Проект «Дневник здоровья как средство формирования физической культуры детей дошкольного возраста».
проект

Моисеева Наталия Александровна

Одним из средств мотивации может стать «Дневник здоровья» - личный дневник ребенка, который ориентирован на достижение осознанного понимания и отношения детей к своему здоровью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Проект «Дневник здоровья как средство формирования физической культуры детей дошкольного возраста».

Инструктор по физкультуре: Моисеева Н.А.

Воспитатель: Калинина Е.К.

Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации и потребности детей и их родителей к занятиям физической культурой.

Одним из средств мотивации может стать «Дневник здоровья» - личный дневник ребенка, который ориентирован на достижение осознанного понимания и отношения детей к своему здоровью.

Проблема исследования: каким должен быть «Дневник здоровья» для формирования физической культуры детей дошкольного возраста?

Объект исследования: процесс развития физической культуры детей дошкольного возраста

Предмет исследования (тема проекта): дневник здоровья как средство развития физической культуры детей дошкольного возраста.

Цель проекта: разработать «Дневник здоровья» для формирования физической культуры детей дошкольного возраста.

Задача проекта:

  1. изучить литературу и интернет источники по заполнению Дневников здоровья.
  2. разработать макет Дневника здоровья
  3. выявить эффективность «Дневника здоровья» для совершенствования познавательной и эмоционально-ценностной области физической культуры детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: «Дневник здоровья» эффективно влияет на формирование физической культуры детей дошкольного возраста в познавательной и эмоционально-ценностной области.

Сроки реализации: долгосрочный.

Участники реализации проекта: инструктор по физкультуре,  воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

• Изучение литературы и возможных вариантов Дневников здоровья.

• Анкетирование родителей на тему: система знаний о физической культуре и здоровом образе жизни.

• Поиск макета Дневника здоровья и адаптация его под свои цели и задачи.

Задачи 1 этапа:

• Изучить литературу и интернет ресурсы по теме Дневник здоровья.

• Провести анкетирование родителей.

• Создать макет Дневники здоровья адаптированный под наши цели и задачи.

II. Практический этап -  заполнение Дневников здоровья (совместно воспитатель и дети, родитель и дети).

Задачи 2 этапа:

• Довести до участников проекта важность данной проблемы, замотивировать участников проекта.

• Нацелить воспитателей на работу с родителями и детьми по заполнению Дневника здоровья.

• Активизировать взаимодействие с воспитателями, привлечь их к работе с родителями. А также активизировать взаимодействие родителей с детьми.

• Содействовать развитию совместного творчества взрослых и детей по заполнению Дневников здоровья.

III. Заключительный этап - презентация на тему: «Эффективность Дневника здоровья для совершенствования познавательной и эмоционально-ценностной области физической культуры детей дошкольного возраста».  Задачи 3 этапа:

• Организовать выставки для родителей и детей готовых Дневников здоровья.

• Побеседовать с детьми на тему «Как мы с мамой (папой) заполняли Дневник здоровья», и что полезного мы из него узнали.

• Презентация проекта.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Продолжить работу по  формированию познавательную и эмоционально-ценностную область физической культуры детей дошкольного возраста при помощи заполнения Дневника здоровья.

Организованное анкетирование позволило получить ответы на следующие вопросы: что знают родители о ЗОЖ, на что нужно обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка, как укреплять здоровье детей и т.д.

В результате анкетирование было выяснено, что у большинства детей, когда они находятся дома, нет постоянного режима дня, они не выполняют утреннюю гимнастику и закаливающие процедуры. Родителям были даны консультации по данным вопросам.

     Структура дневника включает в себя разделы:

     1. Психологическое здоровье.

     В нем дошкольник заполняет следующие страницы:

«Это – я», где вклеивает свою фотографию или рисует портрет.

«Это моя семья» - также используется  фотография или рисунок. Малыш составляет рассказ о своей семье, а родители записывают его.

«Я расту» - каждый год фиксируется рост и вес дошкольника, родители помогают обвести ребенку ладошку (дети любят смотреть на свои ладони и сравнивать их).

     2. Физическое здоровье.

«Мои ножки» - родители дома выполняют отпечаток ноги ребенка с помощью любой смываемой краски. Это помогает увидеть, есть у ребенка плоскостопие или нет.

«Моя секция» - можно нарисовать или с помощью техники коллаж показать те секции, которые дошкольник посещает.

«Спортивный уголок дома» - ребенок  перечисляет, какое спортивное оборудование есть у него дома, а родители помогают записать перечисленное. Малыш самостоятельно рисует любимый спортивный инвентарь.

«Какие спортивные игры я люблю» - дошкольник вместе с родителями рисует свои любимые спортивные игры.

«Спорт и здоровье» - наклеиваются вырезки из журналов и газет о спорте.

     3. Укрепление здоровья.

« Буду закаляться» - задание адресовано родителям: необходимо рассказать о видах закаливания, проводимых дома и о том, как к ним относится ребенок. Малыш рисует то, что он выполняет сам.

« Мои друзья здоровья» - ребенок выбирает те предметы гигиены, которые помогают быть здоровыми.

«Опасные друзья» -  дошкольник выбирает те предметы, которые несут опасность здоровью.

«Полезные и вредные продукты» - папы и мамы помогают своему ребенку найти, наклеить или нарисовать полезные и вредные продукты.

     4. Здоровый образ жизни.

«Как стать здоровым» - дошкольник составляет рассказ «Как стать здоровым» и рисует то, что для этого нужно делать.

«Цветок здоровья» - ребенок обобщает все полученные знания о здоровом образе жизни.

На основе заполнения дневника воспитанники усваивают основы здорового образа жизни, знания о видах спорта и спортивном оборудовании. А значит, выполняется задача нашего проекта, формируется познавательная и эмоционально-ценностная область физической культуры детей дошкольного возраста.

   В течение всей проектной деятельности акцент делается на самостоятельную поисковую активность детей, а также совместную деятельность родителей, детей и педагогов. Дошкольник занимает позицию субъекта, проявляет самостоятельность и творчество, становится активным и решительным в своих действиях.

     Опыт показал, что данная форма работы оказывает положительное влияние на формирование личности дошкольника, улучшает взаимоотношения в семье, группе, повышает интерес детей и родителей к занятиям спортом. Улучшает взаимодействие между инструктором по физкультуре, воспитателем, детьми и родителями.

    У родителей появилось понимание того, что они являются примером для детей в формировании здорового образа жизни. В семьях стало все больше формироваться полезных привычек: соблюдение режима дня, формирование правильного досуга и т.д.

     Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, Дневник здоровья  эффективно влияет на совершенствования познавательной и эмоционально-ценностной области физической культуры детей дошкольного возраста.

Библиография

1. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. – М.: Олма-Пресс, 2000.

3. Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.

4. «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.  

5. Дневник «Здоровей-ка». Лутаенко Г.М., Шахтерск.

6. Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с.  

7. Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.  

8 М.А. Морозов «Здоровый человек и его окружение». Здоровьесберегающие технологии: Учебное  пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2016.

9.Тюмасева З.И., Орехова И.Л. «Основы валеологии. Учебно-методическое пособие», Челябинск, 2020.

10. Щербак А.П. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» Методические рекомендации, Ярославль, 2019

11. Щербак А.П. Технология становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования». Ярославль, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. ...

«Организация кружковой работы «Познавайки» в рамках дополнительного образования, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

       Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые н...

Проект «Дидактическая игра как средство развития физической культуры детей дошкольного возраста».

Одним из средств мотивации может стать Дидактическая игра - это  дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить ...

Проект «Строевая подготовка как средство развития физической культуры детей дошкольного возраста».

Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации и потребности детей и их родителей к занятиям физической культурой.Одним из средств мотивации может стать «Строевая подготовка...

Отчетность в рамках деятельности инновационной площадки "Формирование физической культуры детей дошкольного возраста".

Отчет за год работы инновационной площадки "Формирование физической культуры детей дошкольного возраста"....