Конспект открытого занятия по ОЗОЖ в старшей группе «Наши помощники — органы чувств»
план-конспект занятия (старшая группа)

Закрепить знания детей об органах чувств, уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, вкус, осязание в познании мира. Закреплять умение различать и передавать различные эмоциональные состояния. Познакомить детей с участками языка определяющими тот или иной вкус пищи. Развивать мышление, память. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, следить за осанкой детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_zanyatie.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ОЗОЖ в старшей группе «Наши помощники — органы чувств»

ТЕМА: «Наши помощники- органы чувств».

Воспитатель: Самородова О.Н.

ЗАДАЧИ: Закрепить знания детей об органах чувств, уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, вкус, осязание в познании мира. Закреплять умение различать и передавать различные эмоциональные состояния. Познакомить детей с участками языка определяющими тот или иной вкус пищи. Развивать мышление, память. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, следить за осанкой детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание иллюстраций «чувств» в утренние и вечерние часы; беседы о том, как помогают человеку язык и руки; дидактические игры «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ», «ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ»; использование литературы: «Азбука здоровья» автор К. Люцис, «Человек» автор Е. Л Ерохина.

ОБОРУДОВАНИЕ: у детей - конверты с изображениями четырёх эмоций человека; таблица и карточки с изображением пяти органов чувств человека.

У воспитателя – баночки с нарезанным луком и лимоном; указка; кубик с изображением эмоций человека; схема восприятия вкуса различными участками языка; коробка с мягкими и твёрдыми предметами; поднос со сладостями; картинки всех органов чувств.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Ребята, в уже не маленькие, и знаете, чтобы научиться читать и писать - надо очень хорошо знать азбуку родного языка, но, чтобы быть здоровым, надо знать и другую азбуку – Азбуку здоровья. Много веков назад люди поняли, насколько важно заботиться о своём здоровье, ведь не зря гласит народная мудрость – «ЗДОРОВЬЕ - ВСЕМУ ГОЛОВА».

РЕБЁНОК:

«Хорошо зимой и летом

Тем, кто бережёт здоровье!

Им болезни не страшны,

Им лекарства не нужны!

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие – в Институт здоровья, и узнать, какие органы чувств человека в нём изучают. Но прежде чем отправиться в путешествие, ответьте на мой вопрос: «Какие органы чувств вы уже знаете? »

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: орган зрения – глаза, орган слуха – уши, орган обоняния – нос, орган осязания – руки, орган вкуса – язык.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А как вы думаете, для чего человеку нужны все эти органы чувств?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Воспитатель: Да, молодцы! С помощью органов чувств человек познаёт окружающий мир, и поэтому мы называем их – нашими помощниками.

- Итак, давайте отправимся в путешествие. Представьте, что мы с вами попали в Институт здоровья и здесь множество различных лабораторий.

- А кто из вас знает, что же такое лаборатория?

- Правильно! Итак, для того, чтобы узнать, что изучают в первой лаборатории, вы должны отгадать загадку :

НА НОЧЬ ДВА ОКОНЦА САМИ ЗАКРЫВАЮТСЯ,

А С ВОСХОДОМ СОЛНЦА САМИ ОТКРЫВАЮТСЯ.

«ГЛАЗА»

Воспитатель: Да ребята, это глаза (показываю иллюстрацию с изображением глаз, наш важный орган зрения.

- А как вы думаете, для чего людям нужно зрение?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: с помощью глаз мы видим окружающий мир, различаем предметы по форме, по цвету, читаем, смотрим телевизор и т. д) .

Воспитатель: Да ребята. Глазами мы видим окружающий нас мир. А как вы думаете, нужно ли беречь свои глаза?

«ДА»

Воспитатель: А как?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: нельзя долго и близко смотреть телевизор, играть в компьютер, близко читать книгу.

Воспитатель: Правильно! Беречь глаза надо обязательно. Ведь они трудятся целый день : мы читаем, пишем, рисуем, смотрим телевизор, и наши глазки устаю

- Ребята, а ещё для того, чтобы наши глаза хорошо видели и не болели, надо делать специальную гимнастику.

НАПОМИНАЮ ОБ СОБЛЮДЕНИИ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.

ПРОВОДИТСЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ:

1) Закрыть глаза (3-5 сек) – открыть глаза (повторить 3 – 4 раза) ;

2) Поморгать глазами (10 – 15 сек) ;

3) Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий положить их на предварительно закрытые глаза на 30 – 40 секунд.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы уже знаете, что цвет глаз у всех людей разный (ПОКАЗ КАРТИНКИ). А знаете ли вы, что глаза могут ещё и выражать наше настроение? Они могут быть (показ картинок) грустными, весёлыми, испуганными и злыми.

- Покажите мне ваши грустные глазки, злые, весёлые.

- Молодцы! А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат конверты с цифрой 1. Возьмите его и достаньте от туда карточки с изображением эмоций человека. Я вам буду называть какую – либо ситуацию, а вы должны поднять ту карточку, изображение которой подходит к данной ситуации.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас давайте отправимся во вторую лабораторию. Отгадайте загадку:

ДВА БРАТА НА ОДНОЙ ГОЛОВЕ ЖИВУТ,

А ДРУГ ДРУГА НЕ ВИДЯТ.

«УШИ»

Воспитатель: Да, в этой лаборатории изучают орган слуха – уши (показываю картинку) .

Ребята, а как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: уши надо чистить специальными ватными палочками, нельзя ковырять в ушах острыми предметами, нельзя заталкивать в уши мелкие предметы) .

Воспитатель: Да, молодцы! А сейчас давайте с вами проверим, как слышат ваши ушки и поиграем в игру «Угадай по голосу».

ПРОВОДИТСЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ ПО ГОЛОСУ».

Все встают в круг, водящий ребёнок – в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Саша (Лёша, Маша и т. д)

Ты стоишь в кругу

Мы зовём тебя «Ау! »

Глазки …. закрывай,

Кто позвал тебя узнай.

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо работает ваш орган слуха. А сейчас пройдите на свои места и тихонько сядьте.

Напоминаю про осанку.

Воспитатель: Итак, отправляемся в следующую лабораторию. Слушайте загадку:

МЕЖДУ ДВУХ СВЕТИЛ

В СЕРЕДИНЕ Я ОДИН.

«НОС»

Воспитатель: Верно. В этой лаборатории изучают орган осязания – нос. Давайте проверим, как работает ваш носик.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАСОС»:

1) Вдохнуть глубоко через нос;

2) Медленно выдохнуть (повторить 3 – 4 раза) .

Воспитатель: Хорошо дышит ваш носик. Ребята, здесь у меня в баночках что – то спрятано. Сумеете ли вы с закрытыми глазами узнать, что там находится?

ПРОВОДИТСЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ».

Описание игры: детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что лежит в баночках (лук, лимон).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Итак, для чего же человеку нужен нос?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Воспитатель: Правильно, ребята! Нос улавливает все невидимые запахи, которые витают в воздухе когда мы дарим мамам цветы, они радуют их не только своей красотой, но и прекрасным ароматом. А если вдруг вы простудились и подхватили насморк, вам становится трудно дышать, и ваш нос совсем не чувствует никаких запахов. Поэтому берегите себя и старайтесь не болеть.

- Ребята, а как ещё можно определить, что за продукт, не видя его?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: «на вкус ».

Воспитатель: А о каком органе чувств говорится в этой загадке?

ВСЕГДА ВО РТУ,

А НЕ ПРОГЛОТИШЬ. «ЯЗЫК».

Воспитатель: Да, в этой лаборатории изучают именно этот орган чувств – язык (показ иллюстрации).

- Ребята, а знаете ли вы, что поверхность языка имеет определённые участки, которые воспринимают определённый вкус. Посмотрите (показываю на плакат, середина языка узнаёт всё горькое, боковые передние края – солёный вкус, боковые задние – кислый, кончик языка отвечает за сладкое.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «УГАДАЙ НА ВКУС».

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

НАПОМИНАЮ ОБ СОБЛЮДЕНИИ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.

Воспитатель: А сейчас, чтобы узнать, что изучают в последней лаборатории, отгадайте загадку:

«ПЯТЬ БРАТЬЕВ ГОДАМИ РАВНЫЕ,

А РОСТОМ РАЗНЫЕ.»

«ПАЛЬЧИКИ»

Воспитатель: Да, мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев рук, и здесь изучают орган осязания – руки.

- Ребята, а как нам ещё помогают руки?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: с помощью рук мы определяем тёплый предмет или холодный, гладкий или шершавый, руки помогают нам рисовать, писать, лепить из пластилина.

Воспитатель: Верно. А чтобы наши пальчики хорошо работали, с ними тоже нужно заниматься.

ПРОВОДИТСЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо работают ваши пальчики. А сейчас давайте поиграем в игру «Твёрдый – мягкий».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: принимают участие два ребёнка. Из коробки с перемешанными мягкими и твёрдыми предметами нужно отобрать мягкие и твёрдые предметы по отдельности.

Воспитатель: Молодцы, всё сделали правильно!

Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наше путешествие в Институт здоровья. Давайте вспомним, какие органы чувств человека изучают в его лабораториях.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А сейчас возьмите конверты с цифрой два, в нём лежат картинки с изображением органов чувств человека. На краю стола лежит таблица с цифрами, положите её перед собой. Итак, на цифру один положите картинку с изображением органа зрения, на цифру два – картинку органа слуха, на цифру три положите картинку с изображением органа обоняния, на цифру четыре – органа вкуса, на цифру пять – органа осязания.

Прохожу по рядам и проверяю правильность выполнения задания.

- Молодцы, все справились с заданием! На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗОЖ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Конспект по ОЗОЖ в старшей группе предназначен для того,чтобы закрепить знания детей об органах чувств, уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, вкус, осязание в познании ми...

Конспект НОД в старшей группе «НАШИ ПОМОЩНИКИ - ОРГАНЫ ЧУВСТВ (нос)»

НОД «НАШИ ПОМОЩНИКИ  - ОРГАНЫ ЧУВСТВ (нос)»Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе " Наши помощники - органы чувств"

Конспект интересного занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада поможет ребятам познать как работают органы чувств человека, как они важны и как сохранить своё здоровье, выполн...

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы «Наши помощники. Органы чувств»

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы «Наши помощники. Органы чувств»...

Открытое занятие в старшей группе "Наши помощники органы чувств"

Открытое занятие в старшей группе Наши помощники органы чувств""...

Интегрированное занятие в старшей группе "Наши помощники - органы чувств"

Цель: закрепление знаний об органах чувств, их роли в восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Обучающие:-закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание);-уточнит...

Конспект НОД по познавательному развитию для младшей группы «Наши помощники – органы чувств».

Занятие направлено на формирование представлений об органах чувств человека и их значение в познании окружающего мира....