Оздоровительное мероприятие "Чудеса на песке" (песочная терапия)
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Луханина Светлана Николаевна

Песочная терапия благотворно влияет на эмоциональное состояние детей. На протяжении многих лет психологами, педиатрами, разрабатывалась целая система песочных игр, которая помогает ребёнку стать полноценной личностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительное мероприятие «Чудеса на песке»

Цель: создание ситуации успеха. Развитие творческого воображения, выразительности и общей координации движений. Улучшение взаимодействия друг с другом. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

1.Приветствие. Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную сказочную страну, которая находится далеко-далеко в песках. Встретиться с волшебством может только тот человек, который стремится к новым знаниям, любит играть и фантазировать. Я думаю, что вы и есть такие ребята. А песочная страна находится вот в этом ящике. Давайте посмотрим. Итак, перед нами большая песочная пустыня. Пока здесь нет ничего, кроме песка. Где вы уже встречали песок?

Песок пришел к нам, чтобы поведать свои тайны, рассказать интересные истории и сказки. Давайте положим свои ладошки  на песок, закроем глаза и произнесем следующее заклинание: «В ладошки наши посмотри, в них доброту, любовь найди!».

2. Правила работы в песочнице.

Я открою вам секреты,

Только надо знать при этом

Правила такой страны.

Очень все они просты!

Я сейчас их расскажу,

Крепко выучить прошу!

Вы готовы мне внимать?

Значит можно начинать!

Повторяйте все за мной!

Вредных нет детей в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться!

И в глаза песком швыряться!

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Стран чужих не разорять!

Песок – мирная страна.

Дети, поняли меня?!

Или надо повторить,

Чтоб запомнить и дружить?

3.  Упражнения на поверхности песка для развития тактильно-кинестетической чувствительности  «Рисунки на песке»

  • Скользите ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
  • Выполните те же движения, поставив ладонь на ребро.
  • Сделайте отпечатки кулачков, костяшек кистей рук. Ребрами ладоней сделайте причудливые узоры. Найдите сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик).
  • Пройдитесь по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т.д.).
  • Поиграйте на поверхности песка, как на пианино или компьютере.
  • Погрузите в песок кисти рук и начинай ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф.
  • Освободите руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Анализ упражнений:

  • Что вы чувствовали при работе с песком?
  • Вам было приятно или нет?
  • Понимали ли вы меня?
  • Что легче – говорить или понимать (чувствовать)?

4. Игра «Рельсы, рельсы»

        Воспитатель произносит стихотворение и рисует на песке, ребенок повторяет. «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы. Ехал поезд запоздалый. Из открытого окошка вдруг посыпался горошек. Прилетели птички, начали клевать. Пришел дворник, все подмел. Пришел директор, поставил стул, стол, пишущую машинку и начал печатать «Я купил жене и дочке разноцветные чулочки». Поставил печать, забрал стол, стул, пишущую машинку и пошел домой».

5. Игра «Мина»

Инструкция: рука одного играющего превращается в «мину» (она может находиться в песке в любом положении). Задача другого играющего – «сапера» - откапать «мину», не дотрагиваясь до нее (можно действовать руками, дуть, помогать себе тонкими палочками). Затем роли меняются.

        Эту игру можно предложить в форме сказки:

«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу Дракону, живущему по соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось…

Чтобы Принцесса никогда больше не могла дарить радость людям, Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Более того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной. Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй…»

Анализ упражнения:

Что ты чувствовал?

Были ли прикосновения? Какие?

Кем тебе понравилось быть: «сапером» или «минером»? Почему?

Понравилась ли тебе игра?

6. Создание Сказочной страны

Воспитатель: «Я предлагаю вам построить Сказочную страну на песке, вы ведь волшебники, покажите - какой вы представляете Песочную Страну, как вы можете её сотворить, кто будет в ней жить».

Дети берут игрушки и начинают строить сказочную страну. Затем воспитатель просит рассказать их о стране, которую они построили, о жителях. По ходу можно обыгрывать различные сюжеты.

Что это за страна?

Какие существа ее населяют? Какой у них характер?

Что они умеют?

Откуда они пришли в эту страну?

В каких взаимоотношениях они находятся между собой?

Всем ли существам хорошо в этой стране? Если нет, то что можно изменить?

Какие события будут происходить в этой стране?

Что будут делать герои дальше?

7. Упражнение на релаксацию под музыку «Мои рисунки»

Инструкция: опустите руки в песок и под музыку делайте ими сначала различные движения, а потом нарисуйте что захотите.  После выполнения упражнения, расскажите, что вы чувствовали.

8. Ритуал прощания

        Воспитатель хвалит детей за активное участие в играх, за интересные ответы. Предлагает разровнять песок и произнести слова благодарности:

«В ладошки наши посмотри, Мудрее стали ведь они! Спасибо милый наш песок, Ты нам ведь подрасти помог!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность. Опыты с песком. "Песочная радуга"

Пример того, как экспериментальная деятельность происходит по инициативе ребенка....

Чудеса на песке. Песочная игротерапия.

Ссылка на публикацию: Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с....

"Игра с песком". Песочная терапия в ДОУ.

В представленной статье рассматривается одна из техник арт-терапии, используемых в детском саду  – песочная терапия. Актуальность связана с тем, что в  последние годы в системе воспитан...

"Игровая терапия в оздоровительной работе с детьми (Песочная терапия)"

Создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического,психического развития детей,эмоционального благополучия,повышение их познавательной активности в процессе воспитания и оздоровле...

"Сказочная страна волшебного песка. Песочная терапия"

Песочная терапия- это прекрасная возможность для самовыражения , развития творческих способностей, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции и переживания....

Коррекционно-развивающая работа с детьми Игра с песком – песочная терапия

Уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенк...

Мастер – класс «Магия песка» песочная терапии в работе педагога – психолога»

Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это нео...