Артикуляционная гимнастика
картотека

Гатилова Мария Валерьевна

Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_-_kartoteka.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения в произношении

Звука [У]

  1. разучить звукоподражания: му-му (корова), ду-ду (дудочка), уа-уа (малыш плачет), ку-ка-ре-ку (петушок поет).
  2. Поиграть с ребенком в игру «Поезд» со словами:

Едет, едет паровоз – ТУ-ТУУУ.

Он вагончики повез – ТУ-ТУУУ.

  1. Поиграть с ребенком в «Эхо». Произносить АУ-АУ сначала громко, а потом тихо.

Упражнения в произношении

Звука [М]

  1. Длительно тянуть звук [М] ( губы согнуты, воздушная струя выходит через нос. Сидеть спокойно, голову держать прямо.
  2. Разучить звукоподражание: му-му  (корова), мяу-мяу (кошка), ме-ме (коза).
  3. Разучить стихотворение:

Мычит корова на лугу:

«Му-му, молока кому?»

  1. Разучить скороговорку:

Мыла Мила руки мылом.

Где мед, там и мухи.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Упражнения в произношении

Звука [Н]

  1. Длительно тянуть звук [Н] (губы чуть разомкнуты, воздушная струя выходит через нос).
  2. Игра «Лошадка». Скачем на лошадке: «Но-но!». Кормим лошадку (протянуть вперед руки ладонями вверх): «На! На!»
  3. «Пальчики здороваются» Поглаживая пальчики, произносим слоги на, но, ну, ны. Выполнять сначала правой рукой, потом левой.
  4. Выучить стихотворение:

У меня есть конь.

Этот конь – огонь.

Но, но, но, но.

  1. Ан-Ан-ан, папа чистит кран.

Нес, не нес, а до нас донес.

Няня нянчит Надю с Ниной.

Упражнения в произношении

Звука [Ф]

  1. Длительно на одном выдохе тянуть звук [Ф] (верхняя губа приподнята, нижняя губа приближена к верхним зубам) – так фыркает еж.
  2. Изобразить вместе с ребенком вьюгу – качать руками из стороны в сторону над головой, приговаривая:

Фиу-фиу, фиу-фиу,

Машет вьюга белой гривой.

  1. Повторить стихотворение:

Федя фокус показал

Федя фокусником стал.

4. Повторить скороговорку:

Федя Фенечку позвал,

Федя Фене финик дал.

5.Чистоговорки:

Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф!

У Фани фуфайка, у Феди туфли!

Упражнения в произношении

Звука [В]

  1. Спеть песенку ветра: длительно на одном выдохе тянуть звук [В]. Изобразить вместе с ребенком легкий ветерок: тихо произносить звук [В]. Затем изобразить сильный ветер: громко произносить звук [В].
  2. Выполнить упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги во, ва, ву, вы.
  3. Разучить стихотворение

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

  1. Повторить скороговорку:

Витя Вову угощал

Витя Вове вафли дал.

  1. Ва-ва-ва, на суку сидит сова.

Три вороны на воротах.

Упражнения в произношении

Звука [П]

  1. Спеть песенку мышки: Пи-пи-пи…
  2. Поиграть в игру «Кошки-мышки». Ребенок – мышка, произнося слова пи-пи-пи, взрослый догоняет.
  3. Выучить стихотворение:

Пирожок, пирожок

Испекли мы сами.

Пирожок, пирожок

Мы подарим маме.

  1. Повторить скороговорку:

Петя Полю угощал,

Петя Поле пряник дал.

  1. Уп-уп-уп, мама варит суп.

Петя пилил пилой пень.

Наш Полкан попал в капкан.

Упражнения в произношении

Звука [Б]

  1. Кратко и звонко несколько раз подряд произносить звук (б-б-б).
  2. Разучить артикуляционное упражнение «Поиграем на губах». Перебирая пальцами по губам, длительно произносить звук [Б].
  3. разучить звукоподражание: би-би (машина), бом-бом (барабан), бе-бе (баран)…
  4. Разучить стихотворение:

Баю-бай, Баю-бай.

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

  1. Разучи скороговорку:

Отлежал бычок бочок.

Не лежи, вставай, бычок.

Упражнения в произношении

Звука [Т]

  1. Несколько раз произнести звук [Т] (т-т-т).
  2. Ращучить звукоподражание: тук-тук (молоток), тик-тик (часы).
  3. Игра «Угадай, что это». Взрослый произносит одно из звукоподражаний, а ребенок отгадывает, что это: молоток или часы и т.д.
  4. Выполнить упражнение «Пальчики здороваются, произнося слога та, ту, ты, то.
  5. Чистоговорки:

Та-та-та – хвост пушистый у кота.

Ту-ту-ту – молочка налью коту.

  1. Разучить стихотворение:

Там котик усатый по саду бродит

А козлик рогатый за котиком ходит.

Упражнения в произношении

Звука [Д]

  1. ребенок, имитируя забивание гвоздя в стену молотком, бьет кулаком о кулак, произнося звук [Д].
  2. Разучить звукоподражание: ду-ду (дудочка), ту-ту (поезд).
  3. проговаривать чистоговорки:

Да-да-да – холодная вода.

Де-де-де – не сиди в воде.

Ды-ды-ды – выйди из воды.

Ду-ду-ду – я домой иду.

  1. «Подскажи словечко»

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил…(дом)

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал…(домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил…(домишко).

Самый мудрый гном-гномище

Выстроил большой…(домище).

Упражнения в произношении

Звука [К]

  1. «Угадай, кто это». Взрослый произносит звукоподражание «ко-ко», или «ку-ку», а ребенок отгадывает.
  2. Произнеси пары слогов:

КА – КЯ               КЫ – КИ

КО – КЕ               КЭ - КЕ

  1. Разучить стихотворение:

У леса на опушке,

Высоко на суку

С утра поет кукушка:

«Ку-ку, ку-ку, ку-ку»

  1.  Разучить скороговорки:

У киски в миске сливки скисли.

Коси коса, пока роса.

Упражнения в произношении

Звука [Г]

  1. разучить звукоподражание: га-га (гусь), гу-гу (голубь), гоп-гоп (лошадка), топ-топ (малыш).
  2. Проговорить чистоговорки:

Га-га-га – зеленые луга.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Ги-ги-ги – от гусей беги.

  1. Сказать ребенку фразы:

Мы пришли сегодня в гости,

Принесли собаке кости.

Затем попросить ребенка внимательно слушать и исправить ошибки:

Мы пришли сегодня в кости,

Принесли собаке гости.

  1. Разучить скороговорки:

Гена Галю угощай,

Гена Гале грушу дай.

Упражнения в произношении

Звука [Х]

  1. Длительно тянуть звук [Х]. При этом теплую струю воздуха выдыхаем на ладони («Согреем ладони»).
  2. Произносить с разной интонацией и мимикой:

Ах! Как красиво!

Ох! Зубы болят!

Ух! Тяжело!

  1. Проговаривать чистоговорки:

Ха-ха-ха – вкусная уха.

Хи-хи-хи – дайте нам ухи.

Ху-ху-ху – любим мы уху.

Ха-ха-ха – вкусная уха.

  1. Разучить скороговорки:

Хохлатые хохлатушки

Хохотом хохотали.

Упражнения в произношении

Звука [С]

  1. Длительно тянуть звук [С]. сказать ребенку, что «с-с-с» - песенка водички, когда она бежит тонкой струйкой из крана.
  2. Игра «Насос». «Мы поедем кататься на велосипедах. Но сначала надо накачать шины. Возьмем насос, и будем качать: «с-с-с».
  3. Проговаривать чистоговорки:

Са-са-са – вот идет лиса.

Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы.

Су-су-су – видел я в лесу лису.

  1. Разучить стихотворение:

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

  1. Повторить скороговорки:

У Сани сани едут сами.

У Сани сом с усами.

Саня в лесу поймал лису.

Упражнения в произношении

Звука [З]

  1. Длительно на одном выдохе тянуть звук [З]. Сказать ребенку, что «з-з-з» - песенка комара. Можно поиграть «Чей комар дольше звенит?»
  2. Выполнить упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги за, зо, зу, зы.
  3. Проговаривать чистоговорки:

За-за-за – вот идет коза.

Зу-зу-зу – накормлю козу.

Зы-зы-зы  - несу сена для козы.

Зе-зе-зе - сена дам козе.

  1. разучить стихотворение:

Зеленая береза стоит в лесу.

Зоя под березой поймала стрекозу.

  1. Повторить скороговорку:

Зина Зое позвонила,

В гости Зою пригласила.

Упражнения в произношении

Звука [Ц]

  1. Кратко и громко несколько раз произнести звук [Ц] (ц-ц-ц). Сказать ребенку, что ц-ц-ц – песенка синицы спойте эту песенку.
  2. разучить звукоподражания: Цик-цик (белочка), цок-цок (лошадка), цып-цып (бабушка цыплят созывает), цап-цап (кошка мышку ловит).
  3. Разучить стихотворение:

Курица – красавица у меня жила.

Ах, какая умница курица была.

  1. Игра «Подскажи словечко»

Ца-ца-ца – белая овца.

Са-са-са – рыжая лиса.

Цу-цу-цу – видели…(овцу).

Су-су-су – видели…(лису).

Цы-цы-цы – у нас нет…(овцы).

Сы-сы-сы – у нас нет…(лисы).

Упражнения в произношении

Звука [Ш]

  1. Игра «Лес шумит»: встать, подняв руки вверх, покачать ими из стороны в сторону – и произносить звук ш-ш-ш.
  2. Проговаривать чистоговорки:

Шу-шу-шу – я флажком машу.

Ша-ша-ша – вот флажок для малыша.

Ши-ши-ши ты флажком маши, маши.

Шо-шо-шо – получилось хорошо.

  1. Повторить скороговорки:

Тише, тише кот на крыше.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  1. Игра «Добавь словечко.

Я иду и ты …(идешь).

Я пою и ты…(поешь).

Я беру и ты…(берешь).

Я несу и ты…(несешь).

Упражнения в произношении

Звука [Ж]

  1. Сказать ребенку, что «ж-ж-ж» - песенка жука. Поиграть в игру «Чей жук дольше жужжит?»
  2. Сказать ребенку фразы: «Кошка любит сметану лизать. Кошка любит на печке лежать». Затем попросить ребенка слушать внимательно и исправить ошибки: «Кошка любит сметану лежать. Кошка любит на печке лизать».
  3. Игра «Назови ласково»

Снег – снежок

Флаг -…(флажок)

Пирог - …(пирожок)

Сапог - …(сапожок)

Друг - …(дружок)

Шаг -…(шажок).

Упражнения в произношении

Звука [Ч]

  1. Кратко и громко несколько раз произнести звук [Ч] (ч-ч-ч). Сказать ребенку, что «Ч» - песенка поезда. Спеть эту песенку: «ч-ч-ч, чу-чу-чу, чух-чух-чух – мчится поезд во весь дух».
  2. Выполнить упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ча, чо, чу, чи.
  3. Проговорить чистоговорки:

Ча-ча-ча – печка очень горяча.

Чу-чу-чу – калачи испечь хочу.

Чо-чо-чо – ничего, что горячо.

Чи-чи-чи – очень вкусны калачи.

С пылу с жару из печи.

Ач-ач-ач – всем ребятам дам калач.

  1. Повторить скороговорку:

Горячи кирпичи – соскачи с печи.

Испеки в печи из муки калачи.

Упражнения в произношении

Звука [Щ]

  1. Попросить спеть песенку «щ-щ-щ» - так шипит картошка на сковороде.
  2. Выполнить упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ща, що, щу, щи.
  3. Произношение чистоговорок:

Щи-щи-щи – ты меня ищи, ищи.

Щу-щу-щу – я в шкафу тебя ищу.

Ще-ще-ще – я запутался в плаще.

Щи-щи-щи – теперь ты меня ищи.

  1. Игра «У кого больше?»

У тебя дом, а у меня домище.

У тебя кот, а у меня…(котище).

У тебя мяч, а у меня…(мячище).

У тебя слон, а у меня …(слонище).

Упражнения в произношении

Звука [Л]

  1. Длительно на одном выдохе тянуть звук [Л]. Сказать, что «л-л-л» - песенка самолета, когда он летит высоко за облаками.
  2. Играем в игру «Какой колокольчик звенит?» «Л» - большой самолет, а «ЛЬ» - маленький самолет. Взрослый произносит, а ребенок угадывает.
  3. Игра «Добавь словечко»:

Елка, елка, елочка –

Колкая…(иголочка).

Мы не ели, мы не пили

Бабу снежную…(лепили).

Возле этой елки

Бродят злые …(волки).

  1. Юля маленькой была

И вертелась, как юла

Упражнения в произношении

Звука [Р]

  1. Поиграть в игру «Чья ватка упадет?». Положить кусочек ваты на ладонь и, произнося песенку «р-р-р», ватка подпрыгнет или слетит с ладони.
  2. Выполнить упражение «Пальчики здороваются», произнося слога ра, ро, ру, ры.
  3. Проговорить чистоговорки:

Ор-ор-ор – в гости Мурку звал Трезор.

Ар-ар-ар – на стол ставил самовар.

Ур-ур-ур – говорила кошка «Мур!»

Ир-ир-ир – ах, спасибо вам за пир.

Ра-ра-ра – в гости нам идти пора.

Ро-ро-ро – надо ехать на метро.

Ру-ру-ру – всем подарим по шару.

Ра-ра-ра – будет рада детвора.

  1. Скороговорки:

На горе Арарат крупный виноград.

На дворе трава, на траве – дрова.

Упражнения в произношении

Звука [Р]

  1. «Найди ошибку»

Здесь хорошее местечко – протекает рядом речка.

Роет землю старый крот – разоряет огород.

Затем детям предлагают исправить ошибку:

Здесь хорошее местечко – протекает рядом печка.

Роет землю старый кот – разоряет огород.

  1. Разучить стихотворение:

Рано-рано поутру

Расцвела ромашка.

Распахнула на ветру

Белую рубашку.

  1. Произнести пары и цепочки слогов:

Ра – ря, ро – рё, ру- рю, ры – ри, рэ – ре.

Упражнения в произношении

Звука [А]

  1. Длительно тянуть звук [А], покачивая на руках куклу (рот должен быть широко открыт).
  2. Выполнить упражнение «Пальчики здороваются», произнося звук а-а-а при каждом прикосновении.
  3. Разучить звукоподражание: аф-аф (собака), ква-ква (лягушка).
  4. Поиграть в «Ладушки», проговаривая потешку и одновременно выполняя движения руками:

Ой, ладушки, ладушки

Испекли оладушки

На окно поставили,

Остывать заставили.

Упражнения в произношении

Звука [О]

  1. Длительно тянуть звук [О] (губы округлены и чуть выдвинуты вперед).
  2. Поиграть с ребенком в игру «У куклы Оли заболели зубы»: приложив ладони к щекам и покачивая головой из стороны в сторону, жалобно петь «о-о-о».
  3. Выполнить упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука [О]
  4. Произнести стихотворение:

Бом – бом, бом – бом,

Загорелся Кошкин дом.

Бежит курица с ведром,

Заливает Кошкин дом.

Артикуляционная

гимнастика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...