Технологии формирования у детей раннего возраста ценностного отношения к здоровью
статья (младшая группа)

 В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро.

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии формирования у детей раннего возраста ценностного отношения к здоровью

 В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро.

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье

Основа здоровой среды пребывания малышей в группе - прежде всего это создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки. Здоровьесберегающщая среда, по мнению М.В. Меличевой содержит две подструктуры: пространство и деятельность. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ организовано с учетом:

- Обеспечения требуемых санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности детей (рациональность режима дня, соблюдение норм освещенности, воздушного режима, графика проветривания, правильного подбора мебели, составление расписания занятий с учетом психофизических и возрастных особенностей и др.)

- Пространство групповых помещений реализует потребность ребенка в движении и способствует двигательной активности.

Двигательная активность — необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека.

Структурными компонентами двигательного режима являются:

- Утренняя гимнастика, которая проводится в разнообразных формах (традиционной, с использованием ОРУ, игровых комплексов, сюжетной формы, ритмической гимнастики, оздоровительной ходьбы и бега с постепенным увеличением дистанции, с использованием дыхательной гимнастики и т. д.);

- Физкультурные занятия (игровые, учебно-тренировочные, станционные, сюжетные, музыкально-ритмические, тематические, с использованием различных видов спортивных игр);

Каждое физкультурное мероприятие несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки. Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует предусматривать ее объем и распределение в ходе занятия с учетом возраста детей, их здоровья и физической подготовленности.

- Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями двигательного развития планируется и проводится по итогам занятий, что помогает не только освоить двигательное действие и создать для ребенка ситуацию успеха, но и развивать интерес к двигательной деятельности и физической культуре в целом.

Для достижения оздоровительного эффекта на физкультурных занятиях используются специальные оздоровительные упражнения:

- Элементы дыхательной гимнастики

Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Поэтому выполнение дыхательных упражнений с детьми надо начинать как можно раньше.

- Игровой самомассаж, который проводится для разных частей тела.

Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

- Упражнения для формирования навыков правильной осанки.

В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К этому приводит сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, не способных удержать осанку в правильном положении. Поэтому большое внимание уделяется проведению укреплению мышц спины. Они проводятся из разных исходных положений, с разнообразным инвентарем и спортивным оборудованием.

 - Упражнения для профилактики плоскостопия.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Применение упражнений для профилактики плоскостопия позволяет с одной стороны оказывать необходимое биологическое воздействие на организм и изменять его физическое состояние, с другой стороны передавать опыт одного из видов двигательной деятельности.

- Упражнения на расслабление.

Важно научить детей чередовать физическую нагрузку с отдыхом с расслаблением, для этого в заключительной части занятий проводится данные упражнения.

В процессе физического воспитания решаются и валеологические задачи.

На занятиях уточняются и закрепляются элементарные знания о пользе физических упражнений, роли двигательной активности, влияние физических упражнений на организм человека, на самочувствие, о полезных и вредных привычках, предупреждении некоторых заболеваний, травматизма.

Особое внимание уделяется осознанному выполнению двигательных действий детьми.

- Активный отдых (физкультурные праздники и развлечения, Дни здоровья)

Физкультминутки- проводятся во время занятий (2-3 минуты), по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики и др.

Одной из современных форм совместной работы с родителями по укреплению психофизического здоровья детей и формированию у них системы физкультурных ценностей является домашнее задание. Оно носит рекомендательный характер и состоит из усвоенных детьми физических упражнений.

Задания «на каждый день» выполняют все дети группы (упражнения для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки). Задания на «определенный срок» носит дифференцированный характер и предлагаются детям с учетом уровня двигательного развития и физической подготовленности.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, у детей формируются положительные мотивации, укрепляется здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема опыта "Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру через изобразительную деятельность детей"

Для своей работы я выбрала тему: «Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему через изобразительную деятельность детей» Основная цель-формирование творческой...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у детей раннего возраста положительного отношения и интереса к процессу конструирования»

Данная методическая разработка выполнена к разделу «Истоки конструктивной деятельности и развитие ребенка в её условиях» программы «Кроха».Программа «Кроха» разработана специалистами дошкольного образ...

Cтатья "Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе"

Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе...

«Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду»

Перспективный план по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду в старшей группе...

Мастер - класс «Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду через различные виды деятельности»

Данный материал  раскрывает аспект работы педагога по формированию у старших дошкольников  ценностного отношения к труду. Здесь также представлен алгоритм использования игровых практик и ...

Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду

Итоговая Работа по курсу Чеховских О.Г.Тема: "Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду " (старшая группа)...

Технологии формирования у детей раннего возраста ценностного отношения к здоровью

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровь...