Напольные игры как средство физического развития детей
статья

Зарипова Ася Пикаливна

Сегодня дошкольное образование осуществляет поиск эффективных средств развития детей, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, самостоятельность и инициативность.

Проблема двигательной активности в наше время начинает набирать обороты, цифровизация способствует постепенному снижению движения человека до минимума, данная тенденция коснулась, к сожалению, и дошкольников. А ведь, движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napolnye_igry.docx18.65 КБ
Файл napolnye_igry.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:

«Напольные игры как средство физического развития детей»

Актуальность. Сегодня дошкольное образование осуществляет поиск эффективных средств развития детей, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, самостоятельность и инициативность.

Проблема двигательной активности в наше время начинает набирать обороты, цифровизация способствует постепенному снижению движения человека до минимума, данная тенденция коснулась, к сожалению, и дошкольников. А ведь, движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым.

Как создать? Для начала, конечно, нужно изучить литературные источники, интернет-сайты, методические пособия по теме. Напольные игры – это многофункциональные игры совершенствующие и насыщающие игровое пространство и отличное дополнение предметно-пространственной среды.

Для введения в напольные игры отлично подходит универсальное игровое поле «Квадраты»: прямоугольник, составленный из 9-12 квадратов. Рекомендуемый размер — 1,5 на 1,5 метров, 1,5 на 2 метра, чтобы детям было удобнее по нему передвигаться. Можно создать игровое поле самостоятельно, например, начертить квадраты изолентой на полу или использовать уже готовый материал, баннерное полотно. Также отлично подойдет спортивный инвентарь, различный конструктор.

Данные игры имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, используются в развлекательных и образовательных целях, по замыслу детей и взрослых. Они способны удовлетворить потребность ребёнка в движении, общении и игре.

Как организовать? Такие игры за счёт своей мобильности, возможности развернуть и свернуть игровое поле в зависимости от интересов детей, позволяют задействовать всё пространство пола. Зонировать и быстро изменять развивающую предметно-пространственную среду в группе. Напольные игры позволяют объединить детей в подгруппы для игровой деятельности. Напольные игры потребуют для себя пространства, где команда или отдельные игроки смогут свободно передвигаться, совершать игровые действия с различным дополнительным оборудованием. Эта вариативность помогает детям самим конструировать различные игровые поля, по-разному объединять участников игры, разнообразить собственные игровые действия.

Сегодня традиционно в детских садах ОД проходит в большинстве своем в режиме статическом, за столами, на стульчиках, ковриках – но никогда не поздно изменить подход, проводить занятия в подвижной форме с использованием напольных игр, когда это возможно делать. И с уверенностью можно заявить, что практически все образовательные области можно легко интегрировать с двигательной активностью, используя напольные игры. Можно проводить образовательную деятельность в подвижной форме, не усаживая детей за столы.

Выделяют шесть важных правил, которые станут залогом интересной и полезной игры:

  1. Игра — для детей, а не для взрослых.

Чтобы вызвать у детей интерес, не делать игру слишком тяжелой, равно как и чересчур легкой.

  1. Для детей — развлечение, для педагога — инструмент.

Игра — не просто для забавы. И если для детей это развлечение, то педагог должен сформулировать цель, которую хочет достигнуть этой активностью, например, закрепить учебный материал или развить логическое мышление детей.

  1. «Квадраты» — универсальное игровое поле.
  2. Игра — это движение.

Продумать, что должен делать ребенок: убирать картинки, крутить обруч, прыгать с мячом. Дети любят движение, и стоять на месте им будет скучно.

  1. Правила — основа порядка.

Подумать и четко объяснить детям, что можно делать во время игры, а что нельзя. Так будет легче контролировать процесс и достичь дидактических целей.

  1. Все хорошо в меру.

Чтобы игры не надоели детям, оптимально проводить их не больше двух-трех раз в неделю.

При применение напольных подвижных развивающих игр, можно интегрировать различные образовательные области и двигательную активность. Дети во время занятий имеют возможность свободно двигаться.

Эффективность. Да, мы считаем, что напольные игры являются эффективным средством физического развития детей. Дети с удовольствием играют в напольные игры, как со взрослым, так и без его участия.

Напольные игры — отличное дополнение педагогической программы. Они поддерживают естественное желание детей двигаться, позволяют проверить знания по изученной теме и улучшить отношения в группе.

Они выполняют такие задачи, как:

Учат детей проявлять инициативу и самостоятельность при освоении напольных игр.

Формируют умение у детей осваивать новые условия для игр на полу.

Развивают познавательные способности, моторику рук и ног, укреплять мышечную систему организма.

Развивают опорно-двигательный аппарат; память, мышление, фантазию.

Воспитывают интерес к напольным играм; создают положительные эмоции у детей от совместной деятельности дошкольника и взрослого.

Три причины для использования напольных игр в образовательной деятельности:

1. Двигательная активность – это фактор, который влияет на здоровье детей;

2. Движение, моторное развитие ребенка способствует его психическому развитию. Именно в движении развивается мозг ребенка;

3. Использование напольных игр имеют совершенно другую эмоциональную окраску. Дети получают радость от движения, движения доставляют детям удовольствие. В движении дети быстрее и радостнее обучаются. Движение активизирует их мозг, задействует все органы и системы организма.

Используя напольные игры, можно проводить занятия с детьми в подвижной форме, не усаживая их за стол. Они поддерживают естественное желание детей двигаться, позволяют проверить знания по изученной теме и улучшить отношения в группе. Таким образом, напольные игры уникальны тем, что дают огромный образовательный эффект: позволяют в непринужденной эмоционально-позитивной обстановке развивать общение между детьми, воспитывают у них саморегуляцию, нравственные чувства, приучают действовать по правилам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Напольные игры как средство физического развития детей»

Слайд 2

Актуальность Как создать? Как организовать? Эффективность?

Слайд 5

2020 год – Диплом победителя профессионального конкурса «Воспитатель года города Красноярска». 2020 год – Диплом абсолютного победителя краевого профессионального конкурса «Воспитатель года Красноярского края, 2020 год». 2021 год – Диплом лауреата заключительного этапа IX Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2020 году Кондрашова Алена Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувашские народные игры как средство физического развития детей

Внедрение национально-регионального компонента в образовательной области "Физическая культура" в ДОУ....

Народные игры как средство физического развития детей

Консультация для воспитателей«Народные игры как средствофизического развития детей»...

подвижные игры как средство физического развития детей раннего возраста

В данной презентации раскрыта тема по подвижным играм в раннем возрасте. Она состоит из трез разделов: 1) цели и задачи, 2) примеры подвижных игр, 3) вывод...

«Чувашские народные игры как средство физического развития детей»

   Народная игра – важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому....

Подвижные игры как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физ...

Подвижная игра, как средство физического развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра, как средство физического развития детей дошкольного возраста...

Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа       «Русская народная подвиж...