Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду»
методическая разработка

Батурина Наталья Александровна

Методическая разработка

«Использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях

 в детском саду»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г.Ярцева Смоленской области

Методическая разработка

«Использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях

 в детском саду»

Разработали:

Батурина Н.А.

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №10

Малина О.Л.

старший воспитатель

МБДОУ детский сад №10

г.Ярцево

2020 год

Тема методической разработки: «Использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях  в детском саду»

Методическая разработка предназначена в помощь музыкальным руководителям, воспитателям ДОУ.

Место хранения материала:  методический кабинет МБДОУ детский сад №10 

        В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Указанные негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т.е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.

        Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся.

Необходимо совершенствовать систему образования, активизировать детскую деятельность по здоровьесбережению, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании основ здорового образа жизни, обучении и развитии ребенка в условиях ДОУ и семьи.

        Большое внимание необходимо уделять организации и педагогической поддержке формирования полезных привычек, установок на здоровый образ жизни, понимания самоценности здоровья и способах его сохранения.

        Цель разработки – рассмотрение особенностей здоровьесберегающей деятельности музыкального руководителя в работе с детьми ДОУ.

        Все существующие  программы  воспитания и обучения в ДОУ  декларируются тезисом о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического и психического развития. К тому же ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного учреждения определяет как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

        Таким образом, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области.

        Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, рук, лица и т. д., дыхательная гимнастика, гимнастика корректирующая, ортопедическая гимнастика.

Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж.

Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия светом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонопедическая и логопедическая ритмика.                         

        Классификация здоровьесберегающих технологий:

 Медико-профилактические технологии:

-          организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль питания;

-          организация профилактических мероприятий в детском саду;

-          организация контроля требований СанПиНов;

 -          организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

 Физкультурно-оздоровительные технологии:

-          развитие физических качеств; -          закаливание;

 -          дыхательная гимнастика;

-          массаж и самомассаж;

-          профилактика заболеваний.

        Здоровьесберегающие образовательные технологии.

        Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.                                         Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

        Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей. Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валеологической образованности родителей и воспитанников детского сада.                         Из всего этого можно выделить цель музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка».

        Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей, формулируем следующие задачи:

        Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий:

 -          развитие специальных музыкальных способностей: координации слуха и голоса, координация движений;

 -          развитие познавательных процессов и личностных новообразований;

 -          обеспечение комфорта детей в различных формах организации НОД и совместной деятельности.

        Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей:

-          развитие сенсорных и моторных функций;

 -          профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний.

        Создать музыкальную предметно-развивающую среду с учетом здоровьесберегающей модели организации музыкально-оздоровительной работы. 

Содействовать просвещению родителей и педагогов.

        Содержание системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.

        Музыкально-оздоровительная работа в детском саду — это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

        Для решения задач по созданию этой системы была разработана модель организации музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, в которой выделении следующие компоненты:

  • Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.
  • Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности.
  • Просвещение педагогов и родителей.

        В детском саду создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности. Таким образом, вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта.

        Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих музыкально-оздоровительных технологий:

Дыхательная гимнастика. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. Начиная работу по формированию правильного дыхания, необходимо обратить внимание на положение корпуса ребенка. Первые дыхательные упражнения должны выполняться лежа (во время вдоха брюшная стенка должна подниматься вверх, при выдохе живот должен втягиваться). Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха:

-          вдох и выдох через нос;

-          вдох через нос, выдох через рот;

 -          вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю;

-          вдох через рот, выдох через нос;

-          вдох и выдох через рот.

Пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. Талантами нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Особое внимание следует уделить упражнениям, выполнение которых регулирует характер музыки «Река и ручейки», где «реку» надо переплывать, а «ручейки» можно перепрыгивать. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями. Таким образом, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата должна быть комплексной. Музыкально — ритмические движения в этом комплексе занимают далеко не последнее место благодаря музыке.

Кинезиологические, валеологические распевки. Цель распевок — подготовить голосовые связки к пению, развивать звуковысотный и ритмический слух. Несложные тексты, мелодия, состоящие из звуков мажорной гаммы поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат в начале музыкальной деятельности.

Вокалотерапия. Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса — хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств:

 -          Звук «А-а-а» — стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги. -          Звук «И-и-и» — активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.

-          Звук «У-у-у» — усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха.

-          Звук «М-м-м» (с закрытым ртом) снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.

        Использование таких пропеваний в музыкальной НОД, как сигнал перед изменением вида деятельности, способствует развитию сосредоточенности и внимания.

Массаж. В музыкально-образовательной деятельности используются различные виды массажа, что существенно помогает активизировать акупунктурные зоны, имеющие оздоровительную направленность. Такие упражнения как «Ежик» (массаж лица), «Мышка» (массаж рук), «Дождь» (массаж спины), «Морковь» (массаж носа), «Рукавицы» (массаж пальцев рук), «Курочки и петушок» (массаж ног), «На границе» (массаж ушей), «Мочалка» (массаж груди). Релаксация. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление более длительным. Необходимо обратить внимание на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия. Релаксацию можно проводить лежа («Звери и птицы спят») или сидя («Устали»).

        Прием релаксации должен сочетаться с работой по формированию правильного дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровье ребенка в любом возрасте это самая большая драгоценность, а значит, ради него не стоит жалеть ничего, начиная от времени и заканчивая родительской заботой и силами. Сегодня в сформированном о...

Методическая разработка «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ»

Использование информационно-компьютерных технологий  в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения....

Методическая разработка «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС»

Здоровьесберегающие технологии - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования...

Методическая разработка "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду"

Методическая разработка "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду"...

Методическая разработка "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду"

Методическая разработка "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду"...