;

7. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2019.- 352 с.;

8. Морозова А. А. «Невская ракетка. Программа обучения настольному теннису детей старшего дошкольного возраста» СПб.: Детство - Пресс», 2006 – 64с.;

9. «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» Парциальная программа дошкольного образования /Под редакцией Винер - Усмановой И.А., Горбулиной Н.М., Цыганковой О.Д  Москва 2014г;

10. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336;

11. Программа «Здоровье» /Алямовская В.Г. 1993 г.;

12. Программа «Физкультура от 3 до 17 лет» Автор В.П. Щербаков, «Центр инновации в педагогике», М.; 1996;

13. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений "Здоровье с детства"/авт.: Казаковцева Т.С., к.п.н., доц. - Киров 1997- 78с.;

14. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с.;

15. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно- методическое пособие. — \Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 - 296 с: ил.

16.«Са – фи – дансе» Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учеб.-метод. пособие для педагогов дошк. и шк. учреждений /Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. - СПб. : Детство-пресс, 2000. - 321, [22] с. : ил.;

17. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект / [С. Н. Гамова, Е. Н. Герасимова, В. А. Деркунская и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А. Г. Асмолов;рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н. В. Федина]. — М. : Просвещение, 2015 — 235 с.;

18. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3—7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 — Ч. 1: Программа «Старт». Методические рекомендации. — 320 с.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МАЛЫШЕВСКОГО ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 48 «ЧАЙКА» ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье раскрыт анализ условий МКДОУ Малышевского детского сада комбинированного вида №48 "Чайка" по выполнениюфедеральных государственных требований к условиям реализаии основной общеобразова...

Анализ программ дошкольного образования лиц с ОВЗ.

Анализ программы для детских садов 1-2 вида (слабослышаших) Анализ программ для 3-4 вида, (слабовидящих)  Анализ программы для 6 вида (Нарушение ОДА) Программы специальных(коррекци...

Анализ программы дошкольного образования "Успех"

Программа направлена на решение задач: формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и ...

Анализ образовательных программ дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (навигатор образовательных программ дошкольного образования ФИРО)

В целях детального ознакомления  с существующими  альтернативными образовательными Программами для детей с ТНР, а также с целью определения перспектив развития системы коррекционно-развивающ...

Анализ исследования уровня физической подготовленности воспитанников дошкольного возраста д/с № 149 «Ёлочка» в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (итоговый отчет на педсовете)

Для определения индивидуальных способностей детей, оценки уровня физического развития, с целью оптимизации нагрузок при формировании двигательных навыков, в саду проводится мониторинг физического разв...

Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России» с точки зрения преемственности

В данной статье рассмотрен сравнительный анализ программы дошкольного образования "От рождения до школы" и программы начального образования "Школа России" с точки зрения преемствен...