Рабочая программа дополнительного образования «Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»
рабочая программа

Мокина Валентина Николаевна

Рабочая программа дополнительного образования «Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Светлячок»

 г.о. Спасск - Дальний

УТВЕРЖДЕНА

Приказом заведующего МБДОУ

«ДС №1 «Светлячок» г.о Спасск -Дальний

                                                                                                               от  №  

 

ПРИНЯТА

На заседании педагогического совета

протокол от  №

Рабочая программа дополнительного образования

«Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»

                                                          Составила:

                                Старший воспитатель

                                                              Мокина Валентина Николаевна

Инструктор по физ.культуре: Ефименко В.А.

2022г.

 

Содержание

 Стр.

1

Пояснительная записка

3

1.1

Направленность

3

1.2

Актуальность

3

1.3

Цель и задачи

3

1.4

Условия реализации

4

1.5

Планируемые результаты

4

2

Содержание курса дополнительной образовательной программы

6

2.1

Календарно-тематическое планирование

6

3

Материально - техническое обеспечение программы

24

4

Приложения

25-31

5

Литература

33

 

  1. Пояснительная записка

1.1. Направленность.

       Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше.

       Советский шахматист, кандидат педагогических наук, методолог шахматного образования И.Г. Сухин, в своей программе, которая опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок - «Шахматы, первый год» отмечает, что шахматы:  - «Это не только игра, доставляющая детям радость, удовольствие, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения игре в шахматы способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышлению, рассуждению, способствует формированию таких качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость».

В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти..."

        Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет поддерживать устойчивый интерес к знаниям и сделать обучение радостным, так как предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Шахматная игра является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

1.2 Актуальность  дополнительной образовательной  программы.

Предлагаемая программа для детей старшего дошкольного возраста, направлена на интеллектуальное развитие детей, так как в неё включены методы и способы, развивающие наглядно - образное мышление дошкольника, зарождающие логическое мышление. Ребенок, обучающийся по представленной дополнительной образовательной программе игре в шахматы, становится более собранным, самокритичным, начинает думать и  принимать решения самостоятельно.

Важное значение при изучении шахматного курса имеет использование приема обыгрывания заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, "волшебных" свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. 

1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной  программы

Цель: Создать условия для ознакомления  игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1)  Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.

2) Научить детей ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.

3) Научить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.

1.4. Условия реализации дополнительной образовательной программы

При составлении программы учтены нормы и требования к учебно – образовательной нагрузке детей старшего возраста в течение пятидневной недели в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)  и СанПином (Максимально допустимый объем образовательной нагрузки  соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам   СанПиН 2.4.1.3049-13).

Программа подготовлена для детей 5-7 лет, срок реализации  программы 1 год, 72 занятия. Занятия проводятся во 2-ю половину дня, продолжительностью – 30 минут. Оптимальное количество детей на занятиях -10 человек.

1.5 Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Дети узнают основные шахматные понятия, термины.

Будут уметь: ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии, анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.

Ожидаемые результаты в ходе реализации программы:

Дети будут знать и называть  шахматные термины:  белое  и  чёрное  поле,  горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;  название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода, взятие каждой фигуры.

Дети будут уметь: 

- Ориентироваться на шахматной доске;

- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

- Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

- Правильно располагать фигуры перед игрой;

- Перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

Основные формы и средства обучения:

- Практическая игра.

- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

- Теоретические занятия, шахматные игры.

Критерии уровней сформированности навыков обучающихся по дополнительной образовательной программе:

Высокий: 

- Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку.

- Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.

- Знает, различает и называет шахматные фигуры.

- Знает ходы шахматных фигур и их отличия: понимает важность первых ходов; имеет понятие о приёмах взятия фигур.

- Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.

- Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ.

- Умеет записывать шахматные партии.

Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия "равно", "неравно", "больше", "меньше". Путается в названии геометрических фигур,

В сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.

Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятия о терминах " рокировка", "шах" и "мат". Не умеет записывать шахматные партии. Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль.

2. Содержание  дополнительной образовательной программы

№ п/п

Наименования разделов

Количество часов

1.

Шахматная доска

6

2.

Шахматные фигуры

25

3.

Ход

2

4.

Ничья

2

5.

Рокировка

4

6.

Игра в парах

18

7.

Шах/мат

7

8.

Шахматная партия

5

9.

Первые ходы

1

10.

КВН

1

11.

До свидания шахматная страна

1

Всего

72

2.1 Календарно-тематическое планирование

Неделя

занятия

Тема

Программные задачи

Методические приёмы

1

1

Шахматная доска

Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию сказки.

2

Шахматная доска

Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми

и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе.

Чтение-инсценировка, дидактическая игра «Да нет»

2

3

Шахматная доска

Продолжать знакомить с шахматной доской. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться

Продолжить знакомить

детей с шахматным

королевством,

Рисование шахматной доски

4

Шахматная доска Проспекты, улицы, переулки шахматной доски.

Продолжить знакомить

детей с шахматным

королевством,

Формирование

представлений о правилах

размещения шахматной

доски между партнерами,

введение понятия

"горизонталь", "вертикаль",

Показ, беседа. Чтение сказки «Шахматная беседка». И.Г. Сухина.

3

5

Шахматная доска

Упражнять детей в быстром и правильном нахождении

полей, вертикалей и

диагоналей, показывая и

называя их вслух.

Чтение и инсценировка дидактической сказки из

книги И. Г. Сухина

Дидактическое задание

"Диагональ".

6

Шахматная доска. «Шахматная эстафета»

Отрабатывать практические

навыки.

Схематическое

изображение доски.

"Составь доску",

"Шахматное лото",

"Пройди и назови поле".

4

7

Шахматные

фигуры

Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания

Чтение сказки "Чудесные фигуры"

8

Шахматные

фигуры

Продолжать знакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания

Дидактические задания и

игры "Волшебный

мешочек", "Угадайка",

"Секретная фигура",

"Угадай", "Что общего?"

5

9

Начальное

положение

Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями

и        начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет".

Показ, объяснение. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

10

Слон

Формировать

представлений о

шахматной фигуре «слон»,

Месте слона в начальном

положении. Ходом слона,

взятием. Разноцветные и

одноцветные слоны.

Понятием Легкая и тяжелая

фигуры

Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин",

отгадывание загадки о слоне

6

11

Слон

Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков

Ответы на вопросы

«Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

12

Слон

Ответы на вопросы

«Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Практические навыки

7

13

Ладья

Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание.

Чтение дидактической

сказки "Я – Ладья"

Рассказ о месте ладьи в

начальном положении.

Ход ладьи. Взятие.

Дидактические задания и

игры "Лабиринт",

"Перехитри часовых",

"Один в поле воин",

"Кратчайший путь".

Ответы на вопросы

"Шахматной шкатулки'

14

Ладья

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой

– ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук

Дидактические игры

"Захват контрольного

поля", "Защита

контрольного поля",

"Игра на уничтожение"

"Ограничение

подвижности".

8

15

Ладья против Слона

Отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику.

Дидактические задания

"Перехитри часовых",

"Атака неприятельской

фигуры", «Двойной удар», «Взятие», «Выйграй фигуру», Игра на

уничтожение" (ладья против слона, две ладьи

против слона)

16

Ладья

Отрабатывать практические навыки

Практические упражнения. Загадки из тетрадки

9

17

Ферзь

Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура»

Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые»

18

Ферзь

Продолжать знакомить с

шахматной фигурой

«Ферзь», местом ферзя в

начальном положении,

ходами ферзя, взятием.

Ввести понятия «Ферзь –

тяжелая фигура»

"Дидактические игры

"Захват контрольного

поля", "Защита

контрольного поля",

"Игра на уничтожение"

(ферзь против ферзя),

"Ограничение

подвижности".

10

19

Ферзь против

ладьи и слона.

Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем.

Практические упражнения.

20

Конь

Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию

Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

11

21

Конь

Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь». Развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активировать словарь.

Дидактические игры

 "Захват контрольного поля", "Игра на

уничтожение" (конь против одного, один конь против двух, два коня

против двух).

22

Конь

Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Показать позицию в которой конь ставить «вилку».

Д/и "Секретная фигура"

Д/и «Волшебный мешочек»

12

23

Конь против

ферзя, ладьи, слона

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой

– конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Дидактические задания

"Перехитри часовых",

"Сними часовых", "Атака

неприятельской фигуры",

"Двойной удар",

"Взятие", "Выиграй

фигуру". Дидактические

игры "Захват

контрольного поля",

"Защита контрольного

поля", "Игра на

уничтожение"

"Ограничение

подвижности".

24

Пешка «Ни шагу назад!»

Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Чтение дидактической

сказки "Детский сад

"Чудесная Пешка"

Рассказ о пешке.

Дидактические задания

"Лабиринт", "Один в

поле воин".

Д/и «Волшебный мешочек»

13

25

Пешка

Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение

Дидактические задания:

"Перехитри часовых",

"Сними часовых",

"Защита", "Выиграй

фигуру". Дидактические

игры "Захват

контрольного поля"

26

Пешка

Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками».

Дидактические задания: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие"

14

27

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение

Дидактические игры:

"Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух).

28

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками».

Дидактические игры: "Ограничение подвижности".

15

29

Праздник пешки

Закрепить знания о том как ходит пешка, что делать если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость, сообразительность речь.

Соревнования

30

Король

Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.

Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".

16

31

Король.

 «Волшебный квадрат»

Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует

в игре. Развивать

способность думать,

мыслить, рассуждать и

анализировать.

Активизировать словарь.

Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в

игре. "Двойной удар",

"Взятие".

32

Король.

«Волшебный

квадрат»

Продолжать формировать

представления о

волшебном квадрате,

который король использует

в игре

Дидактические игры

"Захват контрольного

поля", "Защита

контрольного поля",

"Ограничение

подвижности".

17

33

Турнир на

чемпиона

Закрепить знания детей

полученные на

предыдущих занятиях

.Воспитывать интерес к

игре в шахматы,

усидчивость, владение

навыками простейших

шахматных задач.

Практические навыки

34

Турнир на

чемпиона

Продолжать закрепить

знания детей полученные

на предыдущих занятиях

.Воспитывать интерес к

игре в шахматы,

усидчивость, владение

навыками простейших

шахматных задач.

Практические навыки

18

35

 «Тронул-

ходи», «Ход

сделан- обратно

не вернёшь».

Формировать

представления об

элементарных правилах.

Развивать мелкую

моторику.

Беседа, показ,

практическое

упражнение.

36

 «Тронул-

ходи», «Ход

сделан- обратно

не вернёшь».

Продолжать формировать

представления об

элементарных правилах.

Развивать мелкую

моторику.

Беседа, показ,

практическое

упражнение.

19

37

Шах

Формировать

представление о позиции

«шах» Развивать

способность думать,

мыслить, рассуждать и

анализировать.

Активизировать словарь.

Шах ферзем, ладьей,

слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

Дидактические задания

"Шах или не шах", "Дай

шах", "Пять шахов",

"Защита от шаха".

38

Шах

Продолжать формировать представление о позиции «шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

20

39

Шах

Закрепить представления детей о позиции «шах» Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

40

Шах и мат

Формировать представления о комбинациях "шах", "мат" ("комбинация" и "вилка" - двойной удар).

Практические упражнения.

21

41

Мат

Формировать

представления о том, что

мат - цель игры упражнение

в        определении шахматных ситуаций.

Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

42

Мат в один ход

Закрепить представления детей о позиции «мат» Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

22

43

Мат в один ход

Продолжать закрепить представления детей о позиции «мат» Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

44

Ничья

Формировать

представлений о

положении «пат» ,

выделение отличий пата от мата

Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей.

Примеры на пат.

Дидактическое задание

"Пат или не пат".

23

45

Ничья

Отработка практических навыков

"Загадки из тетрадки". Практические упражнения.

46

Игра в парах

Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы.

Практические упражнения.

24

47

Игра в парах

Продолжать закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы.

Практические упражнения.

48

Игра в парах

Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы.

Практические упражнения.

25

49

Рокировка

Познакомить с понятием "Рокировка". Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Дидактическое задание "Рокировка".

50

Рокировка

Отрабатывать практические навыки

«Загадки из тетрадки». "Куда идёт король"-чтение сказки И. Сухина.

26

51

Рокировка

Продолжать отрабатывать практические навыки.

«Загадки из тетрадки». "Куда идёт король"-чтение сказки И. Сухина.

52

Рокировка

Продолжать отрабатывать практические навыки.

«Загадки из тетрадки». "Куда идёт король"-чтение сказки И. Сухина.

27

53

Турнир на лучшего игрока.

Закрепить знания почему слонов надо быстрее выводить в центр. Развивать сообразительность, находчивость.

Практические навыки.

Загадки из тетрадки

54

Турнир на лучшего игрока.

Продолжать закрепить

знания почему слонов надо

быстрее выводить в центр.

Развивать

сообразительность,

находчивость.

Практические навыки.

Загадки из тетрадки

28

55

Турнир на лучшего игрока.

Продолжать закрепить

знания почему слонов надо

быстрее выводить в центр.

Развивать

сообразительность,

находчивость.

Практические навыки.

Загадки из тетрадки

56

Тренировочная

шахматная партия

Игра всеми фигурами. Овладение элементарными основами шахматной игры. Воспитание морально – волевых качеств ребят.

Практические навыки.

Загадки из тетрадки

29

57

Тренировочная

шахматная партия

Игра всеми фигурами. Овладение элементарными основами шахматной игры. Воспитание морально – волевых качеств ребят.

Практические навыки.

Загадки из тетрадки

58

Шахматная

нотация

Закреплять знания детей о горизонтальных линиях, познакомить с их обозначениями. Закрепить цифры от 1 до 8.

Практические навыки

30

59

Шахматная

нотация

Закреплять знания детей о

вертикальных линиях.

Познакомить с их

буквенными

обозначениями. Упражнять

в произношении латинских букв.(A,B,C,D,E,F,G,H

Практические навыки

60

Эстафета

Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые они ставятся.

31

61

Практические

навыки: мат белыми в один ход

Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной  доске.

Загадки из тетрадки

62

Практические

навыки: лучший ход белых.

Учить элементарным

основам шахматной игры.

Коллективный разбор

определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки

32

63

Практические

навыки: лучший ход чёрных.

Учить элементарным

основам шахматной игры.

Коллективный разбор

определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки

64

Практические

навыки: «Грозный

ферзь» побей все чёрные фигуры, забирая каждым

ходом по фигуре.

Учить элементарным

основам шахматной игры.

Коллективный разбор

определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки

33

65

Шахматная

партия

Дать общие представления

и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения.

Игра всеми фигурами из

начального положения

(без пояснений о том, как

лучше начинать

шахматную партию).

Дидактическая игра "Два

хода"

66

Шахматная

партия

Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

34

67

Шахматная

партия

Закреплять представлений

и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

68

Шахматная

партия

Закреплять представлений

и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

35

69

Шахматный праздник

Развивать логическое мышление. Внимание, умение отгадывать загадки про шахматные фигуры. Знакомство детей с историей возникновения шахмат, интересными фактами из жизни шахматистов

70

Первые ходы

Упражнять в планировании

и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле

Игры в парах

36

71

«КВН» с

участием детей и взрослых

Закреплять знания игры в шахматы

Соревнования

72

До свидания

шахматная страна

Закреплять пройденный материал. Вспомнить как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка.

Игра

Диагностическое обследование детей по дополнительной программе «Обучение игре в шахматы»

П/№

Фамилия имя ребенка

Шахматные

 термины

Расположение доски

Начальное положение фигур

Названия

шахматных фигур

Правила взятия и хода

фигур и пешки

Баллы

Шахматное поле

Горизонталь

Вертикаль

Диагональ

Центр доски

Ладья

Конь

Слон

Ферзь

Король

Пешка

Ладья

Конь

Слон

Ферзь

Король

Пешка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Условные обозначения: 2 – высокий уровень   1 - средний уровень  0 – низкий уровень

Диагностическое обследование детей по дополнительной программе «Обучение игре в шахматы»

П/№

Фамилия имя ребенка

Шахматные

 термины

Расположение доски

Начальное положение фигур

Названия

шахматных фигур

Правила взятия и хода

фигур и пешки

Баллы

Шахматное поле

Горизонталь

Вертикаль

Диагональ

Центр доски

Ладья

Конь

Слон

Ферзь

Король

Пешка

Ладья

Конь

Слон

Ферзь

Король

Пешка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Условные обозначения: 2 – высокий уровень   1 - средний уровень  0 – низкий уровень

Критерии оценки

Высокий:

Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия.. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита 5 познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве

 Средний:

Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

Низкий:

ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

3.Материально-техническое обеспечение

Примерный перечень оборудования:

Шахматные  доски  (деревянные,  картонные,  40  х  40  см)  —  10  шт.

Фигуры        к        ним        (деревянные,        пластмассовые)        —10 комплектов.

Демонстрационная доска— 1 шт. Фигуры к ней— 1 комплект.

Портреты чемпионов мира по шахматам среди взрослых — 8 шт.

 

           

Приложение 1

                 

 Перечень дидактических игр, направленных на обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы

«Волшебный мешочек»

По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку.

В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребѐнок на ощупь ищет определённую фигуру.

«Шахматный теремок»

Сделайте из деревянной шахматной доски «Теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» - поднять.

«Шахматный колобок»

Дидактическую игру – инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» - король, «баба» - ферзь, «заяц» - пешка, «лиса» - конь, «волк» - слон, «медведь» - ладья, а колобок – шарик или клубок.

Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса», колобка не съест – колобок от неѐ убежит.

«Шахматная репка»

Посадите «Репку» - клубок. Около неё малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» - это король, «бабка» - ферзь, «внучка» - слон, «жучка» - конь, «кошка» - ладья, «мышка» - пешка.

«Большая и маленькая»

Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т.д.

«Запретная фигура»

Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, иногда «ошибайтесь». Если ребёнок не заметил вашу ошибку, сами укажите на неё.

«Что общего?»

Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

«Белый ферзь»

В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: «Белый ферзь».

 Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т.д.

«Угадай - ка»

Загадайте какую - ни будь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться , что это за фигура. Когда ребёнок назовёт загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т.д.

«Куча мала»

Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую – ни будь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно вы называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: «Так?» Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.

«Школа»

Переверните шахматная доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?... А этого?..»

«Цвет»

Попросите малыша поставить в ряд все белые и все чѐрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну – две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу и указать на неѐ. «Ряд»

Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

«Пирамида»

Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

«По росту»

Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

«Над головой»

Назовите какую – нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

«Догонялки»

Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте еѐ бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и называть какую – либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша еѐ догонит. Потом поменяйтесь ролями.

«Прятки»

Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

«Кто быстрее?»

Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определённом месте две – три одинаковые шахматные фигуры.

«На стуле»

Поставьте на стул какую – нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счёт «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её. «Убери такую же»

Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т.д.

«Полна горница»

Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом с клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.

                   

           

  Приложение 2

Картотека загадок и стихотворений для дошкольников об игре  шахматы

1. Если в шахматы играешь, То, конечно, это знаешь – Будет лучший результат, Если ты поставишь… (мат)

2. Мы могли на ней бы плыть С русским князем по воде, Но позволено ходить И по клеточкам… (Ладья)

3. Это есть не пораженье, Не фиаско, и не крах, А всего лишь нападенье – Королю объявлен… (Шах)

 4. Быть особо защищённым – У него такая роль, Это правило резонно, Потому что он -… (Король)

 5. Обитает не в саванне, И не так огромен он, Но такое же названье У фигуры этой -… (Слон)

 6. Он, не цокает, конечно, Но легко перешагнём Через ряд фигур и пешек Этим шахматным… (Конем)

7. Кто не любит прыг да скок? Кто ходить привык неспешно И берёт наискосок? Ну конечно, это -… (Пешка)

8. Это правило известно, Короля нам есть нельзя, Но свободно можешь есть ты Вместо этого… (Ферзя)

9. Вот я выиграл почти, И заранее был рад, Но сопернику зайти Удалось в ничейный… (Пат)

10. Иногда король с ладьёй Ходят вместе очень ловко, Шахматисты ход такой Называют… (Рокировкой)

11. Она маленький солдат, Храбрый и отважный, Ход в две клеточки она Делает однажды. (Пешка)

 12. Кто с G2 на K4 Ходит буквой ―Г‖? Через головы скакать Может он вполне. (Конь)

13. Он наискосок идет, Только прикажи. В плен противник попадет, Вставший на пути. (Слон)

 14. Может он ходить и прямо, И наискосок. Высоко его оценит Опытный игрок. (Ферзь)

15. Ходит очень осторожно На один шажок, Ненавидит слово ―Шах‖. Вот и все, дружок. (Король)

16. Скучно было детворе Ранним утром во дворе. – Знаю я одну игру, – Сказал ребятам Петя. – Где б я ни был и везде В нее играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король – Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать! (Шахматы)

17. Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка)

18. Не живёт в зверинце, Не берёт гостинцы, По косой он ходит Хоботом он водит. (Слон)

19. Продвигается не косо и не прямо, А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь)

20. Стою на самом краю, Пусть откроют – пойду. Только прямо хожу, Как зовут, не скажу. (Ладья)

21. Гладкий люблю я, расчищенный путь, На шаг в любую сторону могу шагнуть! (Король)

22. Он может ходить, как Ладья и как Слон – И прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. Он очень опасен вблизи и вдали – Ты больше вниманья ему удели. (Ферзь)

23. Не люди, не звери, не часы, а ходят? (шахматные фигуры)

24. Какой король не умеет говорить? (шахматный)

25. На доске есть у меня две лошадки – два ….(коня)

Стихи о шахматах

Шахматная доска и расстановка фигур Прежде чем игру начать, Много правил надо знать! Знай, что справа от тебя Клетка белой быть должна. Приготовь всѐ для игры: По краям поставь ладьи Рядом конница шагает, Слон коней тех охраняет. Вот осталось поля два Для ферзя и короля. Пешки – смелые натуры, Прикрывают все фигуры. Заняли свои места, Начинается игра!

Ферзь. Представляю вам ферзя – Он помощник короля. У него своя игра: Под контролем вся доска. Но вступать в бой не спешит- За позицией следит. После конницы, слонов Он начать войну готов.

Слон. Слон и воин на спине Важны в шахматной игре. Белопольный, чернопольный Слон, конечно, подневольный. Ходит он наискосок, Делает большой бросок. Но слонов двоих пути Пересечься не должны.

Ладья. А ладья – то тяжела. Раньше башнею была. Сверху лучник там стоит, Королевство сторожит. Ходит вдоль и поперѐк. Шаг ладьи тяжѐл и строг. Может сделать рокировку – Короля упрятать ловко. Будет домик охранять, Часовым в дверях стоять.

Пешка. А пехота, как всегда, Впереди идѐт она! Пешка с пешкою плечом Движутся всегда ладком. Все мечтают, как одна, Дослужиться до ферзя! Одному лишь я не рад – Ей нельзя ходить назад. Ходит прямо, рубит в бок, Не бывает ход широк. Лишь однажды, первым ходом, Через клетку переходит. На проходе может сбить. Будут знать куда ходить!

Король. Вот король – он войском правит, Соблюдает много правил: Он не ходит далеко Шаг лишь делает всего. Встаѐт рядом он на клетку, Отдаѐт приказы метко. Лишь дебют закончит ловко Может сделать рокировку. А без войска остаѐтся, То врагам он не сдаѐтся. В рукопашную идѐт, Лично всем отпор даѐт.

Ферзь. Представляю вам ферзя – Он помощник короля. У него своя игра: Под контролем вся доска. Но вступать в бой не спешит- За позицией следит. После конницы, слонов Он начать войну готов.

Конь. Конь – коварная фигура. У него своя натура. Прыг да скок, и сразу в бок, Через головы прыжок! Делает такой кульбит- Взвиться в небо норовит! Вот стоял на поле белом, Перепрыгнул между делом- Поле чёрное под ним. За конём следи чужим!

Рокировка. Рокировку делай смело: Шаг, ещё один шажок Короля уводим в бок. А теперь ладьёй шагаем, Короля так прикрываем, Чтобы он спокоен был – Домик штабом послужил.

Шах и мат. Шах и мат не путай брат. Знает каждый – стар и млад: Если спасся падишах- Это будет только шах. Если ж королю не скрыться, Перекрыты все границы, Значит это точно мат. А противник будет рад!

                                                                                                       

  Приложение 3

Консультация для родителей.

 «Шахматы в дошкольном возрасте»

В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Предлагаем вашему вниманию полезную информацию про шахматы. В этой рубрике вы узнаете: «Что такое шахматы»? «Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? «Чем полезны занятия шахматами для ребёнка»? « Правила игры в шахматы» и многое другое.

ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

Когда же лучше начать заниматься с ребенком?

Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х.Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте.

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.

4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме).

Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Игра в шахматы очень полезна для детей

Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.

Функции шахмат в развитии детей

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

- Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

 Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

Как начать обучение шахматам

Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами - три-четыре года. Основная форма - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить "нового Крамника". Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете "перекормить" его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.

Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители.

                                                   

  Литература

1. А. Трофимова «Шахматный учебник – сказка» -Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

2. А. Трофимова «Учебник юного шахматиста» - Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

3. А. Трофимова «Шахматный тетрадь – раскраска» – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

4. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.

5. В.В. Костров. В.Е. Якиревич «Шахматная тетрадь для детей и родителей» - Издательский дом «Литера»,2015.

6. Сухин И.Г. волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.

7. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.:Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011.

8. Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2011.

9. Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

10. Шахматные дебюты для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»  руководи...

Выступление на городской математической конференции педагогов. «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений дошкольного возраста». «Творческая мастерская «Эврика».

laquo;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным» Б. Паскаль Математическое развитие детей – это одно из основных направлений...

Рабочая программа дополнительного образования по «LEGO – конструированию» для детей дошкольного возраста

Рабочая программа       дополнительного образования        по «LEGO – конструированию»      для детей дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...

Рабочая программа дополнительного образования По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование инновационных тех

Рабочая программадополнительного образования  По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста  через  использование инновационных технологий"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по изобразительному искусству для детей дошкольного возраста

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «КРАСОТА»дополнительного образованияпо изобразительному искусствудля детей дошкольного возраста (для средней, старшей, подготовительной группы)...