Проект "Советы Зубной Феи".
проект

Фирсова Алена Михайловна

Самое ценное в нашей жизни – здоровье, именно поэтому одна из главных задач работы педагогов  – сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из важных факторов сохранения здоровья является состояние зубов детей. Поэтому с раннего детства необходимо приучить ребёнка  правильно чистить зубы, не бояться посещения врача-стоматолога, осуществляя тем самым профилактику заболеваний полости рта.

Данный проект направлен на то, чтобы сохранить зубы детей здоровыми и красивыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sovety_zubnoy_fei.docx66.48 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Краткосрочный проект

в  группе дневного пребывания «Лисята»

на тему:

«Советы Зубной Феи»

http://maminiskazki.ru/wp-content/uploads/2011/05/zub.jpg

Подготовила  воспитатель:

Фирсова А.М.

г.Урай

                                                      2023год

Тема проекта : «Советы Зубной Феи»

Тип проекта : практико – ориентированный.

по характеру содержания: ребенок и здоровье.

по продолжительности: краткосрочный.

по состав участников: групповой.

Вид проекта : познавательный, игровой

Сроки реализации: 1 марта- 31марта 2023года

Участники проекта:

  • Воспитанники и родители  разновозрастной группы  дневного пребывания  № 7 «Лисята»;
  • Воспитатели группы
  • Руководитель проекта: Фирсова А.М.

Актуальность проекта: Самое ценное в нашей жизни – здоровье, именно поэтому одна из главных задач работы современного ДОУ – сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из важных факторов сохранения здоровья является состояние зубов детей. Но беседуя с родителями о правилах гигиены, мы выяснили, что многие дети не всегда чистят зубы, а многие уже лечили зубы у врача, и боятся повторного посещения даже для простого обследования. После анализа анкет родителей мы узнали о проблемах и неполной информированности родителей по данной теме. Природа наградила нас двумя "поколениями" зубов - молочными, или временными, и постоянными. Молочные зубы ни в коем случае не являются пробными или запасными, а напротив, имеют очень большое значение для развития и формирования челюсти. Именно они создают "фундамент" для постоянных зубов. Если ребенок из-за кариеса раньше времени теряет молочные зубы, нарушается правильный рост и развитие челюсти и постоянных зубов. Кроме того, зачатки постоянных зубов располагаются прямо под молочными зубами, а инфекция может легко проникнуть внутрь челюсти и разрушить их. В этом случае зубы вырастают кривыми и недоразвитыми, а то и вовсе могут погибнуть. Что в свою очередь влияет на формирование красивой речи, способствует понятному и позитивному общению с другими детьми. Поэтому с раннего детства необходимо приучить ребёнка  правильно чистить зубы, не бояться посещения врача-стоматолога, осуществляя тем самым профилактику заболеваний полости рта.

Данный проект направлен на то, чтобы сохранить зубы детей здоровыми и красивыми.

Проблема проекта : Как сохранить зубы детей здоровыми?

Цель проекта: формировать у детей гигиенические навыки по уходу за зубами, обеспечить осознанное выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. Дать детям необходимые знания о зубах; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.

Задачи проекта.

Для детей:

Образовательные:

1. формировать у детей представление о значении зубов для организма;

2. Формировать  знания о вредных  и полезных продуктах для зубов.

3. Дать детям знания о гигиене полости рта.

4. Формировать правильный навык чистки зубов щеткой и пастой.

5. Обогащать словарный запас и объяснить значение новых слов – кариес, зубная паста, зубная щетка, стоматолог, молочные зубы, пациент.

Развивающие:

1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

2. Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.

3.  Развитие психических процессов: память, внимание, наглядно – действенное мышление.

Воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения к своим зубам.

2. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы;

Для педагогов:

  • внедрение оздоровительных технологий по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
  • создание предметно - развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
  • использование разнообразных форм взаимодействия с родителями

с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и

сохранения здоровья детей.

Для родителей:

  • повысить уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей, в частности по уходу за полостью рта детей.
  • Создать условия для активного участия родителей в жизни группы.
  • Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
  • укрепить сотрудничество между родителями и педагогами;

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный этап (1 марта- 11 марта)

  1. Определение цели и задач проекта
  2. Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
  3. Оформление информационного уголка для родителей: консультация «Как научить ребенка чистить зубы?»«Полезные продукты для наших зубов».
  4. Подбор наглядно- дидактических материалов, мультипликационных фильмов и оборудования для занятий, экспериментов.
  5. Разработка перспективно – тематического плана работы с детьми и родителями.

2. Основной - практический этап (13 марта – 29 марта)

Реализация проекта осуществляется в ходе режимных моментов при совместной деятельности педагога и детей. Занятия и беседы проводятся в течение дня по 10 минут в форме игрового занятия. В реализуемом проекте используется введение персонажей -  Зубной Феи и доктора  Айболита, что обеспечивает мотивацию детей и усиливает их интерес. Персонажи знакомят детей с правилами ухода за полостью рта, необходимостью чистки зубов два раза в день, с правилами питания и полезными и вредными продуктами для зубов. На всем протяжении проекта между воспитателем и воспитанниками складываются партнерские отношения.

3.Заключительный (30-31 марта)

1. Анализ результатов деятельности.

2. Планирование дальнейшей работы, исходя из потребностей родителей, детей.

3. Отчет-презентация проекта «Советы Зубной Феи».

Формы работы по реализации проекта:

Работа с детьми:

1. Непосредственно образовательная деятельность;

2. Тематические беседы о зубах;

3. Рассматривание иллюстраций, энциклопедии с изображением здоровых и больных зубов;

4. Игровая деятельность (настольно-печатные, дидактические, пальчиковые игры);

5. Сюжетно-ролевые игры «Больница»«У куклы Кати болит зуб»;

6. Чтение художественной литературы: стихи, пословицы, загадки о зубах;

7. Просмотр мультфильмов;

8. Просмотр презентаций;

9. Кукольный театр «Как Зайчик Петя не хотел чистить зубы»

Работа с родителями:

1. Анкетирование для родителей на тему: «Здоровые зубки-здоровые детки»

2. Консультации для родителей «Психологическая подготовка к посещению врача (стоматолога)» «Как научить ребенка чистить зубы»;

3. Памятка для родителей на тему «Памятка по уходу за полостью рта у детей»;

4.Подготовка выставки «Как я чищу зубки»

Предполагаемый результат:

Для детей:

  1. у детей сформированы начальные представления о значении зубов для организма;
  2. дети имеют первичные представления  о гигиене полости рта;
  3. дети правильно  и последовательно чистят зубы, пользуются  зубной щёткой;    
  4. у детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для зубов;
  5. у детей формируется привычка соблюдать правила гигиены полости рта, осознанное правильное отношение к своему здоровью.

Для педагогов:

  1. создание банка методических разработок по данной проблеме для использования воспитателями других групп;
  2. обогащена предметно - развивающая среда группы;
  3. повысился уровень сотрудничества с семьями воспитанников.

Для родителей:

  1. повысился уровень  знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей, в частности по уходу за полостью рта детей;
  2. укрепилось сотрудничество между родителями и детским садом.

Перспективно- тематический план работы .

Реализация проекта:

Непосредственная образовательная деятельность:

  • Познавательно - исследовательская деятельность «Познакомимся с нашими зубами. Почему могут болеть наши зубки?».

Цель: познакомить детей со строением зубов, их назначениями и функцией.

  • Познавательно - исследовательская деятельность «Как зубная паста зубы бережет» Цель: Закрепить знания о гигиене полости рта, экспериментальным путем доказать необходимость применения зубной пасты (два занятия)
  • Беседы:

-«Почему нужно чистить зубы».

-«Полезная и вредная еда для наших зубов».

  • «Чтобы зубки не болели».

-Познакомить с правилами ухода за зубами.

-Дать информацию о зубной щетке, как о предмете личной гигиены.

-Научить технике чистки зубов.

  • Алгоритм чистки зубов.
  • Конспект НОД Тема: "Поможем Кате вылечить зубки"
  • Беседа  « Что такое кариес».
  • Д/игра «Вредное - полезное».

Цель: закреплять представление о вреде сладостей и пользе овощей и фруктов.

  •  Показ детям презентации «Здоровые зубки».
  • Д/игра «Хорошо - плохо для зубов».
  •  «Антошка учится быть аккуратным»

Цель:

  1. Дать детям понятия «десна», «массаж дёсен».
  2. Закреплять навык самостоятельной последовательной  чистки зубов.
  3. Формировать навык массажа дёсен круговыми движениями зубной щётки.

Организованная деятельность в режимных моментах:

  • Д/игра «Кукла Катя чистит зубы».

Цель: закрепить у детей знания о пользе молочных и овощных продуктов, вреде сладостей.

  • Д/игра «Угадай, что это».

Цель: закрепить представление о пользе сырых овощей и фруктов.

  • Загадки  о зубах, щётке, воде, пасте.

Художественно-речевая деятельность.

Знакомство с литературными произведениями:

  • К.И. Чуковского «Мойдодыр»
  •  М. Манакова  «Надо, надо умываться!»
  •  Н. Мигунова «Почему надо чистить зубы»,
  • Ева Орловская «Сказка про зубную феечку»
  •  Ирина Гурина «Сказка про больные зубки»«Сказка про зубную фею и вредный кариес».
  • Чтение стихов, загадок и пословиц о здоровом образе жизни.

Цель: формировать у детей понятие «здоровые зубки», развивать речь и память. Закреплять знания детей о здоровом образе жизни через чтение художественной литературы. Воспитывать любовь и уважение к здоровью.

Художественно-эстетическая деятельность.

  • Рисование «Зубная щётка для куклы Кати»;
  • Аппликация«Здоровый и больной зуб»«Полезные и вредные продукты для наших зубов»
  • Раскрашивание раскрасок по теме проекта.
  • Лепка «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Цель: развивать способность детей к изобразительной деятельности, творческие способности детей, воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстникам работам.

Просмотр мультфильмов.

  • Просмотр мультфильмов «Птичка Тари» 1976 г., автор сценария Б. Заходер. - беседа по содержанию. про крокодила, который не чистил зубы.
  •  «Фиксики» серия «Зубная щетка»
  • «Королева Зубная щетка»
  • «Добрый доктор Стоматолог».

Цельспособствовать познавательному развитию детей: расширять кругозор детей, вызвать положительные эмоции.

Сюжетные игры.

  • Сюжетно - ролевая игра « Больница», «У куклы Кати болит зуб»

Цель:

-Расширять и уточнять знания о враче - стоматологе.

-Формировать доверие к врачу - стоматологу.

Взаимодействие с родителями:

  • Папка - передвижка для родителей и детей на тему «Здоровые зубки».
  • Консультация  для родителей на тему «Если ребенок боится врачей».
  • Проведение консультаций с родителями на темы: «Чистим зубки, играя», «Как правильно выбирать зубную щётку и пасту».
  • Подготовка фотографий для стенда « Как я чищу зубки».
  • Просмотр дома  с детьми мультфильма « Королева Зубная щётка».

  • Итоговое мероприятие  кукольный театр «Как Зайчик Петя не хотел чистить зубы».

Цель: Обобщение и закрепление знаний детей.

формировать умение следить за развитием действий в кукольном спектакле. Развивать умение у детей быть доброжелательным зрителем.

Приложение

Конспект НОД «Познакомимся с нашими зубами».

Образовательная область «Здоровье».

Цель: Дать некоторые представления о строении и значении зубов.

Задачи:

1) Познакомиться со строением зубов методом самообследования;

2) Уточнить знания о назначении зубов, об их функции;

3) Формировать представления детей о правилах личной гигиены.

Методы и технологии: Художественное слово; создание проблемной ситуации; объяснение; демонстрация образа; рефлексия.

Интеграция: образовательные области познание, социализация, коммуникация, физическая культура, художественная литература.

Предшествующая работа: Чтение художественной литературы, рассматривание картинок.

Ход занятия.

Воспитатель:- Отгадайте загадку -Оля ядрышки грызёт, падают скорлупки, а для этого нужны нашей Оле? (Ответ: зубки) .

Воспитатель:- Ребята, сегодня мы будем знакомиться с нашими зубами, мы пользуемся ими каждый день, но ещё не знакомы с ними. Скажите, где расположены зубы? (ответы) Зачем они нам нужны? (ответы) А зачем зубы животным? (ответ:- животные используют зубы не только для еды, но и для защиты.)

Воспитатель:- Посмотрим на свои зубы в зеркало. Какого они цвета? (ответы). Попробуйте согнуть их язычком получается? (дети выполняют). Что можно сказать про зубы (ответы: зубы твёрдые). А теперь, глядя в зеркало, осторожно постучите ложкой о зуб. Что можно сказать о твёрдости зубов (ответы). Попробуйте покачать зуб пальцами получается? (ответы). Попробуйте вынуть зуб. Опять не получается? Зубы сидят прочно они укреплены в кости, которая называется челюстью. Мы не можем увидеть зубы внутри кости у себя, но можем рассмотреть все на картинках.

Воспитатель показывает на магнитной доске картинки с изображением зубов, рассказывает из чего состоят зубы, их виды.

Воспитатель: Дети зачем вы моете руки? (ответы: чтобы на руках не размножались микробы). Вот и во рту могут жить микробы. А что надо сделать чтобы во рту не было микробов? (0тветы: чистить зубы). Обязательно надо чистить зубы утром и вечером и полоскать рот после еды, чтобы наши зубы были здоровыми.

Воспитатель: А теперь правильно составим картинки : порядок чистки зубов.

Итог: Вот мы и познакомились с нашими помощниками зубами. Хорошо когда они есть. Они помогают нам пережёвывать пищу. Но если  плохо за зубами, то они могут убежать , как посуда от Федоры.

 Надо беречь свои зубы, чистить их и полоскать после еды, чтобы они не убежали. Вы все молодцы, очень старались, были внимательны, мне очень понравилось с вами общаться.

Опытно-зкспериментальная деятельность.

Опыт №1 «Почему болит зуб?»

Нам захотелось поподробнее узнать, почему у детей болят зубы, от чего? Оказывается, что все болезни зубов начинаются с того, что трескается эмаль зубов. Но от чего она трескается? Мы взяли яичную скорлупу и стукнули о стол, у яичной скорлупы появилась трещина. А затем посмотрели, как разрушается эмаль при ударе, ударяем по предмету, покрашенному гуашью, гуашь трескается, осыпается, обнажая основной предмет.

Вывод: Эмаль трескается, если сильно ударится зубами; если после горячего есть холодное, эмаль разрушают микробы.

Опыт №2«Зубная паста укрепляет эмаль»

Материал: яичная скорлупа, уксусная кислота, зубная паста, зубная щётка.

На одну часть яйца нанесли зубную пасту, другую часть оставили без пасты и вновь поместили в раствор уксусной кислоты. Через день мы увидели, что яичная скорлупа без зубной пасты растворилась. Яичная скорлупа, покрытая слоем зубной пасты, осталась твердой на ощупь.

Вывод: Зубная паста укрепляет зубную эмаль. 

Опыт №3 «Правильно чистим зубы»

Мы проведём опыт с расчёсками. На что они похожи? На зубы.

Кусочки ваты и ниток – это кусочки пищи, которая застряла между зубами. Возьмите зубные щётки и проведите слева направо по расчёске. Что получилось? (пища осталась, теперь сверху вниз, и переверните расчёску снизу вверх. Что получилось? Теперь ещё раз только с внутренней стороны. Вывод: надо правильно чистить зубы (сверху вниз верхние зубки и снизу вверх нижние).

Конспект НОД Тема: «Поможем кукле Кате вылечить зубки».

Цели:

-Закрепить знание детей об уходе за зубами, учить ответственно и правильно относиться к их состоянию.

-Уточнить знания детей о полезных и вредных продуктах для зубов

-Употреблять в речи названия предметов (зубная щётка, зубная паста) в связи с их назначением и свойствами.

-Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Материал: корзина с различными предметами (старая щётка, фантики от конфет, новая зубная щётка, фрукты, овощи); игрушка - НЕЗНАЙКА, детская игра "Собери цветок" ,иллюстрации зубов: весёлый и грустный, декоративное дерево Мойдодыра, картинки овощей, фруктов, конфет, разных сладостей.

Ход занятий:

Воспитатель вносит в группу куклу.

Воспитатель:

-Здравствуйте ребята, к нам в гости пришла Катя, но она почему-то очень грустная.

-Она говорит, что  заболел зуб, потому что она съела много конфет.

Катя  маму плохо слушала

И конфеты только кушала

Заболел зуб у нее

Заревела  Катя: о-о-о!

Эх , Катя, нельзя много конфет сразу кушать. Совсем ты о своих зубах не заботишься!

-Садись, а ребята тебе расскажут, как надо заботиться о зубах. Ребята, что надо делать, чтобы зубки не болели?

Дети:

-Чистить зубы зубной щёткой.

Воспитатель:

-Сколько раз в день надо чистить зубки?

Дети:

-Два (утром и вечером)

Воспитатель:

-Чтобы зубы не болели, а были всегда красивыми и здоровыми их надо беречь и укреплять.

Катя, а у тебя есть зубная щётка. Давай посмотрим, что у тебя в корзине.

-Ой, сколько у тебя всего. А вот и щётка. Ребята, посмотрите, такой щёткой можно чистить зубы?

Дети:

-Нет. Она старая, лохматая.

Воспитатель:

-Ребята, давайте подарим Кате  новую зубную щётку, чтобы он ухаживал за своими зубами.

-Чтобы сохранить зубы здоровыми и белыми - надо кушать полезные для зубов продукты.

Воспитатель:

-Посмотрите, какой это зуб (показывает весёлый зуб)?

Дети:

-Весёлый!

Воспитатель:

-Он белый, здоровый.

Воспитатель показывает грустный зуб

Воспитатель:

-А почему этому зубу грустно?

Дети:

-У него дырочка, он болеет.

Воспитатель:

-Для зубов бывают полезные продукты, но есть и вредные. Сейчас мы попробуем в этом разобраться.

Д/И "Собери цветок"

Весёлый зуб - полезные продукты (овощи, фрукты)

Грустный зуб - вредные продукты (сладости)

Воспитатель:

-Ребята, какие вы молодцы, все картинки разложили правильно. Теперь мы знаем и Катя какие продукты надо есть, чтобы наши зубки были белыми и красивыми.

Конспект занятия «Чтобы зубы не болели».

Задачи:

1. Образовательные.

• Формирование представлений о значении зубов для жизни и здоровья человека.

• Расширение представлений о важности для здоровья гигиенических процедур.

• Знакомство детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».

2. Развивающие.

• Освоение детьми особенностей строения зубов у человека.

• Расширение словарного запаса : эмаль, кариес, коронка.

• Употребление в речи слов, обозначающих эмоциональное состояние (грустный – весёлый, слов с противоположным значением (твердый, мягкий, полезный, неполезный).

• Развитие речевого дыхания.

• Развитие умения устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием.

3. Воспитательные.

• Формирование представлений о том, что зубы надо беречь и правильно за ними ухаживать.

• Воспитание культурно – гигиенических навыков.

• Воспитание потребности в употреблении в пищу полезных продуктов.

Пособия и оборудование: макет зуба, макет ротовой полости, зеркало на каждого ребёнка,  картинки к игре «Полезная – вредная пища», магнитная доска, муз. Колонка.

Ход занятия

1.Воспитатель : Ой! Мне кажется, что кто – то плачет. Прислушайтесь. Кто это? Вы узнали его? Да это же наш знакомый Зубик. Но что это с ним? Какое у него настроение? Посмотрите. У него дырочка. Зубик, ты же заболел. У тебя кариес. Дети, как вы думаете, почему Зубик заболел? Как же это случилось с тобой?

Зубик : Я расскажу вам мою печальную историю, но сначала скажите мне, а зубы у вас есть?

2. Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите зеркало, сядьте на стульчик. Посмотрите в зеркало, покажите свои зубы, для этого приоткройте рот и широко улыбнитесь. У вас получился красивый заборчик. Какие у вас зубы? Дети: (белые, белоснежные, блестящие, ровные, чистые без дырочек).

3. Воспитатель : А теперь постучите языком по верхним зубкам. Скажите : д - д - д… какие зубы: твёрдые или мягкие? Да, ребята, зубы самые твёрдые части нашего тела, они покрыты белой твёрдой эмалью, которая защищает зубы от различных повреждений.

4.Воспитатель: В зеркале мы видим не весь зуб, а только его часть. Она называется коронкой. У зуба есть ещё корень, как у дерева. Зубы крепко держатся в десне с помощью корня.В зеркале мы корень не видим, он спрятан глубоко в десне и крепко держит зуб. А вот у нашего Зубика корень виден. Посмотрите, вот он.

5. Зубик :  А знаете ли вы зачем вам зубы нужны? Чтобы кусаться? (дети: чтобы жевать, правильно говорить, улыбаться, откусывать, пережёвывать, грызть) .

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно, зубы выполняют очень большую работу. Им приходится много пережёвывать пищи. Поэтому зубы надо беречь.

Зубик: Вот и мной жевали – жевали, только пища оставалась во рту и я заболел.

Воспитатель: Так вот почему ты заболел? За тобой плохо заботились? А вы, ребята ухаживаете за своими зубами? А как? (чистим зубы) а чем чистите? (зубной щёткой) Зубик нам приготовил щётки, выберите, какая из них зубная. Молодцы! А еще надо полоскать рот водой после каждого приёма пищи и особенно после сладкого. Но не просто водой, а кипячённой.

  1. Воспитатель: Наше занятие закончено. Вы очень помогли Зубику. Выходите ко мне. Посмотрите, какое настроение у Зубика? Да, ребята зубная боль, которая поселилась в дырочке на время покинула Зубик и он улыбается.

Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты».

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Зубик, он грустный ,ему больно. Что делать? Может  дать ему конфетку? Зубик, на конфетку. Нет, нет!  Тогда орешек.

Зубик: Ни в коем случае!

Воспитатель: Ты хочешь, чтобы ребята поиграли в игру, что тебе полезно, а что тебе вредно? Хорошо. Я буду показывать картинки, если полезно – вы хлопаете в ладоши и говорите да – да – да, если не полезно, говорите нет- нет- нет. Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете, что полезно, а что неполезно.

Будут здоровыми зубы всегда,

если полезная в доме еда.

 Мясо, молоко и фрукты-

Очень  нужные продукты.

Сахар зубы разрушает,

а морковка укрепляет.

Сказка про маленький, но очень вредный кариес.
Жил-был
 Кариес. Он был очень маленький, да не маленький, а крошечный, такой крошеный, что его невозможно было увидеть. Несмотря на то, что он был таким крошечным, он был очень и очень вредным. Жил Кариес во рту у девочки, а девочку эту звали Элени. Питался Кариес остатками еды, которая застревала в зубах у Элени. А так, как Элени не очень любила чистить зубы, то еды у Кариеса было предостаточно. Всё бы ничего, так бы они и жили, но вот вместе с едой любил Кариес полакомиться и маленькими беленькими зубками Элени.

Однажды ночью у Элени сильно заболел зуб, она не могла заснуть и даже плакала. Утром мама повела Элени к врачу. Это был очень хороший добрый врач, тётя Анна. Посмотрела тётя Анна на зубки Элени и покачала головой.

— Элени, наверно ты не любишь чистить зубы? – спросила она девочку.

— Да, не люблю, — ответила девочка, вспомнив, как она прекращает чистить зубы, стоит только маме отвернуться или выйти из ванной.

— Знаешь Элени, — сказала врач, — у тебя в зубе большая дырка, которую прогрыз Кариес. Если ты не начнёшь хорошо чистить зубы, то такие дырки появятся в каждом из них. Так можно будет и совсем без зубов остаться.

Совсем не понравилась Элени мысль о том, что какой-то там Кариес сидит у неё во рту и без разрешения грызёт её зубы. Хорошо, что тетя Анна знала, как лечить зубы. Очень скоро Элени ушла домой с новой беленькой пломбочкой в зубе, на том месте, где раньше была дырка.

Тем вечером Кариес преспокойненько сидел на одном из зубов, болтал ножками и ел остатки обеденных  макарон. Тут он увидел приближающуюся к нему зубную щётку. Кариес пересел подальше, на соседний зуб. Он знал, что это ненадолго, ведь Элени не любит чистить зубы. Но щётка не прекращала свою работу, и очень скоро Кариесу стало страшно, он перебрался на самый дальний зуб. «Посмотрим, что будет дальше», — подумал он. Правда, утром всё повторилось. Элени очень долго и тщательно чистила зубы, Кариес дрожал от страха, забившись в самый дальний уголок самого дальнего зуба. Когда же вечером этого дня щётка появилась снова, Кариес бросился бежать со всех ног, не останавливаясь даже для того,  чтобы перевести дыхание.

Как ты думаешь, а где сейчас живёт Кариес? Уж точно не у нас во рту, ведь мы все очень хорошо чистим свои зубы. 

Сказка про то, как Зубная Фея зубик спасла.

 А сейчас я хочу вам рассказать интересную историю. Сядьте по - удобнее и слушайте.

Жил -был на свете зуб. Был он белый и красивый, жил во рту вместе с остальными зубами - братьями. Очень они любили кушать конфеты, шоколад, мёд и варенье. И все у них было хорошо, пока однажды ночью не проснулся наш зуб от крика. Это его братик плакал и кричал от боли. Посмотрел наш зуб на него и увидел, что на нем большая яма, а в яме сидит злой червяк и грызёт бедного зубика. "Что же делать? Как помочь брату и выгнать злого червяка?"

И решил тогда наш зуб пойти искать помощи. Вышел на улицу, а там -темно страшно! Но делать нечего, надо идти. И вдруг кто-то подлетел к нему бесшумно. Испугался зубик! Но тут услышал тихий голосок: "Не бойся, малыш! Я Зубная Фея. Почему ты так поздно бродишь один?" Рассказал ей зубик про несчастье, которое с его братом случилось. Зубная Фея улыбнулась и сказала: "Ты очень смелый! Не побоялся для братика среди ночи на улицу выйти. Я тебе скажу, где твоему братику помогут!" Фея наклонилась к Смелому зубу и что-то тихо ему шепнула. И радостный зубик побежал домой.

А тут уже и утро наступило. Собрались все братья вместе ,и пошли в стоматологическую клинику. Там очень добрый доктор Айболит быстро вычистил яму и прогнал злого червяка. Потом украсил зуб пломбой, и рассказал всем братьям, что надо делать, чтобы не болеть и быть всегда здоровыми и красивыми. А заодно похвалил Смелого зуба и предложил приходить к нему в гости 2 раза в год. И счастливые братья вместе отправились домой, красивые и здоровые.

«Сказка  про больные зубки» Гурина Е.

 Сказкотерапия для детей
Проблема: — нежелание чистить зубы
Жили-были зубки. Жили они, не тужили, во рту у мальчика Ванечки. Сначала они жили хорошо, были они белые, красивые и здоровые. Только очень не долго они радовались. Плохой им хозяин достался, просто неряха. Он их почти совсем не чистил. Ванечка вообще очень не любил умываться. Грустили зубки и обижались на Ванечку. Печальная жизнь у них настала, и заболели они от расстройства.
— Мы слышали, — сказали передние зубы, — что если хозяин зубы не чистит, то они могут обидеться и уйти от него совсем.
— Как так? – не поверил Ванечка. – Куда уйти? А как же я конфеты есть буду? А яблоки как грызть? Не может быть!
И он побежал к старой мудрой бабушке. Бабушка была старенькая и много всего знала.
— Бабуля, — спросил Ванечка, — а правда, что зубки могут обидеться и уйти?
— Конечно правда, — сказала бабушка. – Зубки всегда обижаются, если их не чистят. Они начинают болеть и выпадать.
— Выпадать? – удивился Ванечка. – Это как?
— А так: выпрыгивают изо рта и убегают искать другого хозяина.
Задумался Ванечка, а потом и спрашивает:
— Бабуля, а как же я? Я ведь не могу без зубов!
— Тогда тебе надо с ними помириться.
— Да, — закричали зубки, — давай мириться, давай. Почисти нас и мы не будем больше на тебя обижаться. Только не забывай, мы любим мыться утром и вечером.
— Хорошо, — обрадовался Ванечка.
С тех пор они больше не ссорились и жили дружно.

Стихи для чтения детям.

Мы чистим, чистим зубы и весело живём,

А тех, кто их не чистит, мы песенку споем.

Эх, давай, не зевай, о зубах не забывай,

Чистить зубы не ленись, снизу вверх, сверху вниз,

Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты.

Чтоб зуб не беспокоил, помни правило такое:

К стоматологу идём в год два раза на приём.

И тогда улыбки свет сохранишь на много лет.

***


Н.Зубарева
Крокодил не чистит зубы,
И медведь не чистит зубы,
Волк с лисой не чистят зубы,
И не чистит бегемот.
Почему они не чистят?
Ведь зубов-то – полный рот!

Чтобы все клыки и зубы
Чистить мог народ лесной,
В год сто тысяч миллионов 
Пасты надобно зубной! 

Чтоб у них с зубною пастой
Больше не было забот,
Надо строить, срочно строить
Зубнопастовый завод!

***

Н.Карпова
Разболелся зуб у Волка!
— Поделом! сказала Ёлка,
А потом шепнула Дубу:
— Надо было чистить зубы!
Скрипнул добрый Дуб в ответ:
— У него же пасты нет!
Жалко мне беднягу — Волка!
— Так и быть, — вздохнула Ёлка,
— Свой рецепт я дать готова,
Но возьму с лентяя слово:
Обещай-ка мне, Клыкастый,
Подружиться с «Хвойной» пастой!

В.Черняева
Только что от пасты толку?
Кто подарит щётку Волку?
Волку говорит Осинка:
— Есть у Кабана щетинка,
Что для щётки подойдёт.
Сделай щётку — и вперёд!
Я для щётки ручку дам!
Сделав щётку, по утрам
Чистит зубы Волк зубастый
Лучшей в мире «Хвойной» пастой!
Чистить зубы Волк привык,
Дёсны не болят и клык.
— Я забыл про боль зубную.
Пасту всем рекомендую
И советую всем вам
Чистить зубы по утрам. 
***

Д.Пономарева
Чистить зубы каждый день
Нам с братишкою не лень.
Чтобы не болели зубки
И не портилась эмаль,
Нам потратить две минутки
Перед сном совсем не жаль.

***

Е.Долгих
Надо,надо чистить зубки по утрам,
И тогда ходить не будем по врачам.
Ну, а если их ещё почистить вечером,
У врача нам точно делать будет нечего!
Если чистишь зубки ты свои любя,
Стоматологи забудут про тебя!
***

Э.Кийг
Знаетчуть ли не с пелёнок
Каждый маленький ребёнок,
Что от всех зубных напастей
Помогают щётка с пастой.
Неужели свои зубы
По утрам и вечерам
Ты зубной не чистишь пастой?
Это стыд, позор и срам!

***

В.Рычихина
Коля чистит зубки пастой,
Говорит нам: « Я зубастый!»
Зубки Коли – белый ряд
И нисколько не болят.
***

С.Чудин
У меня зубная щетка
Она чистит зубы четко
Раз за разом веселей
Мои зубы все белей

Консультации для родителей. 

Кариес – это заболевание, при котором происходит постепенное разрушение твёрдой ткани зуба, в результате чего, в нем образуется полость - «дырка». Кариес способен не только сделать ваши зубы некрасивыми, но и полностью разрушить их, причиняя при этом боль и вызывая неприятные ощущения. Кроме того, последствия запущенного поражения зубов кариесом - развитие еще более опасных заболеваний.

Причины кариеса.

После еды во рту, на зубах, щеках, языке остаются мельчайшие остатки пищи, которые являются прекрасной питательной средой для развития бактерий. Особенно «липкой» является рафинированная пища с высоким содержанием углеводов. Именно углеводами питаются бактерии, выделяя при этом молочную кислоту, разрушающую эмаль зуба и вызывающую воспаление дёсен.

Известно, что на сегодняшний день в мире страдает кариесом 99% населения! А во многих странах — 100%! Только эскимосам и некоторым аборигенам южных районов Памира не знакома эта болезнь. По какой-то причине кариес обходит их стороной. Возможно, это из-за того, что они просто никогда не ели сладостей. 
Что же делать? Средства для очищения зубов существовали еще в глубокой древности. Первый такой состав придумали древние римляне. В него входили лепестки роз, орех и мирра, а основой порошка служила толченая скорлупа и кости животных, смешанные с медом. Часто в состав такого средства добавляли карбонат натрия.

Вот несколько основных правил, соблюдение которых поможет вам сохранить зубы детей.                                      

Правило №1Гигиена.

Стоматологи не устают повторять: залог здоровых зубов – регулярный правильный уход за полостью рта. Как показывает практика, ежедневная гигиена зубов и дёсен снижает необходимость в профессиональном лечении на 75-80%. И дело не только в качестве зубной пасты и щётки: уход за полостью рта – целый комплекс мер, который должен выполняться непрерывно в течение всего дня.

Ежедневная гигиена полости рта включает в себя:

  • тщательную чистку зубов минимум дважды в день;
  • очищение полости рта после каждого приёма пищи (чистка, полоскание или жевательная резинка без сахара);
  • уход за межзубными промежутками с помощью зубной нити или зубочистки;
  • регулярное посещение стоматолога.

Правило № 2Питание.

Рациональное питание имеет огромное значение в профилактике кариеса. В «противокариесном» питании важны два фактора: полноценный набор пищевых продуктов и умеренная частота приёма углеводов. При 3 - 4-разовом питании необходимо, чтобы в рационе были продукты четырёх основных групп: хлебные, молочные, мясные и фруктово-овощные.

Для очищения зубов от болезнетворного налёта и укрепления дёсен в ежедневный рацион необходимо включить грубую пищу: яблоки, морковь и другие жёсткие овощи или фрукты в сыром виде. Старайтесь разумно потреблять богатую углеводами пищу. Чрезмерное потребление углеводов является фактором риска заболеваний кариесом.

Основным строительным материалом для зубов является кальций. Кальций содержится в орехах, зелёных овощах, молоке и молочных продуктах (особенно обезжиренных), в том числе во всех видах сыра.

Правило № 3Температура пищи.

Очень холодная или горячая пища вредна для эмали зубов. Ещё вреднее - резкий перепад температуры.

Из разницы температуры на эмали образуются микротрещины.

Правило №4 Уход за дёснами.

В арабскую культуру гигиену полости рта ввёл пророк Мухаммед. Согласно Корану, полоскать зубы необходимо пять раз в день, а чистить по мере загрязнения и при появлении запаха изо рта. Вместо зубных щёток арабы использовали ветки деревьев, которые вымачивали в воде до тех пор, пока с них не слезала кора.

Слизистая оболочка дёсен защищает ротовую полость от болезнетворных микробов и требует особой заботы. Кровоточивость и воспаление дёсен – одна из частых причин появления неприятного запаха изо рта и выпадения зубов. В свою очередь к заболеваниям дёсен могут привести:  

  • плохая гигиена полости рта;
  • курение;
  • специфика потребляемой пищи;
  • недостаток витаминов.

Правило №5 Фтор.

Фтор также является необходимым микроэлементом для наших зубов. На Урале, в Мордовии, Москве и Подмосковье в водопроводной воде фтора достаточно, а вот  Петербург и весь Северо - Западный регион нуждается в дополнительном источнике фтора.

На рынке сейчас появилось множество препаратов, содержащих большое количество фтора: зубных паст, поливитаминных комплексов, эликсиров, жевательных резинок. Но нужно помнить, что слишком большое количество фтора так же вредит организму, как и его недостаток.

Правило №6 Регулярное посещение стоматолога.

Регулярное посещение стоматолога - залог здоровых зубов. Почему? Во-первых, потому что профессиональная чистка снимает зубной налёт так, как ни одна зубная паста. Во - вторых, только врач сможет вовремя обнаружить кариес, предотвратить его развитие. В - третьих, грамотный специалист даст вам рекомендации по выбору зубной пасты и других средств гигиены, подходящих именно для вас.

Все перечисленные рекомендации - вовсе не врачебная демагогия: грамотный и регулярный уход за полостью рта сэкономит ваши финансы, сделает визиты к стоматологу лишь профилактическими и обеспечит здоровье вашим зубам и дёснам.

         Количество стоматологических клиник и кабинетов за последние 15 лет  выросло в геометрической прогрессии, но на состоянии зубов большинства наших граждан, это не сильно отразилось.

По - прежнему, к зубному мы идём в последний момент, когда - уже и лечить нечего. Но самое печальное, что с поправкой на возраст состояние зубов у наших детей примерно такое же, как и у стариков. И с этим пора перестать мириться.

Обследование 27 тысяч человек, проведённое отечественными стоматологами, показало: у трёхлетних детей в среднем по 3 - 4 зуба уже поражены кариесом; у шестилетних в половине случаев на смену молочным идут постоянные, но уже кариозные зубы; у 12 - летних кариес наблюдается в 60–80% случаев.

И ничего удивительного в этом нет, поскольку анкетирование родителей в нескольких регионах России, показало, что 80% мам и пап сами не имеют понятия, как правильно чистить зубы, не то, что научить этому своих детей. И практически никто не знает о том, что ребёнка нужно показывать зубному врачу не реже двух раз в год.

Кариес - это, по сути, начало инфицирования организма. В полости рта человека находится большое количество микроорганизмов, которые способны вырабатывать из сахаров, которые мы потребляем, клейкие вещества. Этими «клеями» бактерии прилепливаются к зуб - так образуется зубной налёт. Бактерии зубного налёта выделяют кислоту, но в первые часы она нейтрализуется слюной. А вот через 18–28 часов налёт становится таким толстым и плотным, что слюна бессильна проникнуть в него, и кислота  начинает растворять эмаль зуба.

Так как процесс уплотнения зубного налёта длится 18–28 часов, то, чистя зубы два раза в день (то есть через каждые 12 часов), можно значительно снизить вероятность возникновения кариеса.  Имеет большое значение для здоровья ребёнка -  прикус. Если прикус неровный, зубы верхней и нижней челюсти наезжают друг на друга, в них чаще будет «гнездиться» кариес, и такие зубы станут первыми претендентами на установку протезов.

Вот обо всем этом и нужно рассказать ребёнку, чтобы тот сам осознанно стал следить за своими зубами. Вот только как это сделать, чтобы ребёнок все понял, а не воспринял ваш рассказ, как очередную нотацию? Нужна игровая форма рассказа. Начинать можно в промежутке с 5 до 7 лет. В этот период ребёнок начинает сам чистить зубы и должен знать, как и для чего это делается. А, кроме того, уже может запоминать и усваивать достаточно сложные понятия.

Наверное, первый вопрос, над которым стоит задуматься ребёнку: для чего вообще нужны зубы?

Надо предложить ему на практике ознакомиться с функциями зубов:

  • Пережёвывание пищи. Предложите ребёнку попытаться откусить от яблока или морковки, закрыв передние зубы губами.
  • Речь. Пусть малыш попробует сказать «дом», «стол» и другие слова, не касаясь языком передних зубов.
  • Внешний вид.

Перед зеркалом ребёнок сравнит улыбку с сомкнутыми губами и то, какая радостная улыбка получается у него с открытыми зубками. Более наглядно представить внешний вид без зубов поможет следующий приём: возьмите фотографию улыбающейся фотомодели и попросите ребёнка закрасить ей несколько зубов чёрным фломастером (он это сделает с удовольствием). Обратите внимание, какой некрасивой и даже страшной (как у Бабы Яги) стала улыбка на фотографии.

Вывод прост: не будешь ухаживать за зубами, будешь иметь такую улыбку, а значит –

Как поел, почисти зубки! 
Делай так два раза в сутки.

Следующее, что надо понять малышу - для чего мы чистим зубы. Расскажите ребёнку, что во рту всегда есть микробы, которые очень рады, если их не вычищают. Это даёт им возможность надолго поселиться во рту в виде зубного налёта, который выделяет кислоту и тем самым портит и разрушает зубы.

Но при чистке зубов нужно не загонять бактерии под десны, а наоборот, вычищать их оттуда. А для этого надо знать правильные приёмы чистки:

  • Начинают с верхней челюсти - движения щёткой «сметающие», сверху - вниз по 10 раз на каждые 2 зуба. Сначала чистится внешняя, затем внутренняя боковая сторона зубов по всей зубной дуге.
  • Таким же образом чистим зубы нижней челюсти - движениями

снизу - вверх.

  • Жевательную поверхность чистим круговыми движениями, продвигаясь от щеки к центральным зубам.
  • Под конец обязательно чистим язык.

И тогда ваш ребёнок не только вырастет со здоровыми зубами, но семейный бюджет не пострадает, поскольку лечение зубов в 20 раз дороже мер по профилактике кариеса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАССАЖ ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЗУБНОЙ ЩЁТКИ. УПРАЖНЕНИЯ

Опыт  работы  с  детьми – дизартриками  показал,  что  сочетание  специальной артикуляционной  гимнастики и массажа  языка  позволяет  укрепить...

рисуем зубной пастой

нертадиционная техника рисования  зубной пастойЗимний пейзаж....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Сказка о зубной щётке и зубной пасте!»

В ходе  непосредственно образовательной деятельности  осуществляется знакомство  детей о необходимости ухода за зубами, как правильно чистить зубы, с техникой чистки зубов, с правилами ...

Конспект ООД "СКАЗКА О ЗУБНОЙ ЩЕТКЕ И ЗУБНОЙ ПАСТЕ"

Цели:  формировать осознанное отношение к выполнению правил гигиене зубов и полости рта (правила чистки зубов) и значении правильного питания для укрепления зубов.Задачи:1. Расширять и уточнять з...

Конспект НОД по познавательному развитию "Сказка о зубной пасте и зубной щетке"

ЦельНОД:Знакомство с   необходимостью ухода за зубами, формирование умения правильно чистить зубы,  знакомство с техникой чистки зубов, с правилами ухода за зубами, поддержание  же...