Нормативно - правовые основы формирования культуры здоровья детей дошкольного возрста
статья

Христофорова Ирина Львовна

В статье рассматриваются важность решения  задач ораны и укрепления физического и психического здоровья детей, представлены нормативные документы, анализ программ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hristoforova_i.l._madou_394.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Христофорова Ирина Львовна                                                                              

МАДОУ детский сад №394                                                                                      

Сормовского района, г. Нижнего Новгорода,                                                                   воспитатель                                                                                                                                                          603139, ул. Героев Космоса,47                                                                                                 irina-nn79@list.ru

89200709677                                  

Нормативно-правовые основы формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста

Право на здоровье является естественным правом ребенка, что подтверждается  Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ (в ред. от 27.12.2019) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  (ст. 10, ст. 12). 

Под здоровьем понимается правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать его в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первого уровня – дошкольного образования.

Поэтому задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) является важнейшей в сфере дошкольного образования и регламентируется важнейшим документом – Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Данная проблема всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. У многих из них прослеживается наличие «двигательного дефицита», связанного с ведением малоподвижного образа жизни. Действительно, современные дети практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора. Ухудшение здоровья населения страны и, особенно, детей становится национальной проблемой.

Подписанное президентом России В.В. Путиным Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны.

Необходимо помнить, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе, к своему здоровью и окружающим. Культурологическая сторона проблемы здоровья не нова. О необходимости формирования культуры здоровья и ее сущности писали Э.Н. Вайнер, В.Я. Данилевский, И.И. Мечников, и др.

Здоровье детей зависит не только от их индивидуальных физических особенностей, но также от условий жизни в семье и от экологической обстановке в стране. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. В связи с этим, семья и детский сад – это два главных социальных института, которые и предопределяют уровень здоровья детей.

Анализ содержания педагогической литературы позволяет выделить основные понятия рассматриваемой проблемы. Существенный вклад в ее рассмотрение внес выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский. Рассматривая понятие «здоровье», ученый отмечал: «Хорошее здоровье -  важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности. Под «культурой здоровья» детей раннего и дошкольного возраста В.А. Деркунская понимает совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Анализ работ В.А. Деркунской, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, С.А. Козловой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью), как ценности. В определении О.С. Васильевой, культура здоровья – это интегральное понятие, складывающееся из таких разнородных составляющих, как культура отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом.

Процесс формирования культуры здорового образа жизни дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдением гигиенических требований, подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Основы культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами. Таким образом, «культура здоровья дошкольника» предстает как составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью, выраженная в достаточном уровне физического, психического, и социального развития, основанная, на ведении здорового образа жизни.

Отношение в обществе и государстве к детскому здоровью и проблеме здоровье сбережения детей, является одним из главных показателей культурного, социального и экономического развития страны, что ярко прослеживается в нормативных документах в сфере образования. В частности, стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г. (29.05.2015 № 996-р) ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

В Федеральном Законе от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ (ред. от 2.03.2019) подчеркивается, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Извлечения из Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (ст. 7) свидетельствуют о приоритете охраны здоровья детей, признании государством охраны здоровья как одного из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. В Конституции РФ (1993г, с изменениями в 2014г) четко прописано право на здоровье и медицинскую помощь, фиксируются программы охраны и укрепления здоровья населения.

Задачи сохранения и укрепления детского здоровья проходят «красной нитью» через содержание основных образовательных программ дошкольного образования.

В программе Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости» одной из основных задач является приобщение воспитанника и его наставников к физической культуре, как фундаменту общечеловеческой культуры; охрана, защита и укрепление здоровья ребенка, содействие овладению им основами здорового образа жизни. Предусматривается обеспечение амплификации физического развития и саморазвития ребенка как неповторимой индивидуальности. Данная программа строится на основе взаимопроникновения гигиенического, физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания и общего психического развития в контексте планомерной согласованной деятельности семьи, образовательных, медицинских, хозяйственных и других служб организации в интересах охраны и укрепления здоровья каждого ребенка.

В реализации основной образовательной программы «Истоки» актуальными являются задачи становления ценностей здорового образа жизни: формирования интереса к физической культуре, к ежедневным занятиям и подвижным играм; к некоторым спортивным событиям в стране, приобщения к некоторым нормам здорового образа жизни, развития представлений о самом себе. Эти задачи раскрываются во всех образовательных областях.

        Таким образом, на основе изучения нормативно-правовых документов, понятийного аппарата рассматриваемой проблемы, а также опоры на содержание реализуемых образовательных программ, учитывая комплексное состояние здоровья современных дошкольников, актуально создание программы формирования культуры здоровья воспитанников в условиях детского сада и семьи.

Список литературы:

Антонов Т.И., Арнаутова Е.П. и др., науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давичук, К.В. Тарасова и др. /Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ М.: КАРАПУЗ, 2007. - 228с.

  1. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М.: Просвещение, 2010.-35с.
  2. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, автореферат, Екатеринбург, 2004. 22с
  3. Крылова Н.М Детский сад – Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н.М. Крылова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 352 с.
  4. Пономарева, Л.И.  Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста  в  условиях  модернизации  образования  /  Л.И.  Пономарева  //  Вестник  Шадринского педагогического института. – 2013. – № 3 (19). – С. 10-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...

Методические разработки по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста

Рекомендации по формированию культуры Здоровья ребенка дошкольного возраста...

Методические разработки по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста

Между занятиями нужно проводить связь и такого рода связями являются разработанные мною Мостики Здоровья. А в течение дня в режимных моментах  я провожу Минутки Здоровья....

Методические разработки по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста

Между занятиями нужно проводить связь и такого рода связями являются разработанные мною Мостики Здоровья. А в течение дня в режимных моментах  я провожу Минутки Здоровья....

«Нравственное воспитание как основа формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Реализация проекта по выбранной теме, позволит повысить воспитательно-образовательный уровень в вопросах культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов)....