Методическая разработка «Песочная игра» – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ»
методическая разработка

Астанова Мария Вячеславовна

 

Методическая разработка «Песочная игра» – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ представляет  собой картотеку игр, используемых в работе с детьми раннего возраста в период адаптации. Игры с песком доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Игры с песком  полезны для здоровья. Я обратила внимание на то, как малышам нравится трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает положительные эмоции, гася негативные. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Для этого мы рекомендуем использовать метод «песочной терапии». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка40.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов

«Информационно - методический центр» Колпинского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Песочная игра» – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ»

Астанова Мария  Вячеславовна

Воспитатель группы раннего возраста

ГБДОУ детский сад № 8

Санкт-Петербург 2020

Введение

Методическая разработка «Песочная игра» – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ представляет  собой картотеку игр, используемых в работе с детьми раннего возраста в период адаптации. Игры с песком доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Игры с песком  полезны для здоровья. Я обратила внимание на то, как малышам нравится трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает положительные эмоции, гася негативные. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Для этого мы рекомендуем использовать метод «песочной терапии».

 Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. И если ребёнок ещё плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком всё становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Актуальность 

 При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная  терапия. Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей.

К. Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».

Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.

Цель: Оказание помощи и поддержки детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • способствовать адаптации малышей к новым условиям, установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями;
  • способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;
  • способствовать развитию познавательной активности  детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;
  • обеспечивать (создать) комфортные условия пребывания в ДОУ, что сократит период адаптации к условиям ДОУ;
  • способствовать функциональному вовлечению родителей в общую работу по привыкания ребенка к условиям ДОУ.

Предварительная работа.

1. Подготовка кинетического песка, подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.

2. Составление картотеки игр с кинетическим песком.

3. Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки, песен для прослушивания детьми.

4. Подготовка места для игр с кинетическим песком.

5. Для организации игр с мокрым песком необходимо создать дополнительные условия: передники (на каждого ребенка); вода должна быть теплой; рядом с песочницей должна быть чистая вода и салфетки.

Этапы работы:

Правила игры в песочнице для малышей.

На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице  (чем младше дети, тем короче правила).

1. Береги песчинки -не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных

игр-занятий.

Занятия с детьми проводятся в  группе каждый день по 5-10 мин в течение месяца, количество детей в подгруппе 2-3 человека, особое внимание при этом уделяется вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка. На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Во время занятий необходимо внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

Вначале игры сначала показываются способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

Дети ведут себя по-разному: одни некоторое время просто рассматривают песок, другие начинают играть с игрушками. Одни не используют никаких объектов - они просто касаются поверхности  песка, перемещают формы и делают постройки в песке. Другие используют немного объектов, третьи расселяют много выбранных персонажей. Кто-то использует сухой песок, кто-то смачивает песок водой. Есть дети, строящие свою картину быстро, есть работающие медленно. Одни представляют мир очень сосредоточенно и спокойно. Другие наслаждаются игрой.

Этапы работы:

1. Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка

«Чувственные ладошки»

Упражнение «Здравствуй, песочек!»

Цель – снижение психофизического напряжения

Педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:

  • Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • Ребёнок легко /с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;
  • Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
  •  Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;

Песочек в ответ тоже хочет поздороваться- посыпать на ваши пальчики «песочный дождь».

Упражнение «Песочный дождик»

Цель – регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея: « В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»:

  • Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
  • Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец (называя его), а ребенок по возможности повторяет. Затем они меняются (ребёнок сыплет песок на пальцы взрослого и по возможности вместе проговаривают названия пальчиков)

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

  • «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
  • «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
  •  «Прыгают зайцы» - ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком, руками друг с другом – «жучки здороваются»;

2. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.

Упражнение «Отпечатки рук»

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?”

Игра «Норки-холмики»

Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

3. Этап познавательных игр на поверхности песка и с погружением рук в песок.

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки (Угадай, что спрятано в песке?», «Кто спрятался в песке?»)

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

1. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

2. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например: шишек, желудей, пуговиц, и пр.

Песочная фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я… Придумай свой узор, рисунок».

4. Этап разыгрывания игровых ситуаций.

 После того, как дети освоят достаточно широкий спектр простых манипуляций с мокрым и сухим песком, мы переходим к играм, которые основаны на простом сказочном сюжете. Это истории, объединенных одним сюжетом.  Снять эмоциональное напряжение у детей раннего возраста в период адаптации.

Задачи: 

  • снизить тревожность, перепады настроения;
  • создать положительного эмоциональный микроклимат.
  • развивать воображение и творчество; развивать тактильные ощущения.

Структура игрового сеанса:

  1. Тактильная разминка. (В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: пересыпают песок из ладошки в ладошку; зарывают поочередно ладошки в песок; растирают песочек между ладошками; возят ладошками по песку)
  2. Создание сказочной ситуации. (В ходе создания сказочной ситуации можно использовать фигурки для инсценировки).
  3. Практическое задание по сюжету. (Дети самостоятельно выполняют упражнения на песке).
  4. Поощрение детей за помощь песочным человечкам. (Похвалить детей за помощь человечкам, отметить, как важно приходить в детский сад, где детей ждут песочные человечки со своими песочными приключениями).

Работа с песком завершается, когда у ребенка стабилизируется эмоциональный фон, он легко расстается по утрам с близкими, играет в группе, положительно относится к режимным моментам.

Таким образом, песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста, и даёт положительный результат:

1. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

2. Развивается «тактильная чувствительность», как основа развития «ручного интеллекта».

3. Более  гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление, а также речь и моторика).

4. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует  развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

5. Создается комфортная обстановка для пребывания детей в группе во время прохождения периода адаптации, период адаптации проходит легче.

6. Устанавливаются доверительные отношения между ребенком, педагогом и родителями.

Приложение

Картотека игр с кинетическим песком:

«Норки для мышки»

Ребенок вместе с взрослым делает норку для мышки. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Ход: Ребенок «выпекаете из кинетического песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая кинетический песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

«Волшебные отпечатки на песке»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Ход: Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на кинетическом песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.

«Заборчики»

Целью данной игры является знакомство детей со свойствами песка и развитие координации движений.

Ход: Воспитатель просит сделать заборчик по кругу при помощи пластиковых формочек (За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). Внутри импровизированного дворика можно слепить из песка фигурки животных или катать машинку.

«Игра на пианино»

Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе.

Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.

«Отпечатки»

Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.

 «Хлеб»

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки!

Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками («месит»).

Затем произвольно лепит изделия.

«Собери грибы»

«Ты корзину в лес бери,

Там грибы мне собери.

Удивишься ты, мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!»

Рыжики, волнушки

Найди-ка на опушке!»

«Бусы для мамы»

«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?

Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

«Следы»

Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы).

«Загадка»

Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?

«Секретики»

Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку.

«Сапер»

Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.

«Готовим печенья и кексы»

Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению.

Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто. При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек. Используя формы для кексов испечь вкусняшки для папы с мамой. Отлично впишется в эту игру игрушечная плита, если она у вас есть.

«Тренируем навыки владения ножом»

Все родители очень хотят побыстрее научить ребенка орудовать этим опасным предметом, но при этом так же всем страшно доверить нож в неумелые ручки малыша. Кинетический песок станет отличным материалом для тренировки. Из песка вы можете сделать «хлеб»«масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож или менее опасный столовый нож и предложить нарезать хлеба или приготовить бутерброды. Продукты из кинетического песка отлично режутся даже тупыми ножами, а ребенок будет увлечен доверенной важной миссией.

«Кто выше»

У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, с другой стороны как только давление сверху достигает определенного предельного веса строение рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры. Можно выстраивать башню из кирпичиков, можно делать из самодельных кубиков или из шариков. Если играют двое — то побеждает тот, чья башня будет выше и дольше продержится. Если вы играете на одной стороне, то просто тренируйтесь, чтобы построить башню как можно выше, из как можно большего количества элементов.

«Угадай-ка»

На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке можно пойти дальше и играть в угадай-ку. Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать  что же за предмет оставил след на песке. Периодически меняйтесь с ребенком ролями.

«Лепим из кинетического песка»

Передать всю прелесть кинетического песка на словах или фотографиях очень сложно, ее нужно прочувствовать, попробовав песок руками! Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.

Вы можете лепить из него различные формы и изучать их с ребенком, используя в качестве формочек фигурки из сортера или предложить ребенку трафареты.

Литература:

1.Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.

2.Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2

3. Белая К.  Занятия с малышами в детском саду  - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2004

4. ГрабенкоТ. М. Игры с песком, или песочная терапия//Дошкольная педагогика,2004 г.-№5

5. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.

6. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. -СПб.: Детство-Пресс, 2002.

7. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Игра с песком практикум по песочной терапии. – СПб.:Речь,2016.-256с.

8. Огородник, С. И. Использование игр с кинетическим песком в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ / С. И. Огородник, К. В. Ширенина.// Вопросы дошкольной педагогики. -2018. -№ 1 (11). -С. 12-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дидактические игры, как метод ознакомления детей с родным городом"

Для изучения достопримечательностей Санкт- Петербурга разработано множество дидактических игр. Все они имеют несколько направлений1 "Я люблю свой город"2 " Я умею вести себя в городе&qu...

Методическая разработка: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»

Цель данной работы:раскрытие возможностей дидактических игр в формировании сенсорной культуры детей третьего года жизни....

Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"

¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...

Методическая разработка на тему"Новые подходы к адаптации детей раннего возраста"

Первые годы жизни – начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. В последнее время повышение возрастного порога посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет. Своевременно...

Методическая разработка. Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада

Методическая разработка.Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада...

Методическая разработка "Подвижные игры с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам"

Представленная разработка будет полезна для инструкторов по физической культуре, логопедов и воспитателей групп комбинированной направленности для детей с ОНР....

Методическая разработка «Песочная терапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

К. Д. Ушинский писал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка - это куча песка».Песочная игро-терапии &nda...